27993-1 (602974), страница 15
Текст из файла (страница 15)
С нашей точки зрения, теория А. Вебера и ее модификации относительно строго работают только в условиях больших площадей СКС и условиях наличия единого социо-культурного стандарта освоения территории. Только в таком варианте можно определять эффективность размещения промышленности на основании суммы факторов - издержек. Предположение относительно социо-культурной однородности пространства в данном случае относительно корректно. В данном случае, размещение промышленности должно иметь экономические основания. Все что за пределами рассматриваемого социо-культурного пространства, может рассматриваться как некая деформация или вообще игнорироваться. Естественно, лучше это не делать.
Но есть большое количество случаев, когда экономическая эффективность размещения не особенно важна. Более того, размещение промышленных объектов может противоречить строгим расчетам в духе теории А. Вебера. Это случаи, связанные с потребностью освоения буферных зон. Тип социо-культурного освоения есть основной и конечный продукт преобразования региона. И под задачи освоения часто идет размещение определенных производств не там где это экономически целесообразно, а там где нужно осваивать территорию в интересах СКС. Например, нужно создать рабочие места для людей определенной национальности. У района появляются новые экономические специальности. Социо-культурные типы пространства детерминируют очень многое.
Некоторые экономические специализации генерируются только под поддержание определенного уровня освоенности региона. Примером может служить замещение сельскохозяйственной специализации французских и австрийских деревень на рекреационную. Бум сельского туризма во Франции связан, прежде всего, с этим. Дело не в прелестях отдыха в сельской местности. Дело в поддержании освоенности территории. Если не учитывать социо-культурные основания такого рода процессов то их сложно не только понять, но и даже определить. Их как бы нет, хотя процессы длятся десятилетиями и в них участвуют миллионы людей.
После того как цикл освоения буферной территории пройден, в нем закрепилось определенное население и сформирован определенный тип освоения, наступает кризис. Промышленность района в прежнем виде не реанимируется. В этом нет необходимости, так как она свою задачу выполнила. Задача в закреплении определенного населения. Промышленность в виду ее убыточности и отсутствия социо-культурных задач более смысла не имеет. Но район поддерживается на определенном уровне освоенности. И под эту задачу в нем могут генерироваться новые экономические специальности. Например, рекреационная.
Периодические кризисы в промышленности есть дело обычное и естественное. Но другое дело, что в некоторых случаях регионы не теряют свою специализацию, попавшую в кризисное состояние, а модифицируют ее или восстанавливает после прохождения кризиса. Есть масса вариаций, которые определяются социо-культурным типом пространства.
Важным тезисом теории СКС является то, что в зависимости от типа социо-культурного пространства факторы размещения промышленности могут ввести себя совершенно различно. Социо-культурное основание размещения производительных сил не просто дополнительный фактор. Это своего рода знаменатель, который определяет конкретный процесс размещения, проявления всех и каждого факторов.
В случае с внешними буферными зонами возможны варианты вполне очевидного нерационального размещения. СКС может идти на откровенные траты только для того, чтобы создать важный для нее стандарт освоения пространства буферной зоны. В сравнении с экономикой СКС в целом эти траты никогда не играют значимой роли. Поэтому на них идут весьма спокойно. Тем более что выгодная для СКС организация пространства внешней буферной зоны гарантирует ей последующую стабильность, которая стоит немалых денег. Соседство с таким регионом как Балканы дает множество примеров такого рода. Основные балканские беспокойства ориентированы на западную СКС. Для других СКС это дело во многом опосредованное.
Изложенные положения, относительно влияния типов социо-культурного пространства на особенности размещения производительных сил, можно отразить следующей модель
ю
Внешняя
буферная зона
Внутренняя буферная зона X
Внутренняя буферная зона Y
Хоумленд
социо-культурной
системы Y
Хоумленд
социо-культурной
системы X
В хоумлендах СКС, которые занимают значительные площади, в размещении промышленности, фактор реальной экономичности производства играет гораздо большую роль, чем во внутренних буферных зонах и тем более внешней буферной зоне. Скорее, нельзя говорит о рациональности размещения применительно лишь к отдельному экономическому объекту. Есть длительный процесс освоения территории СКС. Она формируется в соответствии со стандартами данной СКС и ее практическими возможностями. С одной стороны, есть внутренняя логика СКС, освоения ее пространства. С другой стороны, есть технологические особенности производственного процесса на определенном исторической уровне его развитости. Их баланс и дает определенные стандарты рациональности (эффективности) размещения промышленности в конкретные периоды времени.
Очень важно, что понятия типов социо-культурного пространства историчны. Пространство СКС формируется. Соответственно этому один тип может перерастать в иной. Эти изменения носят синергетический характер. В частности внутренние буферные зоны могут становиться частью хоумленда СКС. Соответственно этому меняется и проявление социо-культурного основания в размещении производительных сил.
Отмеченные выше положения имеют прямое и непосредственное отношение к экономике Балкан. Они важны не только для понимания особенностей экономической истории этого региона, но и для осмысления массовых разрушений имевших место в текущем конфликте. На основе теории СКС и ее экономического приложения, возможно уверенное прогнозирование географии и особенностей перестройки экономики Балкан в послевоенный период времени.
