30329 (587143), страница 2
Текст из файла (страница 2)
В 70-е – 80-е гг. идет активный процесс сращивания «цеховиков», теневой экономики и сообщества «воров в законе», а также коррумпированных властных структур (вплоть до первых секретарей ЦК коммунистических партий союзных республик, ОК и ГК КПСС) и правоохранительных органов – «зонтика » ». Горбачевская «перестройка» с ее легализацией частной собственности, частной предпринимательской деятельности позволила владельцам подпольных капиталов, а также партийно-государственной номенклатуре первыми захватить новое экономическое поле. Сплав старых «воров в законе», «теневиков», коррумпированных чиновников и новой генерации криминального мира – «бандитов» или «спортсменов» раздвоился: большая часть ушла со своими капиталами, криминальными и полукриминальными связями и нравами в легальный бизнес, меньшая часть образовала преступные организации с традиционными видами деятельности: продажа наркотиков и оружия, рэкет, контроль над игорным бизнесом и проституцией и т.п0.
В преступном мире в начале 90-х годов произошло очередное обострение отношений. Молодые преступники ("спортсмены") отказывались принять аскетический "воровской" образ жизни, не признавали авторитет преступников старой формации. В 1993 – 1995 гг. последовала серия громких убийств лидеров криминального мира по обе стороны баррикады, что дало повод говорить о войне поколений. К 1996 – 1997 гг. ситуация заметно "успокоилась". Дело в том, что преступники старой школы пользуются несоизмеримо большим авторитетом в местах заключения, обладают большим опытом и багажом связей. За плечами старого поколения огромный опыт организации преступной деятельности. Криминальные лидеры "старого" и "нового" поколений всё чаще идут на сотрудничество.
Организованная преступность аккумулирует огромные денежные средства, являющиеся универсальным инструментом для проникновения в легальные социальные институты. Организованные преступные сообщества всегда имели "общаки". "Общак" – касса и фонд. Из этих денег идёт "грев" на "зоны" (поддержка заключенных, обеспечение наркотиками, алкоголем, подкуп администрации и т.п.) и помощь семьям осужденных, на них покупаются оружие, наркотики, но эти же деньги являются и оборотным капиталом – они вкладываются в бизнес. На сегодняшний день "общаки" могут иметь вид банков, фондов, заниматься инвестициями и т.п. Возможность отмывать, оборачивать, конвертировать, контролировать огромные финансовые потоки выводит криминал на новую ступень функционирования – контроль над экономикой и, иногда опосредованно, а иногда и впрямую – над политикой. Выдвижение своих депутатов, лоббирующих те или иные решения правительства, принимающих те или иные законодательные акты даёт организованным преступным сообществам необходимую свободу. Они становятся тем механизмом, который определяет направление развития общества.
В 90-х годах начинается широкое интегрирование российской организованной преступности в общемировую систему. В результате ликвидации "железного занавеса", возможности бесконтрольно использовать денежные средства преступники обрели подвижность. Уже в 70-х годах в США (Евсей Агрон) и некоторых странах Западной Европы отмечалась повышающаяся активность "русских" криминальных сообществ. К середине 90-х этот факт стал очевидным. Новая волна эмигрантов, "деловые" поездки, возникновение нового коммерческого класса ("челноки"), туризм – широко экспортировали преступность в страны ближнего и дальнего зарубежья. Венгрия и Чехия становятся привлекательными для вложения средств и ведения легального и полулегального бизнеса (отмывание денег), Польша – территория транзита нелегальных партий оружия, похищенных автомобилей, наркотиков и т.п., один из крупнейших производителей синтетических наркотиков в Европе (в 1996/97 гг. – второе место после Нидерландов).
Традиционными сферами "русской" организованной преступности являются – наркобизнес, организация проституции, операции с цветными и редкоземельными металлами, незаконная продажа оружия, бизнес в сфере краж и организации переправки и продажи краденых автомобилей, контрабанда произведений искусства. Многие лидеры преступного мира стали жителями (с полной сменой гражданства или двойным гражданством) зарубежья. Большая часть преступного мира Одессы, Ростова, Киева, Кишинева, значительная часть из Москвы, Санкт-Петербурга, других крупных городов бывшего СССР, теперь пополнила организованный преступный мир Израиля, США, Германии, других стран.
Российская организованная преступность является на сегодня самой быстрорастущей "отраслью" экономики. Преступные сообщества внедряются, прежде всего, в те сферы социальной жизни, где государственные институты по тем или иным причинам функционируют неэффективно или не работают вообще. Так организованная преступность выполняет функции арбитража, суда, охраны, налоговых и законодательных органов и другие.
