117631 (618034), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Стабильность функционирования полноценной инвестиционной системы республики есть показатель эффективности государственной инвестиционной политики, ее востребованности в реализации передовых технологий, научно-технических разработок, всего того, что составляет основу инвестиционного потенциала Удмуртской Республики и страны в целом и предполагает решение труднейшей задачи по обеспечению функционального единства инвестиционной и инновационной политики нашей республики.
Руководство УР стремится сформировать нормативно-правовую базу республики, способную обеспечить стабильное функционирование инвестиционной системы и ее экономическую эффективность, заинтересованность всех субъектов инвестиционной инфраструктуры в реализации целей и задач, предусмотренных государственной социально-экономической политикой.
В этой связи возникает вопрос: а как логически правильно сформировать полноценную инвестиционную нормативно-правовую базу региона, которая представляла бы собой целостную систему стратегических и оперативных документов (именно систему, а не перечень разрозненных документов). Чтобы облегчить решение этой задачи, были разработаны функционально-структурные модели государственной инвестиционной политики и государственной инновационной политики во взаимосвязи друг с другом. В настоящее время в стадии рассмотрения находится проект закона "О государственной инвестиционной политике Удмуртской Республики" и начата разработка концепции инновационной системы и государственной инновационной политики, программы инновационного развития и проекта закона "О государственной инновационной политике Удмуртской Республики"0.
Поскольку инвестиционная деятельность без инновационной малоэффективна и конкурентоспособную экономику без них построить невозможно, то был применен следующий подход: в начале была разработана обобщенная модель государственной инновационно-инвестиционной политики региона, частным случаем которой стали модели государственной инвестиционной и инновационной политики.
Модель включает следующие функциональные уровни:
- уровень управления, характеризующий экономическую и социальную политику РФ, ее влияние на социально-экономическое развитие Удмуртской Республики, на разработку и реализацию государственной инвестиционной политики;
- стратегический уровень управления экономическим, социальным и инвестиционным развитием Удмуртской Республики, включающий:
а) стратегические цели, задачи, приоритеты, благоприятные условия для инвестиционной деятельности, формируемые Правительством Удмуртской Республики;
б) систему прогнозирования, планирования и мониторинга, информационного обеспечения;
в) методику формирования полноценной инвестиционной системы Удмуртской Республики, условия обеспечения ее стабильной работы;
г) специфику взаимосвязи инвестиционной политики Удмуртской Республики с надотраслевыми стратегиями: бюджетно-финансовой, внешнеэкономической, по управлению собственностью, по развитию предпринимательства, антимонопольной, по регулированию цен и тарифов, по развитию фондового рынка, в области подготовки кадров, инновационной.
Анализ устройства государственной инвестиционной политики доказательным образом обосновывает необходимость усиления функциональной значимости региональной системы прогнозирования, планирования и мониторинга, повышения качества ее информационного и аналитического обеспечения. Не надо забывать, что мы живем в эпоху информационных технологий. В этом направлении мы также проводим целенаправленную работу.
Таким образом, к основным принципам государственной инвестиционной политики Удмуртской Республики следует отнести:
1. Соблюдение действующего законодательства РФ и УР.
2. Разработка государственной инвестиционной политики, исходя из законодательно утвержденных приоритетных целей социального и экономического развития.
3. Согласование общегосударственных, региональных, местных интересов, интересов финансовых институтов и хозяйствующих субъектов и других участников инвестиционной деятельности на основе взаимных соглашений.
4. Своевременное формирование полноценной нормативно-правовой базы УР, способной обеспечить инвестиционное развитие республики.
5. Единство целей и средств их достижения, взаимосвязь стратегических и оперативных целей.
6. Формирование рациональных форм и масштабов государственного влияния на экономику и социальную сферу.
7. Единство программно-целевого, отраслевого, территориального аспектов управления.
8. Рациональное сочетание плановых и рыночных методов хозяйствования.
