61193 (611391), страница 3
Текст из файла (страница 3)
4. Баи Буре
Упорную борьбу против европейских захватчиков вели и малые народы Африканского континента. Примером может служить борьба одной из народностей Сьерра-Леоне. Попытки англичан завоевать внутренние области своей колонии долгое время оказывались тщетными из-за сильного сопротивления живших там племен. Своего апогея выступления народностей Сьерра-Леоне достигло в 1898 г. Борьбу возглавил вождь племени темпе Баи Буре, и движение сопротивления под его руководством вошло в историю освободительной борьбы народов Западной Африки как «война Баи Буре». Эта война была непродолжительной, но ожесточенной. Она успела получить резонанс в широких кругах европейской общественности.
Главным очагом сопротивления британскому проникновению становится страна Кассе на севере Сьерра-Леоне и находившаяся под управлением вождя Баи Буре. Баи Буре, вернее Кебали, как его звали в действительности, родился в конце 1830-х годов. За организацию успешных походов и воинскую доблесть, проявленную им во время военных действий в 1880-х годах против французских колонизаторов на территории Гвинеи, темпе избрали Кебали вождем страны Кассе и пожаловали ему титул Баи Буре.
В момент установления британского протектората страна Кассе являлась самой большой по территории в Сьерра-Леоне, а Баи Буре — самым влиятельным и могущественным вождем. Англичане были вынуждены считаться с его огромным авторитетом среди населения и до поры до времени старались с ним ладить. Баи Буре, считая себя независимым правителем, ни на йоту не поступался своей самостоятельностью. Для англичан, по выражению Джозефа Чемберлена, он всегда оставался «непокорным вождем». Колониальные власти Великобритании предпринимали несколько попыток арестовать вождя народа темпе, но безуспешно. Очередной повод для ареста Баи Буре представился для них в 1898 г., когда он и его соратники развернули широкую антиналоговую кампанию. Англичане решили применить против него вооруженную силу, ибо прекрасно понимали, что пока вождь темпе не будет в их руках, никто не станет платить налоги. В феврале 1898 г. отряд, посланный для ареста Баи Буре, встретил сопротивление населения и, потрепанный, вернулся на свою базу ни с чем.
Схватка между военным отрядом колонизаторов и народом темне положила начало вооруженной борьбе народов Сьерра-Леоне под предводительством Баи Буре. Под его знамена начали стекаться африканские воины различных племен. Они совершали нападения на отдельные отряды колониальных войск, полицейские участки, расправлялись с ненавистными сборщиками налогов. В марте 1898 г. произошли два крупных сражения между противоборствующими сторонами. Навязал их неприятелю сам Баи Буре. Однако, имея на вооружении ружья старых конструкций, он эти сражения проиграл.
Неудача первых боев не сломила дух вождя, она заставила его только изменить тактику. Баи Буре стал применять партизанские методы, которые оказались весьма эффективными и единственно правильными в той ситуации. Гибкая партизанская тактика Баи Буре не давала возможности англичанам дать «решающий» бой его силам и разгромить их.
Для борьбы с освободительным движением захватчикам требовались все новые и новые силы. В гавань Фритауна вошли корабли британского военно-морского флота. Прибыли подкрепления и из других мест. Стойкое сопротивление африканских воинов во многом объяснялось блестящим руководством Баи Буре, принимавшим непосредственное участие во всех вылазках. Превосходящим силам врага он противопоставлял исключительную мобильность своих обрядов, умелое использование защитных рубежей и природного ландшафта. Баи Буре для англичан оставался неуловимым. Значительно ему помогала и отлично налаженная им разведывательная служба. Даже колонизаторы не могли не уважать вождя темпе. По словам одного британского деятеля, Баи Буре «доказал, что он солдат и джентльмен». Несмотря на проявляемую колонизаторами жестокость в их расправах над африканским населением, Баи Буре всегда проявлял гуманность по отношению к европейцам. Ни один торговец или миссионер не подвергался нападению, а в случае необходимости их эвакуации из зоны боевых действий, он даже предоставлял свой эскорт.
В апреле 1898 г. положение англичан в Сьерра-Леоне усугубилось в результате вооруженных выступлений и других народов колонии: шербро, менде, а также ваи, бу лом, локо и др. На время англичанам пришлось оставить Баи Буре и бросить все на подавление инсургентов в своих тылах. Одержав над ними победу, колониальные власти всей своей военной мощью вновь обрушились на повстанцев Баи Буре.
На территории своей страны Кассе он создал цепь оборонительных сооружений, которые затрудняли продвижение противника. Пытаясь запугать африканских воинов, колонизаторы учиняли кровавые расправы над мирным населением. В Кассе англичане сравняли с землей 97 больших и малых деревень, сотни жителей расстреляли. Воины вождя держались стойко, героически отражая атаки врага. Но положение их становилось крайне тяжелым. Давали о себе знать ограниченность территории, на которой действовал Баи Буре, острая нехватка оружия и продовольствия, которые достать было уже неоткуда. Между тем, численность британских войск значительно возросла. В ноябре 1898 г. вражеские подразделения окружили лагерь Баи Буре в Рогбаллане. Он был взят в плен и отправлен в тюрьму Фритауна, а затем сослан в другую английскую колонию в Западной Африке — на Золотой Берег (Гана). Только в 1905 г. Баи Буре было разрешено вернуться в Кассе в роли верховного вождя. Умер он в 1908 г.
