34384 (587673), страница 9
Текст из файла (страница 9)
Состав преступления - формально-материальный. При надругательстве над телами умерших или осквернении мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенских зданий преступление окончено с момента совершения самих действий, а при уничтожении или повреждении названных объектов - с момента наступления соответствующих последствий.
Разрушение или повреждение надгробий, памятников, крестов, оград и иных надмогильных сооружений и тем более их изъятие могут помимо морального ущерба родным и близким умершего причинить и материальный ущерб. Значительный материальный ущерб может быть причинен и кладбищу при уничтожении или повреждении кладбищенских зданий и сооружений. В подобных случаях, на наш взгляд, надо ставить вопрос об ответственности виновных лиц по совокупности преступлений: ст. 244,167 или 244,158 УК РФ.
Часть 2 ст. 244 УК предусматривает повышенную уголовную ответственность за рассматриваемые преступления. Пункт "а" ч. 2 ст. 244 УК предусматривает ответственность за деяния, предусмотренные частью 1, совершенные группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
Совершение рассматриваемых преступлений группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, указывает Ю.М. Ткачевский, обычно сопряжено с массовостью разрушения мест захоронения, значительным уничтожением или повреждением кладбищ или кладбищенских сооружений. Для устранения такого вреда требуются большие денежные суммы, а моральный вред практически не возместим, отмечает ученый.
Пункт "б" части 2 ст. 244 УК предусматривает уголовную ответственность за указанные деяния, совершенные по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, а равно в отношении скульптурного, архитектурного сооружения, посвященного борьбе с фашизмом или жертвами фашизма, либо мест захоронения участников борьбы с фашизмом.
Для вменения данного квалифицирующего признака, отмечает З.А. Незнамова, необходимо установить, что надругательство над телами умерших либо уничтожение, повреждение и осквернение мест захоронения, надмогильных сооружений и кладбищенских зданий совершались именно по мотивам национальной, расовой или религиозной вражды и розни. Свидетельством этого могут служить характер изображенных символов, надписей, осквернение нескольких могил, надгробных памятников умерших одной национальности или религии в отношении скульптурного, архитектурного сооружения, посвященного борьбе с фашизмом или жертвам фашизма.
Совершение преступления, предусмотренного п. "б" ч. 2 ст. 244 УК РФ, по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды имеет как правило, большой общественный резонанс и может повлечь масштабные трагические последствия. По мотивам религиозной или национальной розни совершаются особенно омерзительные преступления, отмечает Ю.М. Ткачевский. Лица, виновные в их совершении, указывает ученый, посягают не только на память об умерших, но и на свободу совести, на свободу отправления заупокойных религиозных обрядов. Такое преступление способно вызвать массовые беспорядки на религиозной почве, вспышки крайних проявлений расовой нетерпимости. В нашей стране и за рубежом имели место многочисленные факты разгрома еврейских, христианских, мусульманских кладбищ и захоронений, вызвавшие крупные межнациональные, межконфессиональные волнения. В Калужской области молодой гражданин Л. по предварительному сговору с несовершеннолетним И. в ночное время суток зашли на еврейское кладбище где умышленно повалили 18 памятников на еврейских могилах. Следственными органами такие действия, на наш взгляд, абсолютно правильно были квалифицированы по ст. 244 ч. 2 п.п. "а", "б" УК РФ как уничтожение и повреждение мест захоронения, надмогильных сооружений, предназначенных для церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением, совершенные: группой лиц по предварительному сговору, по мотиву национальной ненависти. Аналогично их действия были квалифицированы судом и в отношении обоих преступников вынесены обвинительные приговоры.
