70229 (573733), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Украшения и татуировки также многое говорят о социальном статусе, групповой принадлежности и иерархии их обладателя. Основные функции этих символов невербальной коммуникации связаны с объединением людей в группы и дифференциацией их социального статуса (Изящные дорогие украшения выдают принадлежность к элите, обилие металлических клёпок и цепей выделяет рокеров, многочисленные амулеты и талисманы выдают приверженцев оккультизма). Есть украшения, которые и в обыденной жизни называются символами: знаки различия в армии, политические знаки или значки (красная гвоздика, синяя гвоздика, яблоко), медали. Всё это - своеобразные знаки культурного кода, как явные (корона у короля или обручальное кольцо у супруга), так и неявные (предпочтение того или иного рода украшений). Роль украшений зачастую выполняют татуировки. Однако в отличие от украшений, которые можно заменить, сигнализируя тем самым изменения своей личности, татуировка навсегда остаются на коже, окончательно и бесповоротно связывая человека с определёнными событиями и социальной ролью. Так, татуировки в уголовной среде являются своеобразным жизнеописанием и характеристикой их обладателя, его криминальной "автобиографией"; они определяют также его рейтинг и место в данной среде.
Помимо татуировок встречаются и другие телесные повреждения, показывающие социальный статус человека: бритьё волос (тонзура монаха), обрезание крайней плоти (принадлежность ко взрослым иудеям), прокалывание ушей (только справа - принадлежность к социальным меньшинствам), нанесение шрамов в определённых местах (у примитивных народов - символы взрослости и власти).
Пища также несёт информацию о событии, к которому она готовится. К примеру, в России и Белоруссии салат "оливье" и шампанское - символ праздника; грецкие орехи, шоколадные конфеты и мандарины - символ Нового года; ярко раскрашенные яйца и куличи - символ Пасхи; именинный торт со свечами - символ дня рождения, а вегетарианская пища - символ поста.
Звуки и тишина также выступают в качестве символов торжественного, священного, либо наоборот, обыденного, повседневного, разнясь по значению в различных микрокультурах.
Таким образом, символы присутствуют почти в каждом поле человеческой деятельности. Благодаря их портативности появляется возможность передавать от поколения к поколению огромное количество знаний и информации.
Однако символы сами по себе, без знаковой и культурной среды, без сообщества, использующего их по условленным негласным законам, ничего не значат: "…символы существуют в конфигурациях, и значение отдельных символов следует искать в их противопоставлении другим символам, а не в самом символе как таковом" [3; 72]. Отсюда можно вывести определение символа как предметного или словесного знака, условно выражающего сущность явления с определенной точки зрения, имеющего в своей основе переносное значение и скрытое сравнение, связь с явлениями быта, историческим опытом, сказаниями, верованиями и т.п.
3. Эволюция символов и логика их взаимосвязи
Символы могут менять свои значения от поколения к поколению, от региона к региону. В разных культурах одни и те же символы могут принимать различные виды и значение. К примеру, рассмотрим эволюцию и значение в разных культурах одного из древнейших символов, креста.
Изначально крест , называемый теперь Греческим, символизировал древние представления человека об окружающем его пространстве, мире: 4 стороны света, 4 элементов стихий, 4 времени года, точки солнцестояний (вертикаль) и равноденствий (горизонталь) и т.д. Форма Тау-креста
появилась в древней Халдее и соседнем Египте как символ бога Таммуза, плодородия и жизни. В Египте он эволюