96562 (575588), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Каковы же причины низкой привлекательности экономики Кыргызстана для российских инвесторов?
Инвесторами из зарубежных стран, в том числе из России в качестве неблагоприятных факторов, препятствующих привлечению прямых иностранных инвестиций в Кыргызскую Республику называются:
– небольшие природные ресурсы;
– ограниченное количество земель сельскохозяйственного назначения;
– малый внутренний рынок;
– подверженное частым изменениям законодательство Кыргызской Республики;
– огромное количество нормативных актов, регулирующих деятельность предприятий с иностранными инвестициями и в то же время противоречащих друг другу;
– слаборазвитая коммуникационная инфраструктура;
– нестабильная политика соседних государств в области транспортных перевозок и тарифной политики;
– высокие транспортные затраты на перевозку экспортных товаров;
– бюрократический произвол.
Негативным является и то, что продолжают иметь место факты отраслевых диспропорций в направлениях инвестиций, а также неравномерность распределения прямых иностранных инвестиций по регионам страны. Фактор отраслевых диспропорций в направлениях инвестиций, в большей степени продиктован тем, что на сегодняшний день удельный вес ТЭК в общем объеме промышленного производства России составляет более 40%. Современная же структура промышленного производства Кыргызстана по видам экономической деятельности в процентах к общему объему производства выглядит следующим образом: горнодобывающая промышленность – 1,90%; обрабатывающая промышленность – 78,30%; производство и распределение энергии, газа и воды – 19, 80%.
В связи, с этим не удивительно, что вопросы сотрудничества Кыргызской Республики с Российской Федерацией именно в вышеназванных областях чаще всего становятся предметом обсуждений работы Межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству, а также двухсторонних встреч и переговоров на высоком уровне. Однако, на наш взгляд, экономический курс, ориентированный исключительно на использование энергетических ресурсов вряд ли может быть устойчивым. Поэтому большое значение имеет проведение правительствами стран-партнёров согласованной инвестиционной политики, направленной на реализацию совместных проектов в реальном секторе экономики. Необходимо также развитие специализации и кооперирования производства, совместная разработка новых продуктов и конкурентоспособных технологий, но, к сожалению, успехи в данной области пока минимальны.
Вложение инвестиций в экономику Кыргызстана должно быть выгодным для обеих сторон. Однако для достижения этого необходимо выполнить несколько условий, в числе которых можно назвать: прозрачное и справедливое правовое поле, отсутствие субъективных факторов влияния на инвесторов со стороны высшего руководства; стабильная налоговая и таможенная политика, отсутствие коррупции в отношениях инвестора и фискальных органов, стимулирующая инвесторов налоговая система; стабильная политическая ситуация, постоянное развитие демократических институтов и процессов в пользу расширения прав граждан на свободу слова, манипулирования капиталом, безопасности собственности и других активов.
На современном этапе развития экономики различными специалистами в числе благоприятных условий для привлечения инвестиций, в том числе и российских, в Кыргызскую Республику называются:
• отсутствие ограничений по переводу и конвертации валюты;
• возможности для развития гидроэнергетики, если будет осуществлена приватизация данного сектора и урегулированы проблемы с соседними странами относительно поставок воды и расценок за нее;
• большой потенциал в сфере туризма (горного, лыжного, водного, конного и лечебно-оздоровительного);
• наличие перспектив в качестве транзитной территории, если будут развиваться инфраструктуры дорожного и воздушного транспорта, несмотря на высокие издержки; и если СЭЗ будут использоваться на полную мощь как импортно-экспортные центры;
• статус страны-члена ВТО способствует благоприятному инвестиционному имиджу страны;
• наличие дешевой рабочей силы и квалифицированных кадров, способных к быстрому восприятию зарубежных технологий.
Максимальное использование этих условий могло бы способствовать существенному притоку российских инвестиций в экономику Кыргызстана. Реальные результаты должны принести и итоги переговоров между президентами России и Кыргызстана, достигнутые в ходе официального визита Д. Медведева в Бишкек, в октябре сего года.
