27143-1 (612769), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Галоперидол ускоряет синтез и распад дофамина; увеличивает содержание таких метаболитов его, как диоксифенилуксусная и гомова-нилиновая кислоты. И вследствие этого, как полагают, он влияет весьма активно седативно, вызывает явления каталепсии, резко понижает условнорефлекторную деятельность, замедляет движения (М. В. Сорокин).
Дозы: внутримышечно 0,045—0,08 мг/кг; орально 0,07—0,1 мг/кг. Иногда используют также этаперазин, френолон, пропазин, мепро-тан, амизил, оксилидин, фенибут и др.
СЕДАТИВНЫЕ СРЕДСТВА
Бромиды. Бром в чистом виде не имеет непосредственного лечебного значения в ветеринарной практике, хотя, несомненно, и обладает бактерицидными свойствами. С лечебной целью в медицине и ветеринарии применяют соли брома—бромиды. По данным И. П. Павлова, бром в форме солей оказался «могущественным регулятором и восстановителем нарушенной нервной деятельности, но при непременном и существеннейшем условии соответственной и точной дозировки его по типам и состояниям нервной системы» (И. П. Павлов. Избранные произведения.).
Калия бромид—Kalii bromidurn, KBr; натрия бромид—Natrii bro-niidlim, NaBr; аммония бромид —Ammonii bromidum NH4Br. Все три препарата — белые кристаллы или белый кристаллический поро-щок, хорошо растворимый в воде (1:5—7,5). Принятые внутрь местно соли раздражают слизистую, вызывая гиперемию, в больших концентрациях — гастроэнтерит. Такое действие их кратковременное и не представляет большой опасности, так как все препараты быстро всасываются.
Из организма бромиды выделяются почками, железами пищеварительного тракта и кожи. Причем этот процесс идет значительно медленнее, чем всасывание, поэтому при повторных введениях препаратов следует учитывать возможность кумуляции. Бромиды выделяются в основном теми же путями, что и хлориды, и при желании усилить действие назначают диету, бедную поваренной солью; для ускорения же выведения бромидов дают поваренную соль.
Практический интерес при резорбтивном действии бромидов представляет их влияние на центральную нервную систему. Это действие раньше представлялось как обычное снотворное. И. П. Павлов показал, что бромиды избирательно влияют на тормозные процессы, усиливая и концентрируя их. При резко повышенной возбудимости центральной нервной системы их действие напоминает влияние отдыха от работы и действие разлитого торможения; оно быстро ведет к восстановлению работоспособности корковых клеток. Одновременно с этим бромиды облегчают проявление всех видов внутреннего торможения, уточняют дифференцировку и укорачивают угасание условных рефлексов. Весь комплекс изменений состояния коры дал основание И. П. Павлову считать, что бромиды действуют так благоприятно, потому что они усиливают ассимиляционные процессы в клетках коры.
Действие бромидов различно в зависимости от типа нервной деятельности, состояния ее и дозы препарата. На животных с уравновешенной нервной системой бромиды в умеренных дозах существенного влияния не оказывают; они действуют тем активнее, чем больше нарушены процессы регуляции. При слабой нервной системе сравнительно легко наступает отравление животных.
Применяемые соли брома действуют одинаково. Разница заключается в том, что аммониевая соль быстрее всасывается и выделяется, а действует немного сильнее, чем другие соли. Несколько медленнее всасывается калия бромид. Наиболее медленно всасывается и выделяется натрия бромид, поэтому и действие его выражено умереннее, но длительнее. Местно слабее всех действует натриевая соль, а сильнее— аммониевая.
В силу этих небольших особенностей весьма благоприятно влияют соли, назначенные все одновременно в равных количествах. Однако и каждая из них в отдельности также весьма активна. Наиболее часто их назначают при эклампсии, столбняке, а также как седативное средство при возбуждении головного мозга и при нимфомании; пушным зверям — при самопогрызании.
