32813 (587474), страница 7
Текст из файла (страница 7)
Между тем в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 186 ГК РФ доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна. Следовательно, рассмотрение дел при наличии такой доверенности надо оценивать как рассмотрение дела с лицами, не имеющими полномочий на участие в деле0.
Весьма удивительно, что судьи в таких случаях заявления о госпитализации принимают, что дает нам основание говорить о незаконности принятия этих заявлений, а в связи с этим, - о незаконности всех последующих совершаемых процессуальных действий по данным делам, в том числе и о незаконности вынесения судьями санкций о недобровольном содержании лица в стационаре на время, необходимое для рассмотрения дела0.
Это, в свою очередь, влечет и незаконность принимаемых постановлений (до вступления в силу ГПК РФ) или судебных решений, принимаемых по существу рассматриваемых споров.
Специфика рассматриваемой категории дел влечет некоторые особенности, относящиеся к форме содержанию заявлений, предъявляемых психиатрическими стационарами и врачами-психиатрами. Главным здесь является то, что к таким заявлениям должны быть приложены доказательства, подтверждающие основания заявленных требований0.
Форма заявления в суд, его реквизиты законом не определены. В связи с этим Министерство здравоохранения РФ разработало рекомендации о содержании этого документа, выполнение которых способствует более полному и объективному рассмотрению дел данной категории.
К заявлению могут быть приложены любые документы, подтверждающие обоснованность госпитализации (амбулаторные карты больного, материалы правоохранительных органов, заявления соседей, результаты психиатрического освидетельствования лица, решение лечащего врача о помещении в стационар и др.).
В качестве необходимого доказательства ч. 2 ст. 302 ГПК РФ называет заключение комиссии врачей-психиатров, которое составляется после обязательного освидетельствования гражданина, помещенного в психиатрический стационар в недобровольном порядке. Поскольку судья не обладает специальными познаниями в области психиатрии, необходимыми для решения вопроса об обоснованности госпитализации, заключение комиссии призвано помочь судье в этом.
В связи с этим заключение должно быть мотивированным, не только содержать поставленный диагноз, но и отражать конкретные сведения о поведении больного, их анализ и сделанные в результате этого выводы об обоснованности помещения лица в стационар0.
Представляется, что заявление психиатрического стационара о недобровольной госпитализации, помимо общих сведений, должно содержать сведения о том, от кого поступили первичные сведения о неадекватном поведении лица; сведения о времени осмотра лица врачом-психиатром в стационаре, подтвердившим вывод о необходимости госпитализации; сведения о времени освидетельствования лица комиссией врачей-психиатров; сведения о составе этой комиссии; сведения об участии в комиссии врача-психиатра, приглашенного по просьбе госпитализированного лица, если такая просьба имела место; сведения о выводах комиссии по вопросу о необходимости госпитализации данного лица в недобровольном порядке; сведения обстоятельствах, свидетельствующих о необходимости госпитализации лица в недобровольном порядке.
Этот момент в категории данных дел очень важен, так позволяет суду устранить материальную заинтересованность третьих лиц.
Например, по материалам Ульяновского областного суда по делам о принудительной госпитализации граждан в психиатрический стационар было выявлено, что направления в стационар во всех случаях выдавались врачами-психиатрами службы скорой помощи на основании заявлений родственников больного, соседей и др. граждан0.
В заявлении также должны быть приведены достаточные доказательства, подтверждающие указанные в законе основания для госпитализации лица в принудительном порядке и призванные убедить суд в признании госпитализации обоснованной.
Изучение судебной практики выявило, что, к сожалению, перечисленные выше требования психиатрические стационары не соблюдают, ограничиваясь лишь ссылкой на конкретный пункт статьи 29 Закона, не приводя конкретных обоснований тому, в связи с какими обстоятельствами определенный гражданин признается нуждающимся в госпитализации в психиатрический стационар в недобровольном порядке0.
К сожалению, заключения комиссий об обоснованности госпитализации, прилагаемые к заявлениям и являющиеся необходимой предпосылкой права на предъявления таких заявлений, также не лишены этого недостатка.
