95935 (613319), страница 3
Текст из файла (страница 3)
в) новые облигационные и иные займы стран-членов зоны евро.
Основные принципы, связанные с переходом к единой валюте состояли в следующем:
- замещение национальных валют по фиксированным курсам начиналось с 1 января 1999 года;
- с 1 января 1999 года все ссылки в юридических документах на ЭКЮ заменялись ссылками на евро по курсу 1:1;
- все ссылки в юридических документах на национальные денежные единицы остались действительными точно так же, как если бы они относились к евро;
- был реализован принцип непрерывности контрактов, который заключался в том, что: 1) введение евро не вело к изменению каких-либо условий, зафиксированных в юридических документах, и не могло служить предлогом для одностороннего изменения или отмены этих документов; 2) любые платежные обязательства, выраженные в евро или в национальных денежных единицах данной страны-участницы, могли погашаться должником в этой стране либо в евро, либо в национальной валюте;
- с 1 января 1999 гола по 31 декабря 2001 года реализовывался принцип свободы выбора для участников сделок (национальная валюта или евро). При этом по отношению к участникам было недопустимо принуждение или запрещение со стороны государств-членов новой валютной системы. Это означало, что в новых контрактах и во всех связанных с ними документах может использоваться (по договоренности сторон) любая деноминация.
В течение переходного периода банкам было рекомендовано на добровольной основе освобождать от комиссионных пересчетов национальных валют ЭВС в евро и наоборот при исходящих платежах и при пересчете в евро остатков национальных валют на счетах в течение переходного периода, а также обмен национальных банкнот на евро для своих клиентов в начале 2002 г. в суммах, не превышающих их бытовые потребности. Размеры и допустимую частоту льготных обменов устанавливают сами банки, однако они обязаны заранее оповещать клиентов об избранной ими практике. Во всех случаях плата за проведение банковских операций в евро не должна отличаться от платы за такие же операции в прежних национальных валютах ЭВС.
Главные компоненты ЭВС – единая валюта, получившая наименование «евро», и единый Европейский центральный банк, которые неразрывно связаны друге другом. Подобно тому, как каждая национальная валюта всецело находится под юрисдикцией и контролем соответствующего государства в лице центрального банка, так единая, наднациональная валюта непременно требует наличия наднационального, международного органа, который осуществлял бы единую для всего региона денежно-кредитную политику.
Вторым, заключительным этапом третьей фазы перехода к валютному союзу ЕС стал полный переход на евро. После 31 декабря 2001 года все счета, которые до тех пор выражались в национальных валютах участвующих стран стали в обязательном порядке конвертироваться по официальным курсам в евро.
С 1 января 2002 года в течение срока, который каждая страна определила самостоятельно, в обращение были введены банкноты семи номиналов - 5, 10, 30, 50, 100, 200 и 500 евро, и монеты восьми номиналов - 1 и 2 евро, а также 1, 2, 5, 10, 20 и 50 евроцентов, замещающие прежние банкноты и монеты в национальных денежных единицах. В течение определенного срока старые национальные банкноты и монеты еще могли обращаться наравне с евро.
Таким образом, к 1 января 2003 года полный переход на евро во всех странах – участницах ЕВС был завершен. Отныне, евро стал единственным законным платежным средством в странах Еврозоны.
Новая валюта неожиданно быстро завоевала популярность и расположение европейцев. Руководство Европейского союза позитивно оценило этот процесс. Европейская валюта даже стала пользоваться популярностью в странах, не присоединившихся к Еврозоне.
Стоит также сказать, что с завершением перехода на единую европейскую валюту развитие и расширение как Европейского союза в целом, так и Европейского валютного союза не остановилось. Совсем недавно в Евросоюз были приняты 10 новых членов – Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония. План их принятия предусматривает переход некоторых из них на евро – не позднее 2010 года.
Мнение жителей новых членов ЕС также различны. К примеру, большинство жителей прибалтийских государств и правительства этих стран активно высказываются за переход на евро. Другие новые участники Евросоюза – более сдержаны и не видят себя участниками ЕВС раньше 2010 года.
3. Система институтов Европейского валютного союза
В Договоре о Европейском Союзе, дополненном актами вторичного права, были определены необходимые финансово-экономические критерии, соответствие которым объявлялось непременным условием членства в валютном союзе и институциональная структура ЭВС. Договором было предусмотрено создание Европейского валютного института (ЕВИ), статус которого был определен как учредительным договором, так и специальным протоколом, содержавшим устав ЕВИ. Европейский валютный институт, созданный в 1994 г., с одной стороны перенимал все основные функции ранее существовавших валютных органов, таких как Комитет, управляющих национальными центральными банками и Европейский фонд валютного сотрудничества, выполнявших в основном совещательные и контрольные функции. С другой стороны, ЕВИ должен был подготовить в материальном, организационном и правовом плане создание Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) и Европейского центрального банка (ЕЦБ), коим он и должен был передать свои полномочия с наступлением третьей фазы. Одной из важнейших функций ЕВИ было наблюдение и контроль за деятельностью государств-членов, необходимой для подготовки к третьей фазе и участию в валютном союзе в соответствии с жесткими критериями, определенными в нормативно-правовых актах ЕС (к числу этих показателей относились, в частности, такие, как инфляция не свыше 1,5% в год, бюджетный дефицит не более 3% и государственный долг не свыше 60% от ВНП). По этим вопросам ЕВИ подготавливал ежегодные доклады, равно как вносил необходимые предложения и рекомендации.
