174388 (595994), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Злоупотребления, которое узаконила вексельная экономика, можно выделить следующие:
-
самое масштабное - эмитирование векселей коммерческими банками под гарантии федерального Министерства финансов. Яркий пример - финансирование северного завоза в 1996 году: из трех триллионов рублей отпущенных на завоз, Север получил лишь два с небольшим триллиона. Разница между двумя и тремя триллионами - это вексельный дисконт и одновременно доход банков , выпустивших свои векселя под первоклассное обеспечение. Всем известно, что в инфляционной экономике (а в вексельной экономике инфляция составляет тысячи процентов годовых) главный доход получает эмитент обесценивающихся денег, точно также в случае вексельной эмиссии главный доход получает эмитент векселей;
-
укрывание руководством промышленных предприятий своих доходов от акционеров, собственников предприятий, налоговых органов государства через барторизацию и векселезацию своей деятельности. Мне приходилось встречаться с руководителями предприятий, у которых объем денежной реализации составляет меньше одного процента. Проблем у этого руководителя нет, за исключением двух: зарплата сотрудникам и налоговый сборы в федеральный бюджет. Так как зарплату он выдает на своем предприятии раз в полгода и ту старается отдать бартером, а в федеральный бюджет он просто не платит, то все остальное у него выглядит достаточно благополучно. Для собственного потребления он всегда может продать некоторую часть свое продукции за наличный расчет или за вексель, легко продаваемый за деньги, а скрыть происшедшую реализацию позволяют произвольно назначаемые цены при бартерно-вексельной продаже.
-
произвол в принятии векселей к погашению. Рыночная стоимость векселя в российских условиях впрямую зависит от статуса участников сделки, что и делает вексель идеальными квазиденьгами для российского рынка. У “хорошего” человека вексель, которому еще три месяца “зреть”, возьмут в бюджет или учтут при расчетах по номиналу, а у всех остальных - с произвольно назначаемым дисконтом или ограничениями.
Размах вексельной экономики, экономики неплатежей (свыше одного квадриллиона рублей неплатежей, что составляет около половины ВВП России, а денежный агрегат М2 - двести девяносто триллионов рублей)6 оценить точно сейчас никто не может и каких либо статистических данных нет ни у кого. На мой взгляд, заинтересованными сторонами в развитии этой параллельной экономики являются:
-
отдельные федеральные правительственный ведомства, понимающие, что, поборов денежную инфляцию и закрыв глаза на эмиссию векселей, российская экономика хоть как то может продолжать работать;
-
представители отдельных коммерческих банков России, которые в рамках программ финансирования отдельных отраслей под правительственные гарантии, получают сверхдоходы, не снившиеся им в условиях денежной инфляции 1992-1994 годов.
-
руководители региональных властей, получившие в свои руки миниэмиссионные центры - уполномоченный банки администраций, со всеми вытекающими от сюда плюсами.
-
директорат промышленных предприятий, якобы, из-за кризиса неплатежей неплатящий налоги, заработную плату своим рабочим, скрывающий истинное положение с реализацией от акционеров и собственников предприятий.
-
сложившийся круг финансовых посредников, близко стоящий как к региональному руководству, так к промышленному генералитету.
Если брать отдельно налоговый аспект проблемы параллельного существования вексельной экономики, то можно привести слова главы “Уралмаша” господина Бендукидзе К., что, если в стране в обращении находятся две валюты , и с одной из них берется налог, а с другой - нет, то неналогооблагаемая валюта вытесняет из обращения ту, которая облагается налогом.
В качестве одного из первых мероприятий легализации вексельного оборота, который по своей сути является нормальным рыночным явлением и который исказила именно российская экономика неплатежей, можно было бы предложить:
-
внедрение в практику векселей банков вместо векселей промышленных предприятий. Законодательно это закрепить нельзя, но можно предложить целый комплекс мер, которые позволят банковским векселям занять лидирующее место в организации вексельных расчетов. Как отмечалось выше, эмиссия банковских векселей подлежит косвенному регулированию в соответствии со значением обязательного экономического норматива Н13 для кредитных учреждений;
-
проведение вексельного обращения к единым стандартам, действующим в рыночной экономике:
-
безусловное соблюдение вексельной дисциплины, законодательное запрещение освобождения по каким-либо причинам любого векселедателя от наложенного протеста, а также от обеспечения платеже государственными дотациями, перепиской векселей, выдачи новых ссуд и т.д.
-
принятие реального механизма банкротства , что создаст юридические и экономические основы для ведение жесткого механизма протеста векселей.
-
введение практики отказа в использовании открытых кредитов и открытии новых, восстановление кредитования несостоятельных векселедателей по истечении одного-двух лет (по усмотрению банка) со дня протеста непогашаемого векселя, при условии, что за этот промежуток времени или не будет допущено других протестов, а опротестованный вексель оплачен.
-
развитие информационной базы коммерческих банков. Каждый банк должен знать о протестах , совершенных от имени другого банка. Целесообразно провести регистрацию всех без исключения векселей, опротестованных как от имени банков, так и безо всякой связи с банковскими операциями.
-
нотариусы должны сообщать коммерческим банкам сведения обо всех опротестованных у них векселях в ведомостях, которые после регистрации в книге протестов в банке передаются в Центральный банк, ведущий каталог протестов. В целях поддержки вексельной дисциплины он должен информировать все коммерческие банки и другие кредитные учреждения , а также крупных клиентов о протестах векселей, классифицированных по группам контрагентов, издавая “Бюллетень протестов векселей”. Указанные в нем статистические данные опубликованию в другой печати не подлежат, сам бюллетень следует сделать платным подписным изданием для служебного пользования.
Следующим перспективным видом непрямого банковского кредитования является факторинг (согласно гл. 43 ГК РФ правильнее использовать термин - финансирование под уступку денежного требования).
Хотелось бы сказать, что все эти предлагаемые меры либо указаны в Единообразном вексельном законе (ЕВЗ)1930 года, либо в принятых российских законодательных актах, но из-за отсутствия механизма практического применения в современных российских условиях сегодня не работают. Можно сразу предупредить традиционную ошибку нашей законодательной власти в вопросах регулирования вексельного обращения отступать от положений Единого вексельного законодательства, которому в 1936 году Россия присоединилась, подписав Женевскую международную конвенцию о векселях 1930 года.
Факторинг - переуступка факторинговой компании неоплаченных долговых требований (счетов-фактур и векселей), возникающих между контрагентами в процессе реализации товаров и услуг на условиях коммерческого кредита, в сочетании с элементами бухгалтерского, информационного, сбытового, страхового, юридического и другого обслуживания поставщика.
В соответствии с Конвенцией о международном факторинге, принятой в 1988 г. Международным институтом унификации частного права (согласно п.3.3. Указа Президента РФ от 17.09.94 г. № 1929 Россия должна в ближайшее время присоединиться), операция считается факторингом в том случае, если она удовлетворяет как минимум двум из четырех признаков:
1) наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований;
2) ведение бухгалтерского учета поставщика, прежде всего учета реализации;
3) инкассирование его задолженности;
4) страхование поставщика от кредитного риска.
Вместе с тем в ряде стран к факторингу по-прежнему относят и учет счетов-фактур - операцию, удовлетворяющую лишь одному, первому из указанных признаков.
Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников.
В нашей стране факторинговые операции впервые стали применяться с 1 октября 1988 г. ленинградским Промстройбанком, а с 1989 г. факторинговые отделы (группы) стали создаваться в других банковских учреждениях страны. Задача факторинговых отделов — на договорной и платной основе выполнять для предприятий ряд кредитно-расчетных операций, связанных со скорейшим завершением их расчетов за товары и услуги.
В настоящее время факторинговый отдел банка(именуемый в дальнейшем финансовым агентом) может предоставлять своим клиентам следующие основные виды услуг:
-
приобретать у предприятий-поставщиков право на получение платежа по товарным операциям с определенного покупателя или группы покупателей, состав которой заранее согласовывается с финансовым агентом (покупка срочной задолженности по товарам отгруженным и услугам оказанным);
-
осуществлять покупку у предприятий-поставщиков дебиторской задолженности по товарам отгруженным и услугам оказанным, неоплаченным в срок покупателями (покупка просроченной дебиторской задолженности);
-
приобретать векселя у своих клиентов.
Суть операций факторингового отдела по услугам 1-ой группы заключается в том, что отдел за счет своих средств гарантирует поставщику оплату выставляемых им на определенных плательщиком платежных требований-поручений немедленно в день предъявления их в банк на инкассо. В свою очередь, поставщик передает банку право последующего получения платежей от этих покупателей в пользу финансового агента на его счет. Досрочная (до получения платежа непосредственно от покупателя) оплата платежных требований-поручений поставщика фактически означает предоставление ему банком кредита, который ликвидирует риск несвоевременного поступления поставщику платежа, исключает зависимость его финансового положения от платежеспособности покупателя. В результате, получив незамедлительно денежные средства на свой счет, клиент банка имеет возможность, в свою очередь, без задержки рассчитаться со своими поставщиками, что способствует ускорению расчетов и сокращает неплатежи в хозяйстве.
При покупке финансовым агентом у хозорганов просроченной дебиторской задолженности по товарным операциям он оплачивает поставщику за счет своих средств. указанную задолженность не огульно, а при определенных условиях: при сроке задержки платежа не более трех месяцев и лишь при получении от банка плательщика уведомления о том, что плательщик не снят полностью с кредитования и не объявлен неплатежеспособным. Операции по переуступке клиентом финансовому агенту просроченной дебиторской задолженности имеют повышенную степень риска. Это обусловливает более высокий размер комиссионного вознаграждения, уровень которого в 1,5—2 раза выше, чем при покупке факторингом задолженности по товарам отгруженным, срок оплаты которых не наступил.
В связи с развитием вексельной формы расчетов факторинг стал оказывать предприятиям новую услугу — покупать у поставщиков векселя с немедленной их оплатой (учет векселя). Подобная факторинговая операция обеспечивает поставщику, отгрузившему товар под вексель, получение денежных средств в оплату векселя при одновременном сохранении срока платежа по векселю для должника. За учет векселя банк взимает по договоренности с клиентом комиссионное вознаграждение (дисконт), которое представляет собой разницу между валютой векселя и суммой, получаемой от финансового агента продавцом векселя.
Следующей перспективной формой нетрадиционного банковского кредитования является лизинг. Лизинг - это кредитование отношений арендодателей и арендополучателей в связи с эксплуатацией технологического оборудования.
В 1996 г. объем лизинговых операций, по оценкам экспертов Рослизинга, объединяющего 32 лизинговые компании из более 180 работающих в России, превысил 1.500 - 2.000 млрд. руб. На начало 1997 г. количество наиболее активных лизинговых компаний составляло порядка 25.
Российские лизинговые компании, действующие на российском лизинговом рынке, в основном являются либо дочерними компаниями банков (Интеррослизинг, Инкомлизинг, Лизингбизнес), либо отраслевыми компаниями (Лизингуголь, Росстанкоинструмент), либо муниципальными компаниями (Московская лизинговая компания, Ликострой).
Объектами лизинга в России (по ситуации в 1996 г.) являлись:
- машиностроительное, технологическое оборудование, на долю которого приходилось 75,5 % общего объема лизинговых контрактов;
- грузовые автомобили и дорожная техника - 8,7 %;
- компьютеры и оргтехника - 4,8 %;
- легковые автомобили - 2,0 %;
- другое оборудование - 7,2 %;
Следует обратить внимание на зарождение в 1996 г. в России лизинга недвижимости. Объектами лизинга недвижимости в основном были офисные здания - 94,3 % и здания розничной торговли - 6,7 %.7
Динамика лизинговых услуг в России - см. Приложение № 3.
Содержание лизинговой операции состоит в том, что арендодатель (банк) покупает соответствующее оборудование и сдает его в аренду пользователю (арендополучателю), который вносит арендную плату за счет эксплуатации приобретенных банками машин, механизмов и транспортных средств. Размер и сроки кредита зависят от условий арендных отношений.
По сравнению с покупкой аренда оборудования имеет ряд неоспоримых преимуществ, заключающихся в следующем:
- вовлечение оборудования в производство с поэтапной оплатой его стоимости без единовременной мобилизации крупных денежных средств;