27680 (597104), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Ход и результаты допроса должны быть отражены в протоколе допроса.
Если в ходе допроса допрашиваемому лицу предъявлялись вещественные доказательства, документы, оглашались протоколы других следственных действий, проводились фотографирование, аудио- и (или) видеозапись, протокол допроса должен содержать сведения об этом.
По окончании допроса протокол предъявляется допрашиваемому лицу для прочтения либо по его просьбе оглашается следователем, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
В протоколе указываются все лица, участвовавшие в допросе. Каждый из них должен подписать каждую страницу протокола, а также все сделанные к нему дополнения и уточнения.
Доказательства, получаемы при допросе, свидетеля или потерпевшего, называются, соответственно, показаниями свидетеля или потерпевшего.
В соответствии со ст. 79 УПК РФ, показания свидетеля – это сведения, сообщенные им на допросе, проведенном в ходе досудебного производства по уголовному делу или в суде в соответствии с требованиями ст.ст. 187-191 и 278 УПК РФ.
А.П. Рыжаков2 считает, что понятиеобразующими признаками такой разновидности доказательств, как показания свидетеля, являются следующие положения:
а) показания свидетеля – это устная речь;
б) это показания лиц, которые не несут уголовной ответственности за событие, являющееся предметом исследования по делу;
в) показания свидетеля могут быть даны только на допросе или очной ставке. При этом свидетель должен подтвердить правильность своих показаний подписью протокола следственного действия.
Предмет свидетельских показаний определен в ч. 2 ст. 79 УПК РФ, согласно которой свидетель может быть допрошен о любых обстоятельствах относящихся к уголовному делу. Таким образом, никаких ограничений в этом отношении закон не устанавливает. В предмет показаний свидетеля могут входить обстоятельства совершения преступления, его подготовки или сокрытия, последствия совершенного деяния, а также любые иные обстоятельства, имеющие значение доказательственных фактов. К предмету свидетельских показаний могут относиться и обстоятельства, позволяющие правильно проверить и оценить не только показания самого свидетеля, но и все другие доказательства, связанные с ним через отображаемые факты.
В УПК РФ специально оговорено, что свидетель может быть допрошен о личности обвиняемого, потерпевшего и о своих взаимоотношениях с ним и другими свидетелями.
Свидетель может давать показания об обстоятельствах, которые он воспринимал непосредственно, либо о тех, которые ему известны со слов других лиц. В первом случае его показания будут первоначальным доказательством, во втором – производным. Не являются доказательством сведения, сообщенные свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности, равно как и данные, в основе которых лежат его предположения, догадки, слухи.
Получаемые в ходе допроса показания свидетеля, прежде чем лечь в основу промежуточных и конечных выводов по уголовному делу, должны быть проверены и оценены.
Проверка показаний свидетеля осуществляется, во-первых, путем анализа и синтеза их содержания, полноты, непротиворечивости и т.п. Во-вторых, показания свидетеля сопоставляются с другими собранными по делу доказательствами. И, наконец, для проверки правильности показаний свидетеля могут быть проведены различные следственные действия: следственный эксперимент, осмотр, допросы других лиц, назначена экспертиза. В случае противоречий свидетеля с показаниями других лиц может быть проведена очная ставка.
Наиболее полное и точное знание, как о самих показания свидетеля, так и об отображенных в них фактах можно получить только посредством их оценки. Показания свидетеля оцениваются дознавателем, следователем, прокурором, судом по внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств. Субъекты доказывания обязаны при этом руководствоваться законом и совестью. Как и другие доказательства, показания свидетеля не имеют заранее установленной силы.
При оценке достоверности свидетельских показаний учитывается, во-первых, возможность умышленного искажения информации, дачи заведомо ложных показаний. Поэтому проверяется заинтересованность свидетеля в исходе дела (является ли он родственником кому-либо из проходящих по делу лиц или посторонним), а также его моральные и психофизиологические качества. Особенно осторожно следует подходить к показаниям малолетних свидетелей, поскольку дети, как известно, весьма склонны к фантазированию, внушению.
Во-вторых, необходимо учитывать возможность неумышленного искажения информации, добросовестного заблуждения или ошибки. Процесс формирования свидетельских показаний включает в себя три стадии: восприятие, запоминание и воспроизведение. Ошибки и искажения возможны на каждой из них. При восприятии события они могут быть обусловлены состоянием здоровья, личными психофизиологическими качествами свидетеля (например, значительная потеря зрения, наблюдательность или, напротив, рассеянность), его состоянием в момент восприятия (например, состояние алкогольного опьянения или усталость), условиями восприятия (время суток, освещенность, погода и др.).
Точность запоминания тоже зависит от личных качеств свидетеля, а также от промежутка времени, прошедшего с момента наблюдения события до момента допроса. И, наконец, различные искажения возможны при воспроизведении воспринятого. Далеко не каждый человек способен грамотно, четко и ясно изложить увиденное и услышанное. Особенно это относится к малолетним. В любом случае при допросе нужно уточнять, конкретизировать все недостаточно определенные, нечеткие выражения. Например, если свидетель говорит, что обвиняемый вел себя «неприлично», то нужно выяснить, в чем конкретно это выразилось, какие именно действия он совершил – то ли это были грубые, циничные действий, толи просто невежливость, невоспитанность, неумение держать себя в обществе. Всегда должны быть разъяснены диалектизмы и жаргонные выражения, которые употребил свидетель.
Оценивая показаний, нужно установить их относимость, допустимость и достоверность.
Показания, не содержащие в себе данных, имеющих отношение к делу, не будут доказательством, так как не обладают признаком относимости.
Если показания не оформлены предусмотренным законом образом – они недопустимы, а значит, также не являются доказательством.
Не соответствующие действительности, а потому недостоверные данные, полученные от свидетеля, тоже не могут быть положены в основу обвинения или оправдания лица, совершившего преступление.
Показания потерпевшего, как и показания свидетеля – это сведения, сообщенные им на допросе, проведенном в ходе досудебного производства по уголовному делу или в суде в соответствии с требованиями статей 187-191 и 277 УПК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 42 УПК РФ, потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя, прокурора или суда.
Потерпевший, как лицо, пострадавшее от преступления, обладает целым комплексом прав, обеспечивающих защиту его интересов. Причем с развитием принципа состязательности в законодательстве отчетливо прослеживается тенденция к расширению прав потерпевшего. В связи с этим показания потерпевшего, с одной стороны, как и показания свидетеля, являются источником доказательственной информации, а с другой – средством защиты его интересов. Для потерпевшего, в отличие от свидетеля, дача показаний является не только обязанностью, но и правом. Это означает, что следователь (суд) не вправе отказать ему в даче показаний, если он изъявит такое желание. Свидетель же не вправе настаивать на добавлении своих показаний. Это не запрещает последнему отметить (как замечание к допросу) факт неотражения в протоколе всех его показаний. Вместо «С моих слов записано правильно, мною прочитано» он может собственноручно записать «Отраженная в протоколе часть моих показаний записана правильно, мною прочитана. Мне отказано в дополнении протокола данными, на мой взгляд, имеющими отношение к делу».
Потерпевший, как и свидетель, вправе отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен п. 4 ст. 5 УПК РФ.
При согласии потерпевшего дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа от этих показаний.
Наряду с этими показаниями потерпевшего присущи и особенности, отличающие их от показаний свидетеля. Они касаются:
-
Правового положения потерпевшего. Потерпевший – не только источник доказательств (что свойственно свидетелю), но и участник уголовного процесса, имеющий личную заинтересованность в исходе дела. Это обстоятельство может отразиться и на объективности его показаний об обстоятельствах совершенного преступления. Так, потерпевшие нередко склонны к преувеличению грозившей им опасности причиненного ущерба, к сокрытию собственных неблаговидных поступков, способствовавших совершению преступления. На объективности показаний потерпевшего может отрицательно сказаться чувство мести, обиды, жалости и т.п.;
-
Содержание показаний. Потерпевший, как и свидетель, может быть допрошен о любых обстоятельствах, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, в том числе о своих взаимоотношениях с подозреваемым, обвиняемым. Но показания потерпевшего образуют не только сведения о фактах и обстоятельствах, имеющих значение для уголовного дела, их составной частью может являться и его мнение о них. Потерпевший может также давать оценку другим собранным по делу доказательствам, выражать свое согласие или несогласие с ними. Мнение потерпевшего, выдвигаемые им версии должны фиксироваться в материалах уголовного дела и проверяться. Специфичен и характер сведений составляющих содержание показаний потерпевшего. Как правило, они связаны непосредственно с обстоятельствами совершенного в отношении него преступного посягательства;
-
Факторов, которые могут сказаться на достоверности показаний потерпевшего, их соответствии действительности: его личная заинтересованность в исходе дела, состояние возбуждения, подавленности, испуга и т.п.
Указанные особенности показаний потерпевшего должны учитываться при их собирании, проверке и оценке. В остальном доказывание посредством показаний потерпевшего осуществляется по правилам, установленным для показаний свидетеля.
Потерпевший вправе по окончании предварительного следствия знакомится со всеми материалами уголовного дела. В судебном заседании он является равноправным участником судебного разбирательства, присутствует при исследовании всех доказательств по делу. Это нельзя не учитывать при оценке его показаний.
В показаниях потерпевшего могут содержаться ошибки, обусловленные как субъективными свойствами потерпевшего, так и обстоятельствами восприятия, запоминания и воспроизведения имеющих значение для дела обстоятельств. В тоже время этот вид доказательств во многих случаях содержит ценную информацию, способствующую установлению истины по делу.
Таким образом, были рассмотрены особенности допроса свидетелей и потерпевших, процессуальное положение данных лиц. Также был определен круг лиц, обладающих свидетельским иммунитетом, основания и последствия отказа свидетеля и потерпевшего от дачи показаний, участие адвоката при допросе, возможность допроса с использование псевдонима и иные положения, касающиеся допроса свидетеля и потерпевшего в уголовном судопроизводстве.
3. Допрос обвиняемого в уголовном судопроизводстве
Допрос обвиняемого производится в основном по тем же правилам, что и допрос свидетеля и потерпевшего. Однако, имеется ряд существенных особенностей, определяемых процессуальным положением его как лица, подвергаемого уголовному преследования и имеющего право на защиту.
Прежде чем перейти к рассмотрению этих особенностей, нужно определить, кто может являться обвиняемым, а также выяснить его процессуальное положение.
Раньше, в период действия Устава уголовного судопроизводства, не существовало четкого различия между подозреваемым и обвиняемым. Грань между ними как участниками уголовного процесса была очень условной. Их объединяло одно – оба они рассматривались в качестве лиц, подвергающихся уголовному преследованию. Различие же между ними проводилось либо в зависимости от степени обоснованности вывода о причастности лица к совершению преступления, либо в зависимости от того, кем и в какой части уголовного судопроизводства поднимался вопрос об уголовном преследовании того или иного лица.
В настоящее время понятие «обвиняемый» четко сформулировано в УПК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 47 УПК РФ обвиняемым признается лицо, в отношении которого:
-
вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого;
-
вынесен обвинительный акт;
Однако, представление о понятии обвиняемого как субъекта уголовного процесса будет неполным, если не указать, что процессуальные акты, с которыми связано появление в уголовном процессе обвиняемого, выносят только при наличии достаточных доказательств, дающих основание для обвинения в совершении преступления.
Обвиняемый, по уголовному делу которого назначено судебное разбирательство, именуется подсудимым. Обвиняемый, в отношении которого вынесен обвинительный приговор, именуется осужденным. Обвиняемый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор, является оправданным. По делам частного обвинения лицо становится подсудимым с вручением ему судьей копии заявления потерпевшего и разъяснением процессуальных прав.