Как преступления, совершенные из религиозной ненависти, на наш взгляд, надлежит квалифицировать не только совершение рассматриваемых преступлений из-за религиозной ненависти друг к другу представителей великих религий (христиан, мусульман, буддистов, иудеев), но и сектантов. Как правило, в последнее время в России неоднократно зафиксированы совершение надругательства на кладбищах сектами сатанистов. Так, например следственными и судебными органами Новороссийска действия пятерых молодых людей, разбивших 35 надгробий на местном кладбище, квалифицированы по ст. 244 ч. 2 п. "а", "б" УК РФ как уничтожение и повреждение мест захоронения, надмогильных сооружений, предназначенных для церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением, совершенные: группой лиц по предварительному сговору, по мотиву религиозной ненависти. Молодые преступники пояснили, что устроили такой погром в связи со своими сатанинскими убеждениями. При обыске в квартире одного из виновных сотрудники милиции обнаружили и изъяли фотографии с места преступления и литературу о сатанизме. Суд аналогично квалифицировал действия всех преступников, признал их виновными и назначил наказание в виде реального лишения свободы.
П. "б" ч. 2 ст. 244 УК РФ предусматривает уголовную ответственность и за указанные в ч. 1 преступные посягательства на скульптурные, архитектурные сооружения, посвященные борьбе с фашизмом или жертвами фашизма, либо места захоронения участников борьбы с фашизмом.
В соответствии с Федеральным законом от 14.01.1993 г. "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" местами погребения являются военные захоронения, военные мемориальные кладбища, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах, колумбарии и урны.
Обращает на себя внимание несовершенство данных квалифицирующих признаков п. "б" ч. 2 ст. 244 УК РФ. Кроме захоронений участников борьбы с фашизмом или жертвами фашизма россиянам дороги и массовые захоронения жертв войны в Афганистане и Чечне, жертв террористических актов. На этот пробел обращают внимание и некоторые ученые-юристы. Как участники борьбы с фашизмом, так и участники борьбы с терроризмом являются защитниками Отечества. Поэтому считаем, что п. "б" ч. 2 ст. 244 УК следует изложить в следующей редакции: "по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, а равно в отношении скульптурного, архитектурного сооружения, посвященного защитникам Отечества или жертвам фашизма, терроризма либо мест захоронения защитников Отечества".
Пункт "в" ч. 2 ст. 244 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за деяния, предусмотренные ч. 1 данной статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения. Применение насилия или угроза его применения здесь может быть направлена по отношению к родственникам и иным лицам, участвующим в похоронной процессии или поминовении умерших, так же может быть направлено на работников кладбищ, пытающихся помешать совершению преступления.
Небесспорным является вопрос о том, какой тяжести причинения вреда здоровью охватывается п. "в" ч. 2 ст. 244 УК. Многие ученые-правоведы считают, что действия, предусмотренные п. "в" ч. 2 ст. 244 УК, охватывают побои, причинение легкого вреда здоровью, вреда здоровью средней тяжести, т.е. ст. 116, 115, 112 УК РФ, в связи, с чем дополнительной квалификации по этим статьям не требуется.
Субъективная сторона рассматриваемого преступления в юридической литературе освещается неоднозначно. Так, большинство ученых полагает, что это преступление может быть совершено только с прямым умыслом.
Мотивы преступления, предусмотренного ст. 244 УК, могут быть различными: месть, ненависть, хулиганские побуждения. Разрушение памятников, оград, связанные с их изъятием, а также изъятие с трупа или с могилы каких-либо предметов зачастую совершаются из корыстных побуждений. Мотивы совершения преступления, происходящие из национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, являются, как уже отмечалось, обязательными квалифицирующими признаками п. "б" ч. 2 ст. 244 УК РФ.
Субъектом преступления является лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Как указано выше, к иным преступлениям, совершаемым в сфере общественной нравственности, нами отнесено и уголовно наказуемое деяние, предусмотренное ст. 245 УК РФ "Жестокое обращение с животными".
В ч. 1 ст. 245 УК установлена уголовная ответственность за жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, если это деяние совершено их хулиганских или из корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних. Часть 2 ст. 245 УК предусматривает уголовную ответственность за те же деяния, совершенные группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
Достаточно спорным вопросом в уголовно-правовой литературе является определение предмета преступного посягательства. Из диспозиции ст. 245 УК РФ безусловно ясно, что предметом преступного посягательства являются животные. Но какие именно животные? У правоведов на этот счет различные мнения. Так, А.В. Наумов считает предметом преступления, как домашних, так и диких животных (в том числе и являющихся собственностью субъекта преступления). А.Н. Игнатов указывает, что предметом такого преступления могут быть животные, как домашние, так и дикие, т.е. млекопитающие и птицы. З.А. Незнамова считает, что предметом преступления, предусмотренного ст. 245 УК, могут быть сельскохозяйственные, иные домашние, дикие животные. Считаем правильной точку зрения вышеуказанных ученых, относящих к предмету преступления всех животных, в том числе диких, находящихся как в неволе, так и обитающих в естественной природной среде. Ю.М. Ткачевский на этот счет указывает - животные или птицы могут находиться в собственности любых физических или юридических лиц либо быть бесхозными в естественной природной среде, или содержаться в клетке, зоопарке, стойле и т.д.
