28567 (586953), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Политическая дееспособность, как реализация этих возможностей, представляет способность гражданина своими действиями вызвать юридические последствия, предусмотренные нормами конституционного права.
Институт гражданства Российской Федерации строится на соблюдении международных принципов правового положения личности, например, права человека на гражданство; запрета на лишение его гражданства; признания права на изменение гражданства, а в некоторых случаях права на двойное гражданство; запрета выдачи своего гражданина другому государству, кроме как на основании закона или международного договора; равенства прав гражданина, независимо от способов приобретения гражданства. Заключение или расторжение брака не влечет за собой автоматического изменения гражданства.
Способы приобретения и утраты гражданства регламентированы Федеральным законом о гражданстве Российской Федерации, а оформление конкретных случаев приобретения и утраты гражданства производится указами Президента РФ или правовыми актами соответствующих министерств и ведомств. Основания и порядок приобретения гражданства закрепляются в нормах гл. 2 Закона о гражданстве России.
Несмотря на то, что в Российской Федерации права граждан равны, независимо от оснований приобретения гражданства, у каждого из способов есть свои особенности, которые касаются как субъектов, имеющих право воспользоваться данным способом, так и процедуры прохождения документов и вида правовых актов, которыми оформляется это приобретение.
В юридической литературе существует несколько классификаций правового статуса, в соответствии с которыми выделяются, например, по сфере их действия и структуре правовых систем следующие виды статуса: общий (международный) правовой статус; конституционный (базовый); отраслевой правовой статус; родовой (специальный) правовой статус; индивидуальный правовой статус. Кроме того, различают: а) общий, или конституционный, правовой статус гражданина; б) специальный, или родовой правовой статус определенных категорий граждан; в) индивидуальный правовой статус; г) правовой статус физических и юридических лиц; д) правовой статус иностранцев и лиц без гражданства или с двойным гражданством, беженцев и др22.
Набор правовых статусов велик, но в теоретическом плане наиболее существенное значение имеют: общий правовой статус, специальный и индивидуальный правовой статус личности. Общий правовой статус – это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется прежде конституцией и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности), является единым и одинаковым для всех. Содержание такого статуса составляют главным образом те права и обязанности, которые представлены и гарантированны всем и каждому Основным Законом страны. Изменение этого содержания зависит от воли законодателя, а не от каждого отдельного лица.
Общий правовой статус является базовым, исходным. По нему можно судить о характере, социальной природе, степени демократичности общества.
Специальный, или родовой статус отражает особенности положения определенных категорий граждан (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, учителей, участников войны и т.д.). Указанные слои, группы, базируясь на общем конституционном статусе гражданина, могут иметь свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством.
Индивидуальный статус фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемая работа). Он представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей, ответственности, возможности – признак правовой культуры, юридической грамотности. Индивидуальный правовой статус меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека.
Рассмотренные три вида статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах – гражданина своего государства (общий статус), он принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает специальным статусом, и он же представляет собой отдельную, неповторимую личность, т.е. имеет индивидуальный статус. Общий правовой статус у всех один, специальных статусов множество, а индивидуальных ровно столько, сколько граждан. Специальный и индивидуальный статусы не могут противоречить общему (конституционному). Напротив, они должны ему соответствовать как базовому, первичному, исходному.
Наиболее общее и концентрированное выражение, а главное, и определенное решение проблема юридических прав личности получает в теории и практике реализации правового статуса личности. По нашему мнению под правовым статусом личности следует понимать систему гарантированных государством прав, свобод и обязанностей личности, выступающих в качестве юридических возможностей для удовлетворения тех или иных социальных притязаний личности, и, следовательно, выполняющих роль юридического средства для удовлетворения этих притязаний.
Прав Н.В. Витрук, определяющий правовой статус не только в качестве юридической основы и средства повышения социальной активности граждан, привлечение их к решению задач социалистического строительства, но рассматривающий правовой статус в его реализации в качестве одного из средств разрешения противоречий, возникающих между общественными, коллективными, групповыми, личными и иными интересами23. Выдвижение идеи прав и свобод человека как высшей ценности и закрепление ее в Конституции 1993 года было неизбежно для государства, объявившего о разрыве с тоталитарным прошлым. Но у власти, увы, впрочем, как и у общества, еще недостаточно внутренних нравственных ориентиров для признания и соблюдения прав и свобод личности. Поэтому идеи, закрепленные в новой Конституции, пока не стали, к сожалению, новым «общественным договором». Для этого необходимо время. Требуется определенный исторический опыт, чтобы эти права и свободы начали определять смысл, содержание и применение законов, деятельность исполнительной, законодательной и судебной властей, местного самоуправления. Пока ж должностные лица исполнительной власти, представительная власть, нарушающие права и свободы человека и гражданина, практически не несут за это никакой ответственности, несмотря на существующее законодательство. А судебная власть по-прежнему ждет команды «сверху».