Хотя выступление народа темпе потерпело поражение, оно способствовало тому, что колониальные власти пошли на некоторые уступки населению, временно прекратив взимание налогов и изменив наиболее тяжелые формы колониальной эксплуатации.
Среди государств Восточной Африки наиболее упорное сопротивление колонизаторам оказало Буньоро, которое возглавил мукама (вождь, правитель) Кабарега. Ровно 30 лет (1869—1899) своим сопротивлением он не давал возможности англичанам прочно обосноваться в Восточной Африке, создавая реальную угрозу их тылам в районе Межозерья.
При воцарении на престол Кабареге не было и 20 лет, но он правильно оценил тогдашнюю политическую обстановку в Восточной Африке. Предвидя, что стране предстоит выдержать немало военных испытаний, Кабарега много сил вложил в создание новой армии. Угроза английского вторжения заставила его впервые в истории Буньоро создать постоянное войско. Оно состояло из копьеносцев, лучников и мушкетеров и насчитывало около 5 тысяч воинов. В случае войны армию усиливало ополчение, которое выступало под командованием вождей. Слабой стороной армии мукамы было вооружение, лишь треть солдат имела огнестрельное оружие, причем устаревших конструкций.
В январе 1872 г. крупный англо-египетский отряд вторгся на территорию Буньоро. В нем насчитывалось более 500 отлично вооруженных стрелков. Столица Буньоро Масинди была захвачена и сожжена вместе с прилегающими к ней деревнями. Умело маневрируя, Кабарега вывел основную часть своей армии из-под удара противника, так и не дав последнему возможности навязать ему решающий бой. Теперь уже англичане были вынуждены перейти к обороне, поскольку воины мукамы не давали ни минуты покоя захватчикам, совершая непрерывные нападения из засад. Противник отступил, и эта первая попытка захватить Буньоро провалилась.
Не сумев силой сокрушить Буньоро, британцы применили излюбленный метод — разделяй и властвуй. Против Кабареги они заключили союз с его соперником Руйонга, претендовавшим на пост мукамы. Кабарега был «низложен», а правителем Буньоро «провозглашен» Руйонго. Маневры колонизаторов осложнили положение Кабареги, но не дали им того выигрыша, на который они рассчитывали. Несмотря на «низложение», Кабарега оставался фактическим правителем государства и по-прежнему возглавлял сопротивление. До 1874 г. он успешно отразил все попытки врага продвинуться в глубь государства. В 1874 г. решили окончательно навязать Буньоро колониальное правление. Войска полковника Гордона, вышедшие из Судана, вторглись в страну. Однако и на этот раз, так же, как и два года назад, англичане не смогли принудить мукаму к сдаче. Кабарега вовремя уходил от превосходящих сил противника. Изматывая врага в мелких столкновениях, он не давал ему возможности прочно закрепиться на захваченной территории. Колонизаторы не выдержали и в 1879 г. покинули Буньоро.
Кабарега успешно защищал свою страну не только с помощью оружия, но и средствами дипломатии. Он неоднократно вступал в переговоры с Англией, добиваясь установления с ней мирных отношений, хотя никогда до конца не доверял англичанам и всегда оставался начеку. Несмотря на неудачи, Великобритания не отказалась от мысли аннексировать Буньоро. По англо-германскому соглашению, земли страны вошли в британскую «сферу влияния».
В начале 1894 г., сконцентрировав силы, англичане вновь вторглись на территорию Буньоро и после нескольких ожесточенных схваток принудили Кабарегу к отступлению и фактически вытеснили его за пределы государства. При отступлении население покидало родные места вместе с отрядами своего мукамы. Деревни сжигали, а продовольствие уносили с собой. Но уже в марте 1894 г. Кабарега вновь вернулся на территорию Буньоро. Колонизаторам снова пришлось готовиться к борьбе против войска мукамы. Они организовали несколько военных экспедиций с целью поиска и уничтожения Кабареги (апрель 1894, ноябрь 1894, февраль и июнь 1895 гг.). Умело маневрируя, используя тактику партизанской борьбы, Кабарега сводил на нет все усилия колонизаторов по разгрому его движения.