Статья 1 Федерального закона "О животном мире" от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ (в ред. ФЗ РФ № 199-ФЗ от 31.12.05.) определяет понятие "животный мир" как совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Указанный Федеральный закон направлен на сохранение генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды (ст. 2 Закона). Поэтому закон в понятие "животный мир" включает только диких животных, обитающих в естественной природной среде. Такое определение животного мира не подходит для определения круга предмета (объектов) преступного посягательства ст. 245 УК РФ, так как кроме диких животных, к животным, да и к самому понятию "животный мир", по нашему мнению, следует относить не только диких животных, обитающих в естественной природной среде, но и диких животных, находящихся в неволе, домашних животных.
Необходимо отметить, что определение животных и птиц "предметами" преступления условно, ибо они обладают способностью ощущать боль, голод, жажду, холод и переживать, ощущать эти состояния, страдать.
С объективной стороны преступление выражается в жестоком обращении с животными и птицами, повлекшем их гибель или увечье.
Слово "жестокий" в Толковом словаре русского языка СИ. Ожегова и Н.Ю. Шведовой означает - крайне суровый, безжалостный, беспощадный. В чем же именно заключается жестокость обращения с животными?
А.В. Наумов понимает под жестоким обращением с животными их избиение, лишение их воды или пищи. Такое понимание жестокого обращения далеко не в полной мере отражает это деяние. Жестоким обращением с животными и птицами, указывает Ю.М. Ткачевский, является причинение им страданий, мучений путем избиений, длительного лишения пищи или воды, нанесения ран и переломов костей, натравливания друг на друга (собачьи, петушиные и иные бои животных и птиц) и т.п.
Таким образом, можно сделать вывод, что преступление, предусмотренное ст. 245 УК, может быть совершено как путем действий, так и путем бездействий. Конечно, в основном это преступление совершается путем преступных действий. К совершению данного преступления путем бездействий вышеуказанные ученые относят лишение животных пищи или воды. Причем, З.А. Незнамова, на наш взгляд, абсолютно правильно при оценке такого преступного бездействия акцентирует внимание на то, что ответственность по ст. 245 УК за бездействие наступает, только в том случае, если лицо было обязано заботиться о животном, поэтому бездействие возможно, только в отношении сельскохозяйственных, домашних животных, а также диких, но содержащихся в неволе.
Как видим, состав преступления материальный. Для наступления уголовной ответственности по ст. 245 УК необходимо наступление последствий: гибели животного или получение им увечья. Гибелью животного является его умерщвление. Что касается понятия увечье, то в Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и НЛО. Шведовой увечье - тяжелое телесное повреждение. А.В. Наумов под увечьем в данном случае понимает причинение животному тяжкого вреда (допустим, лишение глаза). З.А. Незнамова указывает, что увечьем является любое повреждение животного, связанное с нарушением анатомической целостности (отрубание хвоста, конечности, лишение глаз и т.д.).
Уголовная ответственность по ст. 245 УК РФ наступает не за любое жестокое обращение с животными, даже повлекшее их гибель или причинение им увечья, а только за такие деяния, которые совершены при определенных условиях. Такими условиями согласно диспозиции ст. 245 УК являются: совершение данного преступления из хулиганских или корыстных побуждений; совершение преступления с применением садистских методов, совершение преступления в присутствии малолетних. Таким образом, два первых обстоятельства совершения преступления характеризуют субъективную сторону деяния (мотивы), а два последних - объективную.















