133182 (620055), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Память в подростковом возрасте перестраивается, переходя от механического запоминания к смысловому. Смысловая память приобретает опосредованный, логический характер, становится более доступным запоминание абстрактного материала.
Внимание подростка (а оно в этом возрасте зависит от физиологического состояния) превращается в хорошо управляемый, контролируемый процесс. Если у младших школьников преобладает произвольное внимание, то внимание подростка становится сосредоточенным, устойчивым, формируется непроизвольное внимание.
Говоря о психологических особенностях школьников 10-12 лет, необходимо отметить те возрастные особенности, которые в лучшем случае игнорируются при построении образовательной среды для 4-6 классов, а в худшем – служат почвой для возникновения конфликтов между учителями и учениками.
"Чувство взрослости", не подкрепленное ещё реальной ответственностью, - вот особая форма самосознания, возникающая в переходный период. Если школа не предлагает ученикам средств взрослости, оно всё равно проявится, но самым невыгодным образом – в уверенности подростка в учительской несправедливости и необъективности.
Меняется социальная значимость подростка, характерным для этого возраста является имитация чьего-либо поведения. В отношении со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Если подросток попадает в группу с достаточно высоким уровнем социального развития, это благотворно отражается на развитии его личности. Но часто встречаются неуверенные в себе, замкнутые и излишне агрессивные, заносчивые дети, требующие к себе особого внимания.
Воображение подростка может превратиться в самостоятельную внутреннюю деятельность. Реальность воображаемого мира – это его реальность. Подросток уже владеет непроизвольным и произвольным воображением. В данный период формируется воссоздающее воображение. Воображение подростка может оказывать влияние на познавательную деятельность, эмоционально-волевую сферу и личность ребёнка.
Подростковый возраст относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальным преобразованием в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений ребёнка [20, с.188].
В психолого-педагогической литературе часто школьникам возраста, переходного из младшей в среднюю школу, приписывают черты или десятилетних детей (младших школьников), или двенадцатилетних (подростков). Г.А. Цукерман отмечает, что возраст 10-12 лет оказался "ничьей землей" в возрастной психологии [25, с. 17]. Большое внимание психологическим особенностям 10-12-летних детей уделено в зарубежной психологии (Ж.Пиаже,. 3.Фрейд, Э.Эриксон). На представления Пиаже о развитии оказала значительное влияние его первоначальная подготовка в области биологии. Основой его теории стало биологическое понятие адаптации. Так же как органы тела адаптируются к окружающей среде, так и структуры мозга развиваются для того, чтобы лучше приспособиться к окружающему миру или отражать его [28]. Согласно теории Эриксона, специфические, связанные с развитием конфликты становятся критическими только в определенных точках жизненного цикла. На каждой из восьми стадий развития личности одна из задач развития, или один из таких конфликтов, приобретает более важное значение по сравнению с другими. Однако несмотря на то что каждый из конфликтов является критическим только на одной из стадий, он присутствует в течение всей жизни. На пртяжении всего жизненного пути люди должны постоянно проверять степень своей самостоятельности, которую они могут проявить всякий раз, вступая в новые отношения с другими людьми [29]. По мнению Фрейда в этом возрасте запас энергии направляется на несексуальные цели и занятия — учебу, спорт, познание, дружбу со сверстниками, в основном своего пола. Фрейд особо подчеркивал значение этого перерыва в становлении человека как условия для развития высшей человеческой культуры [30]. Таким образом в когнитивном развитии в 10-12 лет отмечается переход от стадии конкретных операций к стадии формальных операций, характеризуемой преобладанием гипотетико-дедуктивного подхода в решении задач над эмпирико-интуитивным, появлением способности вырабатывать стратегии поиска и организации информации и др. Хотя мышление учеников этого возраста еще не столь абстрактно и системно, как у более старших школьников, оно заметно отличается от мышления младших школьников: оно рефлексивно. Развитие рефлексии сказывается и на личностных преобразованиях школьника: у ребенка складываются свои собственные представления об академических, атлетических способностях, а также о физических и личностных характеристиках, определяющих популярность среди сверстников [25, с. 23]. Переориентация многих аспектов идентификации с родителей на сверстников, зарождающееся чувство взрослости приводит к так называемому социально-психологическому экспериментированию с собственной идентичностью, что позволяет предположить, что именно такое экспериментирование является ведущей деятельностью в предподростковом возрасте.
