60816 (611292), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Ю. М. Лотман, Б. И. Краснобаев, В. Л. Прохоров исследуют процессы развития благотворительности во времена Петра I, получившие широкое распространение и пользующиеся популярностью в это время.
Б. И. Краснобаев, В. В. Виноградов, В. В. Данилевский, П. Н. Берков, Д. Д. Шамрай, А. В. Западов рассматривают проблемы, особенности и перспективы книгоиздательства и периодических издательств в период XVIII столетия.
I.1 Исторические предпосылки развития КПД в России XVIII века
В данном параграфе более подробно рассмотрим исторические предпосылки проводимых преобразований, обращаясь к работам, XVIII век был временем широкого и всестороннего расцвета русской художественной культуры и общественной мысли. Реформы Петра Великого – одно из сложнейших явлений новой истории России. Следует исследовать те явлениях и событиях, которые привели к началу грандиозных преобразований Петра. Ещё в конце XVII века Россия вступает в очередную полосу кризиса, который проявляется как в политической, так и в социальной жизни общества, в частности:
1) нерешенный крестьянский вопрос, вызывавший прения большинства интеллигентных людей того времени, по причине бедственного положения громадной массы крестьянских хозяйств;
2) проблемы государственного аппарата власти;
3) слишком сильное влияние церкви на культурную жизнь общества, религиозно нравственные искания большей части населения;
4) принижение идеи достоинства и богатства человеческой личности;
5) активный процесс складывания русской нации, а, следовательно, и национальной единой культуры;
6) сохранение экономической отсталости России от Европейских государств, что создавало серьезную опасность для её национальной независимости (объем промышленного производства, темпы промышленного строительства, выпуск строительной продукции);
7) культура носит замкнутый характер и оторвана от Западных цивилизаций;
8) ослабленная геополитическая позиция;
9) «фатальная склонность к преимущественно земледельческому хозяйству, в рамках которого отсутствуют необходимые условия для благоприятного и активного развития промышленности и городских структур» [сахаров];
10) политический вакуум именно на той стадии развития, когда ещё ни только не сложилась иерархия господствующего класса, но и не завершилось становление режима крепостного права;
11) реорганизация и распад чиновничьей системы;
12) кризис в сфере общественного сознания – ожесточенная борьба в недрах русской православной церкви между никонианами и старообрядцами, этот раскол отражал общий разброд в сознании людей, традиционное средневековое сознание давало глубокую трещину;
13) меняется отношение к окружающему миру и многим жизненным ценностям, что особенно заметно в литературе: на смену традиционному герою – тихому праведнику, думающему о Боге, отрицающему суету мирскую, приходит новый человек – жизнелюбивый, активный, с вполне прозаичными, материальными ценностями в жизни.
Личностные качества самого царя сыграли одну из ведущих причин такого быстрого темпа проводимых преобразований, Л. Гумилев относит Петра Великого к пассеонариям. Х. Багер, М. М. Щербатов, Н. И. Павленко называют Петра «самым значительным монархом европейского просвещения» [багер], говорят о доминирующем значении личности самого императора в череде проводимых преобразований, его неиссякаемая энергия, темперамент, близость к народу способствовали кардинальной переделке России на Европейских началах. Поскольку «ветер истории» уже дул в направлении реформ [ананьич], к которым Россия была уже готова, народ уже сознавал эсхатологическое сознание, неминуемо ведущее страну к гибели, поэтому общество проявляет невиданную до этого открытость, готовность перенять все из вне, возникает довольно заметная тяга всех слоев населения к просвещению (в первую очередь городского, посадского и наиболее дальновидные церковные деятели).
Процесс реформации застоявшейся и отставшей от всех России начался ещё в XII веке, но только Петр I и продолжавшая его политику Екатерина II, взявшие борозды правления в свои руки, положили начало новому периоду русской истории, преобразования оставили глубокий след, ставший бесценным кладом для дальнейших поколений.
I.2 Сущность и содержание Петровских реформ и реформ его последователей
В следующем параграфе автор рассмотрит подробно преобразования в культурной, политической, просветительской сферах жизнедеятельности Российского государства XVIII века. Государственные преобразования отчетливо делятся на два этапа. Первый начинается с конца XVII века и продолжается до 1711 года. Затем до 1717 идут лишь некоторые корректировки в созданных в ходе первого этапа институтах, без какого-либо кардинального изменения их. С конца 1717- начала 1718 годов наступает второй этап реформ, и активность реформаторской деятельности резко возрастает. Период от первых петровских преобразований до новой крупной модернизации страны при Екатерине II В. О. Ключевский называет «эпохой дворцовых переворотов», в течение которой трон занимали шесть монархов, но их деятельность имеет довольно односторонний характер, направленный на удержание власти в своих руках, на расширение прав и привилегии дворянства, дальнейшее закрепощение крестьянства и попытки приспособить аппарат чиновничье – бюрократической машины к изменяющимся условиям жизни, а не на преобразования своей страны. Подобная политика отразилась в практически полном отсутствии крупных реформ в течение второй четверти – середины XIII века. Опираясь на выше перечисленные причины, автор затронет особенности реформаторской деятельности в области КПД середины века лишь на уровне сравнения с петровскими, чья политика стала несомненно ведущей в XIII веке и с точки зрения предпосылок екатерининских преобразований, положивших начало новым путям развития.
Преобразования, начатые в сфере государственного аппарата, перебрасываются на другие области жизни русского общества, прежде всего на социальную. Не смотря на отсутствие какой-либо схемы в проведении преобразований, реформы коснулись всех сфер жизнедеятельности, в том числе, политической, культурной, социальной, духовной, возведя Россию на качественно новый этап развития и процветания.
С императрицей Екатериной II связана политика просвещенного абсолютизма в России, век пронизывала идея всесословной ценности человека, носителями которой были выдающиеся деятели русского Просвещения. Враждебное отношение к Французской революции, преследование передовых людей внутри страны свидетельствовали о конце этой политики.
Для рассмотрения данной темы автор обратился к трудам многих авторов, потому что данный вопрос рассмотрен довольно полно в различной литературе. Мне понадобились работы А. С. Орлова, который особое внимание уделяет политической сфере петровских реформ, обращается к временам правления последующих императоров XIII века; Б. И. Краснобаева, акцентирующего свое внимание на системе образования XIII столетия, останавливающегося на вопросах периодической печати этого времени; Н. И. Павленко, Е. Анисимова, А. С. Орлова, Х. Багера, заостряющих свое внимание на церковных преобразованиях; К. Валишевского, обращающегося к правлению последователей Петра I; Г. Б. Полякову, делающему выводы о влиянии преобразований различных политических деятелей на ход истории.
Образование
В данном пункте подробно рассматривается процесс становления светского образования в России XIII века, для разработки данного вопроса автор обращается к работам Б. И. Краснобаева, А. С. Орлова. В истории народного образования России XVIII век занимает особое место; именно тогда была создана первая светская школа, сделана попытка организовать государственную систему народного образования; впервые были разработаны и применены на практике основы светского воспитания и обучения детей.
Потребность в светском образовании возникла из-за стремительного развития социально-экономической жизни в XVII веке. Ремесленное производство, мануфактуры, торговля, зодчество, военное дело, врачевание остро нуждались в специалистах. «Пытливая человеческая мысль стремилась выйти за тесные пределы средневекового религиозного мировоззрения» [красноб].
Государство, находясь на стадии оформления абсолютизма, испытывало острую нужду в грамотных людях; церковные деятели одной из причин падения церковного авторитета видели в невежестве низшего и среднего духовенства. Вопрос об образовании вызывал немало споров в обществе. Многим деятелям того времени была не чужда мысль об образовании народа, в том числе и крепостных крестьян. И. Т. Посошков считал, что «не малая пакость крестьянам чиниться и оттого, что грамотных людей у них нет», поэтому их всячески обманывают. Помещики напротив считали обучение крестьян в «законе Божьем» залогом их добросовестной работы. Само дело народного образования имело специфические трудности – ни опыта в организации народного просвещения, ни разработанных педагогических теорий, применительных к отечественным условиям не существовали.
В развитии школ и просвещения ученые – историки условно выделяют четыре периода.
Первый охватывает конец XVII и первую четверть XVIII веков. Время создания первых светских школ, дававших начальные практические знания, необходимые в связи с внешнеполитической обстановкой.
Второй период с 1730 по 1755 года. Возникновение закрытых сословных дворянских заведений, складывание системы дворянского образования. Создание Московского университета.
Третий этап с 1755 по 1782 года. Развитие просветительских педагогических идей, реформы учебных заведений.
Четвертый период датируется 1782(86) по 1804 годами. Характеризуется попыткой создания государственной системы народного образования.
Во время первого периода в Москве по инициативе Симеона Полоцкого открывается Славяно-греко-латинская академия, где лекции по философии слушали 45 человек, так же она готовила переводчиков, справщиков( редакторов), преподавателей, но необходимы были и специалисты владеющие военно-инженерным и медицинским делом. В 1701 году в Москве была заведена артиллерийская школа, в 1707 – медицинское училище, в 1712 – инженерная школа.
Для строительства морских судов были необходимы грамотные мастеровые, для этих целей стали создаваться «русские школы», где обучали азбуке, письму и арифметике. Первая была основана на корабельных верфях под Воронежем в 1703 году, после 1712 такие школы появились в Петербурге, Ревеле, Кронштадте и других городах.
Существовала необходимость развития начального образования, в 1714 году во всех российских губерниях были открыты цифирные школы для «молодых ребяток» чтению, письму, арифметике, выучившимся выдавались «свидетельствованные письма», без которых «жениться не допускать и венечных памятей не давать». Однако уже в 1716 от обязательного обучения в цифирных школах были освобождены дети дворян, в 1722 – дети духовенства. История цифирных школ окончилась в 1744 году, когда их слили с гарнизонными школами для солдатских детей.
Более успешно шло обучение в горнозаводских школах под руководством В. Н. Татищева, в которых детей «нижних чинов и работных людей» учили читать и писать, выучившихся не отдавали в матросы и солдаты.
В начале века единого органа, который бы руководил школами, не существовало, но они возникали и исчезали постоянно, так в Москве появились Пушкарская (артиллерийская) и Навигационная школы (1701 год), в каждую их них было набрано по 300 учеников в возрасте от 7 до 25 лет. Основные проблемы учебных заведений проявлялась в отсутствии добросовестных и обученных педагогов, учителя-иностранцы много не могли объяснить по-русски, ощущалась нехватка финансирования (85 учеников Морской академии «за босотою и неимением дневного пропитания» месяцами не ходили в школу), жестокие наказания вынуждали учащихся ненавидеть учебу и преподавателей. В 1715 году была основана Морская академия в Петербурге и Навигационная школа стала лишь подготовительным отделением. Преподавание по большей части было индивидуальным и велось не по определенным учебным планам, а по желанию и уровню познаний учителей, непременным оставался принцип сословности. Обучение в школах того времени преследовало ограниченные, утилитарные цели, не стремясь воспитать всесторонне развитого человека, оно подавляло личность школьника. Только во второй половине века русские просветители-гуманисты, в частности, Н. И. Новиков, опирающийся на идеи Я. А. Каменского и Ж. Ж. Руссо, выступят за гармоническое развитие человеческой личности путем воспитания.
Несмотря на все трудности и неустройства, первые светские школы дали немалое количество образованных людей, которые обеспечивали проведение реформ, способствовали общему подъему русской культуры.
В 30-50-ые годы складывается система дворянского сословного образования, поскольку дворянство тяготил тот факт, что они обучаются вместе с разночинцами и «подлыми», а государству нужна была образованная классовая база. В 1731 году в Петербурге был основа, но России нужны были и мастеровые, и унтер-офицеры, и академики – «приходилось создавать школы и для «подлого народа», допускать в гимназии и университеты разночинцев, мириться с совместным их обучением с дворянами» [краснобаев]. Правда, во всех отношениях они подвергались притеснениям и оскорблениям, образование становиться орудием защиты и оправдания господствующего положения дворянства. Но появляются и оппозиция в лице М. В. Ломоносова, считавшего, что «образование должно служить национальным задачам подъема хозяйства и культуры, а не своекорыстным сословным интересам, он стремился повысить роль русской науки в глаза мировой ученой общественности и обеспечить ученым, профессорам и студентам Университета более прочное, независимое положение в обществе, где порода и чин ценились выше знаний и таланта».
Во внутренней политике правительства при Анне Иоанновне заметны значительные отступления от петровских взглядов, «одна из самых мрачных страниц русской истории, наиболее темное пятно в котором была сама императрица» [валишевский] характеризуется «мнимой законностью» во всех сферах жизни, бесцельным и всеобъемлющим мотовством правительства и самой императрицы. Единственным способом удержанием власти безотказно оставалась армия, именно по этому Анна Иоанновна объявляет себя капитаном кавалергардов, создает два новых гвардейских полка – Измайловский и Конногвардейский, где значительную часть офицеров составляли иностранцы. С 30-х годов дворянских недорослей было разрешено записывать в гвардейские полки, обучать дома и после экзамена производить в офицеры. В 1732 году был открыт Сухопутный шляхетский кадетский корпус для обучения дворян. Затем последовало открытие Морского, Артиллерийского, Пажеского корпусов. С 1736 года срок службы для дворян ограничивался 25 годами.
Правление Елизаветы Петровны, дочери Петра I, характеризуется возвращением к порядкам её отца в области политики, экономики и образования. 25 января 1755 года состоялась публичная торжественная инаугурация Московского университета («создание университета…говорит о завершении образования русской нации»), чему во многом поспособствовал сам Ломоносов. В Московском университете впервые в истории русской школы сложился круг прогрессивно настроенных русских ученых, которые последовательно вели нелегкую борьбу за передовую науку и методику преподавания с бюрократическим руководством, с вмешательством Синода, с реакционной частью профессуры, настаивали на величии и могуществе русского народа и языка. Видны попытки противостояния средневековой педагогике, построенной на устрашении ребенка, подавлении его личности, механической зубрежке, обращение к «естественному воспитанию», раскрывающему природные добрые свойства человека. После смерти Ломоносова университет практически прекратил свое существование.
Царствование Петра III, внука Петра I по материнской линии, поклонник прусской муштры, говорил, что предпочитает быть полковником прусской армии, нежели в России императором, большую часть времени он проводил в кутежах, обожал вахтпарады. Его шестимесячное царствование поражает обилием принятых государственных актов, порядком 192 указа, большей частью они были направлены на превращение дворянства из служилого в привилегированное сословие. Вопросы образования занимали отстающие позиции в политике Петра III.















