176049 (596124), страница 3
Текст из файла (страница 3)
На сегодняшний день существует довольно много структур юридического закрепления отношений между ВУЗами и предприятиями:
Договорные отношения. Это самый распространенный и простой способ взаимодействия. Между ВУЗом и предприятием заключается договор на оказание определенных услуг. В договоре прописано: количество заказанных студентов, срок их подготовки, сумма оплаты за их подготовку и многое другое.
Альянсы. Научно-техническим альянсом принято называть устойчивое объединение нескольких фирм различных размеров между собой с университетами, на основе соглашения о совместном финансировании, разработке и модернизации продукции (образовательной программы).
Участники альянса вносят свои вклады в виде интеллектуальных, материальных и других ресурсов, а после достижения результатов получают по соглашению свою долю интеллектуальной собственности. В спектре организационных форм альянсы занимают промежуточную ступень между неформальной кооперацией и полным слиянием. Управление осуществляется либо одним из ведущих членов либо специально назначенным координационным комитетом.
Консорциумы. Консорциум представляет собой добровольное объединение организаций для решения конкретной задачи, реализации программы, осуществления крупного проекта. Консорциум предполагает разделение ответственности между компаниями-учредителями, равные права партнеров и централизованное управление. В него могут входить предприятия и организации разных форм собственности, профиля и размера. Участники консорциума сохраняют свою полную хозяйственную самостоятельность и подчиняются совместно выбранному исполнительному органу в той части деятельности, которая касается целей консорциума. После выполнения поставленной задачи консорциум распускается.
Консорциумы, созданные по типу межфирменного научно-исследовательского центра, имеют собственную научно-исследовательскую базу.
В рамках консорциума для их участников стало возможным:
-
выполнение исследований, которые нельзя было проводить самостоятельно из-за значительных затрат и риска;
-
распределение расходов на выполнение проекта между участниками;
-
объединение участниками дефицитных трудовых и материальных ресурсов для выполнения проекта.
Совместные предприятия.
Совместное предприятие предполагает вклад со стороны партнеров в виде капитала, технологии или других активов. Во многих случаях ответственность в управлении разделена между фирмами-партнерами.
Но все же в качестве основной структуры предлагается создавать образовательно-промышленные группы (ОПГ). Это совокупность учебных заведений и предприятий, объединивших по системе участия свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании образовательно-промышленной группы в целях интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение качества подготовки кадров всех уровней образования в соответствии с современными требованиями технологического и экономического развития предприятий.
Структура образовательно-промышленной группы может быть различной в зависимости от задач, поставленных при ее создании. Минимальный состав группы — один вуз и одно промышленное предприятие. Но если речь идет о создании отраслевого профессионально-образовательного комплекса, в ОПГ могут объединиться несколько промышленных предприятий одной отрасли и высшее образовательное учреждение, координирующее сквозной учебный процесс непрерывной и многоуровневой подготовки кадров для отрасли, начиная с начального профессионального обучения и заканчивая послевузовским образованием (школа — училище — колледж — вуз — курсы переподготовки и повышения квалификации — аспирантура — докторантура).
Крупные промышленные предприятия могут принимать участие в ОПГ с целью создания системы корпоративного (фирменного) обучения, осуществляющего подготовку для фирмы сотрудников всех уровней — от рабочего до топ-менеджера.
Эксклюзивное обучение потребует совершенствования как учебно-методической, так и материальной базы высшего учебного заведения. Финансирование таких проектов будет, естественно, осуществляться заинтересованным лицом - промышленным предприятием (или группой предприятий), вошедшим в ОПГ.
Перечень вопросов для сотрудничества вуза и предприятия очень велик. Это подготовка специалистов с высшим образованием, повышение квалификации, переподготовка и получение второго высшего образования, проведение научно-исследовательских работ и диссертационных исследований, участие представителей предприятия в учебном процессе, корректировке образовательных программ, государственной аттестации выпускников. Для повышения эффективности проведения этих работ и мероприятий наряду с вузовскими аудиториями и лабораториями может использоваться материально- техническая база предприятия. Естественно, что производственные практики студентов, обучающихся по отраслевой или корпоративной программе, должны проходить на предприятии — участнике ОПГ,
Таким образом, вузы, состоящие в образовательно-промышленной группе, получат не только дополнительные внебюджетные доходы, но и современную техническую базу.
Для реализации идеи по созданию образовательно-промышленных групп необходимо разработать пакет документов, регламентирующих задачи, цели и условия их создания, статус и структуру ОПГ, правила взаимодействия предприятий и вузов внутри группы. Но, прежде всего для успешного функционирования таких структур необходима поддержка со стороны государства, которая может выразиться в льготном налогообложении средств, инвестируемых в деятельность ОПГ.
Также огромными «шагами» развиваются инкубаторные программы. Многие российские ВУЗы и предприятия строят свою стратегию выживания на основе инкубаторных программ и представляют собой фирмы-инкубаторы. Они оказывают наиболее эффективную помощь компаниям. ВУЗы предоставляют предприятиям свои площади в аренду - арендная плата может быть достаточно высокой, но она включает возможность пользоваться институтскими лабораториями, техническим обслуживанием, вычислительной техникой, библиотекой, иметь контакты с преподавателями. Но самое главное, студенты, которые работают в Бизнес-инкубаторе, напрямую вовлечены и в процесс обучения и в процесс производства, а это благотворно влияет на становление профессионального специалиста.
1.5 Способы взаимодействия ВУЗов и предприятий
Модернизация системы высшего образования, по сути, преследует единственную цель: помочь выпускнику вуза выгодно продать полученные знания. Востребованность молодого специалиста на рынке труда служит индикатором конкурентоспособности вуза, а также степени его взаимодействия с реальной экономикой. Однако настоящего единения между высшей школой и предприятиями пока не наступило.
Высшие учебные заведения и предприятия давно сотрудничают друг с другом, однако партнерство является уделом далеко не всех. Несмотря на то, что практика взаимодействия за последние годы заметно расширилась, она не смогла снять основных проблем, возникающих на «передовом крае», — при трудоустройстве молодого специалиста. Между стандартами высшей школы и требованиями работодателей до сих пор существует огромный разрыв. Как и для кого готовить специалистов? Этот вопрос интересует не только вузовское, но и предпринимательское сообщество.
С одной стороны, бизнес всерьез озабочен нехваткой квалифицированных кадров, но в то же время значительное количество выпускников остаются невостребованными на рынке труда. «Это объясняется тем, что система взаимодействия работодателей и представителей сферы образования пока еще недостаточно эффективна, — считает руководитель исполкома Общероссийской общественной организации „Деловая Россия“ Николай Остарков. — Выпускники вынуждены оканчивать дополнительные курсы, проходить краткосрочные программы практической подготовки для того, чтобы оказаться конкурентоспособными или хотя бы востребованными на рынке труда». Иными словами, вчерашние студенты не готовы к работе, поскольку мало знакомы с практической стороной своей специальности. Но страдают от этого не только они.
Средний и малый бизнес особенно чувствителен к кадровому вопросу. «Крупная корпорация может за свой счет доводить выпускников вузов до собственных стандартов, — комментирует г-н Остарков. — Для средних и малых предприятий такие затраты часто являются неоправданными». У них нет возможности инвестировать в образование молодежи, так что им приходится или принимать выпускников такими, какие они есть, или подолгу держать вакансию открытой. С другой стороны, вузы сами создали искусственный спрос, постепенно собрав у себя полный «джентльменский набор» рыночных специальностей (от юриспруденции и менеджмента до социального сервиса и туризма), а также расширив масштаб обучения не по профилю. Возможно, вузы озабочены продвижением своих образовательных программ и конкуренцией за абитуриента, поэтому проекты развития некоторых из них очень похожи на бизнес-планы. Однако, по мнению вузовского сообщества, они не должны работать на созданный собственными силами заказ или превращаться в утилитарное кадровое бюро, обслуживающее предприятия.
Впрочем, потребности экономики тоже не до конца ясны вузам. «Будущее бизнеса, экономики и государства зависит от того, какие молодые специалисты придут на наши предприятия и к управлению страной, — говорит ректор МГУ им. М.В.Ломоносова Виктор Садовничий. — Но бизнес-сообщество, которое „потребляет“ выпускников, не сформулировало заказ. То есть, вузы не знают, какие именно специалисты потребуются экономике и каким набором знаний они должны обладать. Именно поэтому многие действия навстречу друг другу происходят стихийно, а механизмы сотрудничества находятся только в процессе разработки».
Способов взаимодействия вузов и бизнес-сообщества накопилось немало. Большинство высших учебных заведений располагают внушительным перечнем предприятий-партнеров, а многие компании уже размышляют вместе с вузами, как сократить разрыв между теорией и практикой. Но противоречия между сторонами все равно остаются: высшая школа заявляет, что немногие работодатели готовы к сотрудничеству, а бизнес считает, что ему было бы легче включаться в совместную работу, если бы вузы проявили больше инициативы.
Самый традиционный способ взаимодействия — студенческая практика — по-прежнему остается популярным: он снимает противоречие между сложившимися формами подготовки и интересами самих студентов. «Противоречие нарастает к старшим курсам, когда в вузах резко падает посещаемость целого ряда дисциплин, — рассказывает ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов. — Студенты предпочитают в это время проходить практику, на которую они устроились самостоятельно, или работать (часто не по специальности). Выходом является организация системы взаимодействия вуза с основными базами практики, то есть с компаниями, где студенты могли бы выполнять работу по своему профилю».
Такая схема партнерства, по мнению г-на Кузьминова, выгодна всем. Фирма, допускающая до своих рабочих мест студентов, имеет возможность увидеть недипломированных специалистов в работе. Ведь компании избегают брать неопытных выпускников сразу в штат, опасаясь получить «кота в мешке», и такого рода взаимодействие является для них достойным выходом.
Выгодно оно и для вуза, который не только восполняет пробел в практических занятиях, но и в некоторых случаях получает материальную отдачу. «С этого учебного года Высшая школа экономики подписала договор с рядом фирм, суть которого состоит в следующем, — делится опытом Ярослав Кузьминов. — Компания официально оформляет студентов на практику, платит им зарплату и отчисляет небольшую сумму университету». Чтобы организовать подобную практику, нужно не только согласие фирмы, но и встречное движение со стороны вуза. Поэтому руководство ГУ-ВШЭ сформировало индивидуальные учебные планы для старшекурсников-практикантов, а в некоторых случаях предусмотрело возможность продления обучения еще на один год.
Наиболее продвинутая форма взаимодействия — формирование эндаументов (целевых капиталов) ведущих университетов — еще только обретает форму законопроекта и обсуждается вузовским сообществом. Перспектива их использования радужна: бизнес передает средства университету, который в свою очередь вкладывает их в акции или ценные бумаги и тратит полученные проценты на свои нужды. Таким образом, капитал бизнесменов работает на будущее, создавая постоянную подпитку университету. Однако в самом начале процесса создания эндаументов не стоит рассчитывать на большой энтузиазм бизнес-сообщества и существенную прибыль университетов. «Вряд ли нам удастся собрать эндаументы в том виде, в котором они существуют в Гарварде, Кембридже и т.д., и обеспечить четверть или треть потока финансирования университета, — считает г-н Кузьминов. — Вначале речь пойдет о более скромных деньгах, может быть, нескольких миллионах долларов, которые соберут для ведущих региональных университетов местные бизнесмены». Но и это будет большим достижением — компании смогут сформировать серьезные финансовые фонды и стабильную базу для развития университетов.
Правда, часть академического сообщества относится к эндаументу с опаской, считая, что нельзя допускать вмешательства бизнеса в финансирование университетов. «Ни о каком вмешательстве в готовящихся законопроектах не говорится, — комментирует президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. — Но университетская общественность и бизнес-сообщество должны совместно следить за целевым расходованием этих средств, направляя их на образовательные и исследовательские программы». Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко также не видит причин для опасений, считая, что ни бизнесмены, ни министерства и ведомства не могут диктовать вузам способы расходования средств эндаумента. «Здесь надо дать больше свободы университетам, — отмечает он. — Однако они, разумеется, будут нести ответственность за правильное расходование этих средств».
Многие виды сотрудничества вузов и бизнеса (целевые программы, обучение в корпоративных университетах и т.д.), по большому счету, являются товарно-денежными отношениями. Работодатель выделяет средства, чтобы получить специалиста с нужными ему компетенциями, а вуз выполняет индивидуальный заказ. Сегодня таких программ и работодателей много, но все же недостаточно, чтобы изменить систему вузовского образования в целом. Нужны не только особые формы обучения, но и обновленные стандарты образования. В этом вопросе вузам опять необходима помощь работодателей.