9. Согласованность республиканских стратегий в области экономики и социальной сферы.
10. Укрепление взаимосвязи инвестиционной и инновационной политики; создание эффективных систем управления этими процессами на государственном уровне.
11. Использование современной системы информационного обеспечения для прогнозирования, планирования и мониторинга социально-экономического развития.
12. Создание эффективной системы привлечения и использования внешних инвестиций, в том числе иностранных.
13. Внедрение современных требований (в том числе международного уровня) в процессе разработки инвестиционных, инновационных бизнес-проектов, технологии их реализации, снижения различных рисков.
§ 2.2 Место федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов в решении задач региональной политики в России
Разработка и осуществление федеральных целевых программ развития регионов занимают одно из важнейших мест в достижении целей государственной региональной политики.
Государственным документом, в котором закреплены эти цели, является Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г. №803 “Об основных направлениях региональной политики в Российской Федерации”0. К числу целей российской региональной политики в этом документе отнесены:
-
укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности государства;
-
содействие развитию и укреплению экономической реформы, формированию во всех регионах многоукладной экономики, становлению региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала, институциональной и рыночной инфраструктуры;
-
сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов, поэтапное создание условий для укрепления в них собственной экономической базы повышения благосостояния населения, рационализация систем расселения;
-
достижение экономически и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры хозяйства регионов, повышение жизнеспособности региональной экономики.
Нетрудно видеть, что все перечисленные цели имеют прямое отношение к решению проблемы региональной асимметрии.
Федеральные целевые программы регионального назначения, направленные на решение проблем конкретных регионов, призваны тем самым способствовать и достижению названных выше общих целей региональной политики. При этом особая роль федеральных целевых программ развития регионов в решении задач, связанных с межрегиональной асимметрией, определяется тем, что, в отличие от других инструментов региональной политики, используемых для этих целей (трансферты, дотации, субвенции, бюджетные ссуды и кредиты из федерального бюджета, государственная поддержка завоза грузов в районы Крайнего Севера, компенсация тарифов за электроэнергию регионам Дальнего Востока), программы имеют ту принципиальную особенность, что они в силу своего преимущественно инвестиционного характера нацелены на решение не столько текущих, столько стратегических задач реформирования региональной экономики, ее структурной перестройки на основе инвестиционных процессов. Таким образом, по крайней мере по своему замыслу, они направлены на радикальное решение проблем межрегиональной асимметрии, имея целью не только преодоление ее последствий, но и противодействие ряду факторов, ее порождающих.
Радикальное же решение проблем межрегиональной асимметрии, на наш взгляд, возможно лишь при увеличении экономического и соответственно финансового и налогового потенциала регионов и страны в целом, чтобы все большую часть проблем регионов они могли бы решить собственными силами, а федеральный бюджет мог бы увеличить абсолютные размеры помощи тем районам, собственный потенциал которых пока не достаточен для самостоятельного развития. Именно на это нацелены федеральные целевые программы развития регионов.
Если отвлечься от конкретных особенностей каждой из этих программ, то генеральной их целью, общей для всех до сих пор разработанных и реализуемых программ, является определение и осуществление комплекса мер, обеспечивающих преодоление кризиса и формирование эффективной региональной экономики, главным образом, на основе ее структурной перестройки, и решение социальных задач в регионе.
Структурные сдвиги в промышленности регионов постоянно происходят под воздействием рыночных факторов, позитивно или негативно влияющих на динамику производства на конкретных предприятиях, в результате чего индустриальная структура региональной экономики постоянно адаптируется к современным условиям.
Вместе с тем эта адаптация осуществляется с большими трудностями при низкой инвестиционной активности и сниженном уровне производства, что не решает проблемы безработицы, недостаточной налогооблагаемой базы регионов, повышения технического уровня и эффективности производства, осуществления необходимых социальных программ. Сами процессы структурной перестройки в этих условиях не отличаются стабильностью, чрезмерно зависят от текущей конъюнктуры, и не всегда соответствуют долговременной стратегии социально-экономического развития страны.
Надо учитывать также малую инвестиционную активность коммерческих банков и частных инвесторов в реальном секторе экономики, ограниченную к тому же вложениями в небольшие, быстро окупаемые проекты. Крупные же инвестиции в стратегически важные мероприятия с долгосрочным эффектом, особенно в кризисных регионах, могут осуществляться, как правило, лишь с государственным участием.
В связи с этим возникает необходимость, особенно в регионах с наиболее острыми социальными, экономическими и экологическими проблемами, использовать различные формы регулирующего воздействия на процессы структурной перестройки экономики со стороны федеральных и региональных органов управления, и в том числе программно-целевой метод, позволяющий в принципе обеспечить комплексное решение региональных проблем, учесть все многообразие факторов, определяющих динамику регионального развития, расширить временной горизонт для осуществления программных мероприятий, предусмотреть хотя и более долговременные и дорогостоящие мероприятия (например, по структурной перестройке), но зато обеспечивающие коренное улучшение ситуации в экономике и социальной сфере конкретного региона, гораздо более радикальное решение его проблем0.
Как показал опыт России, другие названные выше инструменты региональной политики, решая, хотя и жизненно важные, но текущие задачи, не способны обеспечить радикального изменения социально-экономической ситуации в региональном развитии: территориальная дифференциация за годы реформ не уменьшилась, а возросла. На возможное возражение, что действовавшие в эти годы федеральные целевые программы тоже не изменили ситуацию, можно ответить, что подавляющее их большинство находится на начальной стадии осуществления, а выделяемые и привлекаемые для них ресурсы далеки от намечавшихся масштабов. Данная выше принципиальная оценка программно-целевого метода и его возможностей от этого не меняется.
§ 2.3 Реализация федеральных целевых программ в Удмуртской Республике
В 2007 году завершилась реализация федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Удмуртия до 2007 года".
Общий объем финансирования, определенный для реализации Программы, составил 114812,11 млн. рублей, из них средства федерального бюджета – 28568,06 млн. рублей (19,84%), средства бюджета Республики Башкортостан – 30211,01 млн. рублей (18,67%), средства внебюджетных источников – 101904,25 млн. рублей (61,49%)0.
В 2007 году объем бюджетного финансирования Программы составил 4231,54 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета – 2759,73 млн. рублей, из бюджета Республики Башкортостан – 17237,92 млн. рублей. Из внебюджетных источников привлечено 33354,29 млн. рублей0.
В рамках Программы в 2003-2007 годах реализованы мероприятия по строительству новых, расширению и реконструкции действующих предприятий. Работа промышленного комплекса всегда предопределяла перспективы развития экономики Удмуртской Республики. Признанием успешности управления экономикой Удмуртской Республики, обеспечившей социально- экономическую стабильность, можно считать последовательное повышение в последние годы деловой предпринимательской активности.
Обеспечивается активизация внутренних факторов развития экономики, а также конкурентоспособность за счет инвестиций в модернизацию производства и технологий, инноваций, снижения издержек производства, создания благоприятного инвестиционного климата, целенаправленной имиджевой политики Удмуртской Республики0.
Вместе с тем имеется ряд основных проблем, решение которых даст положительный социально-экономический эффект. Ключевыми из них являются:
- высокая степень физического и морального износа основного капитала, недостаточные темпы замещения устаревшего оборудования, наличие значительного числа средних предприятий, особенно в отраслях легкой, лесной и лесоперерабатывающей, производства строительных материалов, с устаревшим технологическим укладом и низкой конкурентоспособностью выпускаемой продукции, не обладающих собственными инвестиционными ресурсами для обновления технологической базы;
- недостаточный уровень освоения новых видов наукоемкой конкурентоспособной продукции, незначительная доля инновационно-активных предприятий;
















