115077 (617411), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Возвышенная музыка, в отличие от пустой и развлекательной, не предполагает ли обязательного отвращения от суеты, от «многопопечительности житейской» и, следовательно, некоторой собранности и строгости духа, при растворенности сердца любовью? И что составляет подлинное величие, например, музыки Баха? Уместна ли в ее исполнении напыщенность, натужливое, преувеличенно-плотное легато и нетерпеливо-страстное вибрато (напомним, что вибрато в такой функции ввел только Паганини, а XVIII век знал вибрато лишь как украшение на предкаденционном звуке)? Или подлинное величие состоит в смиренном забвении себя пред лицом истины и красоты?
Музыка — тайно или явно содержит в себе широчайший круг духовных ориентиров, соответственно в ее средствах запечатлены связи с жанрами, развивавшимися в церковной и светской музыке разных веков. На этом основании выстроен развернутый художественный мир, глубокое размышление о жизни. За ними — душа размышляющего «я» музыки, а в ее глубине несомненное, неколебимое благородство.
Каждая эпоха имеет свои приемы построения художественного мира произведения и способов представления в нем человека с его эмоциями и чувствами. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского оказывали огромное влияние на эмоциональное самочувствие человека, активизировали энергетические процессы организма и направляли их на физическое оздоровление.
Способ организации духовного мира у Баха — символический (символ — знак с бесконечным содержанием, а с энергийной стороны — сила окрыления души к Богу), скрепы его духовная сердечная мысль. И в музыке барокко, и в романтическом XIX веке есть триединство преображаемого, преображающего и преображения — как обнаружение самой важной тайны художественности.
Может, например, показаться, что эмоциональная музыка Чайковского вся развертывается в преходящем мире мятущихся эмоций и лишена этой высшей красоты духовного взгляда. Это не так. Она поддается духовному анализу.
На приведенных выше примерах мы могли убедиться, насколько глубок и многообразен мир музыки, к которому невозможно подступиться с бедным аппаратом современной гуманистической психологии плотского человека.
По мысли В. В. Медушевского, надежным ориентиром на пути культурных преобразований нашего общества является концепция православного музыкального образования, т. к. «песнопения Православной Церкви с их издревле сохранившейся национально-характерной мелодикой, богатейшим и неповторимым своеобразием гармонизации, несимметричными ритмами занимают почетное место в сокровищнице мировой музыкальной культуры», — говорит профессор. Распевы Русской Православной Церкви способны облагородить, возвысить сердце, душу и разум поющих и слушающих над всем земным, примирить человека с бедой, облегчить скорби и согреть сердце небесною благодатью. Церковное пение служит средством выражения чувств, оно «...является торжеством для радующихся и утешением для унывающих» (св. Иоанн Златоуст). Им раскрываются самые глубокие, благородные, возвышенные состояния души, нередко не находящие в языке человеческом соответствующих слов и выражений.
Традицию церковного пения всегда отличала естественность и величественная простота, благоговейная радость, восторг, умиление, умиротворение, смирение. Эти интонации характерны и для светской музыки. «Отсюда проистекает важнейшее следствие для теории музыкального и вообще художественного образования: положение о базовом характере церковного искусства в деле обучения культуре», т.к. церковное пение всегда было любимым и задушевным искусством, в котором ярко и полно выразились художественный гений и религиозная настроенность народа.
Подходя с этих позиций к различным образцам национальной, отечественной и мировой музыкальной культуры, подростки овладевают самостоятельной аргументированной нравственно-эстетической оценкой музыкальных образов. Очень важно в разносторонний целостный анализ музыкальных произведений включать ассоциации с произведениями других искусств, связи музыки с историей, обществоведением, религией. Подростки должны чувствовать, что музыка — не безделка, не эстетическое украшение жизни, а важная ее часть, глубоко влияющая на каждого человека и общество в целом. Нужно углубить представления ребят о непреходящей духовной связи музыки и религии. Эта связь должна раскрываться не только на уровне ознакомления с некоторыми образцами отечественной и зарубежной культовой музыки, жанрами страстей, мессы, реквиема, но и посредством «открытия» высокой миссии бессмертного искусства — быть постоянной живой связью между прошлым, настоящим и будущим, духовной памятью человечества.