В июле 1896 г. Великобритания включила Буньоро в состав протектората Уганда. Ее не смущало то обстоятельство, что Буньоро еще продолжало оказывать сопротивление и фактически не было завоевано. Но кольцо вражеского окружения неумолимо сжималось вокруг Кабареги и его союзника — правителя Буганды Мванги. В июне—июле 1898 г., прибывшие в Уганду английские колониальные войска, состоявшие из индийцев, захватили северное Буньоро. Остатки сил Кабареги отошли на восток и продолжали мужественно сопротивляться до апреля 1899 г. И только в результате предательства Кабарега и Мванга были захвачены в плен. В конце апреля 1899 г. англичане сослали мукаму на Сейшельские острова, где он и умер в 1923 г.
В ходе многолетних боевых действий Буньоро превратилось в выжженный край. В стране свирепствовали болезни и голод, которые унесли жизни многих тысяч людей. С 1894 по 1898 г. население страны уменьшилось в четыре раза.
5. Бушири
Выступление населения Восточной Африки под руководством Бушири против немецкой колониальной экспансии стало крупнейшей вехой в истории освободительной борьбы народов Африки. Оно началось в 1888—1889 гг. и охватило огромную территорию. По числу участников и размаху оно не имело равных в Африке. Для разгрома Бушири потребовалось объединение усилий почти всех европейских держав, осуществлявших раздел Африканского континента.
Поводов для выступления против немецких колонизаторов было много. Это и введение налогов — подушного, транспортного, похоронного, это и покусительство на национальные и религиозные чувства африканцев. Самым ненавистным мероприятием колонизаторов был указ, согласно которому каждый землевладелец в обязательном порядке должен был зарегистрировать свое владение. В случае, если он не укладывался в сроки, его земля изымалась в пользу Германской восточноафриканской компании (ДОАГ).
Начавшееся движение протеста постепенно обретало организованные формы. Большую роль в мобилизации населения сыграли джумбены, или старосты суахилийских поселений. В освободительной войне приняли участие основная масса населения береговой полосы и многие народы внутренних областей. На начальном этапе борьбу возглавили арабская аристократия и суахилийские старосты. Всех объединяло общее стремление защитить свою свободу, землю, имущество, традиционный уклад жизни от посягательств захватчиков.
Искрой, зажегшей факел освободительной войны, стало снятие в ряде городов флага султана Занзибара, который был фактическим правителем в регионе, и поднятия флага ДОАГ. Это произошло в 1888 г. Город Пангани, где флаг ДОАГ был водружен первым, первым же взялся и за оружие. Пламя войны быстро распространилось и на другие города побережья, на внутренние районы. На первоначальном этапе движение не имело единого руководства. Только в октябре 1888 г. оно обрело своего вождя, им стал Бушири. Созванное им в очищенном от колонизаторов городе Пангани большое народное собрание решительно высказалось за организацию сопротивления захватчикам. Оно также постановило не признавать больше власть султана Занзибара, как полностью зависевшего от ДОАГ.
Бушири бин Салим эль-Харти по происхождению был наполовину арабом (отец — уроженец Южной Аравии), наполовину африканцем (мать — из сомалийского племени галла). Его род принадлежал к старинной занзибарской династии. Когда началась борьба против немецких колонизаторов, Бушири было уже 55 лет. Он был прекрасным оратором, обладал хорошими организаторскими и военными способностями. Эти качества помогли ему стать признанным вождем повстанцев. Бушири удавалось объединять подчас враждовавшие между собой народы Восточной Африки, поднимать на борьбу все слои населения. Он стремился создать широкий союз всех народов Восточной Африки для отпора врагу. Вместе с тем, Бушири был далек от слепой ненависти к людям белой расы. Он ценил опыт и технические знания немцев, никогда не проявлял жестокости в отношении к ним и другим европейцам, хотя последние не однажды учиняли кровавые расправы над африканским населением.
В своем поместье Мундо Бушири устроил штаб. Здесь он занимался разработкой планов выступлений, отсюда в разные места уходили его посланцы поднимать население на вооруженную борьбу. Прошло всего три месяца и власть ДОАГ оказалась сломленной. Ее опорные пункты были разрушены, в руки сторонников Бушири попало много вооружения и боеприпасов компании. После изгнания немцев к началу 1889 г. восточноафриканские города стали полностью самостоятельными. Была очищена от врага почти вся береговая полоса протяженностью в 700 км. Бушири думал о создании независимого африканского государства в данном регионе.
Между тем, Германия, не смирившись с потерей своих прежних владений в Восточной Африке, готовилась к реваншу. Были предприняты действия по сколачиванию большого экспедиционного корпуса. До его прибытия в Африку карательные функции взял на себя германский флот, уже находившийся у восточного побережья. Германия начала морскую блокаду побережья 6-ю немецкими кораблями с 57-ю пушками на борту. Они стали методически обстреливать прибрежные города. В блокаде приняли участие также Англия, Португалия и Италия. Но блокада не принесла европейцам ожидаемого результата. Оружие повстанцам контрабандным путем поступало из Мозамбика, Конго и даже из Занзибара.
Бушири активно готовился к предстоящему отражению прямой немецкой агрессии. В городах строились укрепления и бастионы, гавани блокировались затопленными кораблями, устанавливались службы дозора.