Бромиды прописывают в порошках, болюсах и кашках, но чаще всего в форме микстур. Дозы бромидов внутрь: коровам 15,0—60,0 г; овцам 5,0—15,0; свиньям 5,0—10,0; лошадям 10,0—50,0; собакам 0,5— 2,0; курам 0,1—1,0 r.
Корневище с корнями валерианы—Rhizoma cum radicibus Valeri-anae. Получают от валерианы, или мауна лекарственного (Vaieriana of-ficinalis L.), многолетнего травянистого растения семейства валериано-вых, произрастающего в средней полосе РФ.
В корневище и корнях содержатся эфирное масло, терпинеол, сес-квитерпен, валериановая и изовалериановая кислоты, алкалоиды ва-лерьин и хитинин. Эфирное масло содержит пенен, камфен, левый бор-неол и его эфиры валериановой, уксусной, муравьиной и масляной кислот. Эфирное валериановое масло в небольших дозах умеренно возбуждает центральную нервную систему, в частности, центры дыхания и сосудодвигательцый. В больших дозах оно угнетает центральную нервную систему, понижая рефлекторную возбудимость и ослабляя чув-ствительность периферических нервных окончаний. Кроме того, эфирное масло понижает тонус гладкой мускулатуры кйшечни.к.а и расширяет коронарные сосуды.
Валериану рекомендуют при вегетативных неврозах, нервном возбуждении, при спазматических сокращениях кишечника, при нимфомании и т. д.
Дозы внутрь: коровам 50,0—100,0 г; овцам 5,0—15,0; лошадям 25,0—50,0; свиньям 5,0—10,0; собакам 1,0—5,0 г. Дозы настойки валерианы; коровам 15,0—40,0 г; лошадям 10,0—30,0; овцам 3,0—10,0; свиньям 2,0—5,0; собакам 0,5—2,0; курам 0,2—1,0 г. Хорошей лекарственной формой является настой. Часто назначают густой экстракт валерианы (Extracturn Valerianae spissum), настойку валерианы (Tinctu-ra Valerianae) и настойку валерианы с камфорой (Tinctura Valerianae cun Camphora).
Корвалол — Corvalolum. Препарат, состоящий из этилового эфира с-бромизовалериановой кислоты (2%), фенобарбитала (1,82%), натрия едкого (2—3%), масла перечной мяты (0,14%), воды и спирта (до 100%). По внешнему виду это бесцветная, прозрачная жидкость с запахом эфира бромизовалериановой кислоты. По составу и по действию препарат близок к валакордину. Действует умеренно седативно и спазмолитически. Применяется при неврозах, при спазмах сосудов и кишечника. Дозы внутрь свиньям 0,8—1,0 мл; собакам 15—30 капель.
Девинкан—Devinkanum. Препарат кристаллического алкалоида винкалина, выделенного из растения барвинок (Vincaminor L.) семейства кутровых. Выпускается в форме таблеток (по 0,005—0,01), порошка и в ампулах (0,003). Сохраняется с предосторожностью (список Б). Девинкан влияет гипотензивно и успокаивающе. Применяется при тех показаниях, что и резерпин. Дозы внутримышечно свиньям 0,006—0,008 и внутрь 0,007—0,01.
ПРОТИВОСУДОРОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА
Судороги, наблюдающиеся у животных при некоторых заболеваниях, тяжело отражаются на состоянии организма, поэтому снятию их уделяется много внимания. Значительно чаще у животных проявляется напряжение скелетной мускулатуры и фибриллярные сокращения ее. В патогенезе этой патологии много общего с судорогами и поэтому для ослабления напряжения используют те же противосудорожные препа-
раты. Из них наиболее эффективны дифенин, гексамедин и все вещества, угнетающие ЦНС.
Противосудорожные препараты увеличивают порог возбудимости моторных зон коры головного мозга, замедляют время двигательной реакции при раздражении этих зон и тем самым затрудняют передачу импульсов на двигательные узлы спинного мозга.
