96599 (613551), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Серьезной проблемой для США является значительное преобладание импорта над экспортом. Основными источниками несбалансированности внешних связей являются пассивы в торговле с Японией, Западной Европой и новыми индустриальными странами. Хотя в последние годы этот дефицит сократился, вопрос выравнивания торговых потоков остается одним из самых острых для США. В отдельные годы темпы роста импорта страны вдвое превышали темпы увеличения экспорта. В результате в 1998 г. дефицит внешнеторгового баланса страны превысил 120 млрд. долл.
В связи с этим американская администрация усиливает меры по стимулированию экспорта. Принята государственная программа консультационной помощи американским экспортерам по поводу особенностей отдельных зарубежных рынков. Развернулась широкая кампания по преодолению барьеров для иностранных товаров на рынках Японии, Китая, некоторых новых индустриальных стран.
На США приходится примерно 1/3 всех мировых прямых зарубежных инвестиций. В последнее десятилетие прямые зарубежные инвестиции США ежегодно увеличивались в среднем на 17 % и достигли в 1996 г. 88 млрд. долл. По существу, за пределами страны функционирует своеобразная «вторая экономика», т.е. международное производство, торговля, финансовая сфера, подконтрольные американскому капиталу.[5,c.223]
Относительно новым явлением в мировой экономике стал гигантский наплыв иностранных капиталов в США. К 90-м гг. все виды иностранных инвестиций в стране превысили американские заграничные активы на 0,5 трлн. долл. Хозяйство США стало резервуаром, поглощающим огромные денежные ресурсы других стран, используя их для оплаты технологической модернизации экономики.
Иностранцы предпочитают использовать огромный американский финансовый рынок: деньги вкладываются в банки, в ценные бумаги корпораций и казначейства. Прямые иностранные инвестиции в нефинансовый сектор составляют менее 20% ввезенных средств. Прямые иностранные инвестиции в американскую экономику в 1996 г. составили 77 млрд. долл. Зарубежному капиталу принадлежит каждая десятая компания США в обрабатывающих отраслях. В итоге США стали страной-должником. Однако эту роль они используют для привлечения денег из других стран для финансирования собственного экономического роста.
Важнейшее значение для мирохозяйственных позиций США имеет международная роль американского доллара, на который приходится около 65% всех мировых валютных резервов.
Решающие позиции во внешнеэкономических связях играют американские ТНК, обладающие сетью предприятий по всему миру; объединенных кооперационными связями. На ТНК приходится 2/3 внешнеторгового оборота страны, 4/5 патентно-лицензионной торговли, подавляющая часть экспорта капитала. Они контролируют ключевые отрасли передовой технологии, что дает им преимущество в конкуренции. Общий объем продаж зарубежных предприятий ТНК соответствует примерно 1/3 ВНП США. В результате деятельности этих гигантов бизнеса американская экономика все более интегрируется в мировое хозяйство.
Раздел 2. Эволюция экономической политики США
2.1 История развития экономической политики США в довоенный период
Понять процесс можно, только проследив его эволюцию. Этот принцип эволюционного институционализма предписывает искать корни основных тенденций и факторов современности в экономической истории, изучать взаимодействие этих факторов в ретроспективе и на этой основе прогнозировать дальнейшее развитие.
В 1776 г увидели свет Декларация независимости США и "Богатство народов" А. Смита, представлявшие миру декларацию либеральной экономики. В этот же период возникли два основных течения в американской экономической политике. Оба течения возглавлялись известнейшими людьми, отцами-основателями Гамильтоном и Джефферсоном. Утверждения о том, что экономика способна к саморегулированию, Гамильтон назвал "бредовым парадоксом". Он выступал за промышленное будущее США и государственное регулирование рынка. Будучи министром финансов, он активно использовал денежную эмиссию, тарифную политику и другие методы госрегулирования. Джефферсон видел Америку будущего как рай мелких хозяйств, сельскую Аркадию. "Получай мы указания из Вашингтона когда нам сеять, а когда собирать урожай, мы, пожалуй, остались бы без хлеба", - говорил он, считая "Богатство народов" "лучшей книгой нашего времени" по политэкономии Он выступал за свободный нерегулируемый рынок, хотя в период своего президентства немало внимания уделял практическому регулированию торговли. Вот так, уже с первых шагов американской экономики сложились два основных лагеря, сторонников и противников государственного регулирования. Такое деление вновь стало проявлением борьбы двух важнейших институтов человечества - государства и рынка. Позиции Гамильтона впоследствии придерживались в основном сторонники демократической партии, а Джефферсона – республиканской. В США эта борьба не была непримиримой. Будучи прагматиками, американские либералы-республиканцы использовали методы государственного регулирования, а демократы, в свою очередь, часто поддерживали и проводили вполне либеральную политику. Американцы уже давно говорят, что "различия между республиканцами и демократами не стоит и десятицентовой монеты". С инфляцией эта разница все более сокращается.
