129049 (593271), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Э.Гоффман рассматривает самопредъявление через ролевое поведение. В созданной им концепции «социальной драматургии», самопредъявление представляет собой исполнение индивидом определенной роли перед какой-то конкретной аудиторией, которое вначале подготавливается с целью безупречной реализации, затем проигрывается перед окружающими [11]. В.Н.Кунициной предложено следующее определение: «самопрезентация - кратковременный, специфически мотивированный и организованный процесс предъявления информации о себе в вербальном и невербальном плане» [36, с.317]. Как частный случай самопрезентации, Н.В.Перепелица, выделяет псевдосамораскрытие, понимаемое как сообщение о себе не просто неполной, а искаженной или заведомо ложной информации [42]. Е.В.Зинченко в подобном случае говорит о ложном самораскрытии [21].
Представления о лжи можно рассматривать как результат обобщения опыта субъекта, касающегося лжи и её различных проявлений в общении. Исследование Е.В.Зинченко позволило сделать вывод о том, что представления студентов о лжи, неправде, обмане и вранье оказались слабо дифференцированными [23], однако эти понятия с точки зрения психологии имеют различное содержание [46].
Таким образом, виды лжи, несмотря на некоторые различия, объединяет то, что все они рассматриваются как специфическое воздействие, направленное непосредственно на собеседника (с точки зрения самообмана, ложь направлена на самого себя). Для большей наглядности результаты теоретического анализа представлены в Приложении 1.
1.3 Мотивация искажения информации
Внутри психологического параметра важными являются причины и цели обмана, синтезированные в мотивах, роль эмоций в генезисе лжи. Доминирующими эмоциями, стимулирующими ложь/обман, являются страх, боязнь, малодушие. Первопричиной лжи и обмана являются любовь к близким, жалость, сострадание, желание защитить. Помимо перечисленных доминирующих эмоций ложь и обман стимулируются также жадностью, тщеславием, завистью [50].
Б.С.Шалютин считает, что лгут все. При этом цели лгущего могут быть разнообразны: формирование или сохранение отношения адресата к чему-либо, воздействие на его поведение, текущее состояние, устойчивые характеристики, наконец - на само существование адресата [60]. Одним из мотивов выступает самозащита - термин, который ввел Мюррей для обозначения потребности защитить себя от критики, вербально оправдать свои действия [4]. По К.Мелитану, человек лжет, чтобы соблюсти элементарные правила вежливости, или, привыкнув, прибегает ко лжи всегда, когда это для него выгодно [8]. Истоки формирования мотивации обмана, установление причин, по которым он считает нужным умолчать о некоторых известных ему фактах, по мнению В.В.Знакова, следует искать в ролевой позиции, а также в моральных принципах субъекта [28]. М.А. Красников пишет, что сокращение имеющихся взаимоотношений лжеца со своим партнером и изменения этих отношений в желательную для лжеца сторону является одним из важнейших мотивов лжи в межличностном общении [5,33]. Для субъекта, скрывающего правду, ложь выступает своеобразной мотивацией. Через нее он «вплетен» (по С.Л. Рубинштейну) в жизнь другого человека (сопереживает, проявляет эмпатию). Высказывания лгуна могут и не совпадать с действительными мотивами, сознательно маскируя первопричину лжи. [38].
На сегодняшний момент существует достаточно большое количество публикаций, посвященных изучению мотивации детской, подростковой лжи, это работы И.П. Шкуратовой [63,64,65], Е.В. Зинченко [23], Е.А. Душиной [16], А.В. Павлюк [49] и др. [35,37,38,41,57,72]. Подростки часто лгут потому, что компания сверстников ждет от них каких-то одних решений и поступков, а взрослые требуют совершенно других; невозможность что-либо объяснить взрослым нередко ведет к проявлениям подростковой лжи [49]. Данная проблема актуальна, так как невинная, на первый взгляд, детская ложь нередко становится серьёзной проблемой. Важно знать мотив лжи (почему ребёнок обманул) и ее последствия (на кого и как повлияла ложь). Осознание мотива лжи помогает родителям принять решение, как себя вести, чтобы ребенок не солгал снова. Ранняя диагностика мотивов детской лжи может предупредить переход отдельных лживых поступков в лживость как устойчивое личностное качество [35,38,41,72].
