28654-1 (618354), страница 7
Текст из файла (страница 7)
Потребность в них ощущается все острее, учитывая начавшийся во многих странах СНГ процесс переориентации и перепрофилирования ряда действующих производств, а также организации новых предприятий с привлечением капиталов и технологий из дальнего зерубежья. Возникает, в частности, вопрос о судьбе бывших предприятий союзного значения, в продукции которых мало заинтересована унаследовавшая их от СССР республика, но которая необходима партнерам в странах ближнего зарубежья.
Формы их поддержки могут быть самыми различными - от выкупа предприятия при его акционировании до включения в состав транснациональных корпораций с соответствующей программой перепрофилирования. В рамках экономического союза в принципе значительно облегчается процесс структурной перестройки промышленности по общим или согласованным программам, путем инвестиций, создания финансово-промышленных групп смешанной собственности. Особенно целесообразно применение таких форм при конверсии предприятий военно-промышленного комплекса.
Большой взаимный интерес в этом плане представляют и системы инфраструктуры союзного значения (транснациональные железнодорожные магистрали, единая энергосистема, сеть газоснабжения). Важно было бы сохранить их транснациональный характер, восстановив прежнюю четкую диспетчеризацию управления и внедрив новую систему затрат и расчетов между участниками из разных республик. Последние должны бы стать совладельцами, а не владельцами отдельных частей, ибо эффективное функционирование таких систем возможно лишь как единого целого.
Нельзя не отметить, что для России судьба бывшей союзной промышленности имеет особое значение, так как на большинстве таких предприятий занято в основном русскоязычное население. Видимо, было бы эффективнее обеспечить им занятость по прежнему месту жительства, чем создавать новые рабочие места и жилье при их миграции в Россию.
Весьма актуальный характер имеют проблемы ценообразования, в том числе во взаимной торговле.
Не секрет, что в наследство от бывшего СССР получило искусственную систему цен, отклоняющуюся от мировых пропорций и многоярусную для отдельных товаров в зависимости от каналов обмена ими. Создавая очаги неэквивалентности, такая ситуация приводит к общему расстройству взаимных платежей.
Мировой опыт показывает, что ценообразование является структурной проблемой, не имеющей быстрых решений (их результатом может быть только инфляция), и требующей компетентного и гибкого сочетания в этой области свободной игры рыночных сил и государственного воздействия на цены.
Очевидно, что введение в торговле между странами СНГ сразу мировых цен было бы преждевременным из-за резких отличий по сравнению с внешним миром в производительности труда в обрабатывающей и ренты в добывающей промышленности. Однако, вполне возможно создание условий для постепенного возврата пропорций товарообмена внутри СНГ к его реальным стоимостным характеристикам. В частности, бесспорными представляются следующие выводы:
-
ценообразование и структура цен в СНГ в целом и в каждой его отдельной стране, особенно входящей в рублевую зону, останется искаженной до тех пор, пока для приближения внутренних цен к мировым будет использоваться совершенно искусственный и оторванный от стоимостной базы биржевой курс рубля к доллару. При переплетении биржевых спекуляций и инфляции такой мультипликатор лишь отдаляет расчетный эквивалент внутренних цен от мировых, провоцируя дальнейшую инфляцию в России и ее экспорт в другие страны СНГ;
-
различие цен на одинаковые товары в разных странах СНГ вполне обоснованно и, как повсюду в мире, является предпосылкой разделения труда и товарообмена;
-
возникающие при этом национальные сверхприбыли могут корректироватья либо государством (фиск), либо рынком (плавающие курсы валют);
-
целесообразно последовательно сокращать зону регулируемого це-нообразования во взаимном товарообмене, расширять сферу действия межпредпринимательского обмена, где нарождающаяся конкуренция, биржи, сравнительные издержки и т.п. могут быстрее приблизить цены товаров к их реальным стоимостным показателям;
-
странам СНГ пора заняться эффективной демонополизацией, понимая ее не примитивно (как борьбу с “гегантизмом”), а в подлинном смысле, т.е. как борьбу с недоброкачественной ограничительной деловой практикой предприятий, в том числе коллективной на рынке.
По расчетам Министерства экономики РФ, в 1992 г. соотношение цен на вывозимые из России сырье и энергоносители и ввозимые продовольствие и сельскохозяйственное сырье было ей не выгодно и приводило к экономическим потерям. По оценкам, из 17 млрд.долл., составивших в 1992 г. фактической субсидирование партнеров из ближнего зарубежья, 11 млрд.долл. приходится на скрытые ценовые дотации.