Согласно Уставу руководящим органом ЕВИ являлся Совет. Он состоял из председателя и управляющих национальными центральными банками, один из которых занимал пост председателя ЕВИ. Председатель ЕВИ назначался с общего согласия государств-членов по рекомендации либо Комитета управляющих, либо Совета ЕВИ после консультации с Европейским парламентом и Советом Европейского Союза, главами государств и/или правительств стран-членов. Устав ЕВИ особо подчеркивает, что председатель является должностным лицом самого института, и одновременно формулирует требование независимости применительно ко всем другим членам Совета ЕВИ. В частности, в ст. 8 Протокола оговорено, что при осуществлении своих полномочий и выполнении задач и обязанностей Совет ЕВИ не может испрашивать или получат указания от институтов Сообщества или правительственных органов государств-членов. В свою очередь институты Сообщена и национальные правительства обязались не использовать какие-либо средства воздействия на Совет ЕВИ при исполнении им своих задач и обязанностей [12. с. 118].
Формула, приведенная выше, вполне очевидна и понятна. Сообщества стремились в лице Европейского валютного института создать достаточно независимый и полноценный орган для решения как текущих проблем проведения единой валютной политики, так и предтечу тех институтов, которые надлежало учредить на третьем этапе. Конечно, достижение действительной независимости в условиях, когда членство в Совете ЕВИ одновременно совмещалось с занятием поста руководителя национального центрального банка, оказывалось в значительной мере эфемерным. Впрочем, в условиях довольно жесткой правовой регламентации деятельности ЕВИ и определения строгих критериев участия национальных центральных банков во вновь создаваемой структуре свобода деятельности национальных государственных банков, безусловно, была в определенной степени ограничена.
ЕВИ был наделен некоторыми распорядительными полномочиями. Статья 15 Устава предусматривала, что он дает заключения и рекомендации, устанавливает ориентиры и принимает решения, которые адресуются национальным центральным банкам. Заключения и рекомендации, как это соответствует ст. 189 (н.н. ст. 229) Договора о ЕС, не имели обязательной силы. Однако решения представляли собой нормативно-правовые акты, подлежавшие обязательному исполнению.
В соответствии с Маастрихтским договором и специальными Протоколами, к нему приложенными, с 1 января 1999 г. началось осуществление третьей фазы создания валютного союза. Соответственно ЕВИ прекратил свое существование и уступил место новым структурным институтам. Таковыми стали Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) и Европейский центральный банк (ЕЦБ). Одновременно вступил в силу приложенный к Маастрихтскому договору Протокол об Уставе ЕСЦБ и ЕЦБ. Этот Протокол определял цели и задачи ЕСЦБ, внутреннюю структуру и организацию, порядок функционирования и контроль, систему органов ЕСЦБ, статус ЕЦБ и их юрисдикцию.
Основной целью ЕСЦБ провозглашается поддержание стабильности цен и оказание поддержки общей экономической политики.
Сообществ с тем, чтобы способствовать достижению Целей, стоящих перед интеграционными объединениями. ЕСЦБ функционирует в соответствии с принципом открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией, способствуя эффективному распределению ресурсов и выполнению задач определенных в учредительном договоре. Специфика ЕСЦ£ состоит в том, что она не является органом Сообществ или Союза в традиционном смысле этого слова. Это своеобразное структурное образование, цель и назначение которого состоит в интеграции национальных центральных банков в единую валютную систему Сообществ. Соответственно и задача, стоящая перед ЕСЦБ, заключается, прежде всего, в том, чтобы определять и проводить в жизнь валютную политику Сообществ. Национальные центральные банки, входящие в общую систему, сохраняют свою самостоятельность, и их деятельность определяется национальным законодательством каждого из государств-членов. Вместе с тем национальные центральные банки должны действовать в соответствии с ориентацией и инструкциями, получаемыми от Европейского центрального банка. Национальные органы власти при принятии правовых актов, регулирующих деятельность национальных центральных банков, должны учитывать постановления права ЕС и запрашивать заключения ЕЦБ по всем вопросам, относящимся к его ведению. Такие заключения предоставляются как национальным властям государств-членов, так и институтам и органам Сообществ.
