30471 (604521), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Определение отравления атмосферы или водных ресурсов как "насыщения их вредными для здоровья человека, животного мира или растительных сообществ веществами химического, биологического или радиоактивного происхождения", на мой взгляд, не является правильным, поскольку не рассматривает возможности наступления тяжких последствий для самого водного или воздушного ресурса экологии. С данных позиций, наиболее верным следует считать следующее определение: "распространение в воздушном пространстве Земли, а также в водах Мирового океана, морей, рек, озер и других водоемов ядовитых и загрязняющих веществ".
Совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу может выражаться в любой производственной, исследовательской, экспериментальной и иной деятельности человека, которая при несоблюдении мер предосторожности может повлечь вышеуказанные последствия.
2.2 Юридический анализ статьи 358 УК РФ
Экоцид представляет собой наиболее серьезное из экологических преступлений. Понятие "экоцид" не разработано в российской научной литературе. Причем, помимо легального определения не встречается ни толкования этого понятия, ни комментария правоведов. Согласно ст.358 УК РФ, под экоцидом следует понимать "массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу".
Предметами посягательства выступает при создании опасности экологической катастрофы вся естественная природная среда жизнедеятельности человечества, а в остальных случаях - отдельные элементы природы (флора, фауна, атмосферный воздух и водные ресурсы).
Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется действиями, совершенными в одной из альтернативно указанных форм:
1) массовое уничтожение растительного и животного мира, т.е. разрушение экологической системы определенного региона вследствие полного или частичного истребления его флоры и фауны;
2) отравление атмосферы или водных ресурсов, т.е. насыщение атмосферного воздуха, водоемов и водных источников отравляющими веществами (в том числе радиоактивными отходами, боевыми отравляющими веществами, ядохимикатами промышленного или бытового назначения и т.д.);
3) совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу.
В объективную сторону данного преступления входят также последствие и причинная связь между деянием и наступившими последствиями. Что касается последствий в виде экологической катастрофы, то в этом вопросе мнения авторов-правоведов расходятся на две точки зрения. Первые (А.Н. Игнатов, Ю.А. Красиков, В.М. Лебедев) считают наступление экологической катастрофы обязательным признаком (материальный состав). Вторые (и их большинство - А.И. Рарог, С.И. Никулин, Б.В. Здравомыслов и др.) полагают, что состав является формально-материальным (составом конкретной опасности), т.е. наступление экологической катастрофы не является обязательным элементом, главное, чтобы существовала угроза таких последствий15.
Вместе с тем, как мне кажется, законодатель построил статью 358 УК РФ не совсем правильно, если рассматривать ее с позиций юридической техники и языка нормативно-правовых актов. По лексическому смыслу статьи, возможность наступления экологической катастрофы является обязательной лишь для последних из перечисленных форм совершения этого преступления. Хотя, конечно же, анализируя российское уголовное законодательство и доктринальное толкование теоретиков права, становится очевидным, что возможность наступления экологической катастрофы является обязательным элементом объективной стороны данного состава.
Сложность заключается в том, что легального понятия экологической катастрофы нет ни в одном нормативном акте России. Таким образом, сложно говорить о санкциях и ответственности, если неясно, что же именно подразумевать под одним из обязательных элементов объективной стороны.
Под экологической катастрофой следует понимать "необратимые, опасные для человечества изменения в окружающей природной среде", "серьезное нарушение экологического равновесия в природе".
Под растительным миром понимается совокупность растительных сообществ (фитоценозов) страны или региона, экологически взаимосвязанных между собой условиями окружающей среды.
Животный мир представляет собой совокупность всех видов диких животных, обитающих на территории страны или ее региона и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ.
Атмосферой считается газообразная оболочка над территорией Земли, состоящая из смеси азота, кислорода, аргона и других элементов, а также воды во всех ее состояниях.
Водные ресурсы составляют запасы поверхностных и подземных вод, находящихся в водных объектах, которые используются или могут быть использованы.
Экоцид относится к преступлениям с формально-материальным составом. Некоторые его формы признаются оконченными с момента наступления соответствующих последствий. Например, уничтожение растительного или животного мира предполагает прекращение существования вида или совокупности видов и форм растительных сообществ или живых организмов или животных (массовым такое уничтожение признается, если оно распространяется на большое число или на неограниченный круг растительных сообществ). Отравление атмосферы или водных ресурсов также предполагает изменение их состояния вследствие насыщения вредными веществами.
Совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу, может выразиться в любой производственной, исследовательской, экспериментальной и иной деятельности человека, которая при несоблюдении мер предосторожности может повлечь необратимые, опасные для человечества изменения в окружающей природной среде (экологическую катастрофу). Такая катастрофа может выразиться в серьезном нарушении относительной устойчивости видового состава живых организмов, их численности, продуктивности, в нарушении сезонных изменений и т.д.
Экоцид признается оконченным как при наступлении экологической катастрофы, так и при возникновении реальной опасности ее наступления.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла. Виновный осознает, что совершает массовое уничтожение растительного или животного мира, отравляет атмосферу или водные ресурсы либо иные действия, грозящие экологической катастрофой, предвидит неизбежность или возможность наступления последствий в виде такой катастрофы и желает причинить их либо сознательно допускает их наступление или относится к ним безразлично.
Но ряд исследователей считает, что умысел на совершение экоцида может быть и прямым, и косвенным. Им оппонирует В.Н. Кудрявцев, полагающий, что ответственность за экоцид наступает только при его совершении с виной в форме прямого умысла.
Субъект преступления общий, поскольку совершить это преступление может любой человек или группа лиц, не обязательно занимающие государственные или военные должности высокого ранга. Возраст наступления уголовной ответственности за это преступление - 16 лет.
