131674 (578713), страница 3
Текст из файла (страница 3)
В самом общем виде структура руководства малыми группами может быть представлена на рис. 3.
Для успешного руководства малыми группами и решения всего комплекса возникающих при этом задач необходимо наличие специальной системы социально-психологического обеспечения этого процесса. Эта система должна обеспечивать анализ индивидуальных качеств членов групп, оценку социально-психологического климата в группах, изучение условий, в которых осуществляется их деятельность, исследование путей повышения эффективности функционирования групп, определение методов и средств управления групповыми процессами, выдачу предложений и рекомендаций по формированию управляющих воздействий на группы и оценку эффективности этих воздействий.
Социально-психологические факторы руководства деятельностью малых групп можно рассматривать как элементы системы управления, которые реализуют в механизмы социальной регуляции групповой деятельности индивидов в рамках функционирования определенных социальных закономерностей. В этом смысле социальные и социально-психологические механизмы управления групповой деятельностью в целом и группами в частности являются результатом научного познания диалектики единства субъективного и объективного в действии социальных законов и тенденций, реализуемых в совместной деятельности членов групп.
Рис. 3. Функции руководства (ФР) малыми группами
Иначе говоря, социальные и социально-психологические механизмы руководства малыми группами являются продуктом субъективного отражения объективных общественных процессов в целях использования их в практике управления функциональной деятельностью малых групп в конкретной предметной области.
Для анализа процесса функциональной деятельности малых групп, его социальной детерминации необходимы исследования по меньшей мере трех пар категорий: «объективные и субъективные условия реализации, «субъекты и объекты деятельности», «объективные и субъективные факторы» [42]. Такой подход дает возможность раскрыть вопросы социальной детерминации совместной деятельности индивидов под углом зрения, во-первых, условий, в которых он реализуется, во-вторых, личностных качеств субъектов деятельности и их направленности, в-третьих, процедур, методов и способов активизации профессиональной деятельности, ее стимулирования в ходе управления.
Субъективные условия как определенные социально-психологические качества действующих субъектов группового процесса взаимодействия индивидов и объективные условия реализации их функционирования как качества объективной стороны деятельности людей в системе управления выступают как предпосылки, возможности их социальной деятельности в системе.
Потенциал детерминации социальной деятельности субъектов малой группы, присутствующий в этих предпосылках в ходе их совместного функционирования, преобразуется в активное детерминирующее начало. Именно он определяет в дальнейшем социальный потенциал личности и коллектива в целом.
Качественный переход детерминационного потенциала этих предпосылок из пассивного, нераскрытого состояния в прогнозируемое актуальное, деятельностное состояние определяет гносеологический смысл и практическое значение понятий «социологический фактор управления» и «социально-психологический фактор руководства малыми группами».
Таким образом, под социально-психологическими и социологическими факторами управления малыми группами далее будем понимать такое качество социальных и социально-психологических условий реализации групповой деятельности и руководства группами, при которых их регуляционный потенциал научно познан и целенаправленно реализуется в конкретной системе управления.
Так как в понятии «социально-психологический фактор руководства малыми группами» присутствует субъект сознательного освоения социальных условий деятельности, то это дает возможность содержательно интерпретировать субъект-объектные и субъект-субъектные взаимодействия в группе, складывающиеся в ходе совместной деятельности индивидов.
Объективные условия общественной среды, в которой функционирует группа, преломляются через внутренние психические закономерности субъекта управления, через его способ восприятия и оценки этих объективных обстоятельств.
С общеметодологической точки зрения рассмотрение отдельного члена группы как активного участника совместной деятельности во взаимодействии с системой управления требует прежде всего дифференциальной характеристики внешних факторов, определяющих его поведение.
В общей характеристике факторов, регулирующих поведение индивида в некоторой системе, с которой он активно взаимодействует, выделяют несколько групп [5] : материальные условия деятельности; объективные общественные и прежде всего функциональные отношения; формы общественного сознания. При этом подчеркивается, что в общем виде разные уровни социальной детерминации психики и поведения человека включают в себя факторы исторического и общественного развития его индивидуальной природы. Эти факторы по-разному детерминируют процессы, свойства и качества психических явлений, разную степень и темпы изменчивости этих явлений в ходе онтогенетического развития человека. Наиболее кардинальным общественно-историческим изменениям подвергаются те свойства личности, в которых отражаются общественные условия жизни. В ходе общественно-экономических изменений по-разному выступает содержание личных и общественных интересов, меняется содержание мотивов поведения индивидуально каждого члена группы.
Жизнь и деятельность малых групп в различных сферах их функционирования на современном этапе показывают, что группы нередко сталкиваются с социальными факторами, оказывающими дезорганизующее воздействие на их деятельность, их взаимоотношения, разрушающими традиции коллектива. Эти факторы могут порождаться внешней социальной средой, определенными общественными группами, социальными процессами, а также отдельными событиями общественной жизни. Они могут проявляться в постановке перед группами задач, не соответствующих их предназначению и нравственно отвергаемых большинством их членов, в просчетах руководителей структурных подразделений, выражаемых, например, в неправильной расстановке членов коллектива для выполнения поставленных задач, игнорировании функционально-ролевой структуры и т.п.
Изменения в психическом складе людей, в их поступках и действиях, обусловленные изменениями в общественных отношениях, являются более или менее сходными и оптимально-устойчивыми для людей, живущих в определенную общественно-историческую эпоху.
В конкретных условиях эти общие социальные факторы по-разному сочетаются со специфическими условиями жизни и деятельности отдельной личности и отдельного коллектива. Существенным моментом в понимании механизма этой индивидуализации воздействия социально-детерминирующих факторов на человека и на конкретный коллектив является выделение из общей совокупности социальных детерминант специфических условий их жизни и деятельности.
Например, группы студентов вуза имеют не только общие для любой группы социально-психологические черты, но и обладают специфическими признаками, которые обусловлены особенностями конкретных задач вуза, характером повседневной деятельности студентов. Эти признаки следующие:
учебные группы в вузе характеризуются однородностью возрастного состава, слиянием в единый процесс обучения и воспитания, сравнительно высокой степенью самоуправления, интенсивностью общения, наличием достаточно четкой регламентации отношений и наличием функциональной зависимости членов группы, определяемых системой субординационных отношений; структура межличностных отношений в учебных группах вуза характеризуется неравномерностью количественного состава статусных категорий и динамичностью, что дает возможность ее оптимизации путем целенаправленных педагогических воздействий; в учебных группах вуза их формальные структуры определяют состав подгрупп с внешним статусом.
Последний отличительный признак, как это отмечено выше, является наиболее характерным для большинства малых групп. Он обусловливает долговременное воздействие на группу внешнего статуса. Сам внешний статус определяет назначение группы, профессионально-квалификационное распределение позиций индивидов в соответствии с назначением группы. Кроме этого, он по отношению к межличностному общению является чисто внешним периодически долговременным управляющим воздействием и регламентирует функциональные и правовые отношения индивида с системой, в которой функционирует группа.
Подход к определению механизмов социально-психологического управления группой с внешним статусом представляется важным уже из-за перечня субъективных, отражающих сознание признаков, заложенных как в саму группу, так и во внешний статус. Это связано с тем, что, во-первых, в аксиоматику науки об изучении психологических характеристик личности и коллективов заложена несовместимость внешнего статуса и межличностного общения, что и делает группу внутренне конфликтной по определению [4] , Во-вторых, профессионально-квалификационная стратификация в общем случае может не соответствовать личностной структуре группы, которая генерируется межличностным общением и личностными признаками индивидов. Это приводит к структурированию группы с внешним статусом по признакам отношения к нормам внешнего статуса.
Социологическая неоднородность и неоднозначность ориентации структурных единиц в группах с внешним статусом вызывают неоднозначный отклик на внешнее воздействие, определенный на широком спектре отношений и мотивировок. Указанные особенности сильно усложняют процессы управления группами в вузе.
Методологической основой формирования подхода, позволяющего хорошо ориентироваться в многообразии механизмов регуляции социального поведения и деятельности индивида, является принцип соотношения внешнего и внутреннего в детерминации его поведения. Психологический аспект принципа детерминизма раскрыт С. А. Рубинштейном [38]. Специфическая формулировка действия этого принципа в психологии такова: внешние причины действуют через внутренние условия, которые сами формируются в результате внешних воздействий. Таким образом, через реализацию соотношения внешнего и внутреннего психическое вводится в механизм социальной детерминации процессов, регуляции деятельности групп. В связи с этим основная линия социально-психологических исследований в области руководства малыми группами заключается в раскрытии внутренних условий, опосредующих психический эффект внешних воздействий субъектов социальной деятельности, внутренние закономерности и механизмы психической деятельности индивидов. Раскрытие процесса перехода внешней детерминации во внутреннюю побудительную мотивацию - именно в этом состоит суть анализа психических и социально-психологических механизмов управления социальной деятельностью малых групп.
В состав внутренних условий включается широкий спектр явлений, определяющих текущее состояние субъектов в деятельности. Это индивидуальные особенности высшей нервной деятельности, потребности, диспозиции отдельных членов групп, их чувства и способности, сие темы их навыков, знаний, умений и привычек, в которыу отражен индивидуальный опыт каждого члена группы.
Несмотря на то, что для значительного числа групп с высшим статусом характерна преимущественно совместно-индивидуальная деятельность, она оказывает влияние на характер межличностных отношений, причем степень этого влияния возрастает по мере развития группы.
Такой подход к пониманию внутренних условий управления социальной деятельностью взаимодействующих друг с другом индивидов делает возможным и необходимым рассматривать процессы управления не только как внешнее стимулирование психических явлений, отдельных актов поведения индивидов, но и как влияние на целостную личность, целостный коллектив, опосредуемое их социально-психологической структурой. В этом случае активное включение членов группы в проблемную ситуацию в рамках некоторой системы предполагает анализ ситуации, выделение в ней тех условий, которые должны быть соотнесены с требованиями, и задачами, выходящими за пределы этой ситуации. При этом, изменяя ситуацию, преобразуя существующие условия, индивид изменяется сам. Таким образом, в малой группе в процессе деятельности реализуется система всеобщей связи и зависимости между объектами и субъектами деятельности. Объективные отношения обстоятельств, проявляющиеся в процессе деятельности, раскрываются и преломляются через внутренние закономерности функционирования системы и развития субъекта деятельности, через систему его субъективных отношений.
Движущей внутренней силой человеческого поведения является мотивация личности. Формирование мотивов социального поведения осуществляется преимущественно сознанием, являющимся ее ядром.
В своей основной части мотивация как многомерное психологическое образование «строится» личностью с помощью рефлексивных процессов. Личность вырабатывает отношение к возникающим у нее побуждениям, импульсам, влечениям, соотносит их со своими возможностями, с идущими извне требованиями и собственными представлениями о должном характере поведения, с вероятностью успеха мотивационного действия.