После смерти Сталина, на волне хрущевской «оттепели» появляются первые подпольные дельцы – «цеховики ». В цехах, прежде всего системы промкооперации, наряду с легальной деятельностью нелегально изготовлялась продукция для населения – одежда, обувь и др., постоянный дефицит которой был присущ государственной экономике; позднее такие цеха или целые предприятия государственного сектора экономики все в больших масштабах производили «левую» продукцию из «сэкономленного», а точнее – похищенного сырья.
ГЛАВА II. УСТАНОВЛЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОРГАНИЗОВАННОГО ПРЕСТУПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ
§ 1. Использование общих закономерностей расследования преступлений, совершенных организованными преступными формированиями.
В настоящее время, появление в условиях резких социально-экономических перемен значительного количества преступных структур вызвало необходимость выявления и доказывания по уголовным делам новых обстоятельств, в частности, отражающих связи между исполнителем и организатором, между организатором и пособниками. Решение указанной задачи усложняется тем, что в подобных случаях трудно доказывать обстоятельства, относящиеся не только к субъективной, но и к объективной стороне преступления. В отличие от действий исполнителей преступления действия организаторов не так очевидны, хотя значительное число обстоятельств, обусловливающих их привлечение к уголовной ответственности, указаны в УК РФ0.
Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (ч. 3 ст. 35 УК РФ). Об устойчивости группы может свидетельствовать, в частности, предварительное планирование преступных действий, уточнение и конкретизация деталей преступного посягательства или письменное изображение его основных элементов, подготовка средств реализации преступного умысла, подбор и вербовка соучастников, обеспечение мер по сокрытию преступления, подчинение групповой дисциплине и указаниям организатора группы и т.п.
Следует отметить, что ни в одном из исследованных нами толковых и юридических словарях, не встречается самостоятельного определения группы лиц по предварительному сговору, преступного сообщества, а существуют лишь ссылки на уголовный Кодекс РФ.
Термины «организованная преступная группа», «криминальная группа» и иные словосочетания, содержащие определение различных преступных формирований, отражают, прежде всего, факт многочисленности их состава.
В соответствии с ныне действующим уголовным законом Российской Федерации (ст. 33 УК РФ) совершаемая ими преступная деятельность должна рассматриваться как соучастие в преступлении, где наряду с исполнителем могут быть также организаторы, подстрекатели и пособники0.
По уровню согласованности преступной деятельности криминальные группы подразделяются на следующие виды:
1) простая или случайная преступная группа, состоящая из двух или большего количества исполнителей, совершившая преступление без предварительного сговора;
преступная группа типа компании, в которой участвуют лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления;
-
организованная преступная группа, имеющая устойчивый состав лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений;
-
преступное сообщество, которым является наиболее сплоченная организованная преступная группа или их объединение, созданное для совершения тяжких или наиболее тяжких преступлений.
Современная судебно-следственная практика и уголовная статистика свидетельствуют, что организованные преступные группы занимаются совершением самых разнообразных видов преступлений, начиная от убийств и до тривиальных карманных краж. Вместе с тем анализ их преступной деятельности позволяет выделить в ней три основных направления, или «ветви»:
-
корыстно-насильственные, или общеуголовные, преступления;
-
экономические преступления;
-
уголовно-политизированные преступные деяния0.
К числу наиболее характерных корыстно-насильственных преступлений, совершаемых организованными преступными группами, относятся бандитизм и разбой. Кроме этого, организованные преступные группы совершают и такие корыстно-насильственные преступления, как квартирные кражи, похищения автомашин, захват заложников, наркобизнес, порнобизнес, наемные убийства, кражи произведений искусства, занимаются нелегальным игорным бизнесом, содержат притоны и т. д.0. Наряду с этим организованные преступные группы нимаются рэкетом (от англ. racke) или крупным вымогательством.
По способу совершения преступления нередко можно судить о том, кто его совершил, и в частности, совершено ли оно преступником-одиночкой или действует организованная преступная группа.
К числу наиболее характерных признаков криминальной деятельности организованных преступных групп относятся:
-
выбор объекта и предмета преступного посягательства;
-
подготовленность преступного деяния;
-
механизм непосредственной преступной деятельности;
-
способ сокрытия следов преступления.
П
равильный и своевременный анализ признаков криминальной деятельности организованных преступных групп позволяет устанавливать и изобличать весьма опасные преступные сообщества.
Трудность расследования преступлений, совершенных организованными преступлений вызывается рядом обстоятельств, и в том числе связанных с особенностями совершения ими преступных деяний, тяжестью содеянного, опасностью последствий, уровнем организованности и сплоченности, свойствами психологии преступников.
Организованная преступная деятельность характеризуется следующими основными признаками:
а) насильственным характером;
б) жестокостью и использованием любых средств для достижения поставленной цели;
в) высоким уровнем технической оснащенности и вооруженности;
г) наличием значительных денежных и материальных средств;
д) соблюдением определенной иерархии и неофициальных норм поведения (в преступных группировках культивируется воровская идеология применительно не только к криминальному, но и к нормальному образу жизни, оправдывающая преступную);
с) созданием системы внутренней и внешней безопасности;
з) реализацией контрмер на усилия правоохранительных органов по пресечению организованной преступной деятельности;
ж) наличием преступных связей за пределами Российского государства и т.п0.