Анализ работ, посвящённых данной проблеме позволяет нам выделить следующие мотивы лжи:
- Криминальный (мошенничество – обман ради наживы)
- Страх перед наказанием (трусость)
- Способ нанести вред другому
- Способ получить выгоду для себя за счёт других (манипуляция)
- Защита других (стремление не огорчать, ложь во благо)
- Ложь ради удовольствия, ложь для красного словца (фантазирование, развлечение, шутка)
- Псевдология (мифомания) – патологическая склонность ко лжи (восторг надувательства)
- Ложь как реакция протеста и средство компенсации физического и психического дефекта личности
- Желание получить что-то, чего иначе не получишь
- Защита своего внутреннего мира (самозащита, термин ввёл Мюррей)
- Произведение лучшего впечатления о себе посредствам самопредьявления, хвастовства
- Ложь из-за зависти
- Ложь из-за отсутствия полного знания
- Ложь для выгодного налаживания межличностных и социальных отношений
- Желание выглядеть воспитанным
- Способ доказать свою независимость (актуален для подростков)
- Способ получить внимание окружающих (актуален для подростков)
- Ложь как атрибут профессии
Этим списком мотивы лжи не исчерпываются, но именно данные мотивы имеют наибольшее распространение.
Таким образом, можно сказать, что ложь - явление не такое уж редкое. Подобно существованию множества мотивов искажения информации, встречается великое разнообразие причин лжи и обмана с корыстными и бескорыстными побуждениями. Перечисленные причины и мотивы искажения информации встречаются как у детей, так и у взрослых. В зависимости от возраста некоторые из мотивов становятся важнее, чем другие [71]. Это, может быть, связанно с изменением потребностей, интересов, ценностей, а также социального окружения человека. Искажение информации о себе в процессе общения может быть обусловлено как личностными, так и ситуативными детерминантами.
1.4 Отношение ко лжи
Вопрос о лжи и правде имеет вечное значение для человека. В структуре морально-нравственных категорий ложь преимущественно рассматривается как негативное явление. Различные проявления лжи, обмана, неправды, постоянно обнаруживаются в актах внутриличностного и межличностного общения. Отношение к этому феномену у философов и психологов разных эпох было неоднозначным. Одни считали ложь благом, необходимым для достижения определенных целей (Платон, Гегель и др.), для других она была моральным грехом (Аврелий Августин, И. Кант и др.), т.е. отношение ко лжи на протяжении веков менялось: от полного табу на ложь и обман до частичного их оправдания [16,26,70].
Изменение отношения к истине было уже у Ницше, у Маркса, в прагматической философии. Ницше уже говорил, что истина есть порождение воли к могуществу. Маркс учил, что познание истины связано неразрывно с революционной классовой борьбой и не может быть истина отрешенной от этой борьбы. Прагматическая философия утверждает, что истина есть полезное и плодотворное для процесса жизни. Ложь может даже казаться единственной истиной. «Хитрость разума», о которой говорит Гегель, превращается в сознательную практику полезной лжи. Истина, чистая, не искаженная истина, может быть вредна и разрушительна для организации порядка, для всякого систематизированного прикрытия дисгармонии. Это, в сущности, и говорит Полан, — единственный мыслитель, обративший серьезное внимание на проблему лжи [3].
Наука любит истину и ищет истину, она не выносит лжи. Таков ее принцип. В этом величие науки. Настоящий ученый — аскет. Но и научные теории, разоблачающие иллюзии и лживость сознания (например, Фрейд и психоанализ), могут сами создавать мифы, очень далекие от реальности [3].
Люди Ветхого Завета позволяли себе иногда лгать, и Бог мирился с этой людской слабостью, т.к. люди еще не имели представления о том, что такое ложь и от кого она исходит. В наше время христиане считают, что люди должны воздержаться от всякой лжи: «Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему» [14]. Истина, раскрытая Христом, есть истина о бесконечной свободе духа. Ложь может поддержать организацию общества и государства. Но она внутренне разрушает личность. Истина же укрепляет личность [3].
Ко лжи средневековье испытывало особое отвращение. Природу Бога
определяли так: «Тот, кто никогда не лжет». Дурные люди - это лжецы. Все общество кишело лжецами. Средневековый словарь богат выражениями, обозначающими бесчисленные формы лжи и бессчетные разновидности лжецов. Все это казалось делом рук дьявола. А все потому, что человек слаб перед реальным миром и, чтобы возобладать над ним, ему приходилось прибегать к хитрости. Поэтому среди всех многочисленных творений Блаженного Августина средние века обратили внимание прежде всего на трактат «О лжи» [14]. Радикально боролись с ложью в средневековой Америке, где, согласно старо-ацтекскому закону Монтезумы 1, ложь была наказуема, как таковая. Кто лгал, карался смертью или членовредительством. Например, женщинам, которые лгали, отрезали губы [46].
