114339 (591622), страница 9
Текст из файла (страница 9)
Аналитические материалы свидетельствуют о том, что в наиболее развитых странах раннее и дошкольное детство рассматривается как особый национальный ресурс, позволяющий решать сложные проблемы социального и экономического развития. Не будет преувеличением сказать, что на сегодня ступень дошкольного детства рассматривается как один из главных образовательных резервов, по своей потенциальной содержательной емкости не уступающий ни одной из последующих ступеней. Не использовать его или, что еще хуже, употребить не по его внутреннему назначению, - по меньшей мере, недальновидно.
В связи с современным движением в сторону гуманизации и вариативности дошкольного образования, начавшимся еще в конце 80-х – начале 90-х годов двадцатого века, необходима разработка регулятивного документа нового поколения для практиков, отличающегося от традиционных отечественных программ дошкольного образования (очень конкретно задающих и регламентирующих содержание и форму образовательного процесса).
Этот документ должен определять как бы каркас образовательного процесса, который можно назвать «моделью образовательного процесса» - своего рода общий «стандарт», который может быть положен в основу вариативных образовательных программ.
Для «модельного» описания образовательного процесса принимаются следующие измерения: функции (позиции) взрослого по отношению к детскому сообществу, организация содержаний образования (или развивающих содержаний), структура предметной среды. Эти измерения создают в целом образовательную среду, в которую погружается ребенок в детском саду.
В языке данных измерений все дошкольные программы (как современные, так и существовавшие в истории педагогики) могут быть сведены к трем общим типам моделей образовательного процесса, которые можно условно обозначить следующим образом: учебная модель, комплексно-тематическая модель, предметно-средовая модель.
Учебная модель характеризуется организацией содержаний образования по принципу разделенных учебных предметов (по сферам познания или по видам деятельности), каждый из которых имеет свою логику построения. Такая структура образовательных содержаний тесно связана с определенной функцией (позицией) взрослого – учительской: инициатива и направление деятельности принадлежит всецело взрослому. Модель рассчитана на заблаговременное и жесткое программирование образовательной среды – ее топографии (в виде «сборника» учебных предметов) и временной развертки (развертывание образовательных содержаний в течение года в логике учебного предмета). Образовательный процесс развертывается в дисциплинарной школьно-урочной форме, удерживающей детей в рамках учебного предмета, и не может быть иным. Предметная среда обслуживает урок, и ее организация приобретает вид «учебных пособий». Жесткий изоморфизм развивающих задач, учебных предметов, предметной среды и единственность функциональной позиции взрослого, в идеале, направлены на вызывание изоморфной учебному предмету активности ребенка. Все незапланированные «выбросы» активности, инициативности детей обрубаются (в худшем случае) или игнорируются (в лучшем случае) взрослым.
Живучесть и привлекательность учебной модели для практиков определяется ее высокой технологичностью, доступностью любому профессионально обученному «функционеру».
Комплексно-тематическая модель (в классической форме идущая от педагогической системы Ж.-О.Декроли) использует более органичную синкретичному видению мира ребенком-дошкольником организацию образовательных содержаний: тема как сообщаемое знание о какой-либо сфере действительности. Представленное в эмоционально-образной, а не в абстрактно-логической форме. Предварительный подбор взрослым основных тем придает систематичность и культуросообразность образовательному процессу. В то же время, проекция «темы» на разные виды детской активности, («проживание» ее ребенком в игре, рисовании, конструировании) и возможность их выбора самим ребенком делают эту модель менее жесткой, обеспечивают развитие инициативности детей. Реализация темы в комплексе разных видов деятельности как бы вынуждает взрослого к более свободной позиции, нежели учительская; ее можно обозначить как позицию партнера, сотрудника. Более гибкой в этой модели становится и организация предметной среды, постоянно подстраиваемой под развивающие задачи и инициативу детей.
Отвечая психологическим особенностям дошкольного возраста, комплексно-тематическая модель предъявляет очень высокие требования к общей культуре, гибкости, творческому потенциалу и интуиции взрослого, без которых модель просто не работает.
Суть предметно-средовой модели заключается в том, что содержания образования проецируются непосредственно на предметную среду, минуя взрослого как деятельного носителя этих содержаний. Классический вариант этой модели целиком построен на концептуально обоснованной искусственной и жестко ограниченной предметной среде (система М.Монтессори). Взрослый в этой модели – лишь организатор предметной среды, его функция – подбор развивающего материала, который автодидактичен, сам провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка. Топография образовательной среды не меняется на протяжении всего дошкольного возраста, «меняется» лишь сам ребенок, вычерпывая в процессе многократных упражнений развивающее содержание, заложенное в предметной среде, приближенной к «естественным» формам деятельности ребенка).
Ограничение образовательной среды только предметным материалом и ставка на «саморазвитие» ребенка в этой модели приводит к исчезновению систематичности образовательного процесса и резко сужает культурные горизонты ребенка. При этом, как и учебная, эта модель технологична и не требует творческих усилий от взрослого.
В истории дошкольной педагогики две последние модели были предложены как альтернативы формализму и жесткости учебной модели (по сути, имитирующей школьную систему), не учитывающей своеобразие дошкольного возраста и неэффективной в образовании дошкольника.
Особенности этих классических моделей как прототипов необходимо иметь в виду при конструировании оптимальной модели образовательного процесса для дошкольного возраста.
Такая оптимальная модель должна учитывать, с одной стороны, психологические особенности возраста (закономерности развития), с другой, - ценностные ориентиры общества относительно образования дошкольника, т.е. в целом. Исходить из интегрального нормативного «образа» ребенка на «выходе» из дошкольного возраста.
Если принять во внимание возрастные особенности обучения ребенка, выраженные тезисом Л.С.Выготского: в раннем возрасте ребенок учится по спонтанным программам (своим собственным), в школьном – по реактивным (идущим от требований взрослого – учителя), а в дошкольном возрасте – по спонтанно-реактивным (сочетающим собственные интересы ребенка и педагогические задачи взрослого), то в качестве оптимального вырисовывается сочетание комплексно-тематической и предметно-средовой моделей, с ненавязчивой, «партнерской» позицией взрослого, гибким подбором образовательных содержаний и предметного материала, что позволяет учитывать как педагогические интересы (достаточно системно решать образовательные задачи), так и интересы детей, открывая путь становлению инциативности и самостоятельности во всех сферах их деятельности.
В основание оптимальной модели может быть положена структурная дифференциация образовательного процесса, исходя из основных, наиболее адекватных дошкольному возрасту позиций взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность, и как организатора развивающей предметной среды. В соответствии с этими позициями взрослого образовательный процесс включает две основные составляющие:
-
совместная непринужденная партнерская деятельность взрослого с детьми;
-
свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Такая структурная модель образовательного процесса должна быть принята как каркасная для всего дошкольного возраста (3 – 7 лет) и как единственно возможная для младшего дошкольного возраста (3 – 5 лет).
Согласно предложенной модели, в основном составляющем блоке образовательного процесса – «партнерском» - в рамках совместной непринужденной деятельности взрослого с детьми должны решаться развивающие задачи самого широкого плана: развитие инициативности детей во всех сферах деятельности, развитие общих познавательных способностей (в том числе, сенсорики, символического мышления), развитие культуры чувств и переживаний, способности к планированию собственной деятельности и произвольному усилию, направленному на достижение результата, задачи освоения ребенком «мироустройства» в его природных и рукотворных аспектах (построение связной картины мира). Организующими в этом блоке являются формы совместной деятельности взрослого с детьми (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы), а также тематические содержания, которые использует воспитатель, инциируя совместную партнерскую деятельность с детьми. Все указанные формы совместной деятельности взрослого с детьми, реализуя множественные развивающе-образовательные задачи, дают взаимоусиливающий эффект, и, вместе с тем, в каждой из них есть стержневая группа задач, требующая для своей реализации релевантных культурно-смысловых (тематических) содержаний. Стержневые развивающее-образовательные задачи вкупе с соответствующим кругом содержаний (принципами их подбора и структурирования) являются опорами для воспитателя в гибком проектировании этих форм работы с детьми.
Организация содержаний в «партнерском» блоке образовательного процесса основывается на классической комплексно-тематической модели с той разницей, что воспитателю не задаются конкретные темы для «проработки» с детьми, а определяется лишь примерное движение по нескольким линиям, соответствующим формам взросло-детской активности, через: варианты примерных тематических циклов для познавательно-исследовательской деятельности (наблюдения и экспериментирования), репертуар художественных произведений с различными вариантами выбора, общие типы и структуры работы для продуктивной деятельности, возможные способы и формы игровой деятельности. Конкретная конфигурация этих форм активности и их содержания проектируется самим воспитателем, который может выбрать любую из форм совместной деятельности с детьми и линию ее развертывания как основную, смыслообразующую, и строить от нее и через нее переходы к другим формам.
Существенной особенностью совместной партнерской деятельности взрослого с детьми является ее открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих детей, открытость, задающая для свободной деятельности смыслообразующие моменты. В то же время партнерская взросло-детская активностьа открыта для перепроектирования в соответствии с интересами детей, субкультурными содержаниями, которые проявляются и реализуются в свободной детской деятельности.
Блок свободной самостоятельной деятельности детей наполняется образовательным содержанием за счет создания воспитателем разнообразной предметной среды, которая для самих детей обеспечивает широкий выбор деятельности, соответствующей их интересам, позволяет включаться во взаимодействие со сверстниками или действовать индивидуально. Это материалы для традиционных детских деятельностей – игры, рисования, лепки, конструирования, а также предметное оснащение для самостоятельных физических упражнений, книги, художественные альбомы, материалы для дидактических упражнений.