В определенной степени роль тормоза играет и нынешнее состояние платежно-расчетных отношений Кыргызстана и России. Их особенность состоит в том, что для проведения расчетов используется частично конвертируемые валюты и рубль. В связи с чем, расчеты по взаимным внешнеэкономическим операциям часто осуществляются в налично-денежной форме, либо через банки с использованием валюты третьих стран. И если принять во внимание различие подходов государств к вопросам валютного регулирования, разнящуюся степень развитости внутренних рынков, нехватку у Кыргызстана СКВ и рублей, сочетающуюся со слабостью национальной валюты и экономическими порогами бартера, то станет ясным, что подобная система не способна обеспечить приемлемые условия для нормального функционирования и развития торгово-экономических связей не только двух стран и по существу выступает тормозом развития стран Содружества.
Мы склонны полагать, что в отрасли транспортного сектора Кыргызстана и России принимаемые на межгосударственном уровне решения, направленные на углубление взаимодействия транспортных комплексов реализуются пока не в полной мере. Существует ряд проблем, к примеру, по-прежнему остаются актуальными неурегулированные вопросы тарифной, таможенной политики государств в области транспорта и эффективного использования их транзитного потенциала. Существующие различия в транспортной политике государств, ведомственный характер деятельности транспортных комплексов также стали основным тормозом углубления взаимодействия Кыргызстана и России в области транспорта и эффективного развития торгово-экономических связей двух стран. Неблагоприятную роль для экспорта играет высокий уровень железнодорожных тарифов на перевозку грузов по территории Российской Федерации. Известно, что международные транзитные железнодорожные тарифы в Российской Федерации значительно выше, чем в Кыргызской Республике. В результате кыргызские товаропроизводители за транзит своей продукции по территории России вынуждены оплачивать в несколько раз больше, чем российские товаропроизводители. На наш взгляд, подобная несогласованность тарифной политики Кыргызстана и России в области транспорта противоречит основным положениям Соглашения о формировании Транспортного союза от 22 января 1998 года, участниками которого они являются, поскольку его положения предусматривают «взаимное предоставление перевозчикам условий транзита не хуже тех, которые обеспечиваются для собственных перевозчиков». В части пассажирских перевозок – также следует отметить отсутствие единых подходов в формировании тарифов на пассажирские перевозки во внутреннем и межгосударственном сообщениях.
Таможенные барьеры становятся основным препятствием развития взаимовыгодного сотрудничества двух стран. Причина тому – отсутствие организационно-правового механизма реализации принимаемых решений.
Как известно, целью договоров и соглашений, заключенных в рамках Таможенного союза и ЕВРАзЭС, а именно соглашения о Таможенном союзе 1995 года, Договоров об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года, о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года, об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года, является формирование Единого экономического пространства, предусматривающего эффективное функционирование общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем. Однако, на практике все еще имеют место факты, свидетельствующие о неэффективности системы таможенного и пограничного контроля, существенно задерживающего продвижение транспортных средств к пункту назначения.
По оценкам различных экспертов, около 20% полезного времени работы вагона и локомотива тратятся на пограничные и таможенные процедуры, что в конечном итоге проводит к снижению эффективности и конкурентоспособности железнодорожных грузоперевозок. В итоге отсутствие единых требований к транспортным коммуникациям, нагрузкам и габаритам транспортных средств и несогласованное внесение изменений в перечень опасных грузов, перевозимых автомобильным транспортом создают дополнительные препятствия и не позволяет кыргызским товаропроизводителям увеличивать объемы транзитных перевозок. К примеру, известно, что в рамках Европейского соглашения о международных перевозках опасных грузов (ДОПОГ) от 30 сентября 1957 года был определен Перечень опасных грузов, перевозимых автомобильным транспортом. Однако, несмотря на то, что внесение в данный Перечень каких-либо изменений требует согласования на международном уровне, российская сторона включила в разряд опасных грузов некоторые виды сырья, в том числе шкуры мелкого и крупного рогатого скота. Соответственно их провоз на территорию РФ отныне требует получения дополнительных разрешений местных органов управления и проведения различных организационных процедур для перевозки данных товаров. Между тем, изучение товарной структуры экспорта республики, свидетельствует о том, что именно шкуры крупного рогатого скота были и остаются одной из основных статьей и их объемы поставок увеличивались из года в год. К примеру, если в 2003 году Кыргызстан экспортировал 10,4 тысяч тонн шкур, что в долларовом эквиваленте составляло 6170,1, то в 2004 году показатели достигли отметки – 674,3 тысяч тонн (или 4579,5 тыс. долл.), а в 2005 году – 906,7 тысяч тонн (или 6453,1 тыс. долл.).