В 1993 г., по данным Центра экономической конъюктуры при правительстве РФ, применялась следующая практика ценообразования: в целом на поставки продукции и услуг - свободные рыночные договорные цены (их база неизвестна, но, видимо, нижний предел - оптовые цены страны-производителя); не стратегически важные товары - цены, ориентированные на мировые, с ежеквартальным уточнением и пересчетом в национальную валюту по коэффициентам: на уголь, нефть, газ, нефтепродукты - при наличии двусторонних соглашений - внешнеторговые, но не ниже цен промышленности, действующих на территории Российской Федерации; при отсутствии соглашений - цены, рассчитанные, исходя из ежеквартального уровня мировых цен с пересчетом в рубли по среднему рыночному курсу.
Этот временный порядок нуждается в уточнении и согласовании, поэтому было бы целесообразно в ходе переговоров и подготовки необходимой документации по вопросам создания экономического союза договориться о принципах ценообразования и порядке согласования цен во взаимной торговле.
- Пути формирования экономического союза.
Экономический союз не может быть декретирован единовременным актом. Его становление представляет собой процесс поэтапный, на основе последовательного формирования необходимых предпосылок.
В недолгой истории СНГ имеются немало совместных деклораций и многосторонних соглашений, провозглашающих общее экономическое пространство, координацию экономической политики, отказ от торговых барьеров, сохранения кооперативных связей и т.п., но они так и остались на бумаге. Жизнь показывает, что для развития реальной интеграции недостаточно только добрых немерений руководителей стран. Нужен четкий меанизм, обеспечивающий выполнение выработанных договоренностей и обязательств сторон. Необходим поиск всеми звеньями управления практических решений, позволяющих состыковать экономические интересы партнеров, обеспечить благоприятные условия для взаимовыгодного сотрудничества. Это тем более относится к такому сложному и многоплановому процессу, как формирование экономического союза (сообщества) суверенных государств отражает высшую ступень объединения развитых рыночных экономик, достигаемую в результате длительного межгосударственного взаимодействия.
Подготовительные этапы на пути к экономическому союзу включают:
-
создание зоны свободной торговли, для которой характерны отсутствие или как минимум радикальное сокращение таможенных тарифов при сохранении за каждой страной-участницей права самостоятельно устанав ливать правила торговли с другими странами;
-
таможенный союз, в рамках которого полностью отменены внутрен-ние пошлины и ограничения на перемещение товаров и установлен единыйтаможенный тариф на внешней границе таможенного пространства;
-
общий рынок, где сняты барьеры для свободного движения не только товаров, но и факторов производства (капиталов, услуг, рабочей силы).
Показательно, что хотя договор о создании западноевропейскими странами общего рынка вступил в силу еще 1958 г., единый таможенный акт, определяющий меры по переходу к единому внутреннему рынку, экономическому и валютному союзу, был принят лишь в 1968 г. Решения ЕС опираются на высокую степень согласованности национальных экономических политик и совместные действия по широкому спектру вопросов не только в области торговли и внешнеэкономических связей, но и сельскохозяйственного производства, развития отстающих регионов, социальной сферы, проведения научно-технических исследований, выработки мер по защите окружающей среды и др. Для решения этих задач создана разветвленная структура межгосударственного управления, включающая органы, наделенные наднациональной компетенцией, распологающие многочисленным квалифицированным аппаратом и распоряжающиеся совместно созданными крупными фондами. И возможно, это самое важное - мощную материальную базу интеграционных процессов составляют различные предпринимательские структуры и рыночные институты (промышленные корпорации, банки, торговые фирмы и страховые компании), осуществляющие свою деятельность за пределами национального рынка, связанные тесной международной кооперацией, общностью технологий, стандартов, методов работы.
На нынешнем уровне становлении СНГ подобная модель экономического союза, естественно, не может быть реализована в полной мере. Как бы ни велико было стремление ускорить процесс формирования экономического союза, следуя западным стандартам (а попытки их копирования присущи сегодня и представителям науки и экспертам стран СНГ, готовящим договорные документы), это вряд ли удастся, так как исходные предпосылки у нас и у них значительно отличаются: уже хотя бы потому, что на Западе идет экономическая интеграция идет путем размывания государственных границ. Там - развитый рынок со всей необходимой инфраструктурой, здесь - лишь первые шаги по его созданию.
Но это отнюдь не означает, что создание полноценного экономического союза не может сейчас выдвигаться как стратегическая задача. Разрабатывая договор и соглашения, определяется конкретный механизм взаимодействия в различных областях, целесообразно было бы уже сейчас сформулировать совместно с партнерами единое понимание сущности экономического союза, его стратегических целей, ближайших задач, предусмотреть практические пути и инструменты, обеспечивающие их реализацию.
В качестве ориентиров следует исходить из поэтапного формирования интегрированного сообщества, опирающегося на единое рыночное пространство, создание равных возможностей и гарантий для всех стран-участниц, обеспечение бесприпятственного перемещения их товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Осуществление этих целей должно обеспечиваться путем всесторонней координации национальных экономических политик, включая гармонизацию хозяйственных законодательств, совместной разработки и реализации проектов, представляющих взаимный интерес; образование таможенного и валютного союзов.
Представляется необходимым более предметно определить задачи начального этапа, а также меры, направленные на их решение. По существу предстоит наметить совместную программу действий, которые помогли бы преодолеть экономический спад, осуществить рыночные реформы, восстановить хозяйственные, особенно кооперационные связи партнеров.
На этом этапе необходима системная работа по согласованию экономических политик и в первую очередь акций, которые связаны с реформированием экономик и структурными преобразованиями. Экономический союз подразумевает создание в государствах-участниках однородного экономи ческого пространства, что обеспечивается проведением общей экономической политики, согласованной стратегии осуществления экономических реформ и темпов их реализации. Переход к единой стратегии хозяйственных реформ и темпов их проведения определяется, безусловно, российской политикой, хотя по отдельным вопросам здесь потребуются и компромиссы.
Резумеется, нужно с самого начала отменить, или хотя бы существенно снизить, таможенные тарифы и нетарифные ограничения на поставки продукции из стран, вошедших в экономический союз, установить для них преференциальный режим торговли и хозяйственной деятельности, как это допускается правилами ГАТТ для зон свободной торговли и таможенных союзов. Но чтобы такой режим был взаимовыгодным, следует обеспечить выравнивание реальных условий хозяйствования в странах-партнерах. Потребуется перейти к согласованию политики цен и налогов, устраняющей спекулятивные перетоки товаров, создать условия для добросовестной конкуренции. Одновременно необходима разработка общих принципов внешнеэкономической политики по отношению к третьим странам, чтобы ввести единую систему тарифного и нетарифного регулирования торговли с ними, установить согласованный порядок порядок контроля за реэкспортом товаров и применение штрафных санкций.
Принципиальное значение для становления и развития экономического союза имело бы, по нашему мнению, формирование трех его основ: разделение труда, системы ценообразования и системы взаимных расчетов. Иначе говоря, экономический союз лишь тогда станет реальностью, когда в его рамках удастся обеспечить плавный переход,
-
во-первых, от внутресоюзного к международному разделению труда;
-
во-вторых, от внутренней системы оптовых цен и тарифов к пропорциям мировых цен;
-
в-третьих, к такой системе расчетов, которая удовлетворяла бы интересы всех участ-ников.
Руководство стран СНГ учло немало экономических проблем и среди них одну из ключевых - проблему функционирования бывших союзных предприятий в условиях становления межгосударственных отношений. Не случайно практически только Туркменистан экономически достаточно независим, поскольку его усеченный производственных комплекс ограничен продукцией валютного значения (нефть, газ, хлопок, каракуль) и мало связан с другими отраслями. Парадокс, но в этой стране легче в таких условиях выстраивать более независимую в структурном отношении национальную экономику, чем, скажем странам Балтии или Армении.
Однако последующие требования со стороны Росии, в частности, о залоге золота или СКВ под половину объема кредитной задолжности, заставили практически всех ее партнеров (исключая Такжикистан) ввести уже до конца ноября свои национальные валюты. Немало важное значение, видимо, имел и сам факт осмысления как российской стороны, так и ее партнерами весьма малой степени реальной возможности согласования (а посуществу подчинения России) основных параметров денежно-кредитной, финансовой, валютной и таможенной политики, поскольку на первый план в их реализации неибежно будут выдвинуты национально-государственные интересы.
Конечно, обслуживанию торговли внутри СНГ старой союзной валютой с неуправляемой эмиссией и сбором этих денег в экономически более сильные государства, прежде всего в Россию, необходимо было положить конец.Оправдано и переоформлениескладывающихся сальдо сначала в технические, а затем в межгосударственные кредиты. Технически приемлен и механизм обособления российского рубля (через корреспондентские счета в ЦБ РФ и новые купюры) от рынков других стран СНГ в наличном и безналичном обороте. Однако очевидно, что далеко не все страны СНГ были готовы к столь шоковому переходу к мультивалютности расчетов и введению собственных национальных валют без ущерба для экономики и взаимной торговли. Поэтому иллюзорны надежды на то, что форсирование (вместо эвалюционной координации действий) принуждение их следовать российской модели может сразу придать рублевой зоне стабильность курсовых отношений, баланс платежей и способность партнеров гасить переоформленные долги самой России.
Конкретно, видятся здесь следующие нерешенные проблемы: