56229 (610412), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Уже после начала войны Россия оказала значительную помощь Пруссии, выступив со следующей нотой: «Императорское правительство всегда готово оказать самое искреннее содействие всякому стремлению, имеющему целью ограничить размеры военных действий, сократить их продолжительность и возвратить Европе блага мира» [31]. Это был явный намек на собиравшуюся «увеличить размеры военных действий» Австрию. Вкупе с нерешительностью Франца Иосифа и нерешенностью вопроса о союзе с Францией, эта нота сильно ограничила внешнеполитическую активность Австрии в период войны.
Австрия, резко утратившая авторитет на мировой арене после австро-прусской войны, была самым реальным вариантом союзника для правительства Франции. Однако здесь сказалась нерешительность и медлительность Франца Иосифа, несогласованность действий военных кругов и дипломатии, и, опять же, самоуверенность Франции. До начала войны договор не был подписан, а потом для австрийцев, как и для всего мира, стала очевидной несостоятельность французской армии. После Седана начинать войну с Пруссией Австрия, понятна, уже не могла.
Так, мы вкратце рассмотрели причины тех или иных действий государств, являвшихся потенциальными союзниками сторон, обладавшими возможностями реально изменить баланс сил в грядущей войне.
3.3.Состояние войск. Ход боевых действий. Как уже отмечалось выше, 19 июля 1870 года французский император Наполеон III объявил Пруссии войну. Надо сказать, что, несмотря на внешнюю уверенность в победе, недооценки прусской армии французские военачальники не допускали. Оно и понятно, ведь после ошеломляющей победы в 1866 году над Австрией прусская армия совершенно заслуженно считалась одной из сильнейших в Европе. Предвидя будущую войну, военное министерство Франции предприняло ряд мер по модернизации армии. Срок службы в армии увеличился с 7 до 9 лет, на вооружение была принята новая винтовка Шасспо 1866 года, по боевым характеристикам превосходившая прусскую игольчатую винтовку Дрейзе 1849 года. Также на вооружение французов была принята бронзовая пушка Ла Гитта, значительно уступавшая прусским крупповским орудиям. Поступили в распоряжение армии и 25-ствольные митральезы (предтечи пулеметов), отлично действовавшие против противника, наступавшего плотным строем (а эта черта была весьма характерна для прусской армии) [32].
Однако помимо очевидных плюсов в виде поступления новейшего вооружения нельзя не отметить и явных просчетов французского командования при подготовке к войне. В рамках модернизации армии были отменены все военные премии, что вызвало недовольство ветеранов и их массовое увольнение. Армия лишилась многих опытных бойцов, взамен которых были мобилизованы молодые необстрелянные солдаты. Крупным просчетом было отсутствие в мирное время деления армии на дивизии и корпуса (за исключением гвардейских), что не могло обеспечить должной сплоченности. Характерно также то, что Франция не имела единого плана войны – в отличие от Пруссии, у французов существовал не один генштаб, а несколько независимых друг от друга.
Кроме того, французская армия заметно уступала северогерманской в численности. Если пруссаки с союзниками выставили около миллиона человек, то личный состав армии Наполеона III насчитывал всего 340 тысяч, и даже мобилизация резервов сумела довести его численность лишь до 570 тысяч [33].
Преимущество сразу же перешло на сторону германских войск и французы под их ударами начали отступление. Только 16 августа 1870 года, когда прусский командующий принц Фридрих-Карл подошел к населенному пункту Марс-ла-Туре, расположенному в районе Меца, Рейнская армия маршала Базена была вынуждена вступить в первое крупное сражение. Несмотря на превосходство в силах (173 тысячи на 60 тысяч), французы ограничились пассивной обороной. В результате Базен отвел армию на позиции Сен-Прива – Гравелот.
18 августа 1870 года германские войска прорвали оборону французов и вынудили их отступить к Мецу. Вскоре засевшие в городе части Рейнской армии оказались блокированы.
Французское правительство вполне справедливо осудило пассивные действия Базена и 22 августа создало новую, Шалонскую армию под командованием Мак-Магона. Численность этой армии, задачей которой стало снятие осады с Меца, была 120 тысяч человек при поддержке 393 орудий и 76 митральез. Но уже 1 сентября новая армия в районе Седана была атакована 3-й и 4-й прусскими армиями (224 тысячи человек, 813 орудий). 2 сентября Шалонская армия была вынуждена капитулировать вместе с находившимся при ней императором Наполеоном III [34].
3.4. Завершение войны и ее итоги. Положение императора всколыхнуло и политическую борьбу во Франции, что, понятно, было на руку пруссакам. 4 сентября Франция вновь была провозглашена республикой. Во главе государства стал генерал Трюшо, однако созданное им правительство не смогло выработать единой тактики продолжения войны. Распри в генералитете французов позволили германцам фактически без борьбы подойти к Парижу и 16 сентября взять его в осаду.
27 октября 1870 года наконец капитулировала блокированная в Меце армия Базена. Это еще более ухудшило положение Парижа, так как к городу были немедленно брошены из под Меца высвободившиеся прусские части. Французское командование предпринимает попытку контрнаступления: Луарская армия генерала Гамбетты 9 ноября в районе Орлеана громит 2-ю прусскую армию и захватывает город, но к 4 декабря покидает его под ударами 3-ей армии Мантейфеля.
