28480 (586936), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Действия выходящие за пределы полномочий представителя, не влекут никаких юридических последствий для представляемого, в том числе и принесения кассационной жалобы, если, например, адвокат не имеет на это надлежащим образом оформленной доверенности41.
Наличие специального полномочия клиента на право принесения кассационной жалобы не создает для адвоката обязанности во всех случаях обжаловать судебное решение. Последний может отказаться от принятия поручения на составление и подачу кассационной жалобы, от выступления в кассационной инстанции, если убежден в законности и обоснованности судебного решения, на обжаловании которого настаивает доверитель.
Из соображения адвокатской этики адвокат не может принять поручение клиента на составление и принесение кассационной жалобы и в том случае, если он участвовал в суде первой инстанции в качестве представителя интересов другой стороны либо представителя по делу интересы одного из соучастников, правовая позиция которого противоречит интересам других соучастников.
Особое положение в процессе по сравнению с другими представителями занимают законные представители. Родители, усыновители, опекуны и попечители, выступающие в процессе в качестве законных представителей, вправе совершать все процессуальные действия, которые могли бы осуществлять в процессе сами представляемые, если бы обладали процессуальной дееспособностью42.
Законные представители самостоятельно решают вопрос о подаче кассационной жалобы. Разрешение органов опеки и попечительства необходимо только в тех случаях, когда процессуальные распорядительные действия законных представителей непосредственно связаны с ограничениями, перечисленными в семейном законодательстве. Например: при отчуждении имущества, принадлежащего представляемому; законный представитель вправе отказаться в кассационной инстанции от иска по наследственному делу лишь с согласия органов опеки и попечительства.43
Представителей общественности законодатель не отнес к числу участвующих в деле лиц и не наделил их правом принесения кассационной жалобы на судебное решение. Если представители общественности считают вынесенное решение незаконным или необоснованным, они могут ходатайствовать перед прокурором о принесении кассационного протеста, представлять материалы, обосновывающие необходимость опротестования решений.
В процессуальной литературе справедливо отмечалось, что право на обжалование судебного решения представляет собой по существу право на распоряжение предметом спора, в связи с чем, оно должно принадлежать лишь лицам, защищающим перед судом свои права или права и интересы других лиц в предусмотренных законом случаях.44
Право обжалования в пределах установленного срока принадлежит также правоприемникам сторон и третьих лиц. Согласно ст. 44 ГПК в случае выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением правоотношении (смерть гражданина, уступка требования, перевод долга) суд допускает ее замену правоприемником.
По этому правилу, например, если гражданин, подавший кассационную жалобу, умер, судебная коллегия (когда дело уже поступило в кассационную инстанцию) приостанавливает кассационное производство на 6 месяцев до установления правопреемника45.
Закон предусматривает право присоединения к кассационной жалобе. Однако, круг лиц, имеющих право присоединения к кассационной жалобе, ограничен. Такое право закон предоставляет только соучастникам и третьим лицам, выступающим на той же стороне, что и лицо, подавшее кассационную жалобу.
Присоединение к кассационной жалобе – это форма обжалования, не вступившего в законную силу решения, которая не носит самостоятельного характера. Зависимый характер присоединения к кассационной жалобе проявляется, в частности, в том, что лица, присоединяющиеся к ней, не могут выдвигать иные, нежели в кассационной жалобе, требования. Если же такие требования все таки содержатся, то заявление должно рассматриваться как самостоятельная кассационная жалоба, которая должна быть подана в суд на общих основаниях.
Например, если в заявлении о присоединении к жалобе третье лицо просит отменить решение суда, а в кассационной жалобе содержится требование об изменении его, то такое заявление следует рассматривать как самостоятельную кассационную жалобу, которая должна быть подана в срок и в порядке, указанном в законе46.
Заявление о присоединении может быть изложено в устной форме при разбирательстве дела кассационной инстанцией и не подлежит оплате государственной пошлиной.
Право на присоединение к поданной кассационной жалобе не ограничено десятидневным сроком. Оно может быть реализовано вплоть до удаления суда в совещательную комнату для вынесения решения. В заявлении о присоединении к кассационной жалобе соучастники и третьи лица могут приводить и другие, помимо изложенных в жалобе, доводы, свидетельствующие о незаконности и необоснованности.
Прокурор занимает особое положение по сравнению с другими субъектами права кассационного обжалования.
В настоящее время представляется, что прокурор должен пользоваться теми же правами, что и другие участники судебного заседания, согласно ГПК кассационное представление может внести только прокурор участвующий в рассмотрении дела47.
В п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 января 2003 года № 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснено, что прокурор вправе принести представление в суд второй и надзорной инстанций на судебное постановление лишь в случае, если он участвует в деле; правом на подачу указанных представлений в вышестоящие суды обладает прокурор, являющийся лицом, участвующим в деле, с точки зрения положений ст.ст. 34, 35, 45 ГПК РФ.
Анализ изложенного выше позволяет сделать вывод о том, что прокурором, участвующим в деле, является прокурор, участие которого в деле осуществляется на основании ст. 45 ГПК РФ, независимо от личного участия в деле прокурора или его помощника.
Таким образом, вне зависимости от того, участвовал в рассмотрении дела районный прокурор или его помощник, районный прокурор вправе принести кассационное представление на решение суда по делу, в котором он участвует на основании ст. 45 ГПК РФ. Помощник прокурора вправе принести кассационное представление только на решение суда по делу, в котором он лично участвовал, и только в том случае, если ст. 45 ГПК РФ предусмотрено участие прокурора в таком деле48.
Предметом кассационного обжалования и опротестования могут быть только не вступившие в законную силу решения, заочные решения и определения суда первой инстанции.