1.2.2 Психологические трудности в деятельности и общении школьников при переходе из начальной школы в среднюю
Несмотря на большую научную и практическую значимость, проблема психологической адаптации младших школьников к обучению в основной школе остается еще малоизученной. Общепризнанно, адаптация понимается как процесс приспособления человека к изменяющимся условиям внешней среды: от момента встречи человека с новыми условиями существования до выработки адаптивной реакции. Адаптация учащихся к основной школе выражается в приспособлении к новым условиям обучения и качественно новому уровню общения, в выработке новых стереотипов, что позволяет им преодолевать трудности и успешно овладевать учебной деятельностью. Если же процесс адаптации идет медленно, то у пятиклассников возникают дополнительные затруднения в усвоении учебных дисциплин, в общении с учителями, родителями и одноклассниками [7]. Школьная дезадаптация – несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям школьного обучения, овладение которыми становится затруднительным или в крайних случаях невозможным. В результате появляются "педагогически запущенные" несовершеннолетние, неуспевающие и склонные к конфликтам. Как правило, различные поступки и асоциальные проявления у них объясняются не незнанием, непониманием или неприятием общепринятых моральных и правовых норм, а неспособностью тормозить свои аффективные вспышки или противостоять влиянию окружающих (аффективный и волевой уровни). Педагогически запущенные несовершеннолетние при соответствующей психолого-педагогической поддержке могут быть реабилитированы в условиях школьного учебно-воспитательного процесса. Ключевыми факторами реабилитации должны стать доверие, опора на полезные интересы, связанные не столько с учебной деятельностью, сколько с будущими профессиональными планами и намерениями, а также перестройка на более эмоционально теплые отношения с учителями и одноклассниками [15].
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе — одним из труднейших периодов школьного обучения. Наблюдения школьных психологов свидетельствуют о том, что во время перехода учащихся из начальной школы в основную ухудшается их психоэмоциональное самочувствие, что выражается в феномене эмоционально-личностной дезадаптации. Изменяются привычные условия школьного обучения, повышаются требования к пятиклассникам, что приводит к затруднениям в учебе и различным нарушениям школьных норм поведения. Всё это может быть причиной эмоционального неблагополучия ученика, свидетельствовать о несоответствии его психоэмоционального статуса требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой становится затруднительным, и проявляться в школьной тревожности, фрустрации, агрессивности, детских страхах [25, с. 29].
Любые переходные периоды выдвигают специфические проблемы, которые требуют особого внимания. Не составляет исключения и переход учащихся из начальной школы в среднюю. Следует адаптировать учащихся при переходе к кабинетной системе обучения. В сегодняшней школе изменения форм обучения происходят "рывком": вместо одного учителя начальной школы, который один строил с каждым ребёнком и его семьёй разносторонние отношения, появляется много предметников, отношения которых с учеником и его родителями становятся ситуативными и касаются в основном вопросов успешности поведения на уроках.
Есть немало житейских обстоятельств, также объясняющих падение успеваемости и интереса к учёбе на переходе из начальной в основную. Дело, прежде всего в том, что учитель начальной школы, выпустив своих детей в основную школу, отчётливо видит, как вырос каждый ребёнок и какой образовательный потенциал накопил для дальнейшего роста, то есть оценивает его оптимистично. Принимая новый класс в основной школе, учитель-предметник приходит на урок из старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышленышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. Он переносит методы обучения, формы взаимодействия со старшими школьниками на подростка, а они по многим своим психологическим особенностям ещё младшие школьники и поэтому не могут справиться с этими необычными для них способами обучения [2,188]. Такое резкое изменение жанра средств обучения и характера учебного общения с неизбежностью приводит многих детей к трудностям понимания учебного содержания, к нарушению взаимодействия в системе "учитель-ученик" (Приложение1).
В своей практике я заметила, что родители меньше помогают своим детям, ссылаясь на их "взрослость". По моему мнению, адаптацию затрудняет также низкая согласованность между учителями-предметниками в отношении объема домашних заданий, учета сложности учебников и, самое главное, отсутствие, как правило, единства требований начальной и средней школы. Одну из причин перегрузок школьников в это время Б.С. Круглов видит в том, что "при разработке дидактических и методических средств обучения, последние ориентированы исключительно на учителя, который, хотя и творчески, но, тем не менее, репродуктивно переносит их на всех учащихся без учета их возрастных и индивидуальных особенностей развития" [21, с. 20-21].
В связи с переходом из начальной школы в основную учащиеся не всегда успевают быстро адаптироваться в новых условиях, не всегда понимают, чего от них хотят, и испытывают психологический дискомфорт, который проявляется в тревожности (школьной, самооценочной, межличностной), когда ученик склонен переживать нейтральные школьные ситуации как создающие угрозу представлениям о себе, самооценке, личностным интересам и ценностям. Школьная тревожность по праву считается одним из основных факторов эмоционального неблагополучия учащихся. Это явление характерно не только для российских школ. Так, Д. Хамблин [14] отмечает, что у учащихся английских школ наблюдаются в этот переходный период стрессовые явления. Задачу учителя английский ученый видит в том, чтобы помочь учащимся мобилизовать свои силы и возможности на преодоление трудностей и неудач, способствовать безболезненной адаптации пятиклассников в основной школе.
