113057 (591225), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Таковы эти ценности, составляющие смысл человеческого существования, во что верить, что защищать, чему посвящать "души прекрасные порывы". Трагизм современной эпохи — в коренной ломке ценностных оснований, в радикальном сомнении в тех идеалах, которым служили поколения россиян в 40-х и 60-х годах ХХ века.
Нынешнее молодое поколение знает, что "революция научила нас видеть несправедливость добра"; сталинские репрессии — не верить в справедливость власти; поражения в южных войнах — в миротворческую мессианскую роль и воинскую силу России; "новые русские" — в возможность честного заработка; думские политики — в возможность правового государства. Вот почему философы так напряженно ищут утраченную - "национальную идею", предлагая то буржуазную сытость (ценности семьи и благоустроенного быта, хорошего заработка, умеренных запросов), то, обращаясь к ветхой и явно несостоятельной уваровской формуле "православие, самодержавие, народность", как будто можно дважды войти в один и тот же поток.
Сейчас важно сохранить уникальную российскую просветительскую традицию — высшее педагогическое образование, чьи современные технологии должны стать предметом самого пристального внимания общества к государству; нельзя допустить его "размывания", ибо от его состояния полностью зависит успех реформации отечественной школы в целом.
Завершая, процитирую один из последних правительственных документов: "Модернизация государства, формирование гражданского общества требуют, чтобы система образования формировала сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе, не принимающего силовые методы разрешения политических и социальных конфликтов внутри страны и готового защищать ее от агрессии". Выразительная декларация. Важно только понять, что эти слова должны стать характеристикой самой системы, принципами отношения к ней со стороны управленцев: защитить от агрессии, от силового вмешательства в содержание образовательных программ.
Тенденции, которые развиваются в современной школе, направлены на воспроизводство нравственной гуманитарной культуры. Не мешать их развитию — вот условие самосохранения России, нуждающейся в гражданах, способных к выбору достойной позиции, к защите отечества и его интересов.
1.3 Ценностные и смысловые ориентиры и стратегические направления развития российского образования.
В конце XX в.в. период реформирования образования педагогическая наука взяла на себя задачу возрождения школы как социально-культурного института и определения перспектив ее развития. В 90-е гг. правительство развернуло исследования, направленные на выявление культурно-образовательной и социальной миссии школы как народной, общественно-государственной, как хранительницы культурной традиции.
Благодаря историко-педагогическим исследованиям были выявлены особенности демократического устройства школы и условия ее развития как фактора демократизации общества. Особенно плодотворным стало изучение истории школы, основанной на идеях демократии и общественного самоуправления. Теоретические исследования способствовали научному осмыслению феномена школы в системе современного российского образования, позволили рассмотреть ее в качестве развивающейся образовательной среды, находящейся в многообразных отношениях с социумом, выявить принципы ее вариативной организации в условиях дифференцированной социально-культурной и этнокультурной среды, поставить проблему национального своеобразия российской школы (Д.М.Вердиев, Г.Н.Волков, М.П.Гурьянова, Г.Ф.Суворова, В.К.Шаповалов, А.М. Цирюльников и др.). Исследователями установлено, что в социуме школа играет и значимую роль в жизни индивидуума, его семьи, сообщества. Ее традиционно высокий социальный статус предопределяется многими факторами: экономическими социальными (сообщество профессионально подготовленных к работе с людьми специалистов); образовательными культурными, нравственными (духовный очаг жизни), Однако нельзя не отметить, что названные особенности школы чаще понимаются лишь как потенциальные прообразы ее развития, требующие для реализации целенаправленной образовательной политики, государственной и научно-методической поддержки образовательной деятельности школы, собственных инновационных усилий учительства. Перспективы государственной поддержки образования выражены в документах федерального значения, определяющих главные направления его развития на ближайшие 10—15 лет наступившего века: "Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации", "Федеральной программе развития образования в России на 2000—2005 гг.", Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г." С помощью данных нормативных документов проектируется улучшение дел в сфере образования на основе осуществления реформ, финансово-экономической поддержки образования, укрепления единого образовательного пространства России, модернизации и повышения качества образования, перехода к государственно-общественным формам управления образованием в регионах, более эффективного сочетания социального заказа с удовлетворением интересов и потребностей личности.
