132766 (619814), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Юноши 14-15 лет нередко считают, что в физическом отношении они невыгодно отличаются от сверстников, испытывают чувство неполноценности, становятся робкими, замкнутыми. Они несколько отстают от девушек в сфере чувств, чаще проявляют необязательность, их тяжелее в чем-то убедить.
У ребят этого возраста ярче, чем у девушек выражена потребность в достижении своей мечты.
Девушки рассматриваемого возраста отдают предпочтение гуманитарным наукам, им легче даются упражнения на заучивание, запоминание. Они предпочитают такие виды спорта, где превалирует гибкость, пластичность, красота движений. В этот период девушки более сентиментальны, чем юноши, они раньше переживают чувство влюбленности, раньше юношей начинают оценивать и осмысливать мир «по-взрослому». Девушки острее переживают чувство одиночества, чувствуют потребность в утешении, сочувствии. В этот период девушки более чувствительны к упрекам и нуждаются в поддержке.
Юноши начинают в этом возрасте заниматься различными видами спорта, особенно теми, которые развивают и укрепляют мускулы, формируют фигуру, силовыми видами спорта.
Если юношам этого возрастного периода необходимо доказывать необходимость исполнения тех или иных требований, то для девушек более важным является близость этих требований к личному опыту, их эмоциональная окраска.
Во взаимоотношениях с окружающими, юноши стремятся руководить, вести за собой. Девушки, в отличие от них, наблюдают за впечатлением, которое они производят на других, фиксируют малозаметные нюансы и колебания этих впечатлений, малейшее изменение оценивания своей личности и поведения. Они не действуют так прямолинейно как юноши, а незаметно, понемногу завоевывая [12.45].
Психологи отмечают, что девушки 14-15 лет являются личностью взрослее своих сверстников, однако психологические границы развития, их внутренней индивидуальности более узкие. Ведь юноши с ранних лет тяготеют к более широкому взрослому социуму, жаждут риска, преград, испытаний. Их мир субъективно сложнее, чем девичий, который иногда не выходит за рамки семьи, или близкого им окружения.
Особого внимания при характеристике этой возрастной группы требует освещение их эмоциональной сферы.
Вопрос об особенностях эмоционального мира подростка и юноши, отмечает И. Кон, - имеет самостоятельное значение [11.34].
Психологи наблюдают большое количество легко возбудимых детей в детском периоде, с возрастом процент возбудимых падает. В пубертатном возрасте (11-13 лет у девочек и 13-15 лет у мальчиков) доля возбудимых опять увеличивается, а после его окончания опять уменьшается. Физиологические истоки эмоциональной напряженности нагляднее видны у девочек: их депрессивные состояния, тревожность и пониженное самоуважение во многом связаны с определенным периодом менструального цикла, за которым следует эмоциональный подъем. У мальчиков нет такой жесткой психофизиологической зависимости, хотя пубертатный возраст и для них труден. Практически все психологи мира считают наиболее трудным возрастом эмоционального развития 12-14 лет. К 15 годам, как правило, уже начинает проходить подростковый синдром озабоченности своим телом и внешностью. Поэтому эмоциональные реакции и поведение юношества данного возрастного периода уже нельзя объяснить лишь сдвигами гормонального порядка. Они зависят также и от социальных факторов и условий воспитания.
Возраст 14-15 лет характеризуется более высокой, по сравнению с подростковым, дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля саморегуляции. Юношеские настроения, значительно более устойчивы и осознаны, чем в 11-13 лет, и соотносятся с гораздо более широким кругом социальных условий.
В возрасте 14-15 лет сильнее выражены, чем в подростковом, индивидуальные различия в степени тревожности и в характере вызывающих ее факторов, таких как: успеваемость, положение среди сверстников, особенности самооценки, тревожность, связанная с типом нервной системы. Уровень сознательного самоконтроля уже выше чем у подростков. Они чаще жалуются на свое слабоволие, неустойчивость, подверженность внешним влияниям и такие характерологические черты как капризность, ненадежность, обидчивость. Многое в их жизни, включая собственные поступки, кажутся, совершающимися автоматически, помимо их воли, и даже вопреки ей [5,231].
Так называемые немотивированные поступки, частые в этом возрастном периоде, вовсе не беспричинны. Просто их мотивы, вследствие тех или иных обстоятельств, не поддаются логическому анализу. Чтобы их понять, отмечает В. Исаев, - следует четко разграничивать напряженность, а нередко и внутреннюю конфликтность психики юноши или девушки и социальную конфликтность поведения [9,34].
