96977 (613668), страница 3
Текст из файла (страница 3)
США также возражало об участии Кубы в мировых финансовых учреждениях. Министр финансов США должен был агитировать руководителей каждой международной финансовой организации выступать против допуска Кубы как члена такого учреждения0.
Согласно закону, информация о помощи и торговли должна была быть предоставлена за весь период осуществления подобных действий.
К данному типу относилась следующая информация:
1.Описание всей двусторонней помощи Кубе другими иностранными странами, включая гуманитарную помощь.
2.Описание торговли Кубы с иностранными странами и степень такой торговли.
3.Описание законченных совместных предприятий, иностранными подданными и деловыми фирмами, вовлечение средств обслуживания на Кубе, включая идентификацию местоположения вовлеченных средств обслуживания и описания, условия соглашения о совместных предприятиях и название имён сторон, которые вовлечены0.
Для запрещения импорта некоторого вида кубинских товаров, согласно закону Хелмса-Бертона, предпринимались следующие меры. Конгресс принял список товаров, которые не должны поступать на американские рынки:
- товары, имеющие кубинское происхождение;
- товары, которые транспортировались через Кубу;
- товары, сделанные из материала, который произведён на Кубе0.
30 сентября 2004 года были ужесточены так называемые Правила контроля за кубинскими активами, и было установлено, что «граждане Соединенных Штатов или лица, постоянно живущие в этой стране, не могут законным образом покупать в третьей стране продукты кубинского происхождения, включая табачные изделия и спиртные напитки, даже для своего личного пользования за рубежом». Уголовные санкции за нарушение этих правил могут достигать миллиона долларов штрафа для корпораций и 250 тысяч долларов и до 10 лет тюрьмы для частных лиц. Гражданские санкции размером до 65 тысяч долларов могут налагаться Офисом контроля за зарубежными активами (ОФАК) Государственного казначейства США0.
22 февраля 2005 года ОФАК дал новую интерпретацию концепции «оплата наличными и вперед» в операциях по закупкам сельскохозяйственных и медицинских товаров, производимых Кубой в США, установив, что это означает, что оплата должна производиться до того, как товары будут погружены в американском порту для их отправки на Кубу. Эта мера, представляющая собой дополнительное препятствие для ограниченного импорта продуктов питания, вступила в силу 24 марта. Неуверенность в поставках вследствие данной интерпретации вынудила Кубу обратиться в первой трети года к альтернативным поставщикам в третьих странах, чтобы гарантировать закупку на сумму 300 миллионов долларов пищевых и сельскохозяйственных продуктов, которые вначале планировалось импортировать из США. Согласно статистическим данным Министерства сельского хозяйства Соединенных Штатов, операции сократились между январем и апрелем 2005 года на 26 процентов по сравнению с таким же периодом 2004 года. Сокращение включает уменьшение на 52 процента закупок риса0.
Начиная со второго квартала 2004 года правительство Соединенных Штатов вместе с федеральными конгрессменами из рядов майамской антикубинской мафии усилило клеветническую кампанию, высказывая предположения относительно происхождения и назначения кубинских фондов в долларах, а также оказывая давление и угрожая расследованиями и санкциями, с тем чтобы запугать все иностранные банки, которые могли бы поддерживать финансовые отношения с Кубой. В рамках этой кампании Федеральный резерв США оштрафовал в мае 2004 года на сумму 100 миллионов долларов швейцарский банк UBS AG за то, что он якобы нарушил американские санкции против Кубы, Ливии, Ирана и Югославии0. Целью этих действий было помешать производить вклады, обмен на другую валюту или перечисления через банки третьих стран долларов, которые Куба получает законным образом по статьям туризма, семейных денежных переводов и продаж в торговых центрах, чтобы лишить Кубу возможности импортировать главным образом продукты питания, лекарства и горючее, стремясь вызвать экономический крах и создание чрезвычайно критического социального положения.
9 октября 2004 года государственный департамент, совершая беспрецедентную агрессию в истории международных финансовых отношений, объявил о создании «Группы преследования кубинских активов», чтобы расследовать и пресекать новые пути движения валюты на Кубу и с Кубы, в особенности упомянув «туризм, заменивший экспорт сахара в качестве главного источника валюты» 0.
