96562 (575588), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Важнейшим фактором, способствующим укреплению российско-киргизского военного взаимодействия, остается дислокация на территории КР четырех объектов Министерства обороны России: 954 ИБПВ ВМФ РФ, 338 УС ВМФ РФ, 999 авиабаза ВВС РФ в г. Кант, автономный сейсмический пункт(АСП) службы специального контроля 12 ГУ МО РФ. Арендная плата за размещение военно-морских частей (всего на сумму 4.489.995 долл. США в год) осуществляется поставками военно-технического имущества, а также предоставлением квот на обучение военных кадров в российских ВВУЗах.
В свою очередь, оплата дислокации АСП происходит путем предоставления Институту сейсмологии Национальной академии наук КР и министерству чрезвычайных ситуаций КР оперативной и иной информации о параметрах землетрясений на территории КР, а также технического содействия научно-исследовательским учреждениям Киргизии в развитии материально-технической базы сейсмологических наблюдений и исследований.
В соответствии с Протоколом о компенсации арендной платы за использование мест дислокации военных объектов РФ на территории КР российская сторона в октябре 2006 года (впервые за время действия Соглашения между правительством КР и правительством РФ об условиях аренды мест дислокации объектов ВМФ РФ на территории КР от 10 октября 1997 года) осуществила поставку Бишкеку военно-технического имущества на сумму 2.043.441 долл. США (автомобили КАМАЗ 4310 – 10 ед., аккумуляторные батареи к автомобильной технике, автомобильные шины, бронетанковое имущество, двигатели). В феврале 2007 года подписан аналогичный Протокол, предусматривающий передачу киргизской стороне продукции военного назначения на сумму 2.517.039 долл. США (в 2008 году в соответствии с ним в распоряжение МО КР поступило порядка 80 единиц автомобильной техники). Вместе с тем, подписание Протокола на 2008 и 2009 годы не состоялось из-за несогласия руководства минобороны Киргизии с предлагаемыми российской стороной ценами на поставляемую ПВН. Погашение образовавшейся задолженности РФ перед КР по поставкам военно-технического имущества в счет аренды перенесено на 2010 год. На данном этапе сторонами продолжаются консультации по совершенствованию договорно-правовой базы российского военного присутствия в Республике, включая увеличение сроков аренды киргизской территории до 49 лет.
Российской стороной оказывается существенная военно-техническая помощь в области развития и модернизации киргизской системы ПВО. Во многом благодаря содействию России, с января 2007 года Силы воздушной обороны (СВО) ВС КР заступили на боевое дежурство и впервые взяли под практически полный контроль воздушное пространство над Республикой.
В феврале с.г. на вооружение СВО ВС КР поступила автоматизированная система управления российского производства. Она развернута в северном регионе Республики. До конца 2009 года аналогичное оборудование киргизы предполагают установить на юге КР. В соответствии с принятым на период до 2011 года планом модернизации сил и средств национальной противовоздушной обороны при военно-техническом содействии РФ по линии Объединенной системы ПВО СНГ в южных областях Республики планируется ввести в строй дополнительно семь РЛС советского образца и разместить два ЗРК С-125М2 «Печора». В августе 2007 года оперативная группа боевых расчетов СВО ВС КР первый раз за семь лет приняла участие в учении государств – членов СНГ «Боевое содружество-2007» с боевой стрельбой, которое прошло в учебном центре боевой подготовки и боевого применения ВВС РФ «Ашулук». Это стало возможным за счет безвозмездной помощи со стороны Министерства обороны России. Руководство минобороны КР подтвердило намерение направить подразделения своих ПВО для участия в упомянутом учении в текущем году. Ежегодно проводятся командно-штабные тренировки СВО ВС Киргизии с органами управления и дежурными силами Объединенной системы ПВО СНГ, в ходе которых условных нарушителей воздушного пространства Киргизии имитируют штурмовики Су-25 999 авиабазы ВВС РФ (г. Кант).
В условиях складывающейся нестабильной обстановки на юге Республики принципиальное значение для киргизского руководства приобретает совместное с Россией планирование и проведение мероприятий оперативной подготовки вооруженных сил двух стран. В октябре 2006 года в районе г. Ош прошло первое российско-киргизское учение антитеррористической направленности «Юг-2006», в котором приняли активное участие силы и средства российской авиабазы «Кант». Отдельная рота специальных операций «Илбирс» ГРУ ГШ ВС КР была задействована в совместном антитеррористическом учении ШОС «Мирная миссия-2007» на территории России. В апреле 2009 года в Баткенской области Киргизии состоялось совместное командно-штабное мобилизационное учение «Безопасность -2009» с привлечением авиации 999 авиабазы ВВС РФ, в ходе которого отрабатывалась ликвидация незаконных вооруженных формирований, прорвавшихся на территорию страны.
