29792 (587087), страница 6
Текст из файла (страница 6)
Положительных результатов в данном направлении добились следующие таможенные подразделения: ДТК по Северо-Казахстанской, Актюбинской областям, таможня «Семей».
При контрабандном перемещении наркотиков через таможенную границу методы остаются традиционными. Основными из них являются: сокрытие среди предметов, личных вещей и продуктов питания, которые не привлекают особого внимания при досмотре и пересечении таможенной границы, выявить которые возможно только с помощью специально обученной служебно-розыскной собаки.
Учитывая данное обстоятельство, основной упор в борьбе с незаконным оборотом наркотиков необходимо делать также и на развитие Кинологической службы, так как основная доля выявленных и задержанных фактов наркотических средств приходится в результате применения служебно-розыскных собак. В 2006 году все задержания наркотиков проводились с применением служебно-розыскных собак. Из 23 задержаний наркотических средств в 2006 году в 23 случаях принимали участие специалисты- кинологи таможни «Семей».
Оперативная обстановка на казахстанско-российской границе остается сложной по ряду следующих причин: большая протяженность «прозрачной» границы с Россией, охрану таможенной границы осуществляют мобильные группы в составе 2-3 человек, как обычно из числа свободной смены таможенного поста, которые реально не могут охватить весь периметр таможенной границы. Отдаленность таможенных постов друг от друга составляют от 70 до 100 километров. Сопредельные таможенные посты Российской Федерации находятся вглубь территории России, на удалении 30-60 километров от таможенной границы. Ситуация осложняется наличием большого количества проселочных и объездных дорог, проходящих через таможенную границу. В связи с этим считаем, необходимо увеличить штатную численность кинологов на таможенных постах. Так как на настоящий момент на таможенных постах находятся по одному кинологу, которые не могут реально охватить весь грузопассажирский поток, произвести соответствующий таможенный контроль. Соответствующее предложение об увеличении существующей штатной численности кинологов таможни до 18 единиц направлено в КТК МФ РК.
Созданный единственный в республике Кинологический центр КТК МФ РК, в основную задачу которого входит подготовка и переподготовка специальных кадров таможенных органов, дает большую возможность сотрудникам таможни профессионально подготовиться своему делу, обучить служебных собак поиску и обнаружению различных наркотиков, тем самым повысить эффективность работы кинологических подразделении на местах органов.
Для дальнейшего повышения эффективности применения организационно-правовых мер защиты экономических интересов таможенным органам необходимо совершенствовать формы и методы борьбы с преступлениями в сфере таможенного дела, в том числе и с незаконным оборотом наркотических средств. Поскольку этот вид преступления представляет собой одно из наиболее сложных и опасных криминальных явлений международного характера, что обуславливает сложность предупреждения, выявления и расследования данного вида преступлений. Назрела необходимость создания единой информационной базы правоохранительных органов РК, обеспечивающей доступ должностных лиц для оперативного поиска необходимых сведений.
3 Перспективы развития оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Республики Казахстан
3.1 Проблемы использования результатов работы таможенных органов по оперативно-розыскной деятельности
Основными задачами оперативно-розыскной деятельности является выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. В соответствии со ст. 14 Закона РК «Об оперативно-розыскной деятельности» результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных действий и проведения оперативно-розыскных мероприятий по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, а также в качестве доказательств по уголовным делам после их проверки в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством (Приложение Б).
Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в интересах уголовного судопроизводства предполагает представление их органу дознания, следователю или в суд. В числе этих органов не назван прокурор. Однако возникают ситуации, когда обнаруженное преступление не подследственно следователю, оперативное подразделение которого осуществляло оперативно-розыскную деятельность. Например, оперативные подразделения органов финансовой полиции могут обнаруживать преступления, расследование которых отнесено к компетенции таможенного органа. В подобных случаях результаты оперативно-розыскной деятельности правомерно представлять именно прокурору, который в пределах своей компетенции вправе самостоятельно возбудить уголовное дело или направить полученные материалы компетентному органу предварительного следствия.