Примерами использования церковных произведений на уроке музыки можно назвать такие: мессы И.Гайдна, реквием В. А. Моцарта, “Торжественная месса” Бетховена, к ним примыкают мессы Stabat mater и др. церковные сочинения Ф. Шуберта, “Литургия” и “Всенощная” Чайковского, “Всенощное бдение” Рахманинова, также церковные сочинения в творчестве А. Д.Кастальского, П. Г. Чеснокова, А. В. Никольского, А. Т. Гречанинова, М. М. Ипполитова-Иванова, С. В. Панченко, В. И. Ребикова, Н. И. Черепнина.
Говоря о воспитательном потенциале музыкального искусства, нельзя не сказать и о таком пласте музыки как народная музыка, т.к. благодаря ней воспитывается патриотизм в человеке.
Народная музыка — богатая и многообразная самостоятельная область культуры, развитие которой обусловлено законами формообразования, присущими всякому музыкальному творчеству устной традиции. Изучение живой народной музыки дает возможность проникнуть в подлинный жизненный смысл народной песенной культуры и понять организующие ее силы. С жизнью народа неразрывно связана народная музыка, музыкальный фольклор. Жизнь предшествующих поколений, славные деяния предков всегда были в числе важных социализирующих факторов. О них слагались песни и легенды, баллады и предания.
Песенное богатство народа — это его духовное богатство. В ней, в песне, отражены не только широта и щедрость характера, в ней тайна его непобедимости. Достаточно вспомнить песни эпохи Великой Отечественной войны: призывные, лирические, героические, шуточные — при любых обстоятельствах человек пел песни. Прошло совсем немного времени, и эти песни стали называться высоким словом — народные.
Сегодня приобщение к ценностям народного творчества необходимо, так как в нем воплощено не просто прошлое культуры, но и нравственные свойства и способности человеческой души. Народная музыка воспитывает активную жизненную позицию современного молодого человека, дает ему высокие ориентиры в жизни. И это выражается в углублении патриотизма. Именно в углублении, так как знание народной музыки делает чувство Родины глубинным, сообщает опыт переживания патриотических чувств.
Воздействие народной музыки в целом на человека позволяет сделать вывод, что она является эффективным средством обогащения духовной культуры в патриотическом воспитании.
Таким образом, музыка — не только носитель духовных ценностей, хранимых человечеством, но и язык духовного общения, которым нужно овладеть подростку. Приобщение к общечеловеческому духовному опыту, пораженному в музыке своего народа и других народов мира, происходит в образотворческой деятельности, в процессе создания личностью индивидуального варианта музыкального образа в интонационно-художественном общении с музыкальным произведением.
Глава II. Реализация духовного воспитания подростков в учебно-воспитательном процессе.
2.1 Анализ программы «Музыка» в 5-7 классах: духовный аспект.
Пятый класс.
Стержнем музыкальных занятий в пятом классе является рассмотрение разнообразных связей музыки с другими видами искусства и жизнью. Эти связи уже, безусловно, присутствовали на уроках музыки в предыдущие годы. Ребятами накоплен значительный опыт речевого и пластического интонирования, одновременного восприятия созвучных произведений различных искусств. Их ассоциативно-образное мышление постоянно стимулировалось обращением к сходным художественным средствам и приемам в родственных видах искусства при выполнении творческих заданий: озвучивании стихотворений и картин, создании речевой полифонической картины, сочинении мелодии к словам и слов к мелодии, моделировании развития и формы музыкальных произведений, создании к ним иллюстраций и пластических импровизаций. Накопленный практический опыт дает возможность осознать, осмыслить художественные связи на уровне эстетического обобщения, суждения, понятия, т.е. на уровне темы.
Сопоставление различных искусств проводится по следующим направлениям:
• интонация в разных искусствах и родственность способов ее выражения;
• содружество искусств в большинстве жанров музыки;
• способность музыки выражать человеческую душу и использование ее с этой целью в произведениях литературы, театра, кино;
• отражение человека и мира всеми искусствами, главные темы искусства;
• созвучие художественных красок разных искусств;
• нужны ли музыке слова и обязательно ли ее видеть.
Нравственно-эстетическим центром содержания предмета в пятом классе являются размышления о красоте мелодий II. Чайковского, С. Рахманинова, А. Бородина, В. Моцарта, Э.Грига, Ф. Шуберта, Е. Глебова, белорусских народных песен, подводящие детей к нравственно-эстетическим обобщениям: «Красота мелодии как красота души», «Что значит “Музыкальный человек”» и «Музыкальная душа моего народа».