В русском менталитете укоренилось представление о том, что истина, не связанная с добром и справедливостью, — это ущербная истина и даже, может быть, вообще не истина. Не случайно русские этические философы Н.К. Михайловский и Н.А.Бердяев использовали в своих трудах понятия «правда-истина» и «правда-справедливость», отдавая предпочтение последнему [3,6].
Ложь в межличностном взаимодействии, как правило, осуждаема и порицаема и в этом случае характеризует субъекта речи как совершающего действия, противоречащие нормам речевого общения [50].Человек в любом возрасте знает и помнит, что врать плохо. Это у него находится не только в сознании, но часто в подсознании. Из-за этого ложь очень часто сопряжена с психологическим дискомфортом. У человека, независимо от того, кому, где и как он лжет, возникает нравственное отношение к этому, происходят внутренние психологические процессы, в том числе оправдание лжи, «очищение совести». В этом отношении люди могут лгать по-разному: легко и надолго, без внутреннего переживания; легко, но с внутренним недовольством; трудно, но без внутреннего переживания; трудно и с внутренним недовольством [62]. Ложь затягивает, как омут - на основе одной возникает другая, и так до бесконечности [37].Также ложь отрицательна тем, что «после этого никому не везло», «делает зависимым от сказанного», она усугубляет здоровье человека, так как заставляет его постоянно жить в страхе [49]. Ложь разрушает близость в человеческих отношениях, питая недоверчивость. Она подразумевает неуважение к тому, кого обманывают [72]. Правда - это не просто информация, соответствующая действительности. Это - особое состояние взаимной открытости людей. Правда, высказанная лживым человеком, ничуть не прибавляет душевной близости людям, следовательно, не выполняет своего предназначения[14].
Но легко сказать, что врать – плохо. Прямолинейность не всегда добродетель, бестактность не всеми приветствуется [72]. Коммуникативный закон формулируется просто и ясно: «Ложь, лестную для тебя, выпиваешь залпом, тогда как правду, если она горька, пьешь по каплям» [6]. Ложь уместна, "когда неприятности, ничего не остается в жизни (т.е. обманом можно приукрасить)»; «не хочется расстраивать других» и т.п. [23,49]. Ю.И. Холодный считает, что никто из нас не показывает себя таким, каков он есть: существует «общественная маска», которую принужден носить каждый человек. Это необходимо, потому что в нас есть много чувств, которых мы не можем высказать, вместе с тем не шокируя, не раздражая или не оскорбляя окружающих нас людей. «Беда принуждает ко лжи даже честных", - так утверждает Публий Сир. «Ложь, направленная к доброй цели, лучше правды, возбуждающей вражду", - так утверждает таджикская народная мудрость[58].
Необходимо выделить ложь в связи с тяжестью ее последствий: ложь с неприятными последствиями, ложь с приятными последствиями, ложь без последствий. Этот критерий играет существенную роль в оценке степени виновности за ложь и выступает как одно из оснований, определяющих отношение ко лжи. Отношение ко лжи, учитывая ее последствия, может быть: 1) строго осуждаемым; 2) со снисходительным и терпимым отношением; 3) не осуждаемым; 4) молчаливо одобряемым – когда ложь вызывает шуточно-развлекательную, веселую ситуацию [6].
Изначально всякий человек по умолчанию наделен определенным "кредитом доверия", которое легко потерять, а заработать трудно. Так как человек довольно часто встречается с ложью, у каждого в течение жизни формируется своя психологическая технология защиты ото лжи [6].
Реакция на чужую ложь может протекать как в скрытом виде, так и в форме открытого осуждения, поэтому по поведению партнера нельзя судить, опознал он ложь или нет. Девушки чаще прибегают к этим формам реагирования, тогда как юноши часто никак не реагируют на чужую ложь в своем окружении. Причины, по которым человек не реагирует на чужую распознанную ложь, могут быть разными: причина в стремлении к сохранению сложившихся отношений; в правилах этикета; причина, связанная с некоторым выигрышем, который получает человек, заметивший ложь, поскольку он может вести двойную игру с обманщиком, манипулировать им. А также интенсивность общения современного человека в условиях больших городов так велика, что человеку не хватило бы сил и времени реагировать на всевозможные случая обмана и уловок [65].