Дифедин—Dipheninum. 5-5-Дифенилгидантонин и натрия гидрокарбонат (85:15); C15N2NaO2H11. Белый с желтоватым оттенком кристаллический порошок без запаха, очень трудно растворяется в воде. Сохраняется с предосторожностью (список Б). Затрудняя распространение возбуждения в центральной нервной системе, он умеряет все виды судорог, ослабляет и предупреждает напряжение скелетной му-скулатуры при стрессовых состояниях. Назначают внутрь и внутримы-шечно. Ориентировочная доза собакам (внутримышечно) 0,03—0,05 г; коровам и лошадям 0,18—0,23, свиньям 0,06—0,09 г.
Гексамидин — Hexarnidinum. 5-Этил-5-фенилгексагидропиримидин-дион-4,6; C12N2O2H14 Белый кристаллический порошок, плохо растворимый в воде. Сохраняется с предосторожностью (список Б). Влияет так же, как и дифенил, но длительнее и поэтому используется с той же целью, но преимущественно профилактически. Дозы свиньям и собакам внутрь 0,06—0,08 г на 1 кг массы тела; профилактические дозы 0,03—0,05 г/кг массы тела.
Сходно с этими противосудорожными веществами влияют хлора-кон, триметин, бензонал, метиндион, карбамазетин, этосиксимид, мор-фолеп, мидокалм, а также фенобарбитал, атропин, скополамин, ами-назин.
АНАЛЬГЕТИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА
А
нальгезией (греч. an—отрицание и algos—•-боль) называют подавление болевой чувствительности, а фармакологические вещества, оказывающие такое влияние,— анальгетическими или анальге-тиками (Analgetica) (рис. 17). Сильная боль при заболеваниях значительно осложняет течение патологического процесса, нарушает координирующее влияние центральной, нервной системы, функцию сердечно-сосудистой системы, изнуряет животное, а в ряде случаев является причиной увечий, шока и даже гибели животных. Поэтому изыскание средств, подавляющих или хотя бы ослабляющих боль, давно уже является предметом деятельности медицинских и ветеринарных врачей.
-
Рис. 17. Схема формирования болевого ощущения (проводящие пути и центры
боли) )
1 — спинной мозг; // — ретикулярная формация ствола головного мозга: /// — таламус; IV—кора больших полушарий мозга; V— лимбическая система; 1 — пути экстеро- и проприоцеппии; 2— спинномозговой узел; 3 — задики рог спинного мозга: 4 — желати-нозная субстанция спинного мозга; 5—не-спедифипеский путь передачи возбуждения; 6 — вентро-базальный комплекс ядер таламу-са: 7 — срединный центр: 8 — восходящие ак-тивирувдщие влияния ретикулярной форма-ции: 9 — восходящие активирующие влияния несдецифических ядер таламуса: 10 — прозрачная перегородка; // — гиппокамп; 12 ~ миндалевидное тело: 13 — гипоталамус; 14 — связи между лимбическими структурами; 15 — пути возбуждения из лимбической системы: 16 — пути интероцепции; 17 — специфический путь передачи возбуждения; 18 — нисходящие влияния ретикулярной формации Так как болевые ощущения формируются в центральной нерв, нои системе, а возникают при раздражении чувствительных нервных окончаний в органах и тканях, то и фармакологическое воздействие может быть на одно из этих звеньев.
Анальгетическим действием обладают все противовоспалительные средства, защищающие рецепторный аппарат или нейтрализующие раздражителей (вяжущие, слизистые, обволакивающие, адсорбирующие и др.). В этих же направлениях влияют местноанестезирующие вещества, выключающие отдельные звенья чувствительных нервов. Подавить боль можно, применяя вещества, угнетающие центральную нервную систему. Все эти средства используют при соответствующих показаниях. Но при болевых синдромах, являющихся следствием воспалительных процессов в организме, исключительно высокую эффективность оказывают препараты опия, а также некоторые синтетические аналь-гетики, которые и рассматривают в этом разделе.
