28176 (603826), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Таким образом, помимо сделок, являющихся "чистыми" юридическими фактами гражданского права, поверенному может быть поручено совершение и иных юридических актов - действий, направленных на возникновение, изменение, реализацию или прекращение иных (чем гражданские) прав и обязанностей.
Видом добровольного представительства является коммерческое представительство. Следует сказать, что в отличие от законодательств европейских государств ГК РФ значительно сузил круг действий коммерческого представителя. В соответствии с правилами торговых кодексов многих западных стран, введенными с учетом положений Директивы ЕЭС о координации законодательств государств - членов ЕЭС о независимых коммерческих агентах от 18 декабря 1986 г., коммерческим представителем является лицо, которое уполномочено на ведение переговоров или на проведение переговоров и заключение сделок от имени и за счет принципала0. Таким образом, коммерческое представительство в торговом праве большинства европейских стран не тождественно представительству общегражданскому и подразумевает возможность совершения коммерческим представителем фактических действий особого рода (ведение переговоров).
В России же законодатель избрал иной подход к определению статуса коммерческого представителя. В частности, в п. 2 ст. 182 ГК РФ указано, что "не являются представителями: лица, уполномоченные на вступление в переговоры относительно возможных в будущем сделок". Анализ п. 1 ст. 184 и п. 1 ст. 182 ГК РФ также позволяет сделать вывод о том, что коммерческие представители могут быть уполномочены только на заключение договоров от имени представляемого. Таким образом, указанные нормы ГК РФ не соответствуют зарубежным и международным стандартам и нуждаются, на наш взгляд, в корректировке. В частности, на наш взгляд, необходимо исключить из п. 2 ст. 182 ГК РФ слова: "а также лица, уполномоченные на вступление в переговоры относительно возможных в будущем сделок", а также внести соответствующие изменения в п. 1 ст. 184 ГК РФ, которые установили бы возможность для коммерческого представителя быть управомоченным на ведение переговоров.
В отличие от отношений представительства, посредничество, на наш взгляд, всегда имеет только договорную основу. Посредническая деятельность всегда осуществляется в силу существующего между сторонами договорного обязательственного отношения и представляет собой оказание одним лицом услуги другому лицу. Таким образом, субъектами посредничества выступают, как правило, полностью дееспособные лица. Однако, на наш взгляд, нет серьезных препятствий для участия в посреднических отношениях в качестве услугополучателей и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, и ограниченно дееспособных лиц, если на заключение посреднической сделки дано согласие законного представителя такого лица.
Следует подчеркнуть, что отношения сторон (клиента и посредника) не носят характер лично-доверительных, как при представительстве. Действия посредника не порождают у клиента прав и обязанностей по отношению к третьим лицам. Поэтому, на наш взгляд, деятельность по оказанию посреднических услуг должна осуществляться (в отличие от безвозмездного, по общему правилу, представительства) на возмездной основе.
Кроме того, отметим, что посредник (как и представитель, состоящий с представляемым в гражданско-правовых, а не трудовых отношениях) является самостоятельным лицом и не находится в непосредственном подчинении клиента. Данный подход к определению статуса указанных лиц является традиционным для отечественного гражданского права и соответствует зарубежному и международному опыту правового регулирования0.
Законодатель в п. 2 ст. 182 ГК РФ не уточняет характер и содержание деятельности посредника как лица, действующего, хотя в чужих интересах, но от собственного имени. На наш взгляд, цель деятельности посредника, вызванная потребностями гражданского оборота, заключается в том, чтобы, действуя от собственного имени, способствовать заключению договора между будущими контрагентами или заключать договоры в интересах клиента (в большинстве случаев с их последующим исполнением самим посредником).
Таким образом, посреднику может быть поручено совершение одних только фактических действий особого рода, выражающихся, как правило, в поиске будущего контрагента, проведении предварительных переговоров, сведении сторон. Кроме того, посреднику может быть поручено совершение от собственного имени, но в интересах и за счет клиента юридических действий (сделок, а именно - договоров). Соответственно, в зависимости от признания за действиями посредника качества юридического факта посредничество можно подразделить на "фактическое" и "юридическое".
Анализ существа отношений между клиентом и "фактическим" посредником позволяет сделать вывод, что обязательство последнего действовать соответствующим образом возникает из договора по возмездному оказанию услуг. Вместе с тем, на наш взгляд, проблемы, возникающие на практике при разрешении споров, возникающих из посреднических сделок, обусловливают наметившуюся тенденцию к обособлению договора на оказание посреднических услуг фактического характера в самостоятельный договорный тип. Такой договор может именоваться на западный или российский дореволюционный манер "маклерским".
Как правило, "фактическое" посредничество является "односторонним": осуществляется в интересах одной стороны - клиента, хотя, на наш взгляд, нельзя исключать и возможность двустороннего посредничества. В последнем случае посредник сохраняет право на вознаграждение, при условии, что обе стороны знали о двустороннем характере его деятельности и не возражали против его услуг0.
Как уже отмечалось, наряду с "фактическим" посредничеством можно выделить и "юридическое" посредничество. Назначение "юридического" посредника - совершать двусторонние сделки (договоры). При этом термин "совершение" может трактоваться расширительно в зависимости от того, исполняет ли обязательство, возникшее из договора посредника с третьим лицом, сам посредник. К договорам, в рамках которых может действовать "юридический" посредник, на наш взгляд, следует отнести: договор комиссии; агентский договор, когда агент действует от собственного имени; договор транспортной экспедиции, когда экспедитор совершает от собственного имени действия, подпадающие под признаки посредничества.
Таким образом, на наш взгляд, под посредничеством следует понимать гражданское правоотношение, в силу которого одно лицо (посредник) за вознаграждение по поручению другого лица (клиента) от собственного имени, но в интересах и за счет клиента совершает двусторонние сделки (договоры) или содействует клиенту в их совершении.
2. Представительство в имущественном обороте по гражданскому законодательству России
2.1 Понятие и сущность представительства
На основе анализа ст. 182 ГК РФ можно дать следующее определение представительства - совершение сделки одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, полученного от него на основании доверенности, а равно основанного на указании закона, акта госоргана или органа местного самоуправления или явствующего из самой обстановки совершения сделки, создающей, изменяющей, прекращающей гражданские права и обязанности для представляемого.
Сделка может быть совершена представителем в любой форме, установленной законом для сделок данного рода (ст. 158-163 ГК РФ). И представителем, и представляемым могут быть как дееспособные граждане, так и юридические лица, а в установленных случаях - и Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования. Весьма часто представительство возникает в силу договора (например, поручения). Однако в этом случае нужно учесть специфику ст. 182 ГК РФ - представитель действует не от своего имени, а от имени представляемого0.
Полномочие, упоминаемое в ст. 182 ГК РФ, должно охватывать круг действий, которые представитель вправе совершить от имени представляемого. Оно выдается не только на совершение собственно сделки, но и сопутствующих этому действий (например, составление различного рода актов, справок, заполнение накладных, счетов, складских расписок и т.п. в договоре подряда). Однако в любом случае полномочие может быть предоставлено на совершение правомерных действий, т.е. прямо не противоречащих закону.
Так, требования истца о взыскании задолженности и применении ответственности за просрочку исполнения денежного обязательства основаны на договоре уступки права требования, согласно которому ООО передало предпринимателю Спицыну А.А. права требования по шести договорам поставки, заключенным с различными организациями, в том числе по договору с ООО "Главспецстрой".
Как от имени цедента, так и от имени цессионария договор подписан Спицыным А.А. Являясь генеральным директором ООО "Киржачресурс" и представляя юридическое лицо в качестве исполнительного органа, Спицын А.А. уступил право требования самому себе - предпринимателю Спицыну А.А., то есть совершил сделку от имени Общества в отношении себя лично. В соответствии с п. 3 ст. 182 ГК РФ представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично0.
Чаще всего круг действий, которые можно совершить на основе полномочия, указывается в доверенности, в акте полномочного госоргана, в законе, и т.д. Круг действий, которые вправе совершать лица, упомянутые в абз. 2 п. 1 ст. 182 ГК РФ (продавец, кассир и т.д.), обычно предусмотрен в правилах внутреннего распорядка предприятия, должностных инструкциях, приказах и других документах юридического лица, интересы которого представляет и от имени которого лицо совершает сделки в ситуации, определяемой законом как явствование полномочий из обстановки совершения сделки. С учетом этого, представлять юридическое лицо могут лица в возрасте от 14 до 18 лет (например, торговцы газетами, дилеры мелких оптовых фирм, продавцы магазина и т.д.).
Следует обратить внимание на то обстоятельство, что юридическое лицо, которые в соответствии со ст. 113-121 ГК РФ, иными нормами закона имеют специальную правоспособность, могут выступать в качестве представителей, если это не противоречит целям и предмету их деятельности, отраженным в учредительных документах. Те юридические лица, которые в соответствии с ч. 1 ГК РФ имеют общую правоспособность, вправе быть представителями на общих основаниях, если иное не оговорено законом (например, Закон о банках запрещает банкам совершать операции, выходящие за рамки ст. 5 этого Закона)0.
Не признаются представителями лица, действующие хотя и в чужих интересах, но от собственного имени. В частности, от собственного имени действует комиссионер в договоре комиссии. Закон исходит из того, что хотя лица, упомянутые в п. 2 ст. 182 ГК РФ, действуют в интересах других лиц, они или также имеют самостоятельные интересы (агент, комиссионер), или их действия вовсе не порождают никаких прав и обязанностей, не создают, не изменяют и не прекращают их (например, лицо, уполномоченное лишь на ведение переговоров о возможном совершении сделок, конкурсный управляющий, душеприказчик, коммерческий посредник, посыльный, информатор, рукоприкладчик).
Нельзя относить к представителям, упомянутым в ст. 182 ГК РФ, и родителей, опекунов, попечителей, органы опеки и попечительства. Они лишь призваны в соответствии с законом осуществлять контроль за разумностью, целесообразностью действий подопечных, охраняя тем самым их права, действуя от своего имени, но в интересах подопечных0.
Пункт 3 ст. 182 ГК РФ, исходя из интересов представляемого, запрещает представителю совершать сделки от имени представляемого для себя лично. Такие сделки являются ничтожными и никаких правовых последствий не порождают. В равной степени он не вправе совершать эти сделки в отношении другого лица, чьим представителем он одновременно является. Однако запрет, содержащийся в п. 3 ст. 182 ГК РФ, не распространяется на лиц, не признаваемых представителями в соответствии с п. 2 ст. 182 (коммерческие посредники и т.п.).
К сделкам, упомянутым в п. 4 ст. 182 ГК РФ, относятся, например: совершение завещания; исполнение обязанностей страховщика; договор доверительного управления имуществом. Анализ судебной практики показывает, что судебное решение об утверждении мирового соглашения может быть отменено, если суд не выяснил, имел ли представитель ответчика полномочия на заключение мирового соглашения0.
2.2 Заключение сделки неуполномоченным лицом
Статья 183 ГК РФ применяется в случаях, когда:
- у одного лица, совершившего сделку от имени другого, не было никаких полномочий это делать;
- у лица, совершившего сделку, были полномочия (например, они были выражены в доверенности, в договоре поручения), однако оно вышло за рамки этих полномочий (превышение полномочий);
- срок предоставленных лицу полномочий уже истек;
- лицо, уполномочившее другого, надлежащим образом отменило предоставленные ему полномочия (например, расторгло с ним договор поручения) к моменту совершения сделки;
- предоставление полномочий не было надлежащим образом оформлено (например, доверенность не была удостоверена)0.
Одобрение, упомянутое в п. 1 ст. 183 ГК РФ, может выражаться:
- в принятии лицом результатов сделки, совершенной от его имени и в его интересах;
- совершением действий, свидетельствующих о том, что сделка признана (например, оплата товара по более высокой цене, чем это было указано в договоре поручения);
- в письменном одобрении действий (например, представителя, превысившего свои полномочия);
- в иных формах, прямо не запрещенных законом (например, в форме молчаливого согласия, в форме передачи (перечисления) денег продавцу за товары, которые представитель приобрел без полномочий, и т.д.)0.
