Система мер, которая предлагается в официальных документах для поддержки и развития школы, достаточно общеизвестна и не содержит каких-либо кардинальных изменений: оптимизация сети, повышение качества образовательного процесса, подготовка педагогических кадров, открытие интернатов и некоторые другие. Концептуального обновления стратегии развития в современных условиях документы не предлагают. Из этого следует, что теоретико-методологическое обоснование стратегических путей развития школы — актуальная и еще не решенная проблема.
Однако в современной научно-педагогической литературе пока нет исследований, а которых давалось бы целостное, системное представление о школе как о развивающемся культурно-историческом феномене, претерпевшем, а продолжающем претерпевать существенные изменения. На фоне этих изменений особенно важно выявить то, что всегда было присуще школе как уникальному образовательному учреждению России, — ее духовные, философско-педагогические основания, которые и сегодня должны стать ценностно-смысловыми ориентирами ее развития.
Осуждение поставленной проблемы включает несколько
взаимосвязанных аспектов, первый из которых выявление философских, второй научно-педагогических, третьей в стратегических (практических) оснований развития школы в пространстве и историческом времени российского образования. Изучение феномена школы необходимо осуществлять в контексте в развития Российского государства, его
культуры и истории. Исторический процесс становления и развития народной школы в России сопровождался поиском "самобытного" просвещения и общечеловеческих основ воспитания. Все многообразие подходов к трактовке феномена школы как социально-культурного института может быть сведено к двум, исторически и онтологически связанным, — западническому и славянофильскому. Возникновение их связывается с осуществлением в России петровских реформ, когда философско-педагогическая мысль русского общества предприняла попытку определить место российской истории во всемирной. Таким образом, парадигма "Россия как самобытная цивилизация — Россия как часть мировой культуры" позволяет рассмотреть философские и психолого-педагогические основания становления отечественного образования в контексте диалога "западников" и "славянофилов", определив при этом ценностно-смысловые ориентиры развития российского образования в целом и школы в частности.
Первые славянофилы И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, С.П.Шевырев и другие представители российской интеллигенции выдвинули и активно отстаивали идею воспитания "цельного человека", сочетающего в своей образованности народно-православные черты характера на то, что присуще человеку вообще. С.П.Шевырев, став во главе кафедры педагогики в Московском университете, основной задачей воспитания считал "возвышение духовное", а не наполнение учащихся прикладными знаниями. Он отстаивал идею развития в ребенке "внутреннего человека", в котором существует единство общечеловеческого и национального, русского начала.
Мыслители, которых принято называть "западниками", были позитивистами и выступали за развитие русской педагогической науки и образования по моделям. Исторически отработанным в Западной Европе. При этом зачастую негативные тенденции, например прагматические, проявленные в развитии европейской системы, подвергались критике. Отсюда принадлежность к "западникам" тех или иных выдающихся философов и деятелей образования России XIX в. может быть обозначена с известными оговорками и ограничениями. Но все же становление и развитие образования в России осуществлялось в условиях антиномичного, дуального социально-культурного пространства русской культуры, обусловливая необходимость поиска универсализующей духовности как фактора, способствующего преодолению противоречий существования различных философских ориентации. Таким объединяющим "западников" и "славянофилов" началом стал философский принцип антропоцентризма.
Проблемы полноты и целостности, нераздельности человеческой личности, высокий этический пафос размышлений о человеке оказываются общими для всей русской философской антропологии XJX в. Славянофилы и западники ориентируются на бытие индивида в мире абсолютных ценностей. "Идея человека" пронизывает, центрирует русскую философию XIX в. Во всех различных течениях русской мысли можно найти утверждение о том, что человек в своей индивидуальности — нравственная ценность высшей иерархической ступени. Без сомнения, эта константа русской философской мысли определила гуманистическую направленность школы, ее нравственный дух, почитание в ребенке человека, личности, индивидуальности.