Необоснованно низки санкции за совершение экоцида - лишение свободы на срок от 12 до 20 лет. С учетом тяжести и опасности этого деяния, необходимо говорить о пожизненном заключении в качестве наказания преступникам, виновным в этом преступлении.
Что касается судебной практики по ст.358 УК РФ, то она практически отсутствует. Один из немногих примеров намерение привлечь к ответственности за это преступление в 2001-2002 гг. на Камчатке. К сожалению, судьба этого дела неизвестна, но никаких положительных результатов обнаружено не было.
Таким образом, налицо недостатки законодательного закрепления преступления экоцида, низкие санкции, плохое освещение данной проблемы российскими правоведами. Необходима дальнейшая работа по разработке отдельных вопросов и аспектов данного преступления, чтобы данный состав не был одной из "мертвых" статей УК РФ.
2.3 Эколого-судебно-медицинские экспертизы по делам об экоциде
Несмотря на весомые успехи российской криминалистической науки последнего десятилетия в методике расследования "внутригосударственных" экологических преступлений, в доступной для изучения отечественной литературе не содержится каких бы то ни было развернутых методических рекомендаций об использовании специальных познаний в форме экспертиз при расследовании уголовных дел, возбужденных по ст.358 УК РФ16.
Этот факт вполне объясним. Криминалистика, являясь в большей степени наукой прикладной, вынуждена удовлетворять потребности уголовного материального и процессуального права, отражая реалии складывающейся судебно-следственной практики.
Но не стоит отчаиваться. Уже имеющиеся методико-криминалистические разработки в области расследования экологических преступлений полезно использовать при конструировании новой теоретической модели различного рода экспертиз по делам об экоциде. И здесь применимы методы аналогии, дедукции и теории систем. Ведь экоцид по характеру своего воздействия на объекты окружающего мира фактически относится к экологическим преступлениям. Последствия его распространяются, как правило, на огромные территории, тем самым угрожая значительной части населения нашей планеты в целом.
На любой стадии расследования обычно возникает необходимость в специальном познании для решения возникающих в ходе следствия вопросов. При этом могут потребоваться ветеринарные, биологические (ихтиологические), химические, технические, медицинские, гидрометеорологические и иные специальные познания, а также комплекс специальных знаний в природоохранной области. Такие экспертизы получили название экологических экспертиз. На мой взгляд, подобный подход теоретически несостоятелен ввиду игнорирования экологии как самостоятельной научной дисциплины. Однако в знак признания и уважения традиций научного конвенционализма спешим присоединиться к мнению московских коллег и также отнести биологические, химические, физические, ихтиологические, зоологические и другие виды экспертных исследований к числу экологических экспертиз, если, разумеется, они проводятся по делам об экологических преступлениях. Таким образом, экологические экспертизы охватывают множество видов экспертных исследований. Это могут быть ихтиологические, бактериологические, химические, токсикологические, биолого-почвоведческие и иные виды экспертиз.
Одной из важнейших экспертиз по делам об экоциде является судебно-медицинская экспертиза. Судебно-медицинская экспертиза (при участии специалиста-эпидемиолога) может быть назначена в целях установления причины заболевания и решения вопроса об опасности для здоровья людей сброса (выброса) вредных веществ, выявления обстоятельств, способствовавших совершению преступления.
По делам об экоциде могут назначаться и "чисто" судебно-медицинские, и "экологические", и комплексные эколого-судебно-медицинские экспертизы (биолого-судебно-медицинская, ихтиолого-почвоведческо-судебно-медицинская, почвоведческо-ботаническо-судебно-медицинская и прочие подобные экспертизы с самым различным составом участвующих в них сведущих лиц) 17.
Следовательно, становятся логичными актуализация проблемы о комплексных эколого-судебно-медицинских экспертизах и доктринальная разработка соответствующих вопросов.
По делам об экоциде, особенно в случаях, связанных со значительными площадями очагов поражения, ради экономии энергии правосудия и обозначенного законом времени расследования сразу же целесообразно назначать и проводить комплексные эколого-судебно-медицинские экспертизы. В состав экспертной комиссии следует включать одно, два, три и более сведущих лиц по экологическим системам и одно, два, три и более лиц, сведущих в области общих и частных вопросов судебной медицины, а также квалифицированных врачей в областях медицинской науки и практики, непосредственно тематически и предметно связанных с характером нарушения экологической системы (например, токсикологов, радиологов, терапевтов, дерматологов, эпидемиологов и т.п.).
Подбор лиц, сведущих по профилю знаний в каждом конкретном случае экоцида, зависит от степени и характера повреждений. Вероятность весьма большого очага поражения велика, и все будет предопределено соотношением площади поражения экологической системы и количества пострадавших, тем более что во многом именно плотностью населения обусловливается количество специалистов по экологии, судебной медицине и другим областям знаний вообще.
В каком бы составе комиссии ни действовали, перечни нижеприведенных основных вопросов будут примерно одинаковыми и относительно неизменными18:
Имеется ли в данном случае нарушение целостности экологической системы? Если да, то в чем конкретно оно выражается и какова его степень по отношению к исходному состоянию экологической системы?
Каким способом было осуществлено нарушение целостности экологической системы?
Причинен ли окружающей среде антропогенный (техногенный) вред? Если да, то каков характер и объем антропогенного (техногенного) вреда?
Имело ли место нарушение состояния здоровья человека (людей), находящегося на данной территории экологического поражения? Если да, то в чем конкретно выражались повреждения здоровья человека (людей) и какова степень тяжести вреда, причиненного здоровью (для каждого пострадавшего определяется отдельно)?
Связано ли повреждение здоровья человека (людей) с изменениями (повреждениями) экологической системы?