В 1801-1865 гг. США занимались своими внутренними проблемами и как бы выпали из мировой истории. После ожесточеннейшей войны Севера и Юга за отмену рабства и победы индустриального Севера США устремились к экономическому могуществу.
Однако, несмотря на то, что перед первой мировой войной на долю США уже приходилось около трети мирового ВВП, Америка была практически лишена глобальных имперских амбиций, и втянуть ее в войну оказалось для стран Антанты нелегкой задачей. Даже после победы в войне США довольствовались относительно скромной ролью в „мировой политике. Для США традиционными оставались изоляционистские настроения невмешательства в "чужие " дела.
В 20-е годы Америка переживала эпоху процветания. Экономика быстро развивалась, еще быстрее рос фондовый рынок. В общем, ситуация была очень сходна с сегодняшней. Тогда эпоха просперити (процветания) закончилась жестоким кризисом,
От кризиса 1929-1933 гг. когда ВВП страны сократился на 1/3 и 1/4 рабочей силы оказалась незанятой, и до кризиса середины 70-х гг., вызванного ростом мировых цен на сырье и заставившего промышленные предприятия ресурсосберегающие технологии [3,c.469]
После кризиса 30 – х годов наступила депрессия, выход из которой был найден президентом США Ф. Рузвельтом. Его "Новый курс" предполагал, говоря словами Рузвельта "необходимость властного вмешательства государства в экономическую жизнь… ". Кейнсианские методы регулирование примененные Рузвельтом, увенчались полным успехом. Основой реформы Рузвельта стал принцип: «Бизнес не может быть выше правительства».
Для обеспечения конкурентной среды в одной из базовых сфер американской экономики — энергетике и в то же время для создания новых рабочих мест и оживления потребительского спроса в стране в 30-е гг. развернулось строительство государственных гидроэлектростанций. В свою очередь Федеральная комиссия по энергетике получила полномочия контролировать обмен энергоресурсами между штатами, а соответствующие комиссии штатов утверждали расценки на электроэнергию и энергоносители - природный газ, нефтепродукты и пр. В области финансово-кредитной политики Комиссия по ценным бумагам в соответствии с «новым курсом» получила полномочия следить за деятельностью банков и других финансовых учреждений с целью предотвращения спекулятивных махинаций типа «пирамид».[3,c.470]
2.2 Экономическая политика США в послевоенный период
Америка вновь набирала экономическую мощь. Однако даже в преддверии уже очевидной германо-японской агрессии американское общество не хотело пересматривать свои старые изоляционистские взгляды. То, что происходило за океаном, мало волновало американцев. Злые языки до сих пор говорят, что Рузвельт был предупрежден о японском нападении на американскую базу Пирлл-Харбор, но допустил его, чтобы склонить американское общественное мнение к необходимости участия во второй мировой войне.
США вышли из войны могущественными, как никогда. На их долю приходилось около 50% мирового ВВП. У них оставался только один соперник, бывший союзник, держава-победитель - СССР, который довольно быстро становился врагом. Мир обрел жесткую биполярную структуру с примерным равенством сил противоборствующих сторон.
Победа в войне и неизбежное резкое сокращение военных расходов грозили для вскормленной войной экономики США новым кризисом. Его удалось избежать, придумав великолепный план Маршалла, решавший разом и экономические, и политические проблемы. Это был план широкомасштабной помощи новым американским союзникам в обмен на определенные политические обязательства. Таким образом, американская экономическая мощь направлялась на подъем разрушенных войной экономик европейских стран, и одновременно сколачивался монолитный военно-политический блок, способный под эгидой США противостоять блоку социалистических стран, ведомых СССР. [10,c.140]
В послевоенный период экономическая политика США в целом следовала кейнсианским принципам и рекомендациям. В период президентства Г. Трумэна и Д. Эйзенхауэра (1946-1962 гг.) постепенно произошел отход от идеи бездефицитного бюджета и проводилась умеренная бюджетная макрополитика, пытающаяся предотвратить новые кризисы.
Эпоха президентов Дж. Кеннеди, Л. Джонсона, Р. Никсона, Дж. Форда и Дж. Картера (1962-1980гг.) характеризуется активным государственным регулированием совокупного спроса на основе использования государственного бюджета. В конце этого периода выяснилось, что кейнсианские методы потеряли свой стабилизирующий эффект, что связано прежде всего с зарождением новых мегаэкономических взаимосвязей и факторов развития. Наступала новая экономическая эпоха. Ее лозунгом стали слова Р. Рейгана: "Правительство не решит наших проблем. Правительство - само проблема", и как только "оно оставит нас в покое, проблемы эти решатся сами собой".