Однако в свете ценностных ориентаций современного общества и требований школы, которые полагают на «выходе» из дошкольного возраста первоначальное овладение знаково-системными формами мышления и такими их средствами, как чтение, письмо, арифметический счет, для старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) возможно введение в образовательный процесс отдельных элементов учебной модели.
Это предполагает включение в образовательный процесс еще одной составляющей – специально организованного обучения в форме «учебных» занятий с функцией (позицией) взрослого как учителя – регламентатора содержания и формы детской деятельности.
Позиция учителя становится возможной в результате усложнения и дифференциации партнерских отношений между взрослым и детьми, и может вводиться лишь на фоне уже упрочившейся тенденции детей к инициативности (слишком ранний переход взрослого к учительской позиции и регламентированным учебным занятиям может резко затормозить развитие детской инициативности и самостоятельности).
Таким образом, в группах старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) образовательный процесс может приобрести тречастную структуру. Все три составляющие образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста должны быть уравновешены, образуя гармоничное единство, как в отношении типа взаимодействия взрослого с детьми, так и в отношении баланса свободной – регламентированной деятельности детей, инициатив взрослого и ребенка. Соответственно, даже в старшем дошкольном возрасте, удельный вес регламентированных «учебных» занятий в целостном образовательном процессе должен быть очень невелик.
В «учебный» блок образовательного процесса, который вводится лишь для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет), целесообразно поместить содержания, организованные и развертывающиеся в логике отдельных учебных предметов, реализующие главным образом, задачи перевода детей к знаково-системным формам мышления. Это занятия по основам математики и начальному освоению чтения и письма. Именно эти содержания вместе с позицией взрослого – учителя обеспечивают непосредственную подготовку ребенка к систематическому обучению в школе (и в плане введения в базовые школьные учебные предметы, и в плане психологической дисциплины – дисциплины ума, умения принимать задачу от взрослого, действовать по инструкции, ограничивать себя движением в предмете, контролировать свои действия, т.е. в плане формирования основ учебной произвольности). Ни воспитатель, ни дети не свободны здесь в своем движении. Воспитатель должен опираться на специально разработанную систему задач, последовательно вводящую детей в эти знаковые реальности, т.е. должен иметь общую временную развертку и конкретные цели занятий в виде учебной программы.
В целом, предложенная модель образовательного процесса дает воспитателю достаточно точек опоры для реализации развивающих задач, создает пространство гибкого проектирования образовательного процесса под детские интересы, а в старшем дошкольном возрасте обеспечивает психологическую подготовку к школьной ступени образования.
Принятие такой модели образовательного процесса в дошкольном возрасте влечет за собой необходимость поиска путей, позволяющих сделать «партнерскую» составляющую образовательного процесса более технологичной и разработки системы профессиональной подготовки воспитателей, которые могли бы работать в рамках данной модели.
Специфика групп кратковременного (временного) пребывания в сравнении с обычным дошкольным образовательным учреждением - детским садом полного дня - связана с тем, что здесь время «сжато», у детей нет таких возможностей обжиться в группе сверстников, как в детском саду с полным днем (обычно свободная совместная деятельность и общение детей развертываются во второй половине дня, во время утренней и вечерней прогулки, которых лишены дети в группах кратковременного пребывания). Для детей, которые приходят в детский сад три раза в неделю на три часа, образовательный процесс должен быть организован максимально компактно, так, чтобы в условиях ограниченного времени не упустить из виду ни одного важного направления развития ребенка. В связи с этим необходимо распределить время экономно, но так, чтобы были зарезервированы периоды и для свободной деятельности детей, и для развивающих занятий со взрослым. Занятия со взрослым должны строиться в непринужденной партнерской форме, с введением моментов совместной (парной, подгрупповой) деятельности детей, что позволяет интенсифицировать свободную коммуникацию как взрослого с детьми, так и детей друг с другом.
Общие принципы организации образовательного процесса в группах детей старшего дошкольного возраста могут быть обозначены следующим образом:
-
Образовательный процесс строится на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми.
-
Взрослый привлекает детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и форме деятельности, дополнительно мотивируя детей своим партнерским участием в деятельности.
-
В образовательном процессе реализуется дифференцированный подход по нескольким направлениям:
-
организация многоуровневой функциональной среды для свободной самостоятельной деятельности детей (обеспечение самореализации детей с разным уровнем развития);
-
гибкий охват детей (пары, подгруппы, вся группа) соответствующими их интересам и возможностям формами и содержанием деятельности;
-
дифференцированный временной режим для разных видов совместной деятельности взрослого с детьми (от 7-10 до 30 минут).
В соответствии с этими принципами, образовательный процесс складывается из следующих составляющих:















