97100 (613707), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Сильным раздражителем в отношениях Пекина и Дели оставался комплекс их сложных связей с Пакистаном. Расстановка сил в этом треугольнике сложилась в основном в 1962-1963 гг., вслед за пограничной войной Китая и Индии и подписанием китайско-пакистанского соглашения о разграничении ответственности в зоне фактического контроля двух стран в районе Кашмира и Синьцзяна.0 С рубежа 80-90-х годов в привычном соотношении произошли некоторые подвижки. Пекину удалось снять заметный крен в пользу Исламабада в позиции по кашмирскому спору, но в индийском и мировом общественном мнении закрепилось представление о том, что Китай продолжал оказывать Пакистану существенную помощь в совершенствовании ракетной техники и ядерного оружия.
Давно отлаженные и глубоко укорененные связи между военными чинами и оборонными ведомствами двух государств, без сомнения, вызывали тревогу и недовольство военного и разведывательного сообществ Индии.
Неудовольствие Дели вызывает, безусловно, и то обстоятельство, что Пекин, благодаря тесным связям с Исламабадом, способен оказывать реальное и весьма существенное влияние на развитие ситуации на субконтиненте. Это обстоятельство наглядно проявилось в ходе вооруженного противостояния между Индией и Пакистаном в мае-июле 1999г. в секторе Каргил на линии контроля в Кашмире. Пекин и Вашингтон оказались двумя внешними силами, которые способствовали прекращению огня и переводу противоборства в скрытую фазу. Дели позитивно оценивает умеренную и конструктивную роль китайской дипломатии, но при этом испытывает, очевидно, определенное раздражение в связи с превращением Китая в одного из действующих «ответственно», широко признанных и влиятельных членов мирового сообщества. Имеются еще два обстоятельства, отрицательно сказывающиеся на китайско-индийских взаимосвязях. Первое - нерешенность погранично-территориальной проблемы. Ее суть на данном этапе связана с сохраняющимися претензиями Индии на часть территории, фактически контролируемой Китаем в районе Аксай Чина, или так называемого западного сектора протяженной китайско-индийской границы. Попытки разрешить пограничный спор, который отбрасывает «длинную тень» на двусторонние отношения, предпринимались многократно. В 1981-1987 гг. состоялись восемь раундов переговоров на эту тему между представителями двух государств. В 1988г. стороны договорились о создании объединенной рабочей группы для разрешения застарелого конфликта.
В течение последующих лет прошло 10 заседаний этой группы с участием заместителя министра иностранных дел Китая и его коллеги, секретаря МИД Индии. Выше уже упоминалось о заключении подготовленных этими встречами соглашений, касающихся положения в зоне соприкосновения пограничных и приграничных сил двух государств. Достигнутая в июне 1999г. договоренность о формировании механизма обеспечения безопасности означает, что поиски решения проблемы будут продолжены. Стороны одновременно, по существу, подтвердили желание положить спорный вопрос «под сукно» и развивать связи без постоянной оглядки на него. Второе осложняющее двусторонние связи обстоятельство - тибетский вопрос. Восстание части местного буддийского населения в Тибетском районе КНР в 1959г. и бегство в Индию духовного главы крупнейшей общины гэлукпа-далай-ламы серьезно осложнили индийско-китайские отношения и явились одной из причин, способствовавших их кризису на протяжении 60-80-х годов. Продолжающееся пребывание далай-ламы в Индии и сохранение напряженности в Тибете и в 90-х годах негативно отражалось на китайском восприятии действий руководства соседней страны. В начале 2000г. границу между Тибетом и Индией смог перейти еще один лидер тибетско-буддийской общины - кармапа-лама. Этот факт заставил вновь обратить внимание на нерешенность тибетского вопроса в Китае и взрывоопасный характер, который он может иметь для отношений между двумя государствами.
Подводя итог рассмотрению достижений и проблем во взаимосвязях Пекина и Дели, можно сделать вывод о том, что, в отличие от двух других сторон «треугольника» Россия - Китай - Индия, эта сторона является наименее выраженной, намеченной лишь пунктиром. На рубеже веков перспективы преобразования китайско-индийского партнерства в стратегическое едва просматриваются, хотя, разумеется, нельзя исключить их появления в более или менее отдаленном будущем.
Заключение
Данная курсовая работа рассмотрела все задачи, которые мы перед собой поставили: было рассмотрено возникновение идеи формирования стратегического треугольника «Москва – Дели – Пекин»; выявлены перспективы политического «треугольника»; рассмотрены российско-китайское стратегическое партнерство, отношения между Индией и Россией, китайско-индийские взаимоотношения.
В первой главе мы выявили, что идею формирования стратегического треугольника «Москва – Дели – Пекин» выдвинул в декабре 1998г. премьер-министр России Е.М. Примаков в ходе официального визита в Индию. Хотя Е.М. Примаков подчеркнул, что его предложение не носит официального характера и он имел в виду лишь желательность такой структуры, как «геополитический треугольник», вопрос о новом «тройственном союзе» постепенно занял заметное место в дискуссиях по вопросам международной и региональной политики. «Треугольник» Россия-Индия-Китай видится не как военно-политический блок или союз, а скорее как система гибкого партнерства. Ключевыми задачами этого партнерства будут борьба с общемировыми вызовами - глобальным терроризмом и экстремизмом и экономическое взаимодействие в условиях углубления глобализации. Экономические резервы "треугольника" на сегодняшний день практически не задействованы. Важными аспектами сотрудничества могли бы стать агросфера, совместная разработка минеральных, топливно-энергетических и лесных ресурсов Сибири и Дальнего Востока, обрабатывающая промышленность. Россия, КНР и Индия могут координировать свои проекты в освоении космоса, авиации, энергетике, машиностроении и другом при желательной ориентации на рынки друг друга.