Не менее важной стороной универсализующей духовности стала идея утверждения православия как "всечеловеческой религии", воплощающей всеобщие принципы любви и братства, принцип соборности, противоположный внешнему подчинению, характерному для католического прихода. Изначально под соборностью подразумевалось свободное единство основ церкви в деле совместного понимания правды и совместного поиска путей спасения. Однако феномен соборности адекватно отражал тенденции развития и русской общины, и русского общества, и русской культуры (В.С.Соловьев, С.Л.Франк, А.С.Хомяков, Л.П.Карсавин и др.).
Соборность — это ценностно-смысловые ориентир развития школы, означающий ее целевую направленность на воспитание человека, укорененного в общине, умеющего сочетать индивидуальное и общественное, это среда школы, основанная на совместной жизнедеятельности детей и взрослых, педагогов и родителей, это духовное единение школы и социума, это религиозно-нравственное единство образовательного сообщества, национальный идеал жизнедеятельности школы.
Онтология аксиологических констант русской философии антропоцентризма соотносима с феноменом "русского комизма", теоретики которого рассматривали человека как субъекта, ответственного за состояние жизни не только на Земле, но и в Космосе. Своим поведением, нравственностью, отношением к природе человек определяет и свой путь, и жизнь космического целого, утверждал К.Э.Циолковский.
Учение В.И.Вернадского о ноосфере разума и переходе биосферы в ноосферу, Н.Ф.Федорова об "общем деле" как "внесении в природу воли и разума", идея всеединства В.Соловьева, общие для всех космистов идеи преображения мира как смысла человеческой жизни, направленности творческих усилий человека на достижение антропоприродной гармонии, построение глобальной цивилизации как единого социально-природного комплекса не только заложили основы нового типа научного мышления, но и оказали несомненное влияние на тип образованности русского человека, определив в качестве ее характерной черты — открытость миру, культуре, природе, общечеловеческим ценностям.
Итак, русская философская мысль второй половины ХХ в. выявила характерные особенности историко-культурного субстрата отечественного образования. Инвариантными идеями конкретно-исторических концепций российской национальной школы выступают: понимание человека как вселенской сущности (антропоцентризм, антропокосмизм), как разумно-свободного существа, способного внести ноосферное начало в жизнь Земли и Космоса;
-
утверждение православия в качестве вселенской религии, способной быть моральным регулятивом в отношениях человека с Космосом, природой, людьми, придать духовные смыслы человеческой жизни;
-
осмысление феномена соборности как основного парадигмального принципа жизнедеятельности человека, православной церкви, русской общины, и шире, русского общества, русской культуры: как проявления истинного коллективизма, единения, единства человека и человеческого рода;
-
обоснование основных сфер жизнедеятельности человека — познания, труда, регуляции природы как условий сохранения и развития человеческой цивилизации и жизни человека на Земле.
Отражая общую духовную настроенность российского общества второй половины XIX — начала XX вв., философская мысль оказала влияние на развитие культурно-образовательного идеала и практики деятельности школы, что подтверждает анализ философско-педагогических воззрений выдающихся российских педагогов и деятелей школы.
Особую роль в развитии отечественного образования сыграл К.Д.Ушинский, в трудах которого были рассмотрены теоретические основы становления и развития народной школы в России, что имеет принципиальное значение для понимания специфики образовательных процессов в школе. Применительно к России К.Д.Ушинский выделил три основных принципа воспитания: христианская духовность, народность и научность.
На основании этих принципов К.Д.Ушинским обоснована концепция народности образования, в которой получили развитие идеи о необходимости опоры образования на воспитательный идеал народа; об укорененности школы в народную среду, "русскую почву"; о демократической организации образовали, которое должно не насаждаться сверху, а быть собственным делом народа; о педагогическом "реализме" в отношении содержания образования, его связи с потребностями народной жизни; о внесении гуманистического начала во все виды образования и обеспечении синтеза его гуманитарного и естественнонаучного компонентов; о влиянии образования на духовное развитие народа и улучшение его жизни.















