138906 (598732), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Человек, по египетским представлениям, многосоставен. Наиболее часто упоминаются такие элементы, как КА и БА. Ка представляет собой невидимого двойника, который рождается и растет вместе с человеком. Ка – безгрешен, может быть, это своего рода ангел-хранитель. После смерти тела ка не должен ни в чем испытывать нужды, заупокойные приношения еды и питья обеспечивают дальнейшую жизнь ка, священные тексты на стенах гробницы, на папирусных свитках, лежащих в саркофаге, позволяют ка перемещаться и даже покидать гробницу. Именно ка следит за сохранностью гробницы и наказывает тех, кто пытается проникнуть в нее с нехорошими намерениями. Интересно, что своих КА имеют и боги, причем множество – так у Ра 14 двойников КА. По нескольку КА имели фараоны – живые боги.
Элемент БА можно отождествить с тем, что мы привыкли называть душой. Ба изображается в виде птицы с человеческой головой; ба способно перемещаться и не так тесно, как кА, связано с гробницей. Ба отвечает на загробном суде за деяния и грехи человека. Загробный суд у египтян – суд Осириса.
Загробному миру в египетской мифологии посвящена так называемая «Книга мертвых». 125 глава этой книги посвящена суду Осириса. Перед лицом Осириса сердце умершего взвешивается на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или ее символом). Грешника пожирало страшное чудовище Амт – лев с головой крокодила, праведник оживал для счастливой жизни на полях иару – райских кущах. В этой же главе есть перечень грехов, которых должен избежать человек, если он хочет спастись. Кое в чем этот перечень совпадает с библейскими заповедями.
Осирис (Озирис), которого мы упомянули, также относится к главным египетским богам, более того, он являет собой один из ранних типов умирающего и воскресающего божества, известного многим религиям мира. История Осириса достаточно романтическая и исполнена необычайного. Осириса убил его брат, бог Сет. Сет расчленил его тело на 14 частей и разбросал эти части по всему Египту. Однако супруга Осириса, Исида (Изида), разыскала их и сложила вместе, тем самым создав первую в мире мумию. Исида рыдала над телом своего мужа в облике прекрасной нильской голубки. Оставаясь мертвым, Осирис, тем не менее, сумел вступить в брачную связь с Исидой и у той впоследствии родился сын – бог Гор. Через 350 лет Гор возмужал, вступил в борьбу с Сетом и победил его. Воскрес и Осирис, но он остался владыкой мира усопших.
Воскресение Осириса стало связываться с весенним воскрешением природы; на изображениях из тела лежащего, но готового воскреснуть, Осириса прорастают стебли злаков.
Этот миф об Осирисе записал древнегреческий историк Плутарх на рубеже I-II вв. н. э.
Царство Осириса весьма значимо для древних египтян, загробной жизни они уделяли самое пристальное внимание. При этом, судя по их заупокойным молитвам, они не искали «хорошего перевоплощения», у них была иная цель, пожалуй, более величественная: они хотели победить власть времени и, подобно обновляющемуся солнцу, пройти путь от старца (заходящего солнца) до младенца (утреннего солнца). Поэтому египтяне так спокойно относились к смерти: они готовились к таинственному отплытию в вечность, проходили посвящение в мистериях, строили гробницы и заупокойные храмы.
Вот текст, дошедший из третьего тысячелетия до н. э.: «Смерть для меня теперь как запах благовоний, как странствие под парусом, когда веет ветер. Смерть для меня – как лотосовый аромат, как достигнутый берег страны упоений…».
Религия египтян ушла в прошлое. Но в христианской религии, особенно на ранних ее этапах, многое объясняется именно в контексте египетской традиции, египетской символики. Так, живописное искусство христианских иконописцев, несомненно, учитывает особенности египетского изображения – та же плоскостность, та же условность образов, схематизм в изображении строений. Это такое же условное искусство. При этом, надо иметь в виду, что египтяне умели рисовать вполне реалистично, знали перспективу, но отказались от этого, ради символической условности. Некоторые археологические находки показывают, что сама техника иконописи родилась в Египте. В оазисе Файюм найдены захоронения, в которых нет прежних саркофагов, но в могилу помещались дощечки с идеализированными портретами усопшего. Эти портреты очень напоминают лики, изображаемые на иконах.
Надо иметь в виду, что первые христианские монастыри, сам институт монашества, возникает в первые века христианства на территории Египта. Тем самым конец одной из древнейших религий и становление новой проходили бок о бок, ибо старая религия египтян дожила до середины первого тысячелетия новой, христианской эры.
Пострижение в монахи означает как бы смерть мирянина и рождение нового человека – христова воина. Недаром у него появляется новое имя. Также в старых египетских мистериях человек символически умирал, чтобы родиться для вечности.