Во второй главе мы рассмотрели позиции сторон в отношении стратегического треугольника «Москва – Дели – Пекин».
В первом параграфе, рассматривая российско-китайское стратегическое партнерство, мы пришли к выводу о том, что накануне XXI века между Россией и Китаем наладились широкие и взаимовыгодные контакты в различных областях. Это позволяет сторонам надеяться на долгосрочное партнерство, имеющее весьма существенный для них характер.
Что касается партнерских отношений между Индией и Россией, то двустороннее сотрудничество Москвы и Дели остается весьма тесным и органичным. Оно отвечает конкретным интересам обеих сторон, а долговременный характер партнерства предопределен комплексом геополитических констант: отсутствием общей границы и наличием «полосы отчуждения» в виде «языка» мусульманских сообществ, простирающегося в широтном направлении по центру Евразийского материка.
Наконец, в третьем параграфе мы рассмотрели китайско-индийские взаимоотношения: в отличие от двух других сторон «треугольника» Россия - Китай - Индия, эта сторона является наименее выраженной, намеченной лишь пунктиром. На рубеже веков перспективы преобразования китайско-индийского партнерства в стратегическое едва просматриваются, хотя, разумеется, нельзя исключить их появления в более или менее отдаленном будущем.
Список использованной литературы
-
Василенко И.А. Геополитика современного мира. Учебное пособие. — М.: Центр, 2006 – 384 с.;
-
Девятов А. Китай и Россия в двадцать первом веке. — М.: Аспект, 2002 – 248 с.;
-
Дусинский И.И. Геополитика России. — М.:Инфра, 2003 – 183 с.;
-
Киселев С.Г. Основной инстинкт цивилизаций и геополитические вызовы России. — М.: Наука, 2002 – 130 с.;
-
Колосов В.А. Российская геополитика: традиционные концепции и современные вызовы. // Общественные науки и современность 1996 - №3 - с.86;
-
Колосов В.А., Мироненко С.М. Геополитика и политическая география. – М.: Аспект Пресс, 2001 – 304 с.;
-
Кудинов Л.Б. Геополитические интересы и стратегия России в азиатско-тихоокеанском регионе в XXI веке. — М.: Николо М, 2001 – 148 с.;
-
Михайлов Т.А. Эволюция геополитических идей. — М.: Инфра, 1999 – 74 с.;
-
Неклесса А.И. Глобальное сообщество: картография постсовременного мира. — М.: Николо М, 2002 – 124 с.;
-
Неклесса А.И. Россия в системе геоэкономических координат XXI века // Неклесса А.И. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики. — М.: Наука, 1999 – 317 с.;
-
Панарин А.С. Россия в цивилизационном процессе: (между атлантизмом и евразийством). — М.: Наука, 1995 – 115 с.;
-
Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование в условиях стратегической нестабильности. — М.: Центр, 1999 – 265 с.;
-
Петров В.Л. Геополитика России. — М.: Гардарика, 2003 – 307 с.;
-
Поздняков Э.А. Геополитика. — М.: АСТ, 1995 – 267 С.
-
Позднякова Э.А. Геополитика: теория и практика. – М.: АСТ, 1998 – 283 с.;
-
Разуваев В.В. Геополитика постсоветского пространства. — М.: Наука, 1993 – 192 с.;
-
Торкунов А.В. Современные международные отношения и мировая политика. — М.: Просвещение: МГИМО, 2004 – 270 с.;
-
Улунян А.А., Сергеев Е.Ю. Новейшая история зарубежных. – М.: Просвящение, 2000 – 193 с.;
-
Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. — М.: Аспект, 2002 – 356 с.;
-
Шершнев Л.И. Об оптимизации приоритетов России: прогнозы и реалии / Доклад на «круглом столе» в рамках постоянно действующей международной конференции и проекта Союза цивилизаций России — Индии — Китая - Москва, 08.04.04.
0 Улунян А.А., Сергеев Е.Ю. Новейшая история зарубежных. – М.: Просвящение, 2000 – 156 С.
0 Шершнев Л.И. Об оптимизации приоритетов России: прогнозы и реалии / Доклад на «круглом столе» в рамках постоянно действующей международной конференции и проекта Союза цивилизаций России — Индии — Китая - Москва, 08.04.04.
0 Колосов В.А. Российская геополитика: традиционные концепции и современные вызовы. // Общественные науки и современность 1996 - №3 - с.86.
0 Торкунов А.В. Современные международные отношения и мировая политика. — М.: Просвещение: МГИМО, 2004 – 267 С.
0 Неклесс А.И. Глобальное сообщество: картография постсовременного мира. — М.: Николо М, 2002 – 79 С.
0 Девятов А. Китай и Россия в двадцать первом веке. — М.: Аспект, 2002 – 176 С.
0 Панарин А.С. Россия в цивилизационном процессе: (между атлантизмом и евразийством). — М.: Наука, 1995 – 94 С.
0 Колосов В.А., Мироненко С.М. Геополитика и политическая география. – М.: Аспект Пресс, 2001 – 159 С.
0 Киселев С.Г. Основной инстинкт цивилизаций и геополитические вызовы России. — М.: Наука, 2002 – 57 С.
0 Василенко И.А. Геополитика современного мира. Учебное пособие. — М.: Центр, 2006 – 215 С.
0 Поздняков Э.А. Геополитика. — М.: АСТ, 1995 – 267 С.
14