130189 (618968), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Современная семья эволюционирует в своей супружеской форме, что означает выдвижение на первый план значения супружества, обладающего статусом самостоятельной ценности. Превращение любви в основной мотив брака расширяет, по мнению А.Г. Харчева, круг моральных требований, предъявляемых супругами друг к другу, повышает ожидания, связанные с супружеством. Л.В. Варфалви отмечает, что для современного переходного состояния характерны определенные трудности в освоении супружеских ценностей0.
В современном брачном союзе возрастает значение личного, интимного общения, основанного на любви, уважении, внимании, заботе, ощущении ценности своей личности. Брак в современном виде оценивается с позиций достижения экзистенционального смысла и выступает как психологическое отношение между супругами. Вместе с тем это усложняет характер супружеских взаимоотношений, увеличивает вероятность психологических коллизий в семье, что делает последнюю менее устойчивой.
По мнению В.И. Косачевой, возникает новое понимание стабильности семьи, т. к. сегодня, во-первых, семья призвана выполнить функцию среды формирования наиболее прочных, устойчивых, позитивных эмоций: отношений любви, отношений отцовства и материнства (не связанных с экономическими или какими-либо другими утилитарными критериями), отношений тесного общения и т.д.
Во-вторых, семья выступает как культурная общность – общность людей, которых связывает определенное единство жизненных ценностей, представлений, единство позиции во взаимоотношениях с обществом (семья, в частности, выступает и в качестве сферы, где компенсируются какие-либо неудачи в общественной деятельности) и т.д. При этом следует учитывать, что поскольку главной ценностью нашего общества является личное счастье человека, то в настоящий момент стоит задача не только стабилизации семьи как таковой, а успешности брачно-семейных отношений или качества брака0.
В последние десятилетия изучение брака и семьи стало важной темой многих исследований. Наряду с конкретно-эмпирическими исследованиями появляются работы теоретического, обобщающего типа: попытки определения и уточнения понятийного аппарата, анализ и дифференциация методологических подходов, разработка теорий «среднего уровня обобщения». Хотя теория семьи и брака еще далека от завершенности, но уже имеется ряд важных уточнений.
Первое – это разделение на макроуровневый и микроуровневый подход к исследованию. При макроуровневом подходе брак и семья рассматриваются как исторически изменчивые социальные институты, элементы более общего социального целого, связанные с другими социальными институтами взаимными влияниями. Для микроуровневого подхода (конкретно-социологического, социально-психологического) семья выступает как малая социальная группа, члены которой связаны между собой отношениями супружества и родства.
Второе принципиальное методологическое положение – разграничение исследований семьи и исследований брака и выделение супружества как отдельного объекта исследования.
По мнению Л.С. Алексеевой, психологические подходы к изучению семьи и брака сводятся к трем основным теориям, которые выясняют закономерности супружеских отношений с учетом их особенностей:
-
структурности этих отношений, выступающих как такая динамическая система, благодаря которой выстраивается некоторое их «членство»;
-
функциональности, подразумевающей взаимосвязанность и мотивированность действий каждого из членов в общей системе отношений;
-
адаптивности как соотношения индивидуальных и личностных свойств членов семьи, обеспечивающие возможности их приспособления друг к другу0.
Более глубокие исследования особенностей функционирования и развития семьи, по мнению А.Я. Варги, привели к необходимости детального изучения и вычленения структурных характеристик отношений, структуры отношений в семье. Базовая идея системного подхода заключается в том, что семья – это социальная система, то есть комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. Я. Варга определяет семейную систему как группу людей, связанную общим местом проживания, совместным хозяйством, а главное – взаимоотношениями, выделяет в ней две основные подсистемы: супружескую подсистему, состоящую из мужа и жены, и подсистему детей.
Семейная система, отмечает А.Н. Волкова, как любая другая система, функционирует под воздействием двух законов: закона гомеостаза и закона развития. Закон гомеостаза формулируется следующим образом: каждая система стремится сохранить свое положение, каким бы оно не было. Это означает, что семейная система стремится остаться на данной точке своего развития, не хочет никуда двигаться. Согласно закону развития, каждая семейная система должна пройти свой жизненный цикл. Жизненный цикл семьи – это некая последовательность смены событий и стадий, которые проходит любая семья. Развитие предполагает изменения в системе. Функционально, когда меняются отношения членов семьи вместе с изменением структуры.
По мнению Д.С. Уоллерстайн, главное достоинство современного брака – гибкость по сравнению с единообразием прошлого.
Итак, современная семья характеризуется стремительными изменениями функций, структуры, системы власти и подчинения, механизмов регуляции брачных отношений, мотивации брака при сохранении его формы (моногамии). Супружеская диада выделяется как основополагающий, центральный элемент, определяющий общее благополучие семьи. В любом акте взаимодействия людей всегда присутствует их отношение друг к другу, которое следует рассматривать как социализированную связь внутреннего и внешнего содержания психики человека. Поэтому взаимодействие человека с человеком в обществе – это и взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого индивида, его эмоциональное состояние. Совместная жизнь и деятельность в отличие от индивидуальной вынуждает людей строить и согласовывать образы «Я – Он», «Мы – Они», координировать усилия между собой.
А.Н. Елизаров считает, что ценностные ориентации играют значимую, и зачастую решающую роль в генезисе семейного неблагополучия. Принимая во внимание тот факт, что социально-экономический кризис в нашей стране сопровождается кардинальной сменой всей духовно-нравственной парадигмы жизни страны, становится очевидным значение новых ориентации и ценностей в трансформации фамилистической организации человечества0.