В этот период расширяется сфера эстетических чувств, которые постепенно вычленяются из круга других переживаний, и находят специфические способы выражения и удовлетворения. При этом в эстетике, как и в морали, юность особенно чувствительна к контрастам, остро переживает переход от возвышенного к низменному, от трагического к комическому. Особенно нужно отметить развитие в этом возрасте, тесно связанного с ростом чувства интеллекта, чувства юмора, иронии, которые позволяют вырвать предмет из его привычных связей, и установить с ним необычные ассоциации.
Заметно дифференцируются интеллектуальные чувства. Наивная детская любознательность к 14-15 годам перерастает в осознанное наслаждение процессом мышления, в радость по поводу преодоления трудностей.
Развитие высших чувств, эмоциональности, не является линейным процессом, их невозможно понять без учета самосознания личности.
Становление самосознания и устойчивого образа «Я» - это важнейший психологический процесс раннего юношества. Высокий уровень развития самосознания порождает интерес к собственной личности, к формам ее организации и саморегулирования. Внешний и физический мир теперь только лишь одна из возможностей субъективного опыта, центром которого является собственная личность, собственное личное «Я».
Процесс открытия личного «Я» сложный и внутренне спорный. Неожиданно открывается, что внутреннее «Я» не совпадает с внешним поведением, вследствие чего, актуальной становится проблема самоконтроля. Неопределенность, недостаточная дифференцированность собственного «Я» в этом возрасте обусловливают чувство тревожности, внутренней пустоты, которые следует чем-либо заполнить, что в свою очередь порождает усиление потребности в общении и одновременно возрастает его избирательность [10,44].
Представление о себе соотносится, прежде всего, с определенным групповым образом «Мы» (образ типичного представителя своего возраста и пола), но никогда с ним полностью не совпадает. Образ своего внутреннего «Я», как правило, более дифференцированный, и включает в себя другие нормативные качества, сравнительно с образом «Мы».
Юноши 14-15 лет в этот период считают себя менее смелыми, менее коммуникабельными и жизнестойкими, нежели их сверстники, зато более добрыми и способными лучше понять другого человека. Девушки же этого возраста приписывают себе меньшую коммуникабельность, зато подчеркивают черты искренности, справедливости, верности.
В сфере самосознания существуют половые различия. В возрасте 14-15 лет девочки гораздо больше мальчиков озабочены тем, что о них думают окружающие. Склонность девочек видеть себя интроспективными и чувствительными подтверждается и сравнением личных дневников юношей и девушек. Вести дневники девочки начинают раньше мальчиков и делают это гораздо чаще, и более систематически, чем мальчики и отличаются большей интимностью. Это, как правило, описание своих чувств и переживаний, особенно любовных. Дневники мальчиков более разнообразны и предметны, в них шире отражаются интеллектуальные увлечения и интересы их авторов, их практическая деятельность. Эмоциональные переживания описываются юношами скупо и сдержанно.
Немаловажным фактом в юношеском возрасте является самооценка.
На формирование самооценки влияет самоутверждение и самосознание. Самооценка играет одну из главных ролей в развитии личности юношей и девушек, в их желании реализации собственных способностей, установления контактов с окружающим миром, поэтому формируется она только во время общения личности с другими людьми.
Сам процесс оценивания имеет разные функции. С одной стороны, самооценка – это когнитивный процесс для успешной деятельности – индивид заинтересован в объективном знании себя и своих качеств, с другой, - самооценка часто служит средством психологической защиты: желание иметь положительный образ «Я» и нередко побуждает индивида преувеличивать свои достоинства и преуменьшать недостатки.
В юношеском возрасте самооценки очень переменчивы и могут колебаться от заниженных к завышенным. Для возраста 14-15 лет очень характерно искать соответствия своего внешнего облика стереотипному образцу – «маскулинности» у юношей и «феминности» у девушек. При этом юношеский эталон красоты и просто «приемлемой» внешности нередко бывает завышенным, нереалистичным.
Девочки этого возраста очень остро переживают недостатки кожи, некоторые склонны преувеличивать свою полноту, прибегая при этом к фантастическим и вредным диетам, нескладность и иногда слишком высокий, по их мнению, рост, т.к девочки в этом возрасте действительно обгоняют в росте многих мальчиков, появление волос на теле и пр. У мальчиков самым частым источником тревоги является недостаточный, по их мнению, рост, многие также болезненно реагируют на появление прыщей и угрей, их смущает отсутствие волос на теле и т.д.