Главная причина такой ситуации - низкий уровень правовой культуры. И. Ильин замечает, что честным, верным, законопослушным можно быть только самому, по личной убежденности, в силу личного решения. Нет этого - нет и правосознания, человек превращается из гражданина в плута, в авантюриста, становится не опорой правопорядка, а живой брешью в нем. Ильин пишет, что каждый человек в глубине своего правосознания налагает на себя духовно-волевое самообязательство гражданина. Отсюда потребность воззвать к свободному самообязательству и к добровольной лояльности в душе гражданина. Государство держится только правосознанием граждан и власти. Нет необходимости доказывать, что в современном российском обществе еще недостаточно высок уровень правосознания. Увы, россиянин пока не утруждает себя и духовно-волевым самообязательством гражданина.
Таким образом, правовой статус выступает в качестве относительно самостоятельного регулятора общественных отношений. В правах и обязанностях, составляющих основу правового статуса личности, не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, целесообразными для жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности. Однако в современной России пока не осуществлен главный принцип демократического правового государства - приоритет прав и свобод человека по отношению к любым государственным институтам и властным структурам.
Глава 2. Современный этап развития правового статуса человека и гражданина
2.1 Права и свободы
К личным правам, которые в науке конституционного права также часто именуются гражданскими, относится совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его принадлежности к конкретному государству. Эти права и свободы составляют основу всего правового статуса человека. Международные акты (напр., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.) и конституции обычно относят к личным правам и свободам следующие: право на жизнь, право на свободу, физическую целостность и личную неприкосновенность, право не подвергаются пыткам или жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, право на защиту чести и доброго имени, право на свободное передвижение и свободный выбор места жительства, право покидать собственную страну и свободно в нее возвращаться, право на судебную защиту и правосудие, право человека на признание его правосубъектности в любой стране мира, свобода мысли, совести и религии, свобода слова и иного выражения, право свободно определять свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком и некоторые др. права. Личным посвящены статьи 20-29 Конституции РФ 1993 г.
Безусловно, важнейшим среди личных прав является право на жизнь. Содержание права на жизнь многогранно и различается в разных государствах. Так, в государствах, где отменена смертная казнь как вид наказания (Австралия, Австрия, ФРГ, Франция и еще более 40 государств), право на жизнь означает, что ни один человек ни за какие деяния не может быть лишен жизни даже государством (т. н. абсолютное право на жизнь). В странах, где существуют различные режимы сохранения смертной казни (применение смертной казни, применение смертной казни только в исключительных случаях, отказ от применения смертной казни на практике), под правом на жизнь обычно понимается то, что ни один человек не может быть лишен жизни произвольно, без должной правовой процедуры (т. н. относительное право на жизнь). Как известно, Российская Федерация относится к последним. Так, ст. 29 Конституции РФ, провозглашая право на жизнь, оговаривает, что «смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей». «Закрепление права на жизнь в отечественной государственно-правовой практике также новое явление – его не содержала ни одна из конституций советского периода» 24.
Вторым важнейшим из личных прав является право на личную неприкосновенность. Институт личной неприкосновенности предполагает недопустимость произвола при применении репрессивных мер. Конституционные гарантии личной неприкосновенности заключаются, как правило, в том, что: 1. состав преступления должен быть установлен ранее изданным законом; 2. задержание может быть обжаловано в суд и устанавливается максимальный срок задержания без решения суда; 3. арест должен производится лишь на основе судебного приказа или с санкции прокурора; 4. лишение свободы должно быть наказанием, накладываемым на человека после установления его вины в ходе следствия и суда, проводимых с соблюдением известных процессуальных гарантий. Право на личную неприкосновенность гарантируется ст. 22 Конституции РФ 1993 г. Согласно п. 2 этой статьи, арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
Конституция РФ 1993 года провозглашает право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, а также право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Большим новшеством для нашей страны является содержащееся в этой статье условие, что ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
Резкое усиление процессов информатизации в обществе, связанные с этим явлением новые возможности и опасности вызвали появление как в зарубежной, так и в отечественной практике целого ряда новых конституционных норм и конструкций. Так, совершенно новаторски для отечественной государственно-правовой практике выглядит содержание статьи 24: «1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом». Регулированию комплексного института свободы информации и права на информацию посвящена также статья 29. Сложная конструкция этой статьи содержит целый ряд корреспондирующих друг другу гарантий и ограничений. Среди ограничений наиболее важными являются запрет пропаганды или агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрет пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Новым и чрезвычайно актуальным для России является конституционное право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность.
Статья 30 Конституции РФ формулирует право на объединение. Право на объединение является личным, но также и политическим правом, если речь идет об объединениях политического характера (партия, политических движениях и т. п.). Оно представляет собой право на образование любого союза в рамках требования закона. Обычно это право предполагает также принцип свободы деятельности общественных объединений и их равноправия. Право на объединение не является абсолютным правом и может быть ограничено в случае введения чрезвычайного или военного положения.