Проблема использования оперативной информации в ходе расследования уголовных дел, возбужденных таможенными органами, связана с вопросом о формах и пределах ознакомления следователя с оперативными материалами. Если следователь обладает навыками использования таких материалов, целесообразно ознакомить его со всеми материалами оперативно-розыскной деятельности независимо от источников и способов их получения. Располагая полученными оперативным путем материалами, где содержится самая различная информация, следователь может ею воспользоваться при подготовке и осуществлении следственных действий, либо в качестве доказательств по уголовным делам. Использование следователем таможенного органа результатов оперативно-розыскной деятельности для подготовки и осуществления действий, как правило, не вызывает затруднений, так как оперативные материалы не имеют самостоятельного значения и являются только ориентирами в расследовании. Проблема состоит в том, чтобы использовать эти данные, не расшифровывая негласного способа их получения. Следователю могут сообщатся данные о еще не доказанных процессуальным путем обстоятельствах преступления, о сообщниках подозреваемого (обвиняемого), о месте нахождении орудий преступления и т.д., получив такие данные, следователь может соответствующим образом построить допрос подозреваемого (обвиняемого), правильно провести обыск, получив в результате этих следственных действий необходимые доказательства. 40
На практике по тем преступлениям, по которым лица, их совершившие, не установлены, следователи поручают органам дознания, в частности оперативному аппарату, провести некоторые следственные действия. Это относится к допросу подозреваемого в совершении преступления. Это объясняется тем, что оперработники, как правило, лучше ознакомлены с оперативными данными и лучше владеют навыками использования таких материалов. Поэтому они могут более эффективно их применять и получить в процессе допроса истинные показания.
Как правило, первоначальные данные о лицах, совершивших преступление, получают в ходе проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий, и они используют роль ориентира в расследовании, помогают выбрать правильную тактику следственных действий, необходимых для получения доказательств по уголовному делу. В такой роли могут выступать практически любые оперативно-розыскные мероприятия, проведение которых предусмотрено Законом РК «Об оперативно-розыскной деятельности».
Наибольшие проблемы вызывает использование результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательств по уголовным делам, возбужденным таможенными органами, так как в этом случае необходимо, сохраняя конспиративный характер оперативно-розыскных мероприятий, найти способы легализации их результатов и преобразование оперативной информации в доказательства.
Таким образом, проблема использования материалов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе, в частности, на предварительном следствии, всегда стоявшая достаточно остро, в настоящее время приобретает особенную актуальность. Это связано в первую очередь с повышением организованности преступности, ее профессионализмом, с ростом активности противодействия таможенным органам, учащением случаев угрозы, шантажа, направленных против свидетелей, потерпевших и других лиц.
Результаты оперативно-розыскных мероприятий оформляются протоколом. Сам по себе протокол не является доказательством по уголовному делу. Существует мнение, что при фиксации результатов оперативно-розыскной деятельности в протоколе, возможно удостоверение данных сведений представителями общественности. Представляется, что данное положение не совместимо с принципом конспиративности оперативно-розыскной деятельности. Кроме того, может возникать ряд сложностей с последующим допросом данных лиц.
Очень важным является вопрос об источнике оперативной информации. Наличие сведений о нем представляется обязательным. Это связано не только с вопросом последующей проверки данной информации, но и с проблемой предъявления подозреваемому материалов оперативно-розыскной деятельности в ходе допроса. Предъявляться могут только те предметы и документы, о происхождении которых имеется информация в деле, так как факты предъявления подлежат занесению в протокол с указанием источника получения данных предметов и документов. Допрашиваемое лицо может требовать занесения этих фактов в протокол. 34
Остро также стоит вопрос об обязательности и пределах сообщения следователю сведений о технических средствах, использующихся при проведении оперативно-розыскной деятельности. Согласно Закону об оперативно-розыскной деятельности, они составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскной деятельности. Важно иметь в виду, что без этих сведений обойтись нельзя, хотя Закон РК «об оперативно-розыскной деятельности» не говорит об обязательности отражения в оперативных документах данных о технических характеристиках применяемой аппаратуры. Например, если имеются сведения о технических характеристиках фотоаппарата, то по фотоснимку, сделанному на нем можно установить действительные размеры предмета. Тем более это важно, если сам предмет уничтожен. Применение при осмотре в рамках уголовного дела технических средств с иными характеристиками, чем те, которые применялись при проведении оперативно-розыскных мероприятий, может привести к тому, что при воспроизведении произойдет искажение фактов и обстоятельств, запечатленных на соответствующих носителях, и как следствие, возникнут затруднения в определении их значимости для уголовного дела. Информация, содержащаяся на представленных носителях, вообще не будет использована в доказывании по уголовным делам, если ее нельзя будет воспроизвести из-за неизвестных характеристик необходимого для этого технического средства.