Во втором полугодии 2004 года ОФАК объявил «особо назначенными национальными» компании Melfi Marine Corporation S.A. и Tour Marketing Ltd. и «национальным кубинским» предприятие СЕРКУБА, что повлекло за собой немедленное применение к этим предприятиям правил блокады0.
13 апреля 2005 года Апелляционный суд третьего округа восстановил решение о виновности американского гражданина Стефана Броди – бывшего президента компании «Purolite», которого судили в 2002 году за заговор с целью нарушения блокады Кубы. Броди был оправдан судьей первой инстанции, которая определила, что не было прямых доказательств, свидетельствующих об его участии в продаже Кубе ионизированных смол для очистки воды в кубинской водопроводной сети0.
29 апреля 2005 года президент Буш приказал государственному казначейству выдать 198 тысяч долларов из кубинских фондов, незаконно замороженных в банках Соединенных Штатов, чтобы удовлетворить один из исков, предъявленных Кубе экстремистскими группами, сторонниками насильственных действий, которые с полной безнаказанностью организуют в Майами террористические планы против Кубы.
В апреле 2005 года было отказано во въезде в Соединенные Штаты новым руководителям канадской компании SHERRITT и членам их семей ввиду применения закона Хелмса-Бертона.
Также в апреле 2005 года Офис контроля за иностранными активами ужесточил преследования даже религиозных организаций, которые имеют разрешение на поездки на Кубу с этими целями.
В 2004 году правительство Соединенных Штатов наложило штрафы на 316 граждан США и лиц, проживающих в этой стране, за нарушение положений блокады. До 12 октября 2005 года этих штрафов было уже 5370.
В 2004 году в целом 77 компаний, банковских учреждений и неправительственных организаций – американских и из других стран – были оштрафованы за нарушение блокады Кубы; 11 из них были иностранными предприятиями или дочерними компаниями американских фирм в Мексике, Канаде, Панаме, Италии, Великобритании, Уругвае и на Багамских островах. Семь других компаний, в том числе «ИБЕРИЯ», «АЛИТАЛИЯ», «ЭР ДЖЕМАЙКА» и «ДАЙВУ», были наказаны, потому что их филиалы в Соединенных Штатах нарушили, по словам американского правительства, законы блокады.
С января по октябрь 2005 года поездки американских граждан на Кубу сократились на 55 процентов по сравнению с тем же периодом 2003 года, до новых санкций, принятых президентом Бушем. В случае кубинцев, живущих в США, сокращение числа тех, кто ездит прямо из одной страны в другую, составило 49 процентов0.
Обмен в области культуры, спорта, образования, студенческий и научный, а также связи между кубинцами, живущими по обе стороны Флоридского пролива, были особой мишенью антикубинских агрессивных действий этой администрации. Она даже запретила поездки на Кубу дядей и теть и двоюродных братьев и сестер, в числе других родственников, ссылаясь на то, что они не составляют часть семьи.
1.3 Последствия закона Хелмса-Бертона
Потери Кубы за более чем 40-летнюю блокаду превышают 82 млрд. долларов США. Одной только внешней торговле Кубы в 2002 г. был нанесен ущерб примерно на 700 млн. долларов, в прошлом году – около миллиарда. Треть этих сумм – прямой результат действия экстратерриториального закона. Последствия блокады затрагивают и социальные права кубинских граждан. В частности, возможности импорта оборудования для кубинских школ сократились с начала 1990-х годов на 25 – 30 процентов, так как кубинцы вынуждены приобретать его на дальних рынках Азии и на менее выгодных для них условиях0.
Кубинское законодательство ответило на действия США Законом № 88 "О защите национальной независимости и экономики Кубы".
Но растет и торговый дефицит Кубы. Одна из причин состоит в том, что стоимость импорта продовольствия росла, тогда как цены на сахар – основной источник получения твердой валюты для острова – падали. Закон Хелмса-Бертона в США служит усилению нажима на Кубу, препятствуя поступлению иностранных инвестиций. Куба не производила никаких выплат с 1986 года по своим долгосрочным долгам, составляющим 10,5 млрд. долл., и никакого нового долгосрочного кредита не предвидится. В результате тяжелого финансового положения, предупреждает министр экономики и планирования Хосе Луис Родригес Гарсиа, рост экономики в этом году может замедлиться до 4 % при все еще сокращающейся экономической базе0.