Первый в мире христианский скит возник в египетской пустыне. Само слово «скит» восходит к египетскому «ши хэт», что означает «вес сердца» и напоминает о загробном суде Осириса – предшественнике Страшного Суда христиан.
ЛЕКЦИЯ 4 РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ КЕЛЬТОВ. ДРУИДЫ
Многие, наверно, слышали слово «кельты», слышали имя короля Артура, его знаменитого рыцаря Мерлина. Кельты некогда населяли всю территории центральной Европы, британские острова, часть Испании, северную Италию, Балканы, они захватывали Рим (390 г. до н.э.), хозяйничали в Греции, продвинулись вплоть до передней Азии. Все это было в перовом тысячелетии до н. э., в основном, во второй половине этого тысячелетия. В первом тысячелетии н. э. какие-то кельтские племена выгнали славян с Дуная и, таким образом, нынешней географии своего расселения славяне обязаны кельтам. Римляне часто называли кельтов галлами, хотя так можно называть только часть кельтских племен. Но сегодня прямые потомки кельтов – это лишь часть жителей Ирландии и Уэльса и полуострова Бретань (север Франции).
Обычно тот или иной народ приобретает могущество после того, как создает жизнестойкое государство. Загадка кельтов в том, что у них, в сущности, не было государства. Их военные успехи также были необычны: они не стремились подчинить местное население, напротив, они сливались с ним. Кельтское могущество поддерживалось не городами с крепостными стенами, у них вообще не было единого городского центра – столицы. Кельтская цивилизация была ориентирована не столько на материальную, сколько на духовную силу, которая, естественно, имела религиозный характер. У кельтских племен, как бы далеко друг от друга они проживали (скажем, Ирландия и Балканы весьма удалены друг от друга), были одни и те же боги, которые имели один и тот же облик ‑ об этом свидетельствуют археологические находки.
Есть основания предполагать, что у кельтов была развитая мифологическая система, но о ней мы знаем очень мало; мы плохо представляем функции тех или иных богов у кельтов, нам мало известны их космогонические и эсхатологические представления. Объясняется это тем, что религиозные знания кельтов, в основном, передавались в устном виде. Профессиональные жрецы у кельтов назывались друидами, что, вероятно, означало «люди дубовых деревьев». Жрецы оберегали сакральность своих знаний и передавали их изустно только посвященным.
Сведениям о друидах мы обязаны римлянам, которым приходилось иметь дело с кельтами. Одним из авторов, описавших друидов, был Гай Юлий Цезарь.3 Из его записок видно, что друиды ведали не только религиозными делами, их полномочия были много шире: они были чем-то вроде Верховного суда и выносили приговоры по всем спорным делам, общественным и частным. Эти приговоры они выносили не только отдельным лицам, но и целым народам. Если кто-то уклонялся от исполнения их приговора, его отлучали от участия в жертвоприношениях, а это было тягчайшим наказанием. Отлученного все начинали считать безбожником и преступником, все его чурались, избегали с ним встреч и разговоров, такой человек лишался всяких прав. Свои юридические приговоры друиды выносили от имени богов: то или иное решение осмыслялось как высшая воля.
Цезарь отмечал, что во главе друидов стоит один, который пользуется среди них величайшим авторитетом. В определенное время года друиды собираются на заседание в освящённое место в стране карнутов (в Британии). Там и выносятся приговоры, которым все подчиняются.
Друиды содержат школы, где готовят своих преемников, наиболее авторитетные школы расположены в Британии. Учение очень длительное, иногда до 20 лет. Ученики заучивают наизусть огромное количество стихов, но записывать ничего нельзя.
Друиды убеждены в бессмертии души, по смерти душа переходит из одного тела в другое.
У друидов есть учение о светилах, их движении, о протяженности Вселенной, о размерах нашей Земли, а также о силе и величии бессмертных богов.
Эти замечания Цезаря, в основном, подтверждаются сведениями из поздних ирландских саг.
Один из главных персонажей ирландского героического эпоса – друид Катбад – славился как вездесущий мудрец и пользовался непререкаемым авторитетом. Сам он в битвах не участвовал, но был способен повлиять на их исход, потому что владел заклинаниями, которые лишали врага силы. Он мог наложить заклятие на самого короля, если тот отказывал ему в чем-либо. Катбад предсказывал будущее, выбирал день для начала похода, давал имя будущему герою и обучал знаниям юношей из знатных семей.
Кроме того, друиды были врачами и, в частности, хирургами: на кельтских территориях археологи обнаруживают хирургические инструменты, относящиеся именно ко времени проживания на этих территориях кельтов. Друиды знали травы и лекарственные растения, использовали омелу; могли влиять на психическое состояние человека.
