29031 (597137), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Форма подписки о невыезде и надлежащем поведении (приложение 476 к УПК РФ) предусматривает указание в ней адреса постоянного или временного места жительства, что также свидетельствует о том, что лицо, давшее подписку о невыезде и надлежащем поведении, дало обязательство проживать именно по этому адресу. При установлении адреса, по которому обвиняемый, подозреваемый должен проживать, согласно подписке о невыезде, необходимо устанавливать не только место регистрации гражданина, но и место его фактического проживания.
Лицо, давшее подписку о невыезде и надлежащем поведении, обязано проживать именно по этому адресу.
По мнению некоторых авторов в самой подписке необходимо дополнительно, помимо адреса постоянного или временного места жительства, указывать: домашний или служебный телефон, номер факса и электронной почты, если таковые имеются, номер телефона мобильной связи14.
Личное поручительство состоит в письменном обязательстве заслуживающего доверия лица о том, что оно ручается за выполнение подозреваемым или обвиняемым обязательств в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя, прокурора и в суд, а также иным путем не препятствовать производству по уголовному делу.
Новое уголовно-процессуальное законодательство предусматривает поручительство как одного лица, так и нескольких. Ранее действовавшее уголовно-процессуальное законодательство РСФСР требовало не менее двух поручителей. Избрание личного поручительства в качестве меры пресечения допускается по письменному ходатайству одного или нескольких поручителей и с согласия лица, в отношении которого дается поручительство. Поручителю должно быть разъяснено, в чем подозревается или обвиняется лицо, в отношении которого дается поручительство, а также обязанности и ответственность, связанные с выполнением личного поручительства. Итак, обязанностью поручителя является следить за надлежащим поведением препоручаемого, а в случае невыполнения этих условий на поручителя может быть возложено денежное взыскание в размере до ста минимальных paзмеров оплаты труда15.
Обязательным требованием к поручителю является то, чтобы это было заслуживающее доверия лицо. Законодатель не раскрывает этого термина, поэтому сущность его понимается в рамках общепризнанных понятий. Это лицо должно иметь высокие моральные и психологические качества. Оно должно быть законопослушным, добропорядочным, пользоваться высокой репутацией и быть известным определенному кругу лиц.
Одним из наиболее важных и актуальных вопросов применения меры пресечения в виде личного поручительства является вопрос, какими методами и способами поручитель будет обеспечивать надлежащее поведение подозреваемого или обвиняемого и в каких формах будет выражаться непосредственно поручительство. Конечно, личное поручительство — это, прежде всего, возможность оказания влияния на лицо, в отношении которого дается поручительство, уважение и доверие со стороны последнего к поручителю, т. е. прежде всего данная мера пресечения строится на межличностных отношениях уважения и доверия, в противном случае поручительство не имело бы смысла.
Дача личного поручительства — дело добровольное. Поэтому, ли лицо, давшее поручительство, в последующем понимает, что оно не может обеспечить надлежащее поведение и явку обвиняемого (подозреваемого) по вызову, то оно может отказаться от него. Об этом поручитель должен сделать заявление тому органу, в производстве которого находится уголовное дело. В связи с отказом поручителя взятых на себя обязательств к обвиняемому (подозреваемому) применяется иная мера пресечения.
УПК РФ предусматривает наложение денежного взыскания в размере до ста минимальных размеров оплаты труда на поручителя за невыполнение им взятых на себя обязательств.
Наличие в законе положения об ответственности поручителя следует отнести к дополнительным гарантиям соблюдения обязанностей поручителя и лица, за которое он поручился под угрозой наступления материального взыскания.
Наблюдение командования воинской части (ст. 104 УПК РФ) применяется к подозреваемым или обвиняемым, которые являются военнослужащими или военнообязанными, проходящими военные сборы, с их согласия.
Содержание этой меры пресечения заключается в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил Российской Федерации для того, чтобы обеспечить явку лица, находящегося под наблюдением, в назначенный срок по вызовам дознавателя, следователя, прокурора или в суд. Кроме того, командование воинской части обязуется принять меры к тому, чтобы лицо, совершившее преступление, не препятствовало производству по уголовному делу.
Об избрании этой меры пресечения выносится постановление, которое направляется командованию воинской части, при этом разъясняется сущность подозрения или обвинения и обязанности командования по исполнению этой меры пресечения. Данная мера пресечения может применяться только к военнослужащим срочной службы и выражается в том, что они не увольняются из расположения части, лишаются права ношения оружия, не назначаются в караул и т.д.
Если подозреваемый или обвиняемый нарушает избранную в отношении его меру пресечения, то командование воинской части немедленно сообщает об этом в орган, избравший данную меру пресечения.
Из смысла ст. 104 УПК РФ следует, что ответственность за нарушение рассматриваемой меры пресечения ложится на обвиняемого, подозреваемого. В случае нарушения им этой меры пресечения может быть избрана иная более строгая мера пресечения (ст. 110 УПК РФ).
Командование воинской части, на которое было возложено исполнение этой меры пресечения, никакой ответственности за ее нарушение не несет, ибо избрание данной меры пресечения с командованием ион некой части следователь, дознаватель, прокурор и суд, как правило, не согласовывают. Командование просто извещается об этом как о свершившемся факте. В связи с этим и ответственность на командование воинской части за нарушение данной меры пресечения, как это происходит в случае личного поручительства, возложить нельзя. Думается, несовершенство ст. 104 УПК РФ налицо и она нуждается в этой части в изменении и дополнении.
Присмотр за несовершеннолетним обвиняемым, подозреваемым. Данная мера пресечения, как и наблюдение командования воинской части, является специальной. Она применяется только к несовершеннолетним, обвиняемым или подозреваемым в совершении преступления, т.е. к лицам, которым еще не исполнилось 18 лет, и состоит в том, что родители, опекуны, попечители или другие заслуживающие доверия лица, а также должностные лица специализированного детского учреждения, в котором он находится, дают обязательство в обеспечении его надлежащего поведения. Так, например, 16 – летним Михайловым была совершена кража из квартиры № 36 по ул. Ленина, дом № 356. Факты противоправного поведения Михайлова были неслучайны: ранее он допускал проступки, состоял на учете в милиции. Для исключения его ненадлежащего поведения в процессе расследования, в качестве меры пресечения ему была избрана рассматриваемая мера пресечения, а именно присмотр родителей16.
По исполнении 18 лет лицу, совершившему преступление, эта мера пресечения должна быть изменена на любую другую, указанную в законе.
Надлежащее поведение несовершеннолетнего заключается в том, что он не должен покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда, явится в назначенный срок по вызовам в органы расследования, прокурору, и иным образом препятствовать производству по уголовному делу, т.е. не будет продолжать преступную деятельность, не будет воздействовать на свидетелей, потерпевших, склоняя их к изменению показаний и т.д.
При избрании меры пресечения дознаватель, следователь, прокуpop и суд разъясняют лицам, указанным выше, существо подозрения или обвинения, а также их ответственность, связанную с обязанностями по присмотру. Если те, на кого возложен присмотр за несовершеннолетним, не обеспечивают его надлежащего поведения, к ним применяется денежное взыскание в размере до ста минимальных размеров оплаты труда в порядке ст. 118 УПК РФ.
Законодатель еще раз возвращается к избранию несовершеннолетнему меры пресечения в ст. 423 УПК РФ. Там речь идет о том, что при решении вопроса об избрании меры пресечения к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому в каждом случае должна обсуждаться возможность отдачи его под присмотр в порядке, установленном ст. 105 УПК РФ.
Залог является весьма древним процессуальным институтом.
Согласно ч. 1 ст. 106 УПК, "залог состоит во внесении подозреваемым или обвиняемым либо другим физическим или юридическим лицом на депозитный счет органа, избравшего данную меру пресечения, денег, ценных бумаг или ценностей в целях обеспечения явки к следователю, прокурору или в суд подозреваемого, обвиняемого и предупреждения совершения им новых преступлений".
Одним из наиболее сложных моментов при применении залога является определение его размера. Лицу, избравшему данную меру пресечения, приходится решать, какой суммой или иными ценностями может располагать залогодатель, чтобы она ставила его в трудное материальное положение и одновременно могла служить эффективным сдерживающим фактором для подозреваемого или обвиняемого, чтобы он не покинул постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда, в назначенный срок являлся по вызову указанных должностных лиц, иным способом не препятствовал производству по уголовному делу. Сумма залога определяется с учетом характера совершенного преступления, данных о личности подозреваемого, обвиняемого, имущественного положения залогодателя.
Залог в качестве меры пресечения может быть избран судом, прокурором, а также следователем и дознавателем с согласия прокурора в любой момент производства по уголовному делу.
Закон достаточно четко определяет круг лиц, могущих выступать в качестве залогодателя. Это может быть подозреваемый, обвиняемый, любое другое физическое или юридическое лицо. В последнем случае лицу в обязательном порядке разъясняется существо подозрения или обвинения, в связи с которым избирается мера пресечения в виде залога, а также связанные с ней обязательства и санкции, которые наступают в случае невыполнения или нарушения обязательств подозреваемым, обвиняемым.
В случае надлежащего поведения лица, в отношении которого был применен залог в качестве меры пресечения, суд при вынесении приговора, а также определения, постановления о прекращении уголовного дела возвращает залог залогодателю. Подобным образом складывается ситуация при принятии прокурором, следователем, дознавателем решения о прекращении уголовного дела, о чем указывается в выносимом при этом постановлении.
При избрании данной меры пресечения составляется два документа: постановление об избрании меры пресечения и протокол принятия залога, копия которого вручается залогодателю.
Домашний арест – новая для современного законодательства мера пресечения. Домашний арест заключается в ограничениях, связанных со свободой передвижения обвиняемого, подозреваемого и запрете общения с определенными лицами, переписки и переговоров с использований любых средств связи. Этот вид меры пресечения избирается в отношении подозреваемого или обвиняемого, с согласия прокурора и по решению суда, при наличии оснований и в порядке, которые установлены в ст. 108 УПК, с учетом его возраста, состояния здоровья, семейного положения и других обстоятельств. В постановлении или определении суда об избрании домашнего ареста указываются конкретные ограничения, которым подвергается подозреваемый, обвиняемый (ч. 3 ст. 107 УПК РФ).
Домашний арест в качестве меры пресечения, так же, как и заключение под стражу, может быть избран в отношении подозреваемого, обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет при невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения. В исключительных случаях эта мера пресечении может быть избрана в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, когда им нарушена ранее избранная мера пресечения (ч. 1 ст. 108).
Прокурор, следователь или дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом соответствующее ходатайство с изложением мотивов и оснований, в силу которых возникла необходимость применения домашнего ареста и невозможности избрания иной меры пресечения, с приложением материалов, подтверждающих обоснованность ходатайства.
В настоящее время законодательная регламентация домашнего ареста не создает никаких предпосылок для ее применения на практике. Нет системы контроля за тем, кто находится под домашним арестом, не отработан механизм исполнения данной меры, не установлена ответственность в случае нарушения домашнего ареста тех, кто осуществляет контроль за лицом, подвергнутым домашнему аресту.
Заключение под стражу самая суровая из всех предусмотренных действующим законодательством мер пресечения. Возможность ее избрания законодатель ставит в зависимость от предполагаемого наказания за совершенное преступление.
Это преступления, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы до двух лет, но при наличии одного из следующих обстоятельств: подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории РФ, его личность не установлена, им нарушена ранее избранная меры пресечения, он скрылся от органов предварительного расследования или суда.
К несовершеннолетним данная мера применяется при условии совершения тяжкого, особо тяжкого преступления, в исключительных случаях – преступления средней тяжести.
Для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу предусмотрен судебный порядок. Для этого прокурор, следователь и дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом соответствующее ходатайство. При этом к постановлению прилагаются документы, подтверждающие обоснованность ходатайства. Так, следователь, руководствуясь нормами закона, принял решение об избрании в отношении подозреваемого Д. меры пресечения в виде заключения под стражу. Для этого им было вынесено постановление о возбуждении перед судом ходатайства о необходимости применения указанной меры пресечения. Однако, судья Ленинского районного суда г. Ставрополя отказал в удовлетворении заявленного ходатайства, поскольку сведения, представленные следователем, противоречили друг другу. Из протокола задержания явствовало, что подозреваемый Д. был задержан 15 ноября 2004 года в 10 часов 25 минут, тогда как допрос лица был проведен в 9 часов 45 минут этого же дня. Как показал сам подозреваемый Д., он в этот день находился в служебной командировке17.