Политическое руководство Кыргызстана сегодня твердо высказывает мнение о том, что и впредь намерено углублять многоплановое кыргызско-российское сотрудничество. К. Бакиев в заявлении для прессы по итогам российско-кыргызских переговоров, 9 октября 2008 года отметил: «мы вновь подтвердили готовность наращивать наше взаимодействие… Убежден, что тесное взаимодействие Кыргызстана и России – это залог стабильного и достойного развития всего региона, и здесь приоритеты Кыргызстана остаются прежними и они неизменны». При этом ответственно было заявлено, что для российского бизнеса в Кыргызстане «распахнуто окно». К слову говоря, для этого уже заложены прочная основа дружественных отношений, высокая степень политического доверия и взаимное уважение. Российский президент Д. Медведев, в свою очередь особо подчеркнул: «Для России Киргизия, безусловно, является стратегическим партнером, нашим союзником. Мы вновь подтвердили наше стремление продолжать движение вперед по всем направлениям этого сотрудничества».
К. Бакиев заявил о том, что «в наших общих интересах укрепление положительных тенденций и дальнейшее стимулирование производственной и технологической кооперации, притока российских инвестиций, особенно в энергетический, горнорудный и промышленный сектора экономики Кыргызстана».
Таким образом, исходя из национальных интересов и целей Кыргызстана, среди основных направлений развития двухстороннего торгово-экономического сотрудничества с Российской Федерацией в ближайшей перспективе можно выделить следующие:
• участие российских организаций в строительстве в Кыргызстане объектов электроэнергетики и реализации ирригационных проектов;
• возможность сотрудничества с Россией в развитии горно-металлургического комплекса;
• производство совместно с Россией полупроводниковых материалов, сбыт которых может быть налажен не только в СНГ, но и в других странах, в том числе в Японии;
• разработка и промышленное освоение стратегических редкоземельных металлов и урана;
• конверсия предприятий бывшего советского ВПК с участием России. В частности, уже работает киргизско-российское совместное предприятие по производству технических средств охраны границы;
• сотрудничество в области машиностроения и, прежде всего, электромашиностроения и приборостроения;
• налаживание сотрудничества по развитию в Кыргызстане экспортоориентированных отраслей промышленности для целевого обеспечения импортных потребностей России;
• укрепление режима свободной торговли без каких-либо дискриминационных ограничений, упорядочение кредитных, экспортно-импортных, таможенных и транзитно-транспортных операций;
• реализация совместных проектов, создание совместных предприятий с привлечением российского капитала в таких областях, как швейная промышленность, переработка сельскохозяйственной продукции, телекоммуникационные и глобальные информационные системы, автосборочное производство, производство бытовой и радиотехники, пищевая промышленность;
• дальнейшее сотрудничество совместных предприятий Кыргызстана и России в одной из приоритетных сфер республики – туризма.
Экономическое сотрудничество Кыргызстана и России в области развития отечественной промышленности может осуществляться в следующих направлениях:
1. Отработка крупных месторождений полезных ископаемых, составляющих значительный сырьевой потенциал для развития этого сектора экономики:
• Черная металлургия. Запасы железных руд Джетимского месторождения в Нарынской области составляют примерно 10 млрд. тонн и могут использоваться для развития металлургического производства. Кроме этого в Кыргызстане имеется крупное железорудное месторождение Бала-Чычкан. Эти два объекта в будущем могут служить минерально-сырьевой базой черной металлургии. На небольших месторождениях Надыр, Гава, Нижний Кемин, возможно строительство малых метталургических заводов, так как они расположены на экономически освоенных территориях.
В республике имеются крупные залежи коксующих углей, вольфрама, марганца, редкоземельных металлов, имеющих большое значение для получения высококачественных сталей.














