27337 (586775), страница 51
Текст из файла (страница 51)
Сегодня схема деятельности органов внутренних дел Украины, хотя и подверглась значительному реформированию, однако по-прежнему остается в рамках традиционного подхода, ориентированного на борьбу с преступностью как на основной вид правоохранительной деятельности. Такой подход характерен для большинства постсоциалистических стран и достаточно полно отражает представление нашего общества о функции и задачах милиции как центрального «борца с преступностью». Подразделения милиции представляют собой обученный профессиональный контингент, основным предназначением которого является борьба с преступностью и эффективная охрана правопорядка. Общая их деятельность сфокусирована на расследовании и пресечении преступлений. Второстепенные функции, непосредственно не подчиненные данной цели, постепенно передаются в частнопредпринимательский сектор либо максимально урезаются в финансировании.
Среди подразделений милиции в высшей мере развита специализация и разделение следователей и оперативного состава на отдельные службы и ведомства. Патрульно-постовая служба ориентирована в первую очередь на систематическое и целенаправленное упреждение преступности в криминально-опасных районах путем личного досмотра граждан, проверки автотранспорта и помещений. Значительное внимание уделяется развитию высокотехнологичных систем наблюдения, розыска и идентификации преступников, методов оперативно-розыскной деятельности.
Отдавая должное положительным сторонам данной модели, европейские наблюдатели отмечают и ряд ее недостатков. Во-первых, работа с населением осуществляется не для равноправного участия в охране правопорядка, а преимущественно как средство сбора оперативной информации и негласного контроля за правонарушителями.
Во-вторых, отдавая предпочтение развитию технологических средств контроля над преступностью и методам оперативно-розыскной деятельности, милиция не может стать достаточно открытой в своей работе для гражданского контроля. Все это значительно повышает риск возникновения среди сотрудников коррупции и неэтичного поведения. Стоит отметить тот факт, что еще в начале ХХ в. российскими учеными в области полицейского права обосновывался тезис о закономерности превращения полиции из закрытой организации в публичную службу по мере развития правового государства.572
И, в-третьих, стратегия правоохранительных органов, направленная не на устранение причин преступности, а только на работу с ее внешними проявлениями, не может считаться эффективной с точки зрения долговременной перспективы.573
Поэтому, ориентируясь на процессы европейской интеграции, отечественным законодателям следует принимать в расчет такие принципы взаимоотношений правоохранительных органов с обществом, как равноправие, распределение властных полномочий, быстрое и эффективное реагирование, открытость информации, компенсация ущерба, совместное участие и партнерство. Следует обратить внимание и на результаты реорганизации европейскими странами своих полицейских систем с целью развития и укрепления демократических ценностей, что привело к созданию как минимум двух моделей полиции.
Первая модель – «социальная инженерия» – является наиболее распространенной среди полицейских подразделений современной Европы. Модель ориентирована на создание стабильных местных общин и полиция берет инициативу в разрешении возникающих проблем среди местного населения путем экстенсивного применения методов восстановительного правосудия.574 Такая проблемно-ориентированная тактика рассматривается как наиболее эффективный способ предупреждения преступлений. Полицейский при этом воспринимается гражданами как социальный посредник, чьими основными умениями являются разрешение конфликтов и ведение переговоров.
Оперативно-розыскная деятельность и технологическая оснащенность остаются важными направлениями деятельности полиции, но они рассматриваются только как средства, позволяющие идентифицировать проблему и получить необходимую информацию для ее разрешения. Ресурсы, затрачиваемые «борцами с преступностью» для наблюдения и установления личности правонарушителей, полицией данного типа направляются на долгосрочные образовательные программы для населения и работу с молодежью. Успешность деятельности полиции оценивается по результатам социальных изменений и снижению уровня преступности.
Вторая модель, более прогрессивная, характерна для британской полиции. Максимально децентрализованная, она пребывает скорее под наблюдением, нежели под непосредственным контролем со стороны правительства.575 Внутренняя управленческая политика базируется на принципах саморегуляции, ориентирована на местные механизмы самоуправления и координацию своих усилий с деятельностью всех организаций, работающих в сфере уголовной юстиции и снижения уровня преступности.
Полиция не обладает государственной монополией в области охраны общественного порядка, осуществляя свои функции совместно с многочисленными правоохранительными агентствами (государственными, муниципальными, частными и общественными). Полицейские подразделения поэтому ориентированы на рыночные отношения конкуренции. Главной задачей их развития является предоставление населению как можно более широкого и качественного спектра услуг в области охраны правопорядка.