В рамках кооперации в военном производстве продолжается выполнение пунктов Перечня мероприятий и направлений работы совместной комиссии по ВТС на 2006–2010 годы, в том числе:
1. Модернизация и изготовление на ОАО Транснациональная компания (ТНК) «Дастан» бортового оборудования торпедного вооружения в интересах ВМФ России, а также в рамках планируемых поставок в третьи страны, организация сервисного обслуживания произведенной продукции;
2. Проведение модернизации, испытаний, НИОКР совместно с СП «Озеро» и ОАО «Улан» по тематике российских предприятий, в том числе ФГУП «ЦНИИ Гидроприбор».
При этом киргизская сторона передает Российской Федерации государственный пакет акций ОАО ТНК «Дастан» в размере 48% в счет погашения части государственного долга КР перед РФ.
3. Организация и проведение ОАО «Бишкекский машиностроительный завод» и ГП «Бишкекский штамповочный завод» совместно с ФГУП «ЦНИИТОЧМАШ» НИОКР по разработке новых видов боеприпасов к стрелковому оружию, а также с ОАО «КБАЛ имени Л.Н. Кошкина» – по отработке новых технологий производства патронов, централизованному изготовлению запасных частей, автоматических линий и специального измерительного инструмента.
4. Создание совместного предприятия при участии киргизских ОАО «Бишкекский машиностроительный завод» и ГП «Бишкекский штамповочный завод» и российских ОАО «КБАЛ имени Л.Н. Кошкина» и ОАО «Тульский патронный завод».
Для радиоэлектронной промышленности РФ продолжаются поставки комплектующих изделий, производимых киргизскими ОАО «Завод Айнур», ОАО «Нур», ОсОО «КТЗ-Гермес».
В целом, российско-киргизское сотрудничество в оборонной области имеет положительную динамику развития. Исходя из того, что основная часть оружия и военной техники, состоящих на вооружении ВС Киргизии, – советского и российского производства, подавляющее большинство киргизских офицерских кадров обучается в РФ, имеется основание полагать, что нынешнее руководство КР сохранит курс на дальнейшее укрепление взаимодействия с Россией в военной и военно-технической сферах.
Российская Авиабаза в г. Кант
Российская авиационная база на территории Киргизской Республики создана в соответствии с решением Совета коллективной безопасности от 25 мая 2001 г. В ходе очередной сессии Совета Министров обороны государств-участников Договора о коллективной безопасности стороны 20 ноября 2002 г. подтвердили согласие использовать военный аэродром в г. Кант для размещения группировки ВВС России в качестве авиационного компонента Коллективных сил быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности (КСБР ЦАР).
22 сентября 2003 г. в Москве состоялось подписание Соглашения между РФ и КР о статусе и условиях пребывания российской авиационной базы на территории Киргизской Республики.
Российская авиабаза дислоцируется на военном аэродроме г. Кант, история которого неразрывно связана с центральными курсами СССР по подготовке и усовершенствованию авиационных кадров, которые были сформированы на базе Одесской военной авиационной школы пилотов. В военные годы в авиашколе было подготовлено 1507 летчиков, 7 из которых были удостоены звания Героя Советского Союза. В 1945 г. школа преобразована в военное училище, на базе которого в 1951 г. в Канте был образован учебный авиаполк. С 1956 г. там обучались авиационные кадры для развивающихся стран Азии, Африки, Центральной и Южной Америки. В Канте освоили профессию военного летчика президент Египта Х. Мубарак, бывший президент Сирии Х. Асад, летчики-космонавты из Монголии – Ш. Гуррагча, из Индии – Р. Шарма, маршал авиации Индии Д. Синг.
Сегодня «Кант» способен принимать самолеты как фронтовой, так и военно-транспортной авиации. С завершением этапа развертывания численность российской авиабазы составит около 1000 военнослужащих и гражданских специалистов. На ее вооружении будут состоять звено истребителей СУ-27 и звено штурмовиков СУ-25, учебные самолеты Л-39, транспортный самолет АН-26 и вертолет Ми-8.