Все это время Париж находится в осаде и его положение только ухудшается. В городе происходит несколько восстаний против бездейства правительства, все они были подавлены. Тем не менее Трюшо опасается их повторения и вступает в переговоры с прусским командованием. 26 января 1871 года французское правительство подписывает договор о капитуляции Парижа, а 28 января – перемирие.
В феврале главой исполнительной власти Франции становится А.Тьер. 26 февраля 1871 года он подписал в Версале прелиминарный договор. Этот договор был подтвержден окончательно 10 мая во Франкфурте (затяжка произошла из-за событий, связанных с возникновением и подавлением Парижской коммуны) [35]. По Франкфуртскому договору устанавливалась новая франко-германская граница, к Германии отходили Эльзас и Восточная Лотарингия с городом Мец, Франция обязалась выплатить огромную контрибуцию в 5 миллиардов франков. Кроме того, французская сторона должна была нести расходы по содержанию немецких оккупационных войск.
Что касается результатов войны для Пруссии, то они были ошеломляющими. 18 января 1871 года в Версальском дворце Бисмарк и Вильгельм I издали акт об объявлении Германской Империи. К Империи присоединялись государства, не входившие в состав Северогерманского союза – Саксония и ряд более мелких южногерманских держав. Австрия частью Германии не стала. В фундамент экономики новой Империи легли пять миллиардов франков контрибуции, которую должны были выплатить французы (но которую так и не выплатили).
Таким образом, ряд войн в середине XIX века (датско-прусская, прусско-австрийская и франко-прусская) привели к коренным изменениям не только в политическом балансе сил на европейском континенте, но и к изменениям в политической карте Европы, в середине которой возникло новое мощное государство – Германская империя с площадью в 540 тысяч квадратных километров и с населением в 41 миллион человек.
Заключение.
Франко-прусская война сделала материальной мечту многих поколений немцев – впервые за долгое время Германия стала единым государством. Удалось ей это сделать в результате трех победоносных войн – вместе с Австрией против Дании (1864), против Австрии (1866) и против Франции (1870-1871). Характерной чертой германского пути объединения стало то, что оно было проведено «сверху», в отличие от итальянского Рисорджименто. Лидером, который вел за собой Германию на пути к единству, был министр-президент Пруссии, позже ставший первым канцлером империи Отто фон Бисмарк – фигура чрезвычайно неоднозначная, в оценках которой историки диаметрально противоположны. Тем не менее, нельзя отрицать больших успехов Бисмарка в политике – как внутренней, так и (особенно) – внешней. Бисмарк умел замечательно использовать текущую ситуацию в мировой политике, всегда был на сто процентов осведомлен о позиции великих держав, умел склонить их на свою сторону. Таким образом, можно отметить, что внешнеполитические аспекты сыграли крайне важную роль в процессе объединения Германии, завершившегося объявлением империи в Версальском дворце 18 января 1871 года.
ПРИМЕЧАНИЯ:
[8, c.455]
[16, c.59]
[16, c.52]
[8, c.511]
[8, c.512]
[5, c.32]
[7, c.60]
[16, c.110]
[16, c.115]
[16, c.117]
[1, c. 34]
[14, c.13]
[16, c. 13]
[8, c.520]
[3, c. 297]
[3, c.297]
[3, c.298]
[2, т. 2, c. 18-19]
[16, c.185]
[16, c.204]
[3, c. 299]
[3, c.300]
[14, c.189]
[3, c.301]
[3, c.302]
[8, c.523]
[3, c.302]
[2, т.2, c.51]
[16, c.244]
[3, c.304]
[13, c.743-744]
[3, c.304]
[3, c.305]
[3, c.305]
[3, c. 306]
Список литературы
Австро-прусская война 1866 года и политика великих держав. Мн.,1962
Бисмарк О. Мысли и воспоминания. Т.1-3. М., 1940-1941
Всемирная история войн. М., АСТ, Мн., «Харвест», 2006
Галкин И.С. Создание Германской империи. М., 1986
Ерусалимский А.С. Бисмарк. Дипломатия и милитаризм. М., 1968
История дипломатии. Под ред. В.И.Потемкина, Т.1, М., 1941
Людвиг Э. Бисмарк. М., Захаров-АСТ, 1999
Новая история (первый период). Учебное пособие. М., «Высшая школа», 1972
Оболенская С.В. Политика Бисмарка и борьба партий в Германии в 70-х гг. XIX века. М., 1992
Палмер А. Бисмарк. Смоленск, «Русич», 1998
Перцев В.Н. Очерки истории Германии. Мн., 1959
Ротштейн Ф.А. Из истории Прусско-Германской империи. М., 1948
Тарле Е.В. История дипломатии. Т.2. М., «Политическая литература», 1959
Хильгруббер А. Отто фон Бисмарк – основатель великой европейской державы – Германской империи. М., 1979
Хрестоматия по новой истории. Под ред.Сироткина. М., 1990
Чубинский В.В. Бисмарк. Политическая биография. М., «Мысль», 1988
Шнеерсон Л.М. Франко-прусская война и Россия: из истории русско-прусских и русско-французских отношений в 1867-1871 гг. Мн., БГУ, 1972