Свое место в системе рыночных отношений полиция строит на основе сочетания высоких этических принципов, тесной связи с населением и изменениями на рынке социальных услуг. В качестве основной сферы деятельности полиция данного типа рассматривает осуществление традиционных функций – предупреждение преступности в национальном масштабе, реагирование на телефонные вызовы и расследование серьезных преступлений. В остальных сферах правоохранительной деятельности полиция активно сотрудничает с общественными организациями и частными агентствами в соответствии с принципами оперативно-розыскной деятельности.
Разумеется, приведенные модели полиции не существуют в чистом виде ни в одной из стран, поэтому речь должна идти скорее о приоритете той или иной модели в качестве желаемого ориентира при реорганизации собственной национальной системы органов внутренних дел. Особенности национального менталитета и функционирования местных механизмов самоуправления должны при этом стать отправными точками, определяющими тот объем преобразований, который Украина собирается осуществить в отношении собственной милиции.
Следует остановиться на том, что по мере развития демократических устоев нашего государства милиция должна не просто демонстрировать высокий профессионализм сотрудников, но и превращаться в открытую организацию, служащую украинскому обществу, выполнять свои задачи приемлемыми с этической точки зрения способами для упрочения демократических ценностей. При таком условии население сможет рассматривать милицию не как навязываемую ему силовую структуру, но как службу, находящуюся в его распоряжении. Подобные взаимоотношения между населением, милицией и законом несомненно являются мощным фактором, сдерживающим появление среди сотрудников милиции любых негативных тенденций. Вопрос о переоценке статуса милиции в украинском обществе и превращения ее в систему социального обслуживания, призванной предоставлять населению качественные услуги в области охраны правопорядка, обеспечении прав и свобод граждан, также является предметом активного обсуждения в научной литературе наряду с разработкой механизмов защиты прав человека.576
С учетом сказанного мы совершенно убеждены в том, что определение новых функциональных особенностей правоохранительных органов в демократической Украине требует первоочередной реорганизации милиции в орган исполнительной власти европейского типа – полицию. На наш взгляд, столь очевидный шаг государство не решается сделать непозволительно долго, принимая во внимание ясно выраженную по данному вопросу позицию руководства МВД Украины еще с 1998 г.577
Среди принципов, которые должны быть положены в основу реформирования милиции и ее дальнейшего функционирования, мы считаем необходимым отметить те из них, которые несут особую нагрузку по предупреждению правонарушений среди личного состава:
– четкая согласованность всех правовых норм в области уголовного, административного, трудового, гражданского и других отраслей права, регламентирующих деятельность сотрудников ОВД;
– проактивный, опережающий подход в разработке мер социальной защиты личного состава для нейтрализации криминогенного воздействия;
– постепенная децентрализация управления для расширения инициативы руководителей в работе с персоналом и развития форм гражданского контроля;
– деполитизация и развитие корпоративной культуры;
– интегрированность в систему международных полицейских ассоциаций;
– сочетание профессионализма, компетентности и высоких моральных качеств как основное условие карьерного роста;
– доминирующее положение индивидуальной ответственности каждого сотрудника за выполнение своих обязанностей;
– принцип бесконфликтного существования личных, корпоративных и государственных интересов;
– приоритетная ориентация на общественное мнение как один из критериев эффективности работы милиции.
Комплексной социальной проблемой нам представляется вопрос об особенностях ресоциализации осужденных из числа бывших сотрудников милиции. Проблема социальной адаптации лиц, освобожденных от отбывания наказания, равно как и поиск новых подходов к проблеме их трудоустройства сегодня активно разрабатывается в науке уголовно-исполнительного права и криминологии представителями отечественной академической школы.578 Данное направление обладает своей спецификой для бывших сотрудников ОВД, поскольку рассматриваемая группа представляет собой отдельную категорию граждан – это в большинстве своем люди, имеющие навыки обращения с оружием и спецсредствами, знающие внутреннюю систему работы подразделений и слабые места оперативно-розыскной деятельности, сохранившие связь с бывшими коллегами или их знакомыми, ориентирующиеся в особенностях криминальной активности региона.