Из вышесказанного видно, что друиды были одновременно и историками, и юристами, и воспитателями, и поэтами, и учеными, и врачами но, прежде всего, они были жрецами – носителями тайного знания.
Почти любая религия призвана обеспечивать и поддерживать непрерывность движения мира, противодействовать хаосу и силам зла, восстанавливать утвержденный богами порядок. Для этого существуют обряды и ритуалы, сопровождаемые жертвоприношениями. Друиды организовывали многолюдные собрания в святилищах, в священных лесах, разумеется, в определенное время. Жертвоприношение обычно предшествует любому важному событию - военному походу или началу жатвы, а также постройке храма.
Античные авторы свидетельствуют, что у кельтов были распространены человеческие жертвоприношения – обычно в жертву приносили плененных врагов. Точно также поступали позже, например, и язычники-славяне, принося своим богам в жертву пленных христиан. Разумеется, это не просто жесткость, а ритуал, обеспечивающий угодный богам порядок. Иногда смерть человека использовали для предсказаний. Так, римский историк и географ Страбон описывал, что у кельтов человека, предназначенного в дар богам, ударяли в спину кинжалом, а затем по конвульсиям умирающего предсказывали будущее.
Некоторые обряды друидов и филидов, которые явились преемниками друидов в Ирландии, очень напоминают шаманские камлания, особенно те, где шаман ложился на землю, впадал в транс и начинал пророчествовать. Филид жевал кусочек сырого мяса, свиньи, собаки или кошки, затем он вынимал это мясо изо рта и клал на плоский камень, объявляя, что это его жертва богам. Если его жертва была угодна богам, и мясо исчезало, то филид ложился на землю, сжимал лицо ладонями и засыпал – в этом сне ему открывалось будущее.
Вера в такие предсказания была делом серьезным и небезопасным. Одно дело, если конвульсии умирающего или прыжки зайца предсказывали победу – это воодушевляло воинов. Но описаны и иные случаи. Одно из кельтских племен, узнав от друидов, что предстоящее сражение не принесет победы, заранее умертвили своих жен и детей, чтобы спасти их от неизбежного рабства.
Римские авторы свидетельствуют, что предсказания друидов могли сбываться. Так галльская пророчица, встретив на дороге императора Александра Севера (III в. н. э), крикнула ему вслед, потрясая кулаками: «Иди! Иди, и не видать тебе больше побед, и не жди верности от своих солдат». Вскоре император был убит своими же легионерами.
Ирландцы верили, что слово филида способно материализовываться, осуществляться. Филид мог исполнить так называемую «песнь поношения», которая даже короля могла отстранить от власти и даже привести к смерти.
Систему верований друидов, а также богов кельтов мы знаем очень плохо – потому, что это было тайное знание, которое ушло вместе с носителями культа. Но кое-что все-таки известно.
Друиды почитали священные рощи и деревья, прежде дуб с растущей на нем омелой, реликтовое дерево тисс, обладающее многими необычными свойствами, но могли почитать также и березу, рябину, яблоню и др. До сих пор названия многих населенных пунктов в Испании, во Франции восходят к названиям почитаемых рощ и деревьев.
Имел место культ камней и скал. Встречаются дольмены – древние погребальные сооружения в виде большого каменного ящика, накрытого каменной плитой, менгиры – вертикально врытые в землю длинные камни и кромлехи – культовые сооружения в виде круговых оград из огромных камней.
Культ камней – очень древний, его корни уходят в докельтские времена. Нам неизвестны строители мегалитических сооружений (мега – большой, литос – камень). Самые древние такие сооружения на территории Европы – это Стоунхендж в Англии и Нью-Грейндж в Ирландии. Возраст этих сооружений – несколько тысячелетий. Есть попытки объяснить эти сооружения как храмы Солнца и Луны. Не исключено, что сами кельты-друиды переняли свои знания у этих древних и неизвестных нам строителей мегалитов, ибо некоторые черты друидизма, к отмеченным выше можно добавить астрономизм культа, интерес к движению планет, не находят аналогий в культах других индоевропейских народов. Но есть в их религиозных представлениях и немало общего, в частности, веру в то, что душа после смерти тела продолжает существование, правда, не в ином мире, а на этой же земле, переселяясь в иное тело – обычно, в ребенка, родившегося в этой же семье. Однако душа может переселиться и в животное, и в растение. Такие верования есть у многих народов, особенно культурно отсталых, но сходные соображения были свойственны, например, и таким интеллектуалам, как пифагорейцы. Одно время даже полагали, что друиды позаимствовали эти идеи у Пифагора, один из рабов которого якобы поселился у друидов.