Актуален также вопрос предания гласности сведений о лицах, сотрудничающих с таможенными органами, а также проблемах их допроса. Допускается их допрос в закрытом судебном заседании по преступлениям, совершенным в ходе самой оперативно-розыскной деятельности, как способ реализации оперативной информации. Это также возможно, согласно Закону об оперативно-розыскной деятельности, при наличии письменного согласия таких лиц дать показания. Только в таком случае не будет нарушен принцип конспиративности в осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
Проблема преобразования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказательства является актуальной. В соответствии со ст. 14 Закона об оперативно-розыскной деятельности, материалы оперативно-розыскной деятельности становятся доказательствами по уголовным делам после их введения в уголовный процесс с последующим исследованием и закреплением в соответствии с процессуальным законом, то есть нормами, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.
Однако это противоречит установленному в УПК порядку собирания доказательств. Как отмечается в литературе, на практике следование рассматриваемой формулировке закона может привести к тому, что результаты оперативно-розыскной деятельности будут отождествляться с доказательствами, полученными процессуальным путем. Это может повлечь смешение уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности, отступление в работе таможенных органов от принципов законности, что повлечет нарушение конституционных прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве.
Проблемы, возникающие в связи с использованием в качестве доказательств результатов оперативно-розыскной деятельности, интересы их эффективного использования вызывают необходимость внесения изменений в уголовно-процессуальный кодекс, а точнее нормы, регламентирующие порядок использования результатов оперативно-розыскной деятельности в процессе доказывания.
Много вопросов возникает при использовании фактических данных, полученных при проведении оперативных мероприятий с применением скрытой видеосъемки. Видеозапись, содержащая факты, имеющие значение для уголовного дела, может образовать содержание вещественного доказательства. Для этого свойства видеозаписи, относимые к делу, должны быть восприняты следователем, судом, понятыми в ходе такого следственного действия, как осмотр, и зафиксированы в протоколе. О признании этих свойств вещественным доказательством и приобщение видеозаписи к делу должно быть вынесено постановление. Кроме того, необходимо зафиксировать данные о времени и месте производства видеозаписи и лице, ее производившем. Такое лицо может быть допрошено в качестве свидетеля. Видеозапись сама по себе признается вещественным доказательством. Так как свойства, выявленные во время осмотра и имеющие значение для дела, неотменимы для нее. Следовательно, результаты оперативно-розыскной деятельности в форме видеозаписи могут использоваться в качестве доказательства после их ввода в уголовный процесс в соответствии с требованиями, предъявляемыми к формированию вещественных доказательств.
Анализ положений ст. 14 Закона РК «Об оперативно-розыскной деятельности» свидетельствует, что законодатель активно использует формулу «материалы оперативно-розыскной деятельности», но не раскрывает вкладываемого в нее содержания. 12
На восполнение этого пробела в юридической литературе комментаторами Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» предлагаются соответствующие дефиниции. Так, одни ученые считают, что результаты оперативно-розыскной деятельности представляют собой информацию, собранную оперативными подразделениями в отношении проверяемых лиц и фактов. По смыслу Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» они должны иметь определенное документальное оформление, например, в виде письменных документов, фото- и видеоматериалов.
Другие полагают, что материалами оперативно-розыскной деятельности следует считать данные (сведения, информацию), полученные при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, а также от конфидентов и зафиксированные в материалах дел оперативного учета. Эти сведения должны отражать обстоятельства совершенного преступления, а также другие обстоятельства, имеющие значение для быстрого и полного раскрытия преступления способами уголовного процесса.
Однако приведенные определения, наряду с другими, не могут дать исчерпывающую характеристику результатов оперативно-розыскной деятельности, так как в них отсутствует весьма важное указание о том, что различные сведения об обстоятельствах совершения преступления и лицах, причастных к нему, могут быть получены при осуществлении оперативно-розыскной деятельности не только негласно, но и гласно.
С учетом изложенного, следует предположить, что результаты оперативно-розыскных действий – это оперативно-розыскная информация, содержащаяся в:
- справках (рапортах) оперативного сотрудника, проводившего оперативно-розыскные мероприятия;
- сообщениях конфиденциальных источников;















