70907 (573843), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Библейский Самсон, разрывающий пасть льва, отождествлялся со святым Сампсонием, которого в XVIII в. считали покровителем России. В день празднования памяти этого святого, 27 июня 1709 г., была одержана победа над шведами под Полтавой. В искусстве петровской эпохи Самсон олицетворял победоносную Россию, а лев (государственный герб Швеции) – побежденного Карла XII.
Воплотив эти символы и сохранив основы прежней композиции, Козловский, по существу исполнил свое оригинальное произведение. В отличие от Б.-К.Растрелли, он изобразил Самсона без плаща, совершенно обнаженным, что дало ему возможность создать классически выразительный силуэт статуи.
Исследователи справедливо указывали на близость «Самсона» к образам искусства Микеланджело. Но в идейно-образном содержании группы можно заметить отдаленные отзвуки иной традиции. Единоборство человека со зверем является одним из излюбленных сюжетных мотивов национального русского фольклора. В произведении Козловского выступают внутренние связи с русским народным искусством. Недаром в облике Самсона – особенно в лице – подчеркнут национальный русский и притом простонародный тип.
Козловский был последним великим русским художником XVIII в. 18 сентября 1802 г. он внезапно умер в расцвете сил и таланта. Поток его творчества не иссяк, а внезапно оборвался, едва достигнув высшей точки развития.
6. Феодосий Щедрин
Федос Щедрин родился в Петербурге в семье гвардейского солдата. Отец определил его в возрасте 13 лет в воспитательное училище при Академии художеств, где уже обучался его старший брат Семен Щедрин, впоследствии известный пейзажист. Федос вскоре начал учиться скульптуре у профессора Н.-Ф.Жилле и выдвинулся среди сотоварищей. В 1773-1775 гг. стажировался в Риме, а в 1775-1785 гг. – в Париже. Первое значительное произведение скульптора, выполненное по возвращении в Россию, статуя «Венера» (1792). Вопреки общему правилу, Щедрин не получил академического звания после возвращения из-за границы.
Преподавал в Академии художеств. С 1818 г. – ректор скульптуры. Мастер монументально-декоративной и станковой пластики.
Годы XIX в. стали самыми плодотворными в жизни мастера. Щедрин участвует в украшении петергофских фонтанов, Казанского собора, зданий Биржи и Адмиралтейства.
Статуи Петергофа выполнены в излюбленном Щедриным жанре декоративной садово-парковой скульптуры, однако их решение потребовало принципиально нового подхода. Здесь впервые перед Щедриным встала задача создания не самостоятельного, отдельно стоящего произведения, а статуй, которые должны были органично войти в уже существующий сложный ансамбль. И скульптор успешно справился с этой трудной задачей. Он создал для петергофского Большого каскада статуи «Персей» (1800), «Нева» (1804) и две группы «Сирен» (1805).
Щедрин создает Персея (сына Зевса и Данаи, победившего медузу Горгону) в момент торжества. Обнаженный герой широко шагнул вперед. В правой, опущенной руке он держит меч, уже сослуживший свою службу, левой – протягивает зрителю голову побежденной Горгоны. Щедрин строит композицию на сложных перекрещивающихся движениях: направленном вперед, создаваемом широким шагом Персея, и перпендикулярном ему, образованном линией плеч, «перерезающей» шаг. Как и остальные статуи Щедрина, выполненные для Петергофа, «Персея» отличает убедительная жизненность. В его ладно сложенной фигуре и очень русском, очерченном мягким овалом лице нет никакой идеализации. Интересно, что даже отсеченную голову Горгоны скульптор изобразил не отталкивающей химерой, а как вполне реальную женскую голову с несколько крупноватыми, неправильными чертами лица и застывшим выражением безысходной тоски. Существует также версия, что лицо Горгоны имеет портретное сходство с лицом шведского короля Карла XII, так как образ и подвиг Персея в XVIII в. отождествлялись с Петром I и его победами.
«Персей» - единственная петергофская статуя, всю блокаду находившаяся в осажденном Ленинграде в Исаакиевском соборе, куда были эвакуированы ценности и экспонаты из пригородных дворцов-музеев.
Женская фигура, олицетворяющая Неву, как и парная к ней мужская фигура Волхова, принадлежащая И.П.Прокофьеву, помещены на полукруглых выступах Самсоньевского ковша. Это определяет их важную роль в общей композиции ансамбля Большого каскада.
