159146 (581213), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Материя не просто зерниста, дискретна — ее дискретные элементы (макроскопические тела, молекулы, атомы, ядра атомов, элементарные частицы) являются неделимыми в определенной области взаимодействий.
Итак, мир и все в мире — это не хаос, а закономерно организованная система, иерархия систем. Под структурностью материи подразумевается внутренне расчлененная целостность, закономерный порядок, связи элементов в составе целого. Бытие и движение материи невозможны вне ее структурной организации. Допустим, что материя бесструктурна. Это значит, что она абсолютно однородна, не содержит в себе никаких качественных различий. Существовать же могут только взаимодействующие объекты, а взаимодействовать могут лишь в чем-то различные Объекты или стороны, свойства объектов13.
4. Какова специфика философской картины мира?
Философские картины мира очень многообразны, однако все они строятся вокруг отношения: мир - человек. Впрочем, вполне приемлема и инверсия: человек - мир14. Собственно на этом различении строятся две ведущие линии в философском знании, которые можно условно назвать объективистской и субъективистской.
Объективистские концепции, независимо от того, являются они материалистическими или идеалистическими, отдают приоритет миру, полагая, что он так или иначе объективен, т.е. не зависит в своем существовании и качествах от желаний субъектов и человеческого способа видения. Истина для всех едина: для людей, богов, демонов и любых разумных существ. Если к нам прилетит сороконожка с Юпитера, у которой уши на ногах, а видит она исключительно в инфракрасной части спектра, истины и законы логики будут для нее те же, что и для нас, так как они отражают объективные характеристики действительности (или, напротив, эмпирическая действительность есть выражение объективных логических законов). Объективистские философские концепции полагают, что мы все можем и должны находить общие позиции но вопросу о качествах действительности и своем месте в ней, а те, кто упрямствует в отстаивании особой позиции - просто заблуждается, впадает в иллюзию. Яркими примерами объективистских концепций были философия Гегеля и Маркса. Учения этого типа очень высоко ценят роль познания в жизни людей, так как считают, что рациональное знание непосредственно связывает нас с истиной и показывает мир таким, как он есть.
Противоположностью объективизма является субъективизм, когда мир, общий для всех живущих субъектов, заменяется на множество «мирков». Я - сам себе Вселенная, я вижу действительность исключительно со своей точки зрения, пребываю в своих ситуациях и безмерно одинок, потому что никто не может разделить со мной моего индивидуального мира, становящегося тюрьмой. Вся иная действительность преломляется через мое уникальное «я», потому, вообще-то, трудно сказать, есть ли что-нибудь объективное. Все зависит от меня, и мир как бы сплавляется со мной, становится моей проекцией, результатом моей активности. Границы между «я» и миром размываются при доминировании личностного начала. Ярким примером субъективизма такого рода выступает философия Ж. П. Сартра, который считает, что человек, не по своей воле «заброшенный в бытие» - полностью свободен. Общих истин и общих правил нет. Каждый проходит через жизнь на свой страх и риск, делая все что пожелает и отвечая только перед самим собой. Поддаться общим истинам и взглядам - значит предать самого себя.
Огромное «пространство» между двумя крайними полюсами и составляет поле философского поиска. Собственно, важнейшей философской проблемой является вопрос: что в мире - от нас, и что - от самого мира? Что от субъективности и что от объективности? Что зависит от человека и что не зависит? Как в старой молитве: «Господи, дай мне понять, что я могу изменить, дай мне понять, чего я изменить не могу, и научи отличать первое от второго!» Философия уже две с половиной тысячи лет пытается отличать, хотя ее поиски не всегда успешны.
В западной философии в наши дни доминируют и спорят между собой два основных подхода. Согласно первому, никаких общих точек зрения на мир и судьбы человека вообще быть не может. Каждый человек и каждый философ «варятся в собственном соку» и не имеют выхода к своим братьям по разуму. В соответствии со вторым, возможно взаимопонимание между людьми, а значит, и формирование единых, общезначимых представлений о том, что являют собой мир и человек. Как бы то ни было, философы всегда общаются между собой, с другими людьми и ищут общий язык, общие ракурсы видения, несмотря на то, что «субъективных миров» действительно много, и они порой довольно далеко отстоят друг от друга.
Чтобы не впадать в крайности, можно сказать, что мир, в котором протекает наша жизнь - это сплав субъективного и объективного, того, что зависит, и того, что вовсе не зависит от нас, и эта сложная диалектика каждый раз конкретно рассматривается философией на новом уровне и в новой исторической обстановке. При этом философы обсуждают проблему мира и человека на понятийном языке и никогда ничего не берут просто на веру. Их дело - во всем сомневаться, все подвергать строгому критическому анализу и никогда не останавливаться на достигнутом уровне знания. В этом философия противоположна религии, стремящейся точно воспроизводить древний канон.
Таким образом, философская картина мира - это картина, бесконечно рисуемая пытливым интеллектом, включающая сложное переплетение человеческого и внечеловеческого, материального и духовного, минутного и вечного15.