Более того, материалы дел показали, что имели место случаи рассмотрения судами заявлений психиатрического стационара, в которых отсутствовали сведения о том, по каким из предусмотренных ст. 29 Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 основаниям и критериям гражданин должен быть госпитализирован в недобровольном порядке0.
В связи с тем, что суды не реагировали на отмеченные недостатки, с такими недостатками документы поступают в суды на протяжении ряда лет.
Поэтому требования Инструкции по судебному делопроизводству в районном (городском) суде, предъявляемые к форме и содержанию заявлений, призваны помочь суду более тщательно произвести подготовку дел по рассматриваемой категории, что вызвано спецификой этих дел, а также достаточно коротким периодом времени, отведенным суду для разрешения вопроса по существу.
Возбуждение дела в суде должно оформляться определением о принятии заявления к производству (ст. 133 ГПК РФ).
По рассматриваемым делам судами зачастую не выполняется общее требование ст. 133 ГПК РФ о надлежащем оформлении принятия заявлений, то есть, зачастую судьи не выносят определений о принятии заявления к производству. Такое игнорирование процессуальных норм со стороны суда является грубым нарушением закона, так как рассмотрение любых гражданских дел до момента принятия заявления к производству, влечет незаконность всех совершенных до принятия заявления процессуальных действий.
Для содержания гражданина в психиатрическом стационаре без его согласия или без согласия его законного представителя необходимо одновременное наличие, как минимум трех оснований. При этом обязательным основанием во всех случаях госпитализации является наличие у лица тяжелого психического расстройства.
Частью 1 ст. 303 ГПК установлен срок для обращения в суд с заявлением о принудительной госпитализации или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством, в течение 48 часов с момента помещения гражданина в психиатрический стационар.
После регистрации заявления в отделе делопроизводства суда в журнале формы № 11 оно немедленно передается судье0. Из п. 10.3. Инструкции остается, однако, неясным в какой форме судья одновременно с приемом заявления дает санкцию на пребывание лица в стационаре на время рассмотрения заявления в суде, или, выражаясь языком ст. 303 ГПК РФ, «продлевает пребывание гражданина в психиатрическом стационаре».
В ранее действовавшей Инструкции 1994 г. на этот счет указывалось, что судья выносит постановление о приеме к производству заявления о недобровольной госпитализации и даче санкции на временное пребывание лица в стационаре, а затем направляет это постановление представителю психиатрического учреждения, подавшего заявление.
Отсутствие четкой регламентации данного вопроса в новой Инструкции не обеспечивает в надлежащем объеме соблюдение прав лиц, помещенных в психиатрический стационар помимо их воли0.
Принимая заявление, судья одновременно дает санкцию на пребывание лица в психиатрическом стационаре на срок, необходимый для рассмотрения заявления в суде.
Процессуальный срок - промежуток времени, в течение которого должны быть совершены определенные процессуальные действия. Процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, установленные федеральным законом. Если сроки не установлены федеральным законом, они назначаются судом (ч. 1 ст. 107 ГПК)0.
Однако в России сохраняется практика, когда лиц, страдающих психическими расстройствами, помещают в стационар, лишь формально соблюдая судебную процедуру. В данном случае суд выступает не как механизм контроля и защиты личности от произвольного лишения свободы и злоупотреблений, а как инструмент изоляции лиц, страдающих психическими расстройствами0.
Возбуждая дело о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар, судья, согласно предписанию ч. 2 ст. 303 ГПК, ч. 3 ст. 33 Закона, одновременно должен продлить недобровольное пребывание этого лица в психиатрическом стационаре на срок, необходимый для рассмотрения заявления психиатрического стационара в суде. Здесь также часто происходит нарушение процессуальных действий судами.
Например, при возбуждении дела по заявлению ГУ РМЭ «Республиканская психиатрическая больница № 1» о принудительной госпитализации Ш. судья не продлила пребывание Ш. в психиатрическом стационаре на срок, необходимый для рассмотрения данного заявления0.
Так как максимальный срок, отведенный законодателем для рассмотрения такого дела, составляет 5 дней, то, соответственно, судья при принятии заявления по данной категории дел, продлевает пребывание гражданина в психиатрическом стационаре не более чем на 5 дней.
В соответствии с законом судья вправе рассмотреть заявление психиатрического учреждения, как в помещении суда, так и непосредственно в психиатрическом учреждении.