История изыскания анальгетиков указывает, что этим занимались еще в древние времена. И тогда уже было установлено, что наиболее активным анальгетиком является опий. В 1806 г. Сертюрнер (Serturner) выделил из опия основное действующее начало—морфин.
Изучение опия показало, что в нем содержится около 20 активных алкалоидов, действующих анальгетически или влияющих на отдельные стороны фармакодинамики морфина.
Морфин и многие другие алкалоиды опия имеют ряд недостатков, в том числе возможность развития пристрастия человека к ним. Это побудило синтезировать новые анальгетические средства, в значительной мере свободные от недостатков морфина. Синтезу анальгетиков предшествовало выяснение механизма перехода одних алкалоидов опия в другие. Если взять за основу структурную формулу морфина, то оказывается, что даже при незначительных изменениях его молекулы получаются новые препараты со специфическими особенностями — кодеин, дионин, героин и др.
Алкалоиды опия относятся к двум разным химическим группам: пиперидинфенантрена, (морфин и др.), бензилизохинолина (папаверин), причем болеутоляющее действие ярко выражено только у веществ первой группы.
В молекуле анестетиков фенантренового ряда очень важную роль играет четвертичный атом углерода. Он обязательно должен быть соединен с метильной группой и с третичным азотом, причем связь с азотом осуществляется через два углеродных атома. Кроме того, одна из валентностей третичного азота должна быть замещена метальным или другим коротким алкильным радикалом. Гидроксильные группы, называемые фенольной и алкогольной, существенно отражаются на возможности соединений угнетать центральную нервную систему—фе-нольный гидроксил усиливает это действие, а алкогольный — ослабляет.
О
бразование сложных эфиров морфина сопровождается равномерной активизацией всех видов действия его. ^ Морфина гидрохлорид—Morphini hydrochloridum.
Алкалоид пиперидинфенантренового ряда. Белые шелковистые игольчатые кристаллы или белый кристаллический порошок; сохраняется под замком (список А). Медленно растворяется в воде (1:25),
растворы стерилизуют текучим паром, для стабилизации к ним прибавляют 0,1 н. раствор хлористоводородной кислоты в количестве 1%.
Морфин легко всасывается слизистыми оболочками и подкожной клетчаткой, поэтому быстро оказывает резорбтивное действие и при подкожном и при оральном введении. В организме он медленно разрушается (4—30% за 2 ч), превращаясь в окисные соединения, которые выделяются почками. Основная масса неокисленного морфина выводится железами пищеварительного тракта (больше всего железами желудка). Первые следы морфина можно обнаружить в желудке уже через 5—6 мин после подкожной его инъекции. Однако он продолжает выделяться там еще 10—16 ч. Это объясняется тем, что морфин в организме изменяется медленно, а выделенный в желудок вновь всасывается в кишечнике. Замедление перистальтики, которое при этом наблюдается, способствует всасыванию.
Морфин не раздражает чувствительных нервных окончаний в тканях. Он даже несколько притупляет их восприимчивость. Поэтому его можно вводить в организм любыми способами (обычно вводят под кожу и внутримышечно). Наиболее ярко действует препарат на чувствительные нервные окончания в пищеварительном тракте при назначении внутрь малорастворимых препаратов, содержащих морфин (например, опий).
Фармакодинамика морфина сложная. Он неодинаково влияет на животных разных видов. Более того, у одного и того же животного он неодинаково действует на разные отделы центральной нервной системы: одни угнетает, другие возбуждает, а третьи возбуждает в малых дозах и угнетает в больших. Морфин угнетает инспираторные нейроны дыхательного центра и одновременно нарушает процессы кортикальной регуляции дыхания. Он вызывает расслабление гладкой мускулатуры и спазмы сфинктеров.