Образ «Невы», созданный скульптором, далек от условности и манерности ряда аллегорических статуй Петергофа или Летнего сада. Перед нами полная нерастраченных сил, зрелая женская красота, воссозданная Щедриным настолько убедительно, что почти не оставляет сомнений в использовании живой модели. Полнокровность тяжеловатых форм, переданных плотной лепкой и тщательной моделировкой, выгодно отличает «Неву» Щедрина от безупречных по мастерству, но холодных статуй многих его современников, избегавших близкого сходства с природой. Во время Великой отечественной войны статуя была похищена фашистами. В 1950 г.
«Нева» воссоздана скульптором В.В.Эллоненом.
Безусловно удались скульптору и две группы «Сирен», фантастических обитательниц морских глубин. Размещенные попарно на восточной и западной сторонах Большого ковша, они перекликаются с исполненными Ж.Д.Рашеттом группами «Наяда с тритоном».
Сравнительно со статуей Невы сиренам присуща большая декоративность и экспрессия. Очень живо и реалистично трактованы лица сирен. Фигуры даны в легком повороте, что в сочетании с изломанной линией силуэтов создает впечатление разворачивающегося по спирали движения. Небрежно рассыпавшиеся влажные волосы сирен, их чешуйчатые рыбьи хвосты, изогнутые морские раковины, изливающие серебряные струи, - все эти точно найденные детали позволили скульптурным группам Щедрина органично войти в неповторимый ансамбль искусства и природы.
Все статуи, выполненные Щедриным для Петергофа, были отлиты в бронзе, а чуть позже позолочены мастером П.Брюлло, отцом знаменитого живописца К.П.Брюллова.
Дети Щедрина также были связаны с искусством. Сын Сильвестр стал известным пейзажистом, Аполлон – архитектором. Дочь Елизавета стала женой скульптора В.И.Демут-Малиновского.
Щедрин скончался 19 января 1825 г. в возрасте 74 лет и был погребен на Смоленском кладбище. Впоследствии прах скульптора был перенесен в некрополь Александро-Невской лавры.
7. Иван Мартос
Родился на Украине, в местечке Ичня Черниговской губернии, в семье обедневшего помещика, отставного корнета. В возрасте 10 лет был отправлен в Петербургскую академию художеств. Первоначально учился в классе орнаментальной скульптуры у Л.Роллана. Затем его воспитанием занялся Н.Ф.Жилле. В 1773-1779 гг. стажировался в Риме. Это сыграло огромную роль в формировании творческой индивидуальности скульптора. Автор многих надгробий в некрополях Петербурга, в том числе С.С.Волконской, М.П.Собакиной, Е.С.Куракиной, Е.И.Гагариной и др. Выполнял скульптурные работы для Казанского собора. Автор памятников Минину и Пожарскому в Москве, Э.Ришелье в Одессе, Александру I в Таганроге, М.В.Ломоносову в Архангельске и др. В 1779-1835 гг. преподавал в Академии художеств, с 1814 г. был ее ректором.
В 1799 г. Академия художеств направила в Петергоф для осмотра обветшавшей свинцовой скульптуры Большого каскада скульпторов М.И.Козловского, Ф.Г.Гордеева и Мартоса, который дал техническое объяснение причин ее изменения. Для Большого каскада Мартос выполнил статую Актеона, которая стоит особняком в его творчестве, хотя отточенная классичность его пластики явственно проявилась и в этом произведении. Заданность образа, связанного с общим аллегорическим замыслом каскада, и место у последней водопадной ступени западной лестницы, где особенно мощен ниспадающий поток, диктовали необходимость неординарной динамичной композиции. Юноша Актеон похвастался пред страстной охотницей богиней Артемидой, что он более искусный охотник, нежели она. Разгневанная Артемида превратила Актеона в оленя, и его растерзали собаки. Мартос представил Актеона остановившимся на бегу в тот момент, когда охотник почувствовал, что превращается в оленя. Он тревожно оглядывается, левая рука его тянется за спину к колчану со стрелами, но на голове уже появились маленькие рожки. Еще мгновение – и он станет беззащитным животным. В движении правой руки чувствуются растерянность и подступающий страх; невозмутимое лицо отмечено печатью обреченности. Сила дарования Мартоса проявилась в мастерской передаче чисто пластическими средствами целой гаммы противоречивых чувств, в широкой обобщенной лепке. Сложный ракурс статуи сочетается с ясностью силуэта и формы, которые отчетливо читаются на живописном фоне водопадных потоков и рассыпающихся брызгами струй. В начале XVIII в. миф об Актеоне получил в России иной смысл: Актеон – это наказанный за самонадеянность и хвастовство король Швеции Карл XII,спасающийся бегством от своих бывших союзников, перешедших после Полтавской битвы на сторону России. По модели Мартоса были отлиты бронзовые маскароны Римских фонтанов, заменившие прежний свинцовый декор. Поврежденные во время Великой Отечественной войны Римские фонтаны в 1949 г. были реставрированы. Спустя 5 лет скульптор А.Гуржий по сохранившемуся образцу выполнил маскароны и воссоздал все бронзовые декоративные детали.