Судя по логике освоения региона, основная направленность перестройки экономики Балкан должна идти в двух направлениях. Первое связано с изоляцией таких районов как Сербия, Косово, Македония, отчасти Монтенегро. Второе связано с развитием внешних для данного района связей таких государств как Словения и Хорватия, а также края Воеводина. И первое, и второе направление обоснованы чисто социо-культурными основаниями, играющих на Балканах подавляющую роль. Классические факторы - издержки размещения промышленности в данном случае не играют существенной роли. Изоляция некоторых районов Балкан вообще не имеет отношения к теории Вебера. Региональный бум в развитии Словении, Хорватии и, вероятно, Воеводины имеет определенное отношение к анализу факторов - издержек. Речь идет о переориентации этих районов на западную СКС и Венгрию. Это государство внешней буферной зоны, но оно прекрасно переработано в социо-культурном отношении и на него вполне распространяются некоторые закономерности экономического развития, характерные для хоумленда западной СКС. Не исключено, что прошлая венгерская специализация на прямом военно-политическом контроле Балкан, воплотится в экономический патронаж Воеводины. Во всяком случае, попытки такого рода, наверняка, будут сделаны. Насколько они будут успешными в 1999 году судить сложно.
Соответственно тому, что явное доминирование на Балканах имеет социо-культурная основа переориентации производительных сил данного региона, разумно строить и стратегию поведения российских компаний. Подобно российским десантникам оперативно и без каких-либо согласований с инициаторами конфликта (НАТО) заняли стратегически важный объект в Косово, могут поступать и российские компании. Опять же, смысл такого рода акций не столько в получении прибыли от инвестиций в Балканы. Слово прибыль тут вообще не уместно. Дело в решении социо-культурных задач. Российская СКС определенно имеет свои интересы на Балканах. Они не связаны только с военными и дипломатическими аспектами. Международные экономические отношения это продолжение все той же социо-культурной борьбы, но иными методами.
Теория СКС, ее общие теоретические положения и методологический аппарат позволяют подойти к существенно иной оценке инвестиционных проектов связанных с современными Балканами. Но это особая тема, которая должна рассматриваться очень детально. Присутствие на Балканах российских компаний не сводится только к суетливому опережению конкурентов в получении выгодных контактов. Это может быть продуманная долговременная политика. Технологии такого рода присутствия на балканском рынке, разработанные на основании теории СКС, могут быть очень эффективными.
САМОИЗОЛИРОВАННАЯ ЭКОНОМИКА БАЛКАНСКОГО ГОСУДАРСТВА.
ПРИМЕР АЛБАНИИ
Со студенческих лет сохранилось чувство удивления перед государством Албания. Оно расположено поразительно экстерриториально. Это часть неизвестной культурной среды на Балканах. Государство ни с кем не хочет контактировать. Не нуждается в кредитах и участии в международных организациях. Все стремятся в международные организации. Албания не стремится. Она ни на что непохожа и самодостаточна.
Позднее, после разработки теории СКС, стало понятно, что экстерриториальность Албании связана с тем, что она есть мусульманский анклав. Она сформирована вполне сознательно как нечто экстерриториальное. Социо-культурный дизайн этого государства ориентирован на две, казалось бы, противоречащие друг другу цели - изоляция от остального мира и конфликтность с остальным миром. Естественно, в конкретных условиях Албании, остальной мир во многом сводится к соседним балканским территориям и периодически появляющимся на них различным государствам, а также заморской Италии.
Очень важен в теоретическом и практическом плане вопрос о социо-культурных основаниях мировой экономики. Экономика не универсальна. В ее основании лежат социо-культурные стандарты. На современном уровне разработанности теории СКС, мы не в состоянии детально осветить вопрос о корреляции экономических и социо-культурных стандартов. Но есть возможность представить некоторые данные, связанные с этой темой, по балканским государствам. Рассмотрим пример Албании.
Очень интересна, адаптация экономики Албании к социо-культурному статусу этого государства. Ее экономику нельзя рассматривать как примитивную, только на основании того, что жизненный уровень населения Албании не столько высок как в некоторых государствах Западной Европы. Экономика Албании есть совершенный продукт балканской эволюции и совершенное порождение мусульманской СКС.
Может быть, на перспективу и остальные балканские государства приобретут некоторые черты столь характерные для Албании. Это, прежде всего, замкнутость на самое себя. Чаще всего, предполагается, что государство и его экономика должны идти по пути неуклонного прогресса, материального процветания, расширения контактов. Это линейная концепция времени. Из нее исходят западная и российская СКС. Но Албания расположена на Балканах. Здесь доминирует маятниковая концепция времени. В развитой форме, она приводит к тому, то формируется небольшое, само изолированное и мало привлекательное государство. В нем почти однородный национальный состав населения. Национальных проблем нет. Четко выраженная доминирующая религия. Самодостаточная экономика. Это балканский идеал. Кратко рассмотрим путь его достижения в Албании. Не будем начинать с 14 века. Это потребует слишком много места, хотя с научной точки зрения корректно именно такое рассмотрение. В данной работе сделаем основной акцент на становлении албанской экономики после Второй мировой войны.
До начала Второй мировой войны Албания представляла собой крайне отсталое государство. Во всяком случае, такое заключение можно было сделать при ее оценке с западной точки зрения. Абсолютное доминирование сельского хозяйства в экономике страны не представляло сомнений. В горных районах, занимающих большую часть территории страны, было вполне натуральное хозяйство или что-то около того. Нормой был мусульманский вариант экономики, когда сельские жители, имеющие очень редкие контакты с остальным миром, содержат сами себя.
Не было железных дорог. Транспортная сеть, в виде дорог и дорожек, в основном была ориентирована на осликов, как основной вид транспорта. Все остальное было отклонение от нормы этого милого и трудолюбивого животного. В стране было небольшое количество мелких примитивных предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья, нефтепромыслы и угольные шахты, в лучших технологических традициях 18 - 19 веков.
Накануне Второй мировой войны удельный вес промышленности в ВНП Албании был менее 10 %. А ее доля в создании национального дохода была около 4 %. С такими показателями в середине 20 века можно определить большое количество стран, расположенных в Африке и частично в Азии. Но только не в Европе. Но Албания - страна реликт и именно с этим связаны ее показатели.