Таким образом, по содержанию девичьи и юношеские заботы о внешности отличаются лишь постольку, поскольку не совпадают стереотипы «феминности» и «маскулинности». Поскольку наружность – важный элемент юношеского самосознания, учителям и родителям необходимо знать, какие аспекты ее чаще всего вызывают у ребят беспокойство, так как порождение у ребенка этого возраста уверенности в своей непривлекательности, может привести к устойчивой тревожности, пониженному уровню притязаний, трудности в общении, застенчивости и другим психологическим проблемам.
В общем и целом адекватность самооценок с возрастом в основном повышается, особенно это касается внешности, т.к во-первых, человек привыкает к своей внешности, во-вторых, появляются другие критерии и эталоны в подходе к качествам личности, хотя эта тенденция и не является линейной. Так, например, юноша этого возраста может считать себя эстетически неразвитым, что нисколько не ухудшает его самочувствия, так как он не придает этому большого значения. И наоборот: юноша считает себя выдающимся физиком или математиком, но при этом его самоуважение к себе крайне низкое, так как основывается не на интеллектуальных, а на коммуникабельных свойствах.
Чем важнее для личности оцениваемое свойство, тем вероятнее включения в процесс самооценки механизмов психологической защиты. По данным Я.Л. Коломинского, юноши и девушки, отвергаемые сверстниками, склонны преувеличивать свой групповой статус, видеть свое положение в коллективе более благоприятным, чем оно есть на самом деле [10,67]. Завышенная оценка в подростковом, может привести к таким негативным качествам, как наглость, неприятие социальных форм поведения, однако, как свидетельствуют многочисленные наблюдения и исследования, для юношей и девушек 14-15 лет наиболее характерным является положение, где образ «Я» и самоуважение все больше зависят от успешности их деятельности и от характера взаимоотношений с окружающими, как со сверстниками, так и со взрослыми.
2.2 Особенности межличностной коммуникации в подростковом возрасте
В одном исследовании большой группе школьников 14-15лет был задан вопрос: « В чем вы видите наибольшую угрозу своему счастью? « Более 50% опрошенных ответили – в плохом отношении к себе товарищей. Таков результат не случаен. Ранняя юность – возраст сильно развитой общительности. Более того, психологами подмечено, что даже те дети, которые в период подросткового возраста были довольно замкнуты, в ранней юности интенсивно стремились к сближению со своими сверстниками.
Межличностные отношения ранней юности имеют свои особенности. Вовлечение юношества в орбиту уже не детских интересов побуждает к интенсивной перестройке взаимоотношений с окружающими людьми. Взаимоотношения со сверстниками подразделяются на товарищеские и дружеские, а отношения со взрослыми на личные и деловые. В целом вся система взаимоотношений в ранней юности становится сложнее, чем в подростковый период и в ней юноши и девушки начинают играть множество различных социальных ролей. Всевозможные отношения, в которые включаются юноши и девушки, теряют непосредственный характер и своеобразные детские черты, превращаются в такие, которые внешне и внутренне похожи на отношения, существующие между взрослыми людьми. Их основой становятся взаимное уважение и равноправие.
Межличностные отношения, общение занимает все больше времени, причем большая часть времени, затрачиваемого на общение, приходится на общение со сверстниками.
Юноши и девушки, образно говоря, находятся в постоянном поиске общения. Жадное стремление к новому опыту, настоятельная потребность разрешить обуревающие их проблемы заставляют их надеяться (чаще еще неосознанно), что в потоке людей, встречающихся на их пути, их ждет много интересных, важных, необычных знакомств. Поэтому, как правило, интерес вызывает каждое новое лицо, появившееся в поле зрения.
Признанием и уважением у 14-15 летних юношей и девушек пользуются такие сверстники, которые являются их близкими друзьями. С остальными поддерживаются только товарищеские или приятельские отношения.
Особой популярностью среди юношества данного возраста пользуются те, которые сами по-доброму относятся к людям. То есть, отзывчивые, сдержанные, добродушные, обладающие чувством юмора. Юношеству этого возраста нравится внимание и хорошее расположение к ним со стороны лидеров групп (класса, дворовой компании, спортивной или кружковой группы). Особенно оно ценно для юношей и девушек, которые не находятся сами в центре внимания.
Юноши и девушки все чаще организовывают, создают свои компании для общения со сверстниками. Характерным для таких компаний является высокий уровень конформизма. Защита своей независимости от взрослых в этом возрасте соединяется с некритическим отношением представлениям и ценностям собственной группы или компании, и ее лидеров. Очень серьезной является проблема не просто входить в состав группы, а быть принятым сверстниками, чувствовать свою необходимость в данной группе, иметь в ней определенный авторитет.
Структура стихийных групп общения и степень их сплочения определяется уровнем развития взаимоотношений между юношами и девушками.