Пациенту должно быть предоставлено право лично участвовать в судебном рассмотрении вопроса о его недобровольной госпитализации. Если психическое состояние лица, по сведениям представителя психиатрического учреждения, не позволяет ему лично участвовать в рассмотрении дела в помещении суда, закон обязывает судью обеспечить рассмотрение дела в помещении психиатрического учреждения, что дает ему возможность лично увидеть пациента и составить собственное мнение.
На практике, зачастую, судья, хотя и прибывает для рассмотрения дела в психиатрическое учреждение, однако не настаивает на возможности познакомиться с пациентом, довольствуясь сообщением медперсонала о невозможности доставления госпитализированного в помещение стационара, где должно состояться рассмотрение дела, по причине нахождения пациента под воздействием медикаментозных средств. Судья в такой ситуации не проявляет готовности и желания лично удостовериться в этом и пройти к пациенту в палату.0
После принятия заявления судья должен подготовить дело к судебному разбирательству. Цель подготовки дела состоит в быстром и правильном рассмотрении дела по существу. Поэтому досудебная подготовка дела является необходимым, переходным этапом от возбуждения дела к рассмотрению дела по существу.
Судьи до настоящего времени зачастую не проводят подготовку рассматриваемых нами дел к судебному разбирательству. И это несмотря на то, что в соответствии с ч. 2 ст. 147 ГПК РФ подготовка к судебному разбирательству является обязательной по каждому гражданскому делу.
Причина невынесения судьями определений о принятии заявления и непроведения досудебной подготовки по анализируемой категории дел, состоит в отсутствии критичного отношения самих судей к порядку рассмотрения таких дел, которое выражается в непонимании, а часто – и в отрицании важности и сложности указанных дел. Кроме того, непроведение подготовки дела к судебному разбирательству не влечет само по себе отмену судебного решения вышестоящим судом.
Подготовка названных дел не производится также ввиду того, что судьи зачастую не подвергают никакому сомнению и считают заранее установленными сведения и доводы, приводимые психиатрическими стационарами и врачами-психиатрами в своих врачебных заключениях, являющихся необходимой предпосылкой права на обращение в суд по этим делам. Это является одной из причин принятия по таким делам незаконных и необоснованных судебных решений.
Таким образом, для исключения необоснованных судебных решений по данной категории дел, заявление о принудительной госпитализации, помимо общих реквизитов, указанных в ст. 131 ГПК, должно содержать указания на предусмотренные Законом о психиатрической помощи основания для госпитализации в психиатрический стационар в принудительном порядке. А к заявлению должно быть приложено мотивированное заключение комиссии врачей-психиатров о необходимости пребывания или продлении пребывания лица в психиатрическом стационаре.
2 Лица, участвующие в деле о принудительной госпитализации граждан в психиатрический стационар
Важное значение для правильного разрешения заявления на стадии подготовки дела к судебному разбирательству имеет точное определение судьей круга юридически значимых для дела обстоятельств (ч. 2 ст. 56 ГПК РФ) и круга лиц, подлежащих привлечению к делу.
Гражданское процессуальное законодательство не содержит перечня участников гражданского процесса. В ГПК имеется только указание на состав лиц, участвующих в деле, и судебных представителей.
Все субъекты гражданского процесса занимают неодинаковое положение и пользуются разными процессуальными правами. Различное положение субъектов имеет значение как в отношении влияния их на ход процесса, так и для достижения конечной его цели, а именно постановления судебного решения и его исполнения0.
Согласно закону лицами, участвующими в деле, являются стороны; третьи лица; прокурор; лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц или вступающие в процесс в целях дачи заключения по основаниям, предусмотренным ст. ст. 4, 46 и 47 ГПК РФ; заявители и другие заинтересованные лица по делам особого производства и делам, возникающим из публичных правоотношений.
Лица, участвующие в деле, - это основные участники гражданского процесса. Процессуальная деятельность лиц, участвующих в деле, активно влияет на весь ход процесса, от их действий зависит движение процесса, переход его из одной стадии в другую, все они заинтересованы в исходе дела0.
Неправильное определение состава лиц, участвующих в деле, влечет отмену решения по делу.