Г.Г. Силласте отмечает, что на протяжении 1990–1994 гг. произошли существенные изменения в морально-нравственных и духовных ориентациях россиянок. Исследование эволюции структуры ценностных ориентации женщин в их понимании «счастья» показали, что в условиях новой социокультурной ситуации ценность семьи в сознании россиянок не снижается. Однако культивирование рыночных ценностей и усиление значения материальных благ как условия счастливой жизни вызывают изменения в ценностных ориентациях российских женщин, что, в свою очередь, может спровоцировать развитие семейного стресса. Проведение социологических исследований, рассматривающих духовные особенности женщин, открывают большие возможности в изучении процессов депопуляции и институциональных изменений семьи0.
Несмотря на то, что в современном обществе сохраняются «следы» прошлого, в силу инерционного характера его развития, человечество уже находится в новой стадии существования. В этой связи важное значение приобретает исследование семьи как фундаментальной первичной общественной структуры. Интерес к семье и к тем преобразованиям, которые происходят в сфере семейных отношений, неслучаен. В настоящий момент семья занимает не самое лучшее место в иерархии общественных институтов.
Представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнеров, отражая основные функции семьи, составляют иерархическую систему семейных ценностей.
В условиях ценностной дезориентации семья страдает тем более, что иерархия ценностей для членов семьи зачастую не совпадает, а система традиционных стереотипов и жесткой фиксации ролей отошла в прошлое. Опрос, проведенный в рамках программы «Социальная защита и поддержка молодой семьи», выявил очень интересную картину. Во-первых, более трети опрошенных не смогли сформулировать убедительную мотивацию вступления в брак, что заставляет предположить, что брак не приоритетен в их личной системе ценностей. Для подавляющего большинства опрошенных, такие традиционные цели создания семьи, как воспитание детей и ведение общего хозяйства, оказались далеко не актуальными. О них упоминает только один из двенадцати опрошенных.
Основной же ценностью и мужчины и женщины считают благоприятный семейный климат. Главным достоянием уже состоявшегося брака оба супруга считают любовь и взаимопонимание. Причем, для мужчин взаимопонимание оказалось даже несколько предпочтительнее любви. Иерархия семейных ценностей у женщин и мужчин, как и следовало ожидать, выстроена по-разному.
Так, материальное благополучие твердо назвали важным условием счастья больше половины жен, но только пятая часть мужей… Не совпадает и мнение мужей и жен о важности сексуальной гармонии в семье. Для мужчин этот фактор все еще традиционно весомее, чем для женщин. Но уже совсем не намного. Секс занимает третье место по значимости в семейной иерархии у мужей и четвертое – у жен.
Одной из самых важных характеристик брачного союза является отношение к детям. Потребность в детях у мужей стоит на четвертом месте, а у их жен – на пятом. Период ожидания ребенка стал счастливым только для трех человек из ста. Самые положительные эмоции у молодых супругов вызвал предсвадебный период их жизни. А вот «медовый месяц», положительно оценили только десять процентов опрошенных. У остальных это были нелегкие недели, заполненные сложным процессом притирки характеров0.
Характер супружеских отношений во многом зависит от степени согласованности семейных ценностей мужа и жены и ролевых представлений о том, кто и в какой степени отвечает за реализацию определенной семейной сферы. Адекватность ролевого поведения супругов зависит от соответствия ролевых ожиданий (установка мужа и жены на активное выполнение партнером семейных обязанностей) ролевым притязаниям супругов (личная готовность каждого из партнеров выполнять семейные роли). Несоответствие иерархической системы ценностей в семье может стать причиной как явного, так и скрытого конфликта.
Для коррекции межличностных отношений супругов, выявления масштабов несоответствия их ценностных систем в настоящее время используется методика «РОП», разработанная А.Н. Волковой0. Эта методика является одной из наиболее оригинальных современных методик семейной психодиагностики.
Настоящая методика предполагает использование системы шкал для определения значимости определенной сферы семейных отношений для супругов. Оценивая предложенные психологом высказывания, каждый из супругов занимает определенное положение на каждой шкале. Затем происходит сопоставление результатов. Рассмотрим вкратце систему шкал, предложенную А.Н. Волковой для определения иерархии семейных ценностей.
Шкала значимости сексуальных отношений в супружестве. Высокие оценки (7–9 баллов) означают, что супруг считает сексуальную гармонию важным условием супружеского счастья, отношение к супруге существенно зависит от оценки ее (его) как сексуального партнера. Низкие оценки (менее 3 баллов) интерпретируются как недооценка сексуальных отношений в браке.
Шкала, отражающая установку мужа (жены) на личностную идентификацию с брачным партнером: ожидание общности интересов, потребностей, ценностных ориентации, способов времяпрепровождения. Низкие оценки (менее 3 баллов) предполагают установку на личную автономию.
Шкала, измеряющая установку супруга на реализацию хозяйственно-бытовых функций семьи. Эта шкала, как и последующие, имеет две подшкалы. Подшкала «ролевые ожидания» – оценки рассматриваются как степень ожидания от партнера активного выполнения бытовых вопросов. Чем выше оценки по шкале ролевых ожиданий, тем больше требовании предъявляет муж (жена) к участию супруга в организации быта, тем большее значение имеют хозяйственно-бытовые умения и навыки партнера. Подшкала «ролевые притязания» отражает установки на собственное активное участие в ведении домашнего хозяйства. Общая оценка шкалы рассматривается как оценка мужем (женой) значимости бытовой организации семьи.