В организованных преступных группах действует особая дисциплина, вырабатываются свои нормы поведения, господствует антисоциальная ценностная ориентация. Нарушители существующих правил поведения нередко подвергаются преследованиям и даже расправам (причем даже со стороны собственных «собратьев»). «…иной раз едет их 11 человек вместе бухать к боссу на дачу, вместе пьют, смеются и каждый знает, что вернется их только 10, но неизвестно кому будет отдана команда на убийство» 0
Важным, представляется охарактеризовать личность участнико организованных преступных групп. Криминальная среда постоянно изменяется и поэтому характеристика личности участников организованных преступных групп ограничена рассмотрением только наиболее важных признаков.
1. Возраст. Раскрытие и расследование преступлений, совершенных организованными преступными группами, показывает, что в состав этих криминальных формирований входят лица различного возраста, начиная от подростков и до пожилых людей старше 55-60 лет. Но чаще членами организованных преступных групп являются лица наиболее дееспособного возраста от 20-24 до 35-38 лет. Лидерами и руководителями преступных группировок могут являться лица более пожилые.
Особую опасность представляет вовлечение в криминальную деятельность организованных преступных групп несовершеннолетних.
2. Пол. Большинство членов организованных преступных групп являются лицами мужского пола. Это вызвано особенностью содержания преступной деятельности, которая предъявляет к ее субъектам повышенные психические и физические требования. Тем не менее женщины составляют более 11-13%.
3. Рецидив. Среди членов организованных преступных групп часто встречаются лица, уже привлекавшиеся к уголовной ответственности за ранее совершенные преступления и не прекратившие преступную деятельность. Число таких участников криминальных сообществ неуклонно возрастает, и увеличивается их влияние на формирование преступных групп, а также на содержание преступной деятельности. Систематическое совершение преступлений формирует особые криминальные знания, умения и навыки, в результате чего преступная деятельность превращается в профессиональное занятие. Немалое воровское «мастерство» проявляют преступники при совершении карманных краж, мошенничества, фальшивомонетничества и других уголовно наказуемых деяний. Приобретение этого «мастерства» связано с передачей преступных знаний, умений и навыков в процессе своеобразного обучения более опытными преступниками молодых, только начинающих преступную деятельность. Иногда криминальное обучение носит узко направленный характер, и приводит к выработке «специалистов» в какой-то одной области преступной деятельности. Поэтому члены организованных преступных групп часто являются преступниками-профессионалами. Они ведут особый образ жизни, имеют криминальную атрибутику. Довольно часто такие лица не занимаются официальной трудовой деятельностью, а если и работают, то главным образом для прикрытия своей преступной деятельности. У них поддерживаются отношения на уровне криминальной среды и особенно внутри своей организованной преступной группы. В процессе общения проявляются и утверждаются традиции криминальной среды, воровские «законы», используются преступный жаргон, уголовные клички, содержащие значительную информацию о личности профессионального преступника, и т. д.
С возрастанием рецидива расширяется и укрепляется субкультура преступной среды, включающая неформальные нормы поведения, особые отношения и криминальную дифференциацию участников организованных преступных групп. Все большее влияние в криминальной среде приобретают лица, прошедшие «тюремную школу». Среди них выделяются «воры в законе», «авторитеты» и др.0. Но в настоящее время наметилась тенденция на переквалификацию организованных преступных групп из «отморозков», занимающихся «выколачиванием» денег в солидных бизнесменов представительного вида, занимающихся своей деятельностью под прикрытием различных частных охранных предприятий, ОАО, АО и т.д. «…современные бандиты сменили треники и барсетки на дорогие костюмы и дипломаты» 0 К тому же, например, в той же известной «медведковской» преступной группировке, с приходом нового поколения лидеров, стали появляться и новые понятия. Так, факт наличия судимости у лица скорее говорил о том, что человек «попался» органам следствия и дознания и состоит у них на учете, его легче вычислить и вновь привлечь к уголовной ответственности, чем ранее не судимого. Именно поэтому состав все той же «медведковской» преступной группировки в основном состоял из лиц, не имеющих судимость.
К числу основных качеств, присущих современным лидерам организованной деятельности и их ближайшему окружению, относятся: умение быстро ориентироваться и принимать решения в сложных ситуациях; предприимчивость; коммуникабельность; хорошие умственные способности и волевые качества; умение держать слово; решительность в действиях; физическая сила; преступно-профессиональный опыт; знание внешних и внутренних условий функционирования преступного сообщества; умение обеспечить конспиративность подготавливаемых и совершаемых преступлений и др.