Неконсервативный курс республиканских президентов Р. Рейгана и Дж. Буша (1981-1992 гг.) теоретически базировался на монетаристских взглядах Нобелевских лауреатов М. Фридмена и Р. Манделла. Они предлагали сокращение государственных расходов, налогов и уменьшение государственного вмешательства в экономику. Активный вклад в разработку новой налоговой политики внес молодой журналист-экономист А. Лаффер, наглядно продемонстрировавший взаимосвязь собираемости налогов и налоговых ставок (кривая Лаффера). На базе этих теоретических соображений была создана "рейганомика", которая заключается в:
-
жесткой кредитно-денежной политике, способствовавшей снижению
-
инфляции. Одновременно повышение процентной ставки привлекло в США
-
иностранный капитал;
-
налоговой реформе 1986 г., приведшей к снижению предельной ставки подоходного налога с 55 до 33%, а налога на прибыль корпораций с 46 до 34%. Это стимулировало предпринимательство и, как и предсказывал Лаффер, увеличило поступления в бюджет; [15,c. 225]
3) пересмотре социальной политики в сторону сокращения государственных социальных программ;
4) резком увеличении государственных расходов на НИОКР, которые достигли 3% ВВП. 1 [8,c.454]
"Рейганомика" стимулировала снижение инфляции в 3 раза, уменьшение безработицы до 6% и довольно высокие темпы экономического роста. Кроме того, рейгановская "империя зла" пала, и США стали единоличным лидером человечества. Однако, бюджетный дефицит постоянно рос, и кризис 1990-1992 гг. показал, что рынок слишком сильно потеснил государство и экономическая политика нуждается в существенном изменении. [10,c. 157]
Победивший в 1992 г. Б. Клинтон предложил и блестяще осуществил
экономическую программу, предусматривающую более активную роль государства. В ее основе лежит борьба с бюджетным дефицитом. Администрация Клинтона посчитала, что налоговые ставки опустились ниже оптимума, и подняла их. Максимальная ставка подоходного налога повысилась до 36,9%. Одновременно были решительно сокращены государственные расходы. Результаты превзошли все ожидания. Рекордный дефицит государственного бюджета, доставшийся Клинтону от Буша (290,4 млрд. долл. в 1992 г.), был ликвидирован, и в 1999 г. был достигнут профицит бюджета в 79 млрд. долл.[11,c. 144]
"Клинтономика" возродила государственные социальные программы и увеличила инвестиции в общественный сектор и социальную инфраструктуру.
Инфляция снизилась до 2-3% в год, безработица - до 4,5%, а экономический рост в конце 90-х годах составлял 4%. Было создано 12 млн. новых рабочих мест, а фондовый рынок с 1993 г. вырос более чем в три раза. В 90-е годы США продолжили курс на интеграцию в мировую экономику, и уже более трети всех производимых в США материальных ценностей реализуется на внешнем рынке.[9,c.379]
Следует признать, что Клинтон скорее скорректировал курс Рейгана-Буша, и "золотая экономика Клинтона", как ее называют приверженцы президента, выросла все же из "рейганомики". Похоже, Америке удалось нащупать оптимальное для современного уровня технологического развития сочетание государства и рынка.
2.3 «Новая экономика» как модель развития США
Долговременный безинфляционный экономический рост в условиях постоянно растущей занятости населения заставил многих экономистов усомниться в прежних классических и консервативных постулатах развития. На смену старым догмам и законам пришла новая экономическая реальность - экономика США, которую уже окрестили как «Новая экономика». Американская модель «Новой экономики» характеризуется, прежде всего, такими принципиальными чертами как глобализация бизнеса и информационная революция.
Глобализация бизнеса означает интеграцию страны и ее хозяйствующих субъектов в мировую экономику. Уже сейчас свыше половины доходов крупных американских корпораций образуются за рубежом: огромное значение приобрел процесс развития внешней торговли и иностранного инвестирования. В свою очередь США также получают самые передовые зарубежные инвестиционные товары и технологии, в стране действуют многочисленные филиалы и дочерние компании европейских и японских фирм. Активизировался обмен передовым опытом управления, усилилась роль американских инвестиционных фондов на мировых финансовых рынках. Если в конце 1970-х гг. с внешней торговлей было связано около 17% экономики США, то к настоящему времени американская экономика уже на четверть зависит от экспорта или импорта.[10,c.160] Сильные внешнеполитические позиции США, лидерство американской модели развития экономики определяет лидерство США в процессе глобализации.
Информационная революция служит вторым мощным источником роста экономики США. Страна переживает настоящий информационный бум: совершенствуются цифровые технологии, постоянно образуются новые компании, возникают новые отрасли промышленности. В сфере информатики и телекоммуникационных технологий США не имеют себе равных. Так, в рейтинге 100 компаний сферы информационных технологий журнала Business Week 75 представляют США, а в первой двадцатке лидеров информатики американских компаний 17 (см. Таблицу 3). Таблица 3 дает представление об уровне развития и распространения информационных технологий среди рядовых потребителей ведущих стран мира.