База является авиационным компонентом Коллективных сил быстрого развертывания, предназначена прежде всего для авиационной поддержки подразделений наземного компонента КСБР ЦАР. Кроме того, она будет задействована в интересах объединенной системы ПВО СНГ, а также обеспечения безопасности воздушных границ Киргизстана.
4. Перспективы сотрудничества между Россией и Киргизией
Независимые аналитики убеждены в том, что современный Кыргызстан ждут серьезные испытания, равно как в Центральную Азию и мир в целом. Проблемы в энергетике, явное ухудшение продовольственной безопасности, дыры в социальной политике, последствия финансового кризиса – это те составные предпосылки, которые уже очевидны для руководства страны. Преодоление этих и ряда других негативных факторов социально-экономического развития страны представляется невозможным без активизации инвестиционной деятельности и интенсификации международных отношений, как важнейших предпосылок выхода национальной экономики из кризиса.
В том, что участие Кыргызстана в двухсторонних партнёрских отношениях с Россией значимо для страны, сегодня мало у кого вызывает сомнения. Президент К. Бакиев уверен в том, что «сейчас кыргызско-российским отношениям присущ устойчивый характер… они обрели новое качество и, прежде всего – взаимовыгодный характер».
Но все ли так безоблачно? На наш взгляд, развитие двухстороннего экономического сотрудничества по-прежнему продолжает сталкиваться с рядом трудностей и проблем, препятствующих их дальнейшему развитию. А следовательно необходимость оценки его реального состояния, изучение проблем и барьеров, препятствующих интеграции, а также вопросов совершенствования ее механизмов по-прежнему актуально, поскольку позволяет продвинуться в направлении определения режимов наибольшего благоприятствования в отдельно взятых отраслях экономики.
Перспективы расширения торгово-экономических связей между двумя странами сдерживаются наличием ряда проблем, носящих объективный характер. В их числе отсутствие выхода к морю и неблагоприятное географическое расположение региона, что в полной мере относится и к Кыргызстану. В частности, Кыргызстан не имеет общей границы с Россией, что создает немало проблем.
Барьерами препятствующими развитию внешнеторговой деятельности Кыргызской Республики также являются проблемы связанные с транзитом, наличием неэффективной системы таможенного и пограничного контроля между Кыргызстаном и Россией и неадекватной транспортной инфраструктурой региона в целом. Порой издержки транзита приводят к гораздо большему увеличению стоимости товаров, нежели сами пошлины.
Проблемным аспектом на наш взгляд является и то, что во взаимной торговле Кыргызстана и России продолжается сохраняться неэффективная структура экспорта и импорта. В частности, основными статьями кыргызского экспорта в Россию признаются минеральные продукты, текстиль и текстильные изделия, изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, слюды и подобных материалов; а также стекло и изделия из него. Россия поставляет Кыргызской Республике продукты переработки углеводородного сырья, машины, оборудование и механизмы: электротехническое оборудование и их части, продукцию химической промышленности и связанных с ней отраслей промышленности.
Таким образом, анализ структуры экспорта и импорта двух государств 2006 года позволяет сделать вывод о том, что во взаимной торговле этих стран весьма незначительной остается доля продукции с высокой добавленной стоимостью и доминирует её сырьевая направленность. Опыт сотрудничества показал, что российские товаропроизводители пока что в большей степени заинтересованы в поставках сырья и продукции первого передела.
В инвестиционной области целесообразно выделить ряд проблемных моментов, связанных прежде всего, с пока еще недостаточным удельным весом инвестиций в кыргызско-российском сотрудничестве. Оно характеризуется слабым притоком инвестиций в экономику двух стран. В общем объеме валового притока прямых иностранных инвестиций в экономику Кыргызстана, Россия уступает место таким государствам, как Казахстан, Германия, Канада, Великобритания, Америка и Турция.
Валовый приток прямых иностранных инвестиций в Кыргызскую Республику в 2007 году по странам (в тыс. доллах США) был представлен следующими данными: Казахстан – 182 712,0; Германия – 28 634,7; Турция – 16 557,7; Канада – 6 303,2; Соединено Королевство (Великобритания) – 60 095,1; Соединенные Штаты Америки – 13 029,7; Россия – 13 352,1.