В первом полугодии рассматриваются разнообразные связи музыки с литературой, театром и кино – искусством и словом. Расширяются представления детей в жанрах вокальной, театральной и инструментальной музыки. Они знакомятся с синтезом искусств вокальных и театральных жанрах, а также с непрограммной музыкой в жанрах вокализа, струнного квартета, симфонии, концерта, инструментальной пьесы (прелюдии, ноктюрна).
Во втором полугодии рассматриваются связи музыки с изобразительным искусством. Они предстают как проблема содержательности, специфической изобразительности музыки и палитры ее звукоизобразительных средств.
Музыкальный материал.
Государственный гимн Республики Беларусь. Музыка Н. Соколовского, слова М. Климковича и В. Коризны.
"Рэчанька", "Як на рэчачцы, на дошчачцы". Белорусские народные песни.
"Зашумела лес-дубрава", "Як з-пад гор, з-пад гор", "У зялёным лузе каліна стаяла". Белорусские народные песни.
"А з нашага поля". Белорусская народная песня.
"Кума мая, кумачка". Белорусская народная песня. Обработка П. Серых.
"Беловежская пуща". Музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова.
"Балада пра маці". Музыка И. Кузнецова, слова В. Шымука.
С. Рахманинов. Вокализ. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (фрагмент I части).
П. Чайковский. "Грустная песенка". "Осенняя песнь", "На тройке" (из цикла "Времена года").
Р. Глиэр. Концерт для голоса с оркестром, ч. II.
Н. Римский-Корсаков. Опера "Садко": вступление "Океан — море синее"; колыбельная Волховы; песня Садко "Ой ты, темная дубравушка"; ария индийского гостя; ария варяжского гостя.
Г. Пукст. Дуэт Марыша i Сауш, "Песня пра вожыка" из оперы "Марынка".
Е. Глебов. "Адажио" из балета "Маленький принц".
П. Римский-Корсаков. "Сеча при Керженце". Симфоническая картина из оперы "Сказание о невидимом граде Китеже".
С. Прокофьев. "Сказки старой бабушки".
А. Бородин. Квартет № 2, ч. III.
Н. Аладов. Струнный квартет № 1. Фрагмент I части.
В. А. Моцарт. Фантазия d-moll.
Э. Григ. Концерт для фортепиано с оркестром, ч. I.
Г. Свиридов. "Тройка", "Весна-Осень". Из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина "Метель".
Л. Бородин. Вторая симфония, ч. I (фрагмент).
М. Мусоргский. "Избушка на курьих ножках" ("Баба Яга") из цикла "Картинки с выставки".
С. Прокофьев. Ария Кутузова и "Вальс" из оперы "Война и мир".
Е. Тикоцкий. Ария Апанаса из оперы "Дзяучына з палесся".
М. Мусоргский. "Рассвет на Москве-реке". Вступление к опере "Хованщина".
С. Рахманинов. Прелюдия соль диез минор.
М. Мусоргский. Фрагменты звонов из оперы "Борис Годунов".
А. Вивальди. Скрипичный концерт "Зима" (фрагменты) из цикла "Времена года" (пластическая импровизация).
К. Сен-Санс "Лебедь" из сюиты "Карнавал животных".
B. Оловников. "Нарочь": I часть симфонической поэмы. Искусство колокольных звонов (фрагменты).
М. Мусоргский. "Богатырские ворота", "Старый замок",
"Лиможский рынок" из цикла "Картинки с выставки" (на выбор).
К.Дебюсси. "Затонувший собор", "Сады под дождем".
C. Рахманинов. Прелюдия G-dur.
С. Рахманинов. Этюд-картина Es-dur.
К. Вебер. Хор охотников из оперы "Вольный стрелок" (валторны).
П. Чайковский. "Адажио" (виолончели), "Вальс цветов" (арфа), "Бой с мышами", "Па-де-де" из балета "Щелкунчик".
Стравинский. "Петрушка". Потешные сцены (фрагменты).
Ф. Шуберт. "Аве Мария".
Бах — Ш. Гуно. "Аве Мария".
Чайковский. "Мама", "В церкви" из "Детского альбома".