Отдельное изучение личности бывших сотрудников, отбывающих наказание, показывает, что ведущие мотивы прошлой служебной деятельности и черты профессиональной деформации сохраняют чрезвычайную устойчивость. Даже после отбывания наказания бывшие сотрудники стремятся получить работу, которая предоставляла бы им исключительный статус и властные полномочия: 42,7% из них будут искать работу в частных службах безопасности, 35,06% – хотят работать охранниками, 31,8% – курьерами для конфиденциальных поручений.
При неблагоприятном стечении обстоятельств риск рецидива для бывших сотрудников, отбывших наказание, является достаточно высоким и было бы легкомысленно не считаться с их криминогенным потенциалом с учетом изложенных особенностей.
Для того, чтобы упредить вовлечение бывших сотрудников в криминальную деятельность и использование их опыта в целях представителей организованной преступности, государству, на наш взгляд, необходимо обозначить свой подход к ресоциализации группы людей, имеющих специфический опыт правоохранительной деятельности. В качестве превентивной общесоциальной меры можно рассматривать такой вариант, как оказание целенаправленной помощи в трудоустройстве бывших сотрудников в охранные агентства, службы безопасности частных структур, юридические фирмы. При этом ввести запрет на работу в тех структурах, в отношении которых у правоохранительных органов имеются обоснованные подозрения об участии в нелегальной деятельности и связи с организованной преступностью. Таким образом, бывшим сотрудникам милиции будет предоставлена возможность трудоустройства и существенно ограничена возможность использования их навыков и умений третьими лицами для совершения противоправных действий.
Меры предупреждения правового характера
К разряду правовых следует отнести меры по приведению повседневной деятельности милиции к максимально возможному соответствию с международными стандартами, среди которых в первую очередь следует выделить:
1. Неукоснительное соблюдение закона при выполнении служебных обязанностей.
2. Уважение личного достоинства и соблюдение прав человека.
3. Отсутствие предвзятости, открытость и сотрудничество, личная порядочность.
4. Использование силы только в случае явной необходимости и строго пропорционально предъявляемой угрозе.
5. Соблюдение конфиденциальности.
6. Полный отказ от пыток, жестокого и бесчеловечного обращения.
7. Охрана здоровья задержанных и арестованных.
8. Отказ от вовлечения в любые акты коррупции.
9. Уважение к требованиям законов и уставов, противодействие любым попыткам их нарушения.
10. Личная ответственность за каждый свой поступок (ст. 1–15).579
Иными словами, при осуществлении своих функций милиция должна соблюдать личные права граждан и не совершать произвольных или противоправных действий. Это является основополагающим принципом для правового государства и деятельности силовых структур в условиях демократии. Обеспеченное таким образом верховенство закона в деятельности милиции должно фокусировать внимание не только на том, что делается, но и на том, как это делается. Это также предполагает, что те, кто создает, толкует или применяет закон, сами ему подчиняются. От милиции ожидается, тем самым, что она будет показывать пример в подчинении законам, применение которых она обеспечивает. Однако комплекс превентивных мер правового характера связан не только с вопросами непосредственного реформирования правоохранительных органов, но и с формированием в целом правовой политики Украины, в том числе – в отношении деятельности органов внутренних дел.580
С учетом изложенного нам представляется совершенно необходимым на уровне правительства приступить к изучению вопроса о ратификации таких фундаментальных программных документов в области работы правоохранительных органов, как «Декларация о полиции», принятая в мае 1979 г. Ассамблеей Совета Европы и «Европейский кодекс полицейской этики», принятый Комитетом министров Совета Европы 19 сентября 2001 г.
Одновременно требует своего разрешения вопрос о кардинальном пересмотре Закона Украины «О милиции», где были бы закреплены не только перечисленные выше основные принципы работы милиции в современном обществе, но и были бы четко закреплены права, полномочия, обязанности сотрудников и условия их реализации для сведения к минимуму нежелательных дискреционных полномочий.
В области совершенствования национальной правовой базы наиболее целесообразно придерживаться основного стратегического направления на установление баланса между репрессивными санкциями и ценностью тех прав и свобод, на которые направлены противоправные действия сотрудников милиции. В то время, как в ряде уголовных кодексов Европы, в соответствии с современной иерархией ценностей, установлены достаточно суровые меры уголовного наказания за незаконное посягательство на свободу граждан, в уголовно-правовых нормах на территории СНГ не прослеживается четкой ориентации на систему общеевропейских ценностей.












