28567 (586953), страница 8
Текст из файла (страница 8)
Включение права на труд в число экономических прав аргументируется тем, что понятие "трудовая деятельность" более широкое по своему содержанию, чем "предпринимательская деятельность". Исходя из того что любая предпринимательская и экономическая деятельность является трудовой деятельностью, делается вывод, что право на труд - экономическое право. Однако данная позиция не соответствует существу данного конституционного права и целям его закрепления в Основном Законе. Согласно ст. 37 Конституции РФ наемным работникам, вступающим в трудовые отношения с работодателем (в большинстве случаев предпринимателем), предоставляются следующие социальные права: свобода труда, запрет принудительного труда, защита от безработицы, право на отдых и др. Таким образом, конституционное регулирование направлено на поддержку лиц, не имеющих права частной собственности на средства производства, являющихся наемными работниками. Полагаем, что правы те авторы, которые относят свободу труда к группе социальных прав, признавая вместе с тем ее некоторую экономическую направленность.
Актуальным является вопрос об отнесении к экономическим правам права на интеллектуальную собственность. Это право получило конституционное закрепление в ст. 44 Конституции РФ, которая провозглашает, что "интеллектуальная собственность охраняется законом". Конституция относит правовое регулирование интеллектуальной собственности к исключительному ведению Российской Федерации (п. "о" ст. 71). Таким образом, Конституция РФ возлагает на государство обязанность по защите права интеллектуальной собственности.
Положения Конституции получают развитие в отраслевом законодательстве. Статья 128 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что к объектам гражданских прав относятся результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность). Обоснованность данной формулировки вызывает сомнения. "Здесь смешаны воедино объекты гражданского права ("результаты интеллектуальной деятельности") и права, которые возникают на эти объекты ("исключительные права" или "интеллектуальная собственность"). Между тем объект - это то, на что воздействует право; объект и право на объект всегда различаются. Поэтому следует признать, что приведенная выше цитата из ст. 128 ГК содержит очень серьезную ошибку73".
Определение понятия "интеллектуальная собственность" содержится в ст. 138 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с указанной статьей под интеллектуальной собственностью понимаются исключительные права гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности, а также приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.).
На наш взгляд, право на интеллектуальную собственность можно отнести к конституционным экономическим правам и свободам. Правовой режим у права на интеллектуальную собственность схож с режимом права собственности. Субъект исключительного права наделяется по отношению к результатам интеллектуальной деятельности субъективными правомочиями, основанными на запрете пользования данными объектами для других лиц. Субъект права собственности на материальный объект вступает в общие правоотношения со всеми другими субъектами, в которых, так же как и собственник интеллектуальной собственности, имеет субъективное право, а все остальные обязаны не нарушать его право собственности.
С развитием общества, цивилизации и культуры интеллектуальная деятельность будет приобретать все более заметное значение в экономике. Поэтому право собственности на результаты интеллектуальной деятельности, безусловно, должно быть защищено Конституцией и другими законами. В связи с тем что интеллектуальная деятельность играет и будет играть важнейшую роль в экономических отношениях, право интеллектуальной собственности должно быть защищено теми же способами и средствами, что и экономические права.
Дискуссионным является вопрос об отнесении к конституционным экономическим правам права наследования. Считаем, что право наследования является продолжением права частной собственности и не может быть выделено отдельно в классификации конституционных экономических прав и свобод. Представляется, что в данном правомочии нет экономической сущности, т.к. при наследовании не возникает производственных отношений. Данное правомочие является одной из гарантий права частной собственности, т.к. гарантирует собственнику переход его имущества к наследникам после его смерти, а также наследникам причитающееся им наследство.
Таким образом, конституционные права и свободы можно классифицировать на личные, политические, экономические, социальные и культурные. При этом необходимо определить, как соотносится группа экономических прав и свобод с другими группами конституционных прав и свобод.
Глава 2 Конституции РФ, посвященная правам и свободам человека и гражданина, начинается с личных прав и свобод. К ним относятся: право на жизнь (ст. 20 Конституции), право на охрану достоинства личности (ст. 21), право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23) и др. Личные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, т.к. закрепляют юридическую возможность существования наиболее важных человеческих состояний (жизнь, свобода, личная неприкосновенность и др.). Данная группа прав имеет первостепенное значение по сравнению со всеми остальными конституционными правами, потому что без гарантирования этих прав человеку невозможна была бы и реализация всех остальных прав человека, в том числе и экономических.
Основополагающим для существования конституционных экономических прав является конституционное право человека на жизнь. Ни предпринимательская деятельность, ни право частной собственности не могут быть реализованы без конституционной гарантии жизни человека. Конституционное право на жизнь, предоставляемое каждому, является предпосылкой для принципа равенства всех перед законом, а также равных возможностей участвовать в экономических отношениях. Конституционное экономическое право может быть реализовано лишь конкретным субъектом, который индивидуализируется посредством имени, включающего фамилию и собственное имя (ст. 19 Гражданского кодекса РФ). Субъект, приобретающий права и обязанности, должен быть определен. Право на имя у человека возникает из конституционного права на жизнь. Таким образом, ст. 20 Конституции, провозглашая право каждого на жизнь, устанавливает гарантию для реализации конституционных экономических прав.
Право на жизнь не может быть реализовано без гарантий неприкосновенности и личной свободы. Поэтому ст. 22 Конституции закрепляет, что каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Конституционная свобода экономической деятельности, закрепленная как основа конституционного строя, непосредственно связана с правом на свободу в ст. 22 Конституции, т.к. последняя предоставляется каждому вне зависимости от вида деятельности. Личную неприкосновенность можно рассматривать как гарантию экономических прав. Лица не будут заниматься предпринимательской деятельностью, собственник не сможет воспользоваться своими правомочиями по владению, пользованию и распоряжению объектом его права, если не будет гарантирована защита от произвола.
Важным условием предпринимательской и иной экономический деятельности является конституционное право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения (ст. 23 Конституции РФ). Данное право позволяет предпринимателю сохранять конфиденциальность информации. Эта информация может быть признана коммерческой тайной, если она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. К ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности (ст. 139 Гражданского кодекса РФ).
Конституционное право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства тесно связано с принципом единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Перемещать товары на территории РФ может только человек, наделенный правом свободы передвижения. Свобода выбора места жительства вместе с принципом неприкосновенности жилища дает возможность гражданину заниматься предпринимательской деятельностью, т.к. он может использовать свое жилое помещение для предпринимательской деятельности. Жилищный кодекс РФ допускает использование жилого помещения для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение (ст. 17).
Руководствуясь принципом неприкосновенности частной жизни (ст. 23 Конституции) и нормой Конституции о запрете сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (ст. 24), законодатель в п. 3 ст. 7 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" устанавливает закрытый перечень лиц и органов, которым могут быть предоставлены обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости. Конституционная обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления и их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ч. 2 ст. 24), получает развитие в Законе РФ от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". В ст. 2 данного Закона устанавливается, что каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.
Нормы Конституции, закрепляющие экономические права граждан Российской Федерации, получают развитие в отраслевом законодательстве. Происходит сближение норм конституционного и гражданского права. Вот что по этому поводу пишет Г.А. Гаджиев: "Итак, с одной стороны, конституционное право начинает регулировать важнейшие экономические отношения, в том числе ранее считавшиеся монополией частного права, с другой стороны, происходит усиление публичных начал в гражданском праве". Тесное взаимодействие публичного и частного права приводит к "размыванию границ между публичным и частным правом, к образованию комплексных правовых отраслей и институтов, в которых нормы гражданского и публичного права теснейшим образом взаимосвязаны74".
В отличие от личных прав и свобод политические права и свободы предоставляются лицам, связанным с Российской Федерацией гражданством, "хотя некоторыми правами (например, свободой слова, свободой объединений в неполитические организации) могут пользоваться также иностранцы и лица без гражданства75". К конституционным политическим правам и свободам относятся свобода мысли и слова, право собираться мирно, без оружия, право участвовать в управлении делами государства и др. (ст. 29 - 33 Конституции РФ).
Конституционная свобода мысли и свобода слова являются важными свободами для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Первая - источник предпринимательской инициативы, порождающая новации в хозяйственных отношениях, а также произведений науки, литературы и искусства, изобретений, на которые возникают исключительные права (интеллектуальная собственность). Вторая - возможность выражать свои предпринимательские инициативы, а также рекламировать товары и услуги в средствах массовой информации.
Одно из ключевых политических прав - право граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Однако в некоторых случаях граждане злоупотребляют данным правом. Источником таких злоупотреблений является стремление предпринимателей, сконцентрировавших в своих руках экономическую власть, конвертировать ее во власть политическую, с целью получения незаконных гарантий своей собственности.
Реализуется в предпринимательской деятельности и конституционное право на объединение (ч. 1 ст. 30). Граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства могут создавать юридические лица для участия в предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изложенное позволяет сделать вывод, что конституционные экономические права и свободы имеют свое место в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина, которое обусловлено спецификой субъекта, объекта, сущностью рыночных отношений.
2.3 Конституционные гарантии прав и свобод человека
В современных демократических государствах конституционные гарантии прав и свобод человека представляют собой совокупность установленных конституцией процессуальных прав, служащих средством защиты основных материальных прав и свобод человека, а также установленные конституцией правозащитные институты вместе с основными принципами их деятельности, и, наконец, содержащиеся в конституции особые правила, устанавливающие пределы и условия возможного ограничения прав и свобод человека. Можно сказать, что в широком смысле любое положение конституции, любой установленный ею демократический институт если не прямо, то косвенно является гарантией прав и свобод человека.















