100209 (598101), страница 4
Текст из файла (страница 4)
В перерабатывающей промышленности Японии 750 тысяч заводов, из них 70% – это маленькие предприятия, где работают от 1 до 9 человек; 10% – предприятия с численностью работающих от 10 до 20 человек.
Знаменитые автомобили «Тойота» и «Хонда» на больших японских заводах просто собираются, десятки тысяч средних и малых предприятий изготавливают для них отдельные детали и узлы. Например, на заводе, который поставляет пластмассовые детали для фирмы «Хонда», работают 9 человек, площадь завода всего лишь 300 кв. метров. Пресс-формы для этих деталей изготавливает один человек, имеющий на своем дворе в подсобном помещении два станка. Этот человек является хозяином своего предприятия и работает на нем. Но он выпускает такие пресс-формы, которые отвечают самым высоким требованиям фирмы «Хонда». Это возможно потому, что материал для их производства, очень высокого качества, поступает из Швеции, где его выпускают более крупные заводы.
Каков механизм работы таких организаций? В [19] говорится, что очень часто подлинными инноваторами выступают небольшие специализированные компании. Многие из них создаются самими учеными, разработавшие новую идею, либо при их непосредственном участии. Новый бизнес начинают сами изобретатели, они создают фирму, которая в течении 3–5 лет поглощает и их собственные сбережения, и полученные в банке кредиты. Если изделие доведено ими до готовности, но нет средств для развертывания его промышленного производства, первопроходцы обращаются к владельцам денежного капитала. Последние готовы инвестировать свои финансовые ресурсы в акции создаваемых корпораций в надежде, что коммерческих успех фирмы резко поднимет стоимость её ценных бумаг, принося дивиденды вкладчикам. Если изделие ждет коммерческий успех, то перед инвесторами венчурного капитала встаёт альтернатива: сохранить за собой или даже расширить пакет акций, тем самым превращая рисковые вложения в обычные, приносящие дивиденды инвестиции, либо продать акции, получив потенциальную учредительскую прибыль.
Пример: судьба корпорации «Эппл компьютер». Основанная в 1976 году и начав с учредительского капитала в 10 тысяч долларов (разработка модели, выход на рынок и гараж, где были собраны первые экземпляры персонального компьютера). Уже в 1978 году объем продаж достиг 7 млн. долл. И ежегодно в среднем он увеличивался на 150%. При переоценке всего объема акций в 1991 году по рыночной цене общая стоимость акционерного капитала чудовищно выросла, достигнув почти 1,2 млрд. долл.
Аналогичный выбор делают и интеллектуальные инициаторы нового дела. Изобретатели, как правило, – плохие бизнесмены. Если же успех все же сопутствовал начинанию, то произошло это благодаря не только совершенствованию идеи, но и деловой хватке профессиональных менеджеров, занятых новой корпорацией. Изобретатель разбогател, но его роль в фирме постоянно меняется. Возможно, он уйдет и вновь обратиться к научной работе, вложив заработанные деньги в какие-нибудь ценные бумаги, приносящие ему стабильный доход. Но инициатор может и остаться. Являясь крупным владельцем акций, руководителем научно-исследовательского отдела фирмы, он сохраняет большое влияние на развитие своего детища.
Зачастую на путь крупного бизнеса встают люди, не довольные своим положением, не нашедшие поддержки во внедрении своих идей на крупном предприятии.
Такова, например, история Джене Амдала, который покинул в 70-е годы ИБМ и основал самостоятельное предприятие. Начав дело на личные сбережения, Амдал вскоре получил финансовую поддержку американских и японских конкурентов ИБМ. «Фудзицу» приобрела 24% акций «Амдал корпорейшн». Японская компания финансировала НИОКР и осуществляла поставку электронных компонентов. В 1984 году японская фирма увеличила свою долю в акционерном капитале до 48%.
«Амдал корпорейшн» вышла на рынок с принципиально новой продукцией – большой ЭВМ, прообразом суперкомпьютера будущего. Через 10 лет фирма «Амдал корпорейшн» имела 3 тыс. служащих и осуществляла продажи суперкомпьютеров на 300 млн. долл. ежегодно. На НИОКР затрачивались десятки миллионов долларов. Доля этих расходов в объеме продаж выросла с 7.7% в 1978 году до 18,4% в 1991. Прибыль корпорация сумела получить только тогда, когда объем продаж достиг 200 млн. долл. Однако Джене Амдал покинул фирму, названную его именем. Попытки знаменитого конструктора основать новое предприятие закончились коммерческим крахом.
Корпорации участвуют в грюндерстве по нескольким соображениям. Во-первых, это связано с доступом к новейшей технологии. Во-вторых, новые фирмы, оставаясь формально самостоятельными, часто расширяют хозяйственный комплекс корпорации, поскольку работают преимущественно по ее заказам. В-третьих, корпорация получает базу в смежных областях, которые могут стать объектом диверсификации в будущем. В-четвертых, риск вложений в новую технологию делится между корпорациями и инвесторами, поставляющими «венчурный капитал». Наконец, подразделения, занимающиеся учредительством, весьма прибыльны.
Ведущим источником венчурного капитала являются в наши дни специализированные фонды, выделяемые кредитными институтами. Первой венчурной инвестиционной компанией стала «American Research and Development Corporation », созданная в 40-е годы. Вложения именно этого инвестора в образование «Digital Equipment Corporation » позволили начать производство миникомпьютеров, играющих ныне такую большую роль в экономике США.
Успех гиганта рынка программного обеспечения – фирмы Microsoft во многом связан с инвестициями таких венчурных фондов, которые позволили этой фирме стать ведущим производителем операционных систем и других программных средств для персональных компьютеров.
Процесс отбора наиболее приспособленных к требованиям рынка фирм жесток. Банкротство несостоятельных конкурентов – повсеместная реальность. Такова плата за ускорение научно-технического прогресса и структурную перестройку. Правда, стоящие идеи чаще всего не гибнут вместе с компанией, которая первой пытается их внедрить в производство. Коммерческий провал фирмы-инноватора ведет к покупке ее активов более мощными соперниками, к реорганизации производства и управления. Но для творца самой идеи это чаще всего гибель надежд на личный успех в бизнесе.
Какой-то период фирма-инноватор, укрепившись на рынке, может пользоваться фактической монополией, извлекая избыточную прибыль из своего положения. Однако вскоре «молодая» отрасль пополняется новыми, жаждущими высоких прибылей конкурентами. Борьба мелких одиночек превращается в подлинные схватки гигантов.
После вторжения ИБМ в сферу производства персональных компьютеров десятки мелких фирм, мечтавших утвердиться здесь вслед за «Эппл», потерпели крах. Венчурное предпринимательство имеет многочисленные организационные формы. Среди них – «независимые», чаше всего мелкие инновационные фирмы с использованием капитала инвестиционных фондов – внедренческие фирмы, организованные на паевых началах промышленными корпорациями, так называемые «внешние» венчурные фонды корпораций; «внутренние» венчурные отделы корпораций, основой которых является выделение предпринимательской группы в качестве самостоятельного венчурного подразделения («спин-оф »).
Возможны и другие варианты классификации венчурного бизнеса, поскольку его организационная структура гибка, динамична, легко взаимодействует и комбинируется с другими структурами, порождая все новые и новые формы. Об этом интересно рассказано в работе [18], в которой проанализирована деятельность ведущих современных компаний. Корпорации стремятся к тому, чтобы сделать относительно самостоятельными те занятые НИОКР2 подразделения, деятельность которых сопряжена с наибольшим коммерческим риском. Для этого создаются внутренние венчурные отделы, обладающие достаточной самостоятельностью и всеми преимуществами мелких инновационных фирм. Эти подразделения имеют матричную структуру управления, действуют как временный коллектив, работающий по определенной целевой программе. В него входят инженеры, конструкторы, проектировщики, специалисты по информационному обслуживанию производства, маркетингу, управлению.
Часто внутренние венчурные секторы возникают и как результат распродажи корпорациями неэффективных исследовательских подразделений своим же сотрудникам. Это достигается выпуском мнимых акции рискового капитала, называемых «фантомами» и имеющих хождение только в рамках фирмы. При успехе на рынке такие внутренние акции обмениваются на настоящие. Наряду с фондами венчурного финансирования, таким образом, рисковый сектор использует в качестве капитала личные сбережения самих исследователей.
С помощью венчурного финансирования при активной организации внутренних рисковых служб корпорации становятся чрезвычайно активными в завоевании новых сфер. Автономность венчурных подразделений существенно снижает риск, возникающий как результат диверсификации производства. В условиях усиливающейся конкурентной борьбы «внутренний» венчур является наиболее взвешенным, осторожными, вместе с тем, наименее капиталоемким способом проникновения в новые отрасли производства.
Другая организационная форма венчурного капитала – так называемый «внешний» венчур, представляющий собой закономерный шаг в развитии «внутреннего» венчура. Вырастая из «спин–оф», молодая фирма вступает в контакт с другими корпорациями, создает на акционерных началах совместные фонды венчурного финансирования. Организационные структуры подобных образований могут быть очень сложными, многоступенчатыми, многовариантными. Так, одной из самых крупных венчурных структур может считаться научно-исследовательский консорциум. В США зарегистрировано примерно 60 таких консорциумов. Наибольшее распространение они получили в микроэлектронике и создаются при содействии государства для выполнения крупнейших программ космических исследований.
Рассмотрим наиболее характерные структурные образования инновационных подразделений внутри фирм, так называемые «внутренние» венчуры.
Инновационные подразделения в крупных корпорациях различаются в зависимости от важности их разработок и соответствия существующей производственной структуре, по степени самостоятельности и обеспеченности ресурсами. Следующие организационные решения типичны для практики внутрифирменного хозяйствования.
Непосредственная интеграция. Нововведение имеет большое стратегическое значение и тесно связано с основным производством. Подобные нововведения в перспективе могут оказать сильное влияние на экономическое положение всей фирмы (например, разработка новой технологии выплавки стали в сталелитейной компании), поэтому они должны осуществиться под непосредственным контролем высшего руководства, но в тесной связи с действующей системой управления производственными, технологическими, конструкторскими службами и т.п. Иными словами, разработка таких новшеств «непосредственно интегрируется» в существующую систему управления фирмой. Это обычно вызывает явное либо скрытое сопротивление организации из-за боязни нового, угрозы потери управляющими административного влияния в сложившейся структуре и т.п. Ключевой фигурой в системах управления подобными нововведениями становится так называемый «чемпион» – изобретатель, знакомый с особенностями функционирования существующей управленческой структуры и одержимый стремлением реализовать свою Новаторскую идею.
Отдел разработки нового продукта или развития нового направления хозяйственной деятельности. Нововведение имеет большую стратегическую значимость и частично связано с основным производством. Такой отдел обычно создается под реализацию предпринимательского продукта в рамках наиболее соответствующего ему по производственной специализации структурного подразделения (продуктового отделения или группы отделений). Это позволяет сформировать систему управления, в которой сочетаются сильный административный контроль сверху и ограниченные связи с производственной структурой. Контроль над деятельностью отделов разработки новой продукции со стороны штаб квартиры корпорации осуществляется по индивидуальным показателям, не сдерживающим проявление инициативы. В связи с этим отделы выводятся за рамки формальной системы стратегического планирования деятельности структурного подразделения, под чьей «крышей» они учреждаются.
Новые специализированные хозяйственные единицы. Нововведение имеет большую стратегическую значимость, однако слабо связано с основным производством. Сильный административный контроль со стороны руководства призван обеспечить своевременное выполнение этими подразделениями поставленных перед ними стратегических задач (как правило, выход на рынок с новым видом продукции). В случае успеха эти подразделения получают статус производственных структурных единиц корпорации.
Микроотделы новых рискованных инициатив. Нововведение имеет неопределенную стратегическую значимость, но сильно связано с основным производством. Они создаются в рамках производственных отделений для разработки многочисленных «побочных» нововведений. Административный контроль за деятельностью этих микроотделов ослаблен по сравнению с предыдущими вариантами. Руководитель такого подразделения (работают в нем обычно два-пять человек) пользуется достаточно большой свободой в организации его работы. Единственные ограничения – выделенный (из фондов соответствующего отделения) бюджет и сроки разработки. В то же время микроотделы работают в тесном контакте с производственными и другими службами отделения, Это позволяет, с одной стороны, без помех пользоваться имеющимся научно-техническим потенциалом отделения (лабораториями, информационной базой, участками опытного производства и т.п.), а с другой – оперативно передавать технологам результаты своих разработок.
Отделение новых рискованных инициатив, или новых венчуров. Нововведение имеет неопределенное стратегическое значение и лишь частично связано с основным производством. Такие отделения создаются в тех случаях, когда высшее руководство корпорации хочет сохранить определенную степень прямого административного контроля над разработкой новшества, по крайней мере до тех пор, пока не будет более четко определено его стратегическое значение. Однако, наряду с привязкой (правда, слабой) к административной системе управления по вертикали новые венчуры полностью выводятся за рамки существующей структуры управления по горизонтали, т.е. практически не имеют формальных связей с действующими производственными подразделениями. Тем самым обеспечивается управляемая автономия таких подразделений.