Значительные трудности связаны с переходом выпускников начальной школы на кабинетную систему обучения. Переходы из кабинета в кабинет зачастую сопровождаются подъемом с этажа на этаж, что сокращает продолжительность отдыха во время перемены. Нередко учителя задерживают учащихся в классе после звонка с урока, что мешает учащимся другого класса войти в кабинет и подготовиться к уроку. В коридорах создается скученность. Следует отметить и гигиенические дефекты кабинетной системы обучения. Учебные помещения нередко не проветриваются. В нашей школе (СОШ№3) все перемены только по 10 минут, за которые дети должны успеть закончить предыдущий урок, найти другой кабинет, который может быть очень далеко, приготовиться, сходить в столовую, попить и т.д. Значит, ребенок совсем не отдыхает так, как он привык в начальной школе. Значительные трудности возникают при индивидуальном подборе мебели. Если в одних и тех же учебных кабинетах занимаются школьники с 5 по 11 классы, то несоответствие мебели росту учащихся достигает 80-90%. Рассмотренные дефекты кабинетной системы обучения отрицательно влияют на работоспособность детей.
Состояние дезадаптации школьников от перемены динамического стереотипа и стрессов при переходе в 5 класс может быть причиной перенапряжения, усталости пятиклассников. Хорошо известно, что успехи учащихся в учебной деятельности во многом определяются состоянием их здоровья. Частые заболевания выбивают из привычного ритма школьной жизни, а отсюда берут начало или еще больше усугубляются и негативные установки на школу, и снижение уровня и силы мотивации учения, и многие другие школьные "неприятности".
Большое значение имеет другой аспект адаптации, который связан с трудностями усвоения новых социальных норм, установления и поддержания отношений с новыми учителями и одноклассниками. У школьников появляется новая потребность: быть не только субъектом предметной деятельности, но и утвердиться в сфере взаимоотношений, которые приобретают качественно иной, более "взрослый" тип.
Трудности во взаимоотношениях пятиклассников и учителей-предметников связаны с тем, что последние, как правило, плохо знают своих учеников и не учитывают в образовательном процессе их возрастные, индивидуальные и личностные особенности. По мнению Г.А. Цукерман, педагоги "крайне редко оказываются достойными партнерами 10-12-летних школьников в решении их важных задач развития и взросления и навязывают свои взрослые задачи" [26,с.18], что приводит к рассогласованию возрастных и педагогических задач.
Недооценка учителями и родителями роли общения в жизни младших подростков могут усугубить имеющиеся у учащихся трудности. Младшие подростки испытывают всё больше переживаний по поводу взаимоотношений со сверстниками и самореализации своего "Я" в нем и всё меньше - по поводу учения. С переходом младших школьников в основную школу, считает Л.И. Божович, изменяется не только "объективное положение ребенка, которое он занимает в жизни, но и его собственная внутренняя позиция, т.е. то, как он сам, благодаря истории своего развития, создавшей у него определенный опыт и определенные черты, относится к окружающим и, прежде всего, к своему положению и тем требованиям, которые оно к нему предъявляет" [3, с. 176].
Таким образом адаптация ребенка к обучению в среднем звене – это процесс, связанный со значительным напряжением во всех системах организма. Немалую роль в успешной адаптации играют хараткерологические и личностные особенности детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития.
Глава 2. Эмпирическое исследование особенности психологической готовности младших школьников при переходе их начальной школы в среднюю
2.1 Диагностическое исследование психологической готовности учащихся 4В класса МОУ "СОШ№3" к обучению в основной школе
Для диагностики использована авторская методика Т.Н.Князевой[9].
Обобщая основные характеристики психического развития ребенка к концу младшего школьного возраста, можно сделать вывод, что структура психологической готовности к обучению в основной школе включает в себя как системообразующий компонент сферу субъективной активности ребенка, представляющую собой интегративное образование. Это сплав личностно значимых для него стремлений к "присвоению" учебной деятельности (субъективная часть готовности), а также объективные показатели психического развития ребенка, характеризующие его реальные возможности к переходу на новый уровень учебной деятельности (объективные показатели зоны актуального и ближайшего развития высших психических функций).
Таким образом, структура психологической готовности психологической готовности ребенка к обучению в основной школе включает следующие компоненты:
-
интегративно-личностный;
-
мотивационный;
-
ориентировочный;
-
интеллектуальный;
-
регулирующий;
-
социальный.
Каждый из названных компонентов готовности имеет ряд показателей, определяющих степень его сформированности (уровень развития).