Заключение
На протяжении всей истории человечества развитие человеческой деятельности, всегда было неразрывно связано с потребностями человеческого общества. Стимулом для изучения мира, вселенной, бытия является извечная любознательность человека. Оказалось, что кроме удовлетворения насущных потребностей, человек хочет выяснить свое место в Мире. Чтобы освоить Мир, он должен знать, его устройство и принципы действия. Целью любой науки, как интеллектуальной формы деятельности человека, является формирование картины мира.
Картина мира является эволюционным понятием. По мере познания природы картины мира менялись. Количественные изменения в знаниях приводили к скачкам в отношении целостностного представления о мире. На формирование картин мира накладывали отпечаток две основные черты, связанные с социальным характером процесса познания:
-
безграничная экстраполяция известного на неизвестное (плоскостность участка поверхности Земли на представление обо всей Земле; физические условия на Земле на представление об условиях на других планетах, Луне, Солнце...);
-
антропоцентризм (топоцентризм, геоцентризм, гелиоцентризм, галактикоцентризм и т.д.).
Картина мира не может быть абсолютно достоверна, как не может быть абсолютного знания, но в каждой картине мира есть достоверное ядро, которое уже не меняется при переходе на другую картину мира. Картина мира, существующая на данном историческом этапе развития человечества, является единой, но в каждой науке рассматриваются различные аспекты общей картины мира.
Философия, как и наука, ищет истину, выявляет закономерности, выражает результат исследования через систему понятий, категорий. Однако в философии объект исследования рассматривается через призму отношения человека к миру, в ней существует антропный принцип, всякий оценочный момент содержит элемент субъективности науки нет без философии, а философии – без науки. Философия в том виде, в каком она есть сейчас, не была бы возможна без внешних по отношению к человеку, ее источнику, условий: уровень, достигнутый наукой в быту, высвобождает колоссальное количество времени для размышлений, никак не связанных с заботой о добывании куска хлеба насущного, защиты себя и близких от внешней среды. Только того, что сейчас человек спит в достаточно хороших условиях, хорошо питается, конечно, явно не достаточно для производства философской мысли, но это является хорошим подспорьем. И наоборот, наука (настоящая наука) без философии невозможна вдвойне, так как научные открытия (да и просто научную работу) необходимо осознавать, осмысливать, переживать, иначе это не будут открытия, а будет простая механическая работа по добыванию, отниманию у Природы новых, мертвых знаний. Мертвое же знание не может дать человеку ничего хорошего. Именно поэтому настоящий ученый должен быть, прежде всего, философом, а лишь затем естествоиспытателем, экспериментатором, теоретиком. Истина научная являет собой объективное знание. Она делает человека богаче в материальном плане, сильнее, здоровее, может быть даже повышает его самооценку. То есть она сугубо материальна, не сама по себе конечно, а по проявлениям. Философская же истина даже по проявлениям нематериальна, так как она есть, прежде всего, некий продукт деятельности человеческого сознания, причем именно разумно-нравственной его сферы.
Список литературы
-
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. — 608 с.
-
Демидов А.Б.Феномены человеческого бытия. - Минск: ЗАО Издательский центр «Экономпресс», 1999
-
Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. — Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. - 896 с.
-
Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. - М.: Аграф, 1997. - 384 с.
-
Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарика, 1998. – 816 с.
-
Удовиченко Е.М. ФИЛОСОФИЯ: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс): Учебное пособие. – Магнитогорск: МГТУ, 2004. – 197 с.
-
Философия: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Л.А. Никитич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 575 с.
-
Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений (Издание 6-е, переработанное и дополненное). / Под ред. Т. И. Кохановской - Ростов н/Д: «Феникс», 2003. - 576 с. (Серия «Высшая школа»)
-
Философский энциклопедический словарь / Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов — М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — 840с.
-
Франк С.Л. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия». М., 1956.
1 Философия: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Л.А.Никитич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. С. 23 – 34.
2 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарика, 1998. – с. С. 287.
3 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарика, 1998. – 816 с.
4 Франк С.Л. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия. М., 1956. С. 14.
5 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. — с. 312.
6 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. — с. 313.
7 Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. - М.: Аграф, 1997. - 384 с.
8 Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений (Издание 6-е, переработанное и дополненное). / Под ред. Т. И. Кохановской - Ростов н/Д: "Феникс", 2003. - С. 553.
9 Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений (Издание 6-е, переработанное и дополненное). - / Под. Ред Т. И. Кохановской Ростов н/Д: "Феникс", 2003. - С. 554.
10 Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений (Издание 6-е, переработанное и дополненное). - / Под. Ред Т. И. Кохановской Ростов н/Д: "Феникс", 2003. - С. 554.
11 Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений (Издание 6-е, переработанное и дополненное). - / Под. Ред Т. И. Кохановской Ростов н/Д: "Феникс", 2003. - С. 518.
12 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарика, 1998. - С. 215.
13 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарика, 1998. - с.220.
14 Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений (Издание 6-е, переработанное и дополненное). / Под ред. Т. И. Кохановской - Ростов н/Д: "Феникс", 2003. - С. 520.
15 Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений (Издание 6-е, переработанное и дополненное). / Под ред. Т. И. Кохановской - Ростов н/Д: "Феникс", 2003. - С. 523..