Куба не может получать американские инвестиции и кредиты для развития из главных американских и международных финансовых и валютных учреждений.
В 2004 году Всемирный банк выделил латиноамериканским и карибским странам 5,3 миллиарда долларов, в то время как Межамериканский банк развития ассигновал 4,232 миллиарда долларов на программы развития региона. Куба не получила ни цента из этих финансовых ресурсов. В случае МБР, если брать для сравнения сумму, полученную экономикой, подобной кубинской в плане валового внутреннего продукта и населения, – такой как экономика Эквадора, – Куба, если бы не было блокады, могла бы получить примерно 48,8 миллиона долларов мягкого финансирования.
В 2003 году Соединенные Штаты предоставили Латинской Америке и Карибскому региону 1,818 миллиарда долларов по статье официальной помощи развитию. Куба не получила ничего из этих финансовых потоков0.
Американское правительство мошеннически манипулирует информацией относительно ресурсов, получаемых Кубой из США, заявляя, что они составляют ежегодно более миллиарда долларов в форме пожертвований, разрешенных Государственным казначейством и Министерством торговли. В действительности в 2004 году было получено через НПО, которые после упорных усилий добились разрешения от правительства Соединенных Штатов, пожертвований на сумму только 4368279 долларов0.
Ущерб от блокады в сфере инвестиций и сотрудничества очень велик. Вот несколько примеров.
Предприятию «VECO Canada Ltd.» с американским участием было запрещено поддерживать связи с предприятием АО КУПЕТ в проектах по развитию инфраструктуры и технологических мощностей для распределения и хранения топлива на Кубе. После того, как были начаты переговоры и достигнут прогресс в ряде предложений, канадское предприятие было вынуждено выйти из проекта.
У одной европейской фирмы была законтрактована закупка оборудования для электрических оросительных систем на сумму 5,083 миллиона евро в счет кредита ОПЕК. Поскольку патент на технологию оросительных систем «Valmont» является американским, их пришлось производить в третьей стране, чтобы уберечь изготовителя от санкций или штрафа. Это привело к тому, что аппараты не были готовы к зимней посевной кампании 2004 года – их прибытие предусматривалось в сентябре, – а последние прибыли в феврале 2005 года, что вызвало значительное отставание в сельскохозяйственном производстве0.
В первом квартале 2005 года с целью облегчения энергетического положения в стране кубинцы должны были получить благодаря международному сотрудничеству гуманитарную помощь в виде трех электростанций, каждый турбогенератор которых оценивается более чем в 30 миллионов долларов. Столь необходимая помощь не смогла поступить из-за трудностей с получением разрешения для ее отправки на Кубу, так как компоненты были американского производства, а также ввиду того, что не могло быть обеспечено техническое обслуживание.
В связи с угрозой закрыть предприятия и запретить совершение сделок в Соединенных Штатах 3 оператора свободной экономической зоны были вынуждены изменить свое наименование; другим операторам, чтобы поставлять аксессуары и машинное оборудование из Соединенных Штатов на Кубу, пришлось импортировать их из третьей страны с соответствующим увеличением стоимости. Известен случай одной компании, оперирующей в свободной экономической зоне Берроа к востоку от Гаваны, которая должна была сменить своего юридического представителя, поскольку существующий совершал деловые поездки в Соединенные Штаты0.
В ряде случаев по очевидным причинам опускаются имена и другие подробности во избежание преследования со стороны правительства Соединенных Штатов.
Закон не выдерживает никакой критики ни с юридической, ни с экономической точек зрения. Он носит экстерриториальный характер, попирает фундаментальные нормы международного права и соглашения о свободе торговли, подписанные самими США. Будучи формально направленным на ужесточение экономического эмбарго против Кубы, он с не меньшей силой бьет непосредственно по коммерческим интересам крупнейших индустриально развитых государств, осуществивших инвестиции в экономику острова. Закон сталкивает США со своими крупнейшими стратегическими союзниками.
"Акт о кубинской свободе и демократической солидарности" предусматривает многократно завышенные компенсационные выплаты американским гражданам, в том числе кубинского происхождения, эмигрировавшим с острова после революции. Общая сумма их исков оценивается фантастической суммой – 100 млрд. долларов0. Один этот факт говорит об абсурдности документа.