Функционирование ЕСЦБ обеспечивается Европейским центральным банком и его органами, которые наделяются правом принятия юридически обязательных нормативно-правовых актов. Специфика и особенность правового статуса ЕЦБ, который практически приравнен к институтам Сообществ и Союза, состоит в том, что на практике он является не административным органом, а банковским учреждением, обладающим собственным капиталом (он определен в 5 млрд. евро) и собственными ресурсами. Таким образом, ЕЦБ — это, прежде всего Центральный банк, осуществляющий все свойственные банковскому учреждению функции, и одновременно это институт, наделенный распорядительной властью и правом издания правовых предписаний. ЕЦБ обладает статусом юридического лица, на него распространяются положения Протокола о привилегиях и иммунитетах. Банк, в частности, освобождается от уплаты налогов государству, на территории которого находите (в данном случае в ФРГ, в городе Франкфурте), на операции им осуществляемые, и освобождается от уплаты сборов, устанавливаемых обычно с суммы деловых операций. Как и применительно к ЕВИ, на ЕЦБ распространяется принцип независимости. Ни он, ни национальные центральные банки, ни члены руководящих органов ЕЦБ не должны испрашивать или получать указания ни от институтов ЕС, ни от национальных властей государств-членов. Соответственно институты Союза и национальные власти обязаны воздерживаться от любых действий, направленных на то, чтобы повлиять на руководителей ЕЦБ или национальных центральных банков при выполнении ими задач, связанных с осуществлением учредительных договоров и предписаний вторичного права, относящихся к созданию и функционированию валютного союза.
Основными органами ЕЦБ, согласно Договору о Европейском Союзе и Уставу, являются Совет управляющих и дирекция. Совет управляющих является руководящим органом ЕЦБ. Он включает членов дирекции ЕЦБ и управляющих национальными центральными банками государств-членов, вошедших в единую европейскую систему центральных банков. Каждый член Совета управляющих при вынесении решений имеет один голос. Решения в Совете принимаются по общему правилу простым большинством голосов. При равенстве голосов мнение председателя имеет превалирующее значение. Кворум, необходимый для вынесения решений, составляет две трети членов Совета управляющих. В случае срочности решения вопроса председатель может собрать чрезвычайное заседание для принятия решения, на котором кворум не обязателен. Однако в тех случаях, когда решения затрагивают вопрос об уставном капитале банка, о переводе резервных авуаров национальных центральных банков в ЕЦБ, распределении доходов и убытков, решения Совета ЕЦБ принимаются квалифицированным большинством голосов в две трети, исчисляемых долями участия в подписном капитале и при условии, что это большинство представляет, по меньшей мере, половину всех акционеров. Таким образом, каждый из управляющих национальными банками обладает в этом случае определенным количеством взвешенных голосов, которые соответствуют сумме подписного капитала данного государства-члена.
Органом управления ЕЦБ является дирекция. Она состоит из председателя, заместителя председателя и четырех членов дирекции. Все члены дирекции являются штатными работники ЕЦБ и не могут занимать никакие другие должности оплачиваемые, так и не оплачиваемые, если только в силу конкретных причин такое право не предоставлено члену дирекции в ограниченных пределах непосредственно Советом управляющих. Все члены дирекции назначаются с общего согласия правительств государств-членов на уровне глав государств и/или правительств по рекомендации Совета Европейского Союза и после консультаций с Европейским парламентом и Советом управляющих. Кандидаты в члены дирекции должны обладать широко признанным авторитетом, опытом и репутацией в финансовых и банковских делах. Срок полномочий членов дирекции — 8 лет и продлению не подлежит. Членами дирекции могут быть только граждане государств-членов. Досрочное освобождение члена дирекции от своего поста может иметь место только по решению Суда ЕС в случае совершения им серьезного проступка и обращения в Суд со стороны Совета управляющих или дирекции.
Совет управляющих, будучи руководящим органом ЕЦБ, определяет валютную политику Сообществ. Дирекция, выступая в роли органа управления, осуществляет валютную политику в соответствии с основными ориентирами и решениями Совета управляющих. В качестве управленческого органа дирекция дает необходимые указания центральным банкам государств-членов. Дирекция подготавливает заседания Совета управляющих и может в результате делегирования полномочий Совета управляющих осуществлять некоторые его функции. ЕЦБ также дает рекомендации и консультации Совету Европейского Союза, Комиссии и компетентным властям государств-членов относительно сфер действия и осуществления законодательства Сообщества, касающегося разумного контроля над деятельностью кредитных учреждений и обеспечения стабильности финансовой системы.
В основных документах сравнительно четко определены валютные функции и операции, осуществляемые ЕЦБ, положения, касающиеся финансовой отчетности, проведения ревизий, формирования капиталов, критериев подписки на капитал, заграничных операций банка и распределения валютных доходов национальных центральных банков.
Чистая прибыль ЕЦБ распределяется следующим образом: сумма, определяемая Советом управляющих и не превышающая 20% чистой прибыли, переводится в общий резервный фонд. При этом соблюдается правило, согласно которому эта сумма не может превышать 100% уставного капитала. Оставшаяся чистая прибыль распределяется между акционерами ЕЦБ пропорционально оплачиваемой ими доли капитала. При этом следует иметь в виду, что единственными акционерами ЕЦБ являются только национальные центральные банки. В случае убытков они восполняются либо за счет общего резервного фонда, куда переводится получаемая прибыль, и в случае необходимости из валютной прибыли соответствующего финансового года в пропорции и в пределах сумм, распределенных между национальными центральными банками.