Так, могут быть обжалованы и опротестованы в кассационном порядке решения районных судов, решения гарнизонных военных судов - соответственно в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд; решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов - в Верховный Суд Российской Федерации; решения Судебной коллегии по гражданским делам и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации - в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Предметом кассационного обжалования может служить не только решение суда в целом, но и его часть. Например, резолютивная часть по вопросу распределения судебных расходов между сторонами, порядка и срока исполнения решения и по другим вопросам, разрешенным судом при рассмотрении дела. Самостоятельным предметом обжалования может быть и мотивировочная часть решения, независимо от того, повлияли ли изложенные в решении выводы о тех или иных фактах на разрешение дела по существу.
В науке гражданского процессуального права по этому поводу высказывались различные суждения. Так, С.Н. Абрамов, В.П. Чапутский, А. Штейнберг и другие считали, что в законную силу вступает не только резолютивная часть решения, но и мотивы решения в части установления фактического состава и что поэтому мотивы могут быть предметом самостоятельного обжалования.49
Другой точки зрения придерживался Д.И. Полумордвинов, полагавший, что мотивы судебного решения не вступают в законную силу и потому не могут быть обжалованы отдельно от резолютивной части.50
Следует, однако, что этот спор в значительной мере был высказан тем, что различные авторы в понятие мотивов судебного решения вкладывали различный смысл. Сторонники первой точки зрения понимали под мотивами судебного решения не только доводы и соображения суда, но и установленные судом факты и выводы о фактических взаимоотношениях сторон, т.е. фактическое основание решения. Что же касается Д.И. Полумордвинова, то он делил мотивы судебного решения на «мотивы в техническом смысле» и «мотивы в логическом смысле». Под первым он подразумевал содержание решения, излагаемое в мотивировочной части его текста, т.е. мотивировочную часть решения. К «мотивам в логическом смысле» он относил побудительные основания, которыми руководствуется суд при постановлении решения, независимо от того, в какой части решения они излагаются и, даже более того, излагаются ли они вообще в его тексте.51
Поскольку в понятие мотивов судебного решения входят выводы суда первой инстанции о фактах и фактических взаимоотношениях сторон, поскольку лишение сторон права обжаловать мотивы судебного решения в части установления фактического состава по делу в какой-то мере означало бы и стеснение их права обжаловать неправильность решения в следствии его необоснованности. Допустимость самостоятельного обжалования сторонами мотивов судебного решения объясняется еще и тем, что в законную силу наряду с резолютивной частью решения вступают также его мотивы в части установления фактов и правоотношений сторон, которые в дальнейшем могут иметь преюдициальное значение и обусловить содержание другого решения. Кроме того, не оспаривая правильности решения по существу, сторона в ряде случаев может быть заинтересована в исключении из мотивировочной части решения компрометирующих ее обстоятельств.
В тех случаях, когда кассационная жалоба подана на часть решения, не обжалованная часть решения, не вступает в законную силу, поскольку в соответствии со ст. 347 ГПК суд кассационной инстанции вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Помимо судебных решений, предметом обжалования и опротестования могут быть также определения суда первой инстанции. Деятельность кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности вынесенных определений способствует правильному и единообразному пониманию и применению процессуальных норм права. Жалоба, принесенная на определение суда или судьи, в отличие от кассационной именуется частной жалобой, протест прокурора – частным протестом.
Закон, однако, устанавливает некоторые ограничения в праве обжалования (опротестования) судебных решений.
Законодательством вопрос о самостоятельном обжаловании и опротестовании определений решается с учетом их значения, характера и тех последствий, которые они влекут. В соответствии со ст. 224 ГПК к определениям, подлежащим обжалованию путем принесения частной жалобы или частного протеста, относятся: определения, допустимость обжалования которых прямо предусмотрена нормами ГПК; определения, преграждающие возможность дальнейшего движения дела.
Так, отказ в принятии встречного иска подлежит обжалованию. Но если в принятии этого же иска, поданного в обычном порядке, заявителю будет отказано, то определение об отказе может быть обжаловано.52
Остальные определения суда первой инстанции самостоятельному обжалованию не подлежат, но возражения против них могут быть включены в кассационную жалобу и протест.
Вопрос о круге определений, которые могут быть обжалованы отдельно от решения суда, по существу решался одинаково всеми гражданскими процессуальными кодексами.
В правовой литературе, например, указывалось на необоснованность запрещения обжалования определений об отсрочке и рассрочке исполнения решения либо об изменении способа и порядка исполнения решения; определений, выносимых судом по просьбе о сложении штрафа; определений об утверждении расчета судебного исполнителя о распределении взысканных сумм между кредиторами.53 Все указанные ограничения сняты ныне действующим гражданским процессуальным кодексом.
В процессуальной литературе и судебной практике спорным был вопрос о допустимости обжалования частных определений. Против самостоятельного обжалования частных определений высказывался, например, П.Я. Трубников, В.К. Пучинский, напротив, полагал, что гарантией законности частных определений является предоставление права обжалования и опротестования такого рода определений в кассационном порядке независимо от принесения жалобы на решение суда.54
Круг субъектов, обладающих правом обжалования судебных определений, значительно шире, чем при кассационном обжаловании судебных решений. Право на принесение частной жалобы принадлежит лицам, права и законные интересы которых затронуты вынесенным определением. Поэтому к числу субъектов права обжалования относятся не только лица, участвующие в деле, но и другие участники процесса, например, свидетели, эксперты, переводчики, а также лица, не являющиеся участниками процесса, в случаях, указанных в законе.
Так, согласно ч. 2 ст. 106 ГПК лица, оштрафованные судом, могут подать частную жалобу на определение суда об отказе сложить штраф или уменьшить его размер.
















