20028-1 (595911), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Оспоримая (относительно – недействительная) - сделка, которая в момент ее совершения порождает свойственные действительной сделке правовые последствия, недействительность такой сделки может быть признана судом по основаниям, установленным законом, по иску заинтересованных лиц, т.е. действительность такой сделки поставлена в зависимость от обращения в суд, контакта прокурора, других заинтересованных лиц и организаций. В этом случае правовой результат сделки может быть аннулирован, так как в силу п. 1 ст. 167 ГК недействительная сделка недействительна с момента ее совершения, и решение суда по этому вопросу будет иметь обратную силу, если только из содержания оспоримой сделки не вытекает, что ее действие может быть прекращено лишь на будущее время (п. 3 ст. 167 ГК). Если заинтересованные лица не обращаются в суд и не требуют признать сделку недействительной - она действует, но правовые последствия такой сделки носят неустойчивый характер, так как по общему правилу она признается судом недействительной с момента ее совершения.
Если в суде возникает спор о том, что сделка совершена под влиянием обмана со стороны одного из субъектов, то она может быть признана недействительной не сама по себе, а только при доказательстве дефектности (упречности) воли субъекта, считающего себя обманутым.
Ничтожная (абсолютно – недействительная) - сделка, которая недействительна сама по себе с самого начала ее совершения независимо от решения суда, т.е. недействительна в силу закона. Для признания такой сделки недействительной достаточно констатации судом (арбитражным судом) лишь одного факта совершения сделки, установив те обстоятельства, в силу которых она должна быть аннулирована. И здесь функции суда состоят только в признании факта заключения недействительной сделки и применения в необходимых случаях к сторонам, предусмотренных в законе последствий. При этом соответствующие требования в отношении ничтожной сделки может заявить любое заинтересованное лицо, и даже суд по собственной инициативе.
В юридической литературе существует точка зрения, что для признания ничтожных сделок недействительными нет необходимости даже обращаться в суд. Более того, и суд, и все другие органы и лица, соприкасаясь с этими сделками, должны исходить из того, что они недействительны. Суд, установив при рассмотрении дела факт совершения ничтожной сделки, констатирует ее недействительность и в праве применить последствия недействительности ничтожной сделки по собственной инициативе (п. 2 ст. 166 ГК).
Ничтожная сделка, исполнение которой не начато ни одной из сторон, не порождает никаких юридических последствий. Если стороны намерены начать исполнять ничтожную сделку, любое заинтересованное лицо, правом которого исполнение этой сделки может создать угрозу, вправе на основании ст. 12 ГК предъявить иск о запрещении исполнения сделки как действия, создающего угрозу нарушения права.
Закон предусматривает возможность признания судом в исключительных случаях (ст. 171, 172 ГК) ничтожной сделки действительной.
Статьи 167-180 ГК устанавливают различные правовые последствия частично или полностью исполненных недействительных сделок, при этом правовые последствия меняются в зависимости от оснований недействительности сделки.
Основные последствия недействительности сделки связаны с определением правовой судьбы полученного сторонами по сделке. Гражданский Кодекс выделяет три нежелательных для сторон общих последствия недействительности сделок (ст.167 ГК):
двусторонняя реституция (восстановление прежнего состояния), которая предполагает, что каждая из сторон обязана возвратить другой стороне все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия не предусмотрены законом;
односторонняя реституция, при которой виновная сторона возвращает исполненное ею по сделке невиновной стороне, а полученное виновной стороной или причитавшееся ей по сделке, взыскивается в доход Российской Федерации в возмещение исполненного ею по сделке;
недопущение реституции, т.е. все, что обе стороны получили или должны были получить по сделке, взыскивается в доход Российской Федерации.
Что касается других предусмотренных законом последствий ничтожной сделки, о которых говорится в п. 2 ст. 167 ГК, то такими последствиями являются дополнительные расчеты между сторонами, связанные с пользованием, улучшением или ухудшением взаимно возвращаемого имущества.
Решение суда о том, какое из перечисленных последствий должно сопутствовать признанию сделки недействительной, зависит от того, какое из требований закона оказалось нарушенным. К числу этих требований относятся:
сделка должна соответствовать закону;
форма сделки должна соответствовать требованиям закона;
участники сделки должны обладать достаточной дееспособностью, необходимой для вступления их в сделку;
сделка юридического лица должна соответствовать его правоспособности;
волеизъявление участников сделки должно соответствовать их действительной воле.
Нарушение любого из этих условий влечет за собой недействительность сделки, но ее последствия различны.
1) Различают общие и специальные основания признания сделок недействительными и такие же общие и специальные последствия такого признания. Общие основания, о которых идет речь, закреплены в ст. 168 ГК «Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима». Общее последствие недействительности сделки в соответствии с п. 2 ст. 167 ГК составляет двусторонняя реституция, если иные последствия не предусмотрены законом. Так статья 162 ГК предусматривает, что сделка, простая письменная форма которой не соблюдена, по общему правилу, действительна и здесь закон предусматривает иные последствия нарушения, а именно: невозможность в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания.
Среди недействительных сделок, нарушающих предписание законодательства, ГК выделяет сделки, при совершении которых особо серьезно нарушены нормы права, - сделки, совершенные с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности (ст. 169 ГК). Такого рода сделки относятся к категории ничтожных. В этих случаях особо серьезно и опасно нарушаются требования законодательства, и соответственно правовые последствия для сторон будут более тяжелыми.
Основанием для признания сделки недействительной служит то, что лицо действовало умышленно. При этом имеется в виду не только прямой, но и косвенный умысел (то есть тогда, когда лицо желало соответствующих последствий, и тогда, когда сознательно допускало такие последствия). Для гражданского права характерен, как правило, второй вариант.
Речь в данном случае идет о нарушении “основ правопорядка”. Соответственно имеется в виду сделки, подпадающие под категорию, совершенных в противоречии с публичным порядком в стране. Одним из возможных признаков такого рода сделок может служить уголовная наказуемость соответствующего действия. Нарушения законов, которые по своему характеру не относятся к основам правопорядка, влекут за собой недействительность по признакам ст. 168 и последствия, указанные в ст. 166 ГК.
Статья 169 ГК имеет в виду наряду с “основами правопорядка” нарушение “основ нравственности”. Одного лишь нарушения нравственности недостаточно для признания сделки недействительной.
Для рассматриваемой категории недействительности сделок установлены жесткие санкции. применяются они дифференцировано в зависимости от характера поведения каждой из сторон. Так, если налицо умысел у обеих сторон (а он обычно имеется), последствие таково: никакой реституции, все, полученное по сделке, и все причитающееся, но еще не полученное взыскивается в доход Российской Федерации. Если же умышленно действовала только одна из сторон, применяется односторонняя реституция: невиновной стороне исполненное ею по сделке по её требованию возвращается, а все, что она получила от виновной стороны, взыскивается в доход Российской Федерации.
2) Сделки с пороками в субъекте следует подразделять на две группы. Первая связана с недееспособностью граждан, а вторая – со специальной правоспособностью юридических лиц либо статусом их органов. Раздельный анализ сделок, совершаемых гражданами и юридическими лицами, обусловлен характером совершаемых действий.
а) сделки, связанные с недееспособностью граждан:
сделки, совершенные гражданином, признанным недееспособным (ст.171 ГК),
сделки, совершенные несовершеннолетними, не достигшими 14 лет (ст.172 ГК).
Последствием по таким сделкам является двусторонняя реституция. Кроме того, дееспособная сторона обязана возместить другой (недееспособной) стороне понесенный ею реальный ущерб, если дееспособная сторона знала или должна была знать о недееспособности другой стороны (п.1 ст.171 ГК).
Критерии, положенные в основу недействительности названных сделок, имеют объективный, независимый от участников сделки характер: возраст, либо состоявшееся решение суда о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным. В связи с этим важно доказать, что дееспособная сторона знала или должна была знать о факте недееспособности.
Следовательно, двусторонняя реституция применяется к сделке, совершенной недееспособным лицом, независимо от вины дееспособной стороны, а имущественная ответственность в форме возмещения реального ущерба - при наличии ее вины.
В соответствии со ст.29 ГК признание гражданина недееспособным осуществляется судом, если он вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Ничтожными являются все сделки, совершенные гражданином, признанным недееспособным.
Малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе совершать мелкие бытовые сделки, сделки, направленные на получение безвозмездной выгоды, не требующие нотариального удостоверения, либо государственной регистрации, сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели. Все другие сделки за несовершеннолетних до 14 лет, а также все сделки за малолетних, не достигших 6 лет, могут совершать только их законные представители. Поэтому сделки, совершенные несовершеннолетними, не достигшие 14 лет, признаются ничтожными.
Сделка, совершенная малолетним, может быть признана судом действительной по требованию его родителей, усыновителей или опекуна, если сделка совершена к выгоде несовершеннолетнего.
В ту же группу входят сделки, совершенные гражданами хотя и дееспособными, но находящимися в момент совершения сделки в таком состоянии, когда они не способны понимать значение своих действий или руководить ими (ст. 177 ГК). При этом не имеет значение конкретная причина - алкогольное опьянение, наркотики или болезнь. Эти сделки являются оспоримыми. Право на их оспаривание предоставляется либо самому гражданину, оказавшемуся в соответствующем положении, либо иным лицам, чьи охраняемые законом интересы нарушены в результате совершения такой сделки (при определенных условиях члены семьи указанного лица, а если речь идет о продаже квартиры или жилого дома - те, кто совместно проживал вместе с указанным лицом, и др.).
Особо выделен случай, когда лицо, находившееся к моменту совершения сделки в состоянии, при котором оно не было способно понимать значение своих действий или руководить ими, впоследствии было признано недееспособным. Например, сделка заключена находившимся в состоянии опьянения лицом, которое впоследствии было признано недееспособным по причине злоупотребления алкогольными напитками или наркотиками. В данном случае недееспособный уже не может действовать и вместо него требовать признания сделки недействительной должен опекун. При этом не имеет значения, что основания недействительности возникло до назначения опекуна.
Общим для всех сделок, связанных с пороками дееспособности сторон, являются их последствия: двусторонняя реституция. Кроме того, партнер по сделке обязан возместить соответствующей стороне реальный ущерб, если будет доказано, что он знал или должен был знать о недееспособности другой стороны или нахождении ее в таком состоянии, когда она не могла понимать значения своих действий или руководить ими.
б) Сделка частично недееспособных лиц
несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет
граждане, ограниченые судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками и наркотиками
Такие сделки требуют согласия родителей, усыновителей или попечителей названных лиц. Они могут быть по их иску признаны судом недействительной. В этих случаях применяются правовые последствия: двусторонняя реституция и возмещение реального ущерба частично недееспособной стороне (ст. 175 и 176 ГК).