8. Иван Прокофьев
Сын «закройного мастера по конюшенной части», родился в Петербурге.
В 1771 г. из воспитательного училища при Академии художеств перешел в скульптурный класс, руководимый Н.Ф.Жилле. Подобно другим одаренным ученикам этого педагога, Прокофьев быстро овладел художественными знаниями и был удостоен различных академических наград. В 1776 г. его перевели в класс исторической скульптуры, где преподавал Ф.Г.Гордеев. В 1779-1784 гг. Прокофьев стажировался во Франции. Вскоре по возвращении в Россию его возвели в академики за статую «Морфей» (1785).
Значительная часть из 400 работ Прокофьева приходится на государственные заказы: работы для Казанского собора, дворцов в Павловске и Гатчине, Академии художеств, Публичной библиотеки.
Прокофьев был одним из авторов пластического комплекса петергофских фонтанов. Он исполнил для Большого каскада статую «Акид», аллегорическую фигуру «Волхов» и группу «Тритоны».
Мощные, стремительные, возвещающие военную славу России «Тритоны» венчают композицию петергофского каскада. В их полных жизни и экспрессии телах чувствуется безупречное знание анатомии и истинно барочное умение заставить бронзу подчеркнуть каждый мускул в светотеневой игре.
Величав и суров, как сама северная природа, старец «Волхов», сидящий у стены ковша. Он напоминает сказочного водяного и в то же время удивительно реален в трактовке могучей фигуры, в самой позе человека, с удивлением и интересом смотрящего в воду.
Погруженный в грезы любви пастушок «Акид», - пожалуй, самый нежный и проникновенный образ фонтанной сюиты. Его стройный, тонкий силуэт привлекает античной чистотой пропорций, одухотворенной сдержанностью жестов. Если «Тритоны» определяют собой победные мажорные интонации, в симфоническом звучании ансамбля, то «Акид», напротив, воплощение мелодичной По модели Прокофьева были отлиты бронзовые львы, установленные в 1801 г. на парапете основного водоема «Львиного каскада».
Во время Великой Отечественной войны скульптура «Волхов» и группа «Тритоны», которых не удалось эвакуировать, были похищены немецко-фашистскими захватчиками.
В 1948-1950 гг. И.Крестовским был воссоздан «Волхов», Н.Дыдыкиным – «Тритоны».
Среди замыслов Прокофьева видное место занимал проект петергофских фонтанов, названный «Триумф Нептуна». Он остался в стадии вполне разработанной модели.
Мастеру удалось без надуманного аллегоризма олицетворить грозную силу бурной стихии. «Триумф Нептуна» - наглядная иллюстрация к тому положению, что скульптурная группа не составляется из отдельных кусков, но должна быть заранее задумана как нечто целое и неделимое.
Профессорское звание Прокофьев получил только в 1800 г., а звание старшего профессора – лишь в 1819 г. и дальше не пошел. Скорее всего скульптор не сумел поладить с академическими верхами. Одновременно с настоящей творческой работой ему приходилось брать много заказов полуремесленного характера. В 1821 г.
Прокофьева постигло большое несчастье. Во время занятий в Академии с ним случился удар, правая рука и нога были наполовину парализованы. Несмотря на это, он продолжал работать. В последние годы жизни Прокофьев не был совсем забыт.
Академия художеств, как бы там ни было, продолжала высоко ценить художника, в частности как педагога. Именно ему передали осиротевший класс самого М.И. Козловского. Прокофьев состоял руководителем медальерного класса и преподавал рубку в мраморе.
Список литературы
1. Карпова Е.В Русская и западноевропейская скульптура 18 - начала 20 века
2. Доронина Людмила Мастера русской скульптуры. Том 1. Скульптура XVIII-XIX
3. Мария Бурганова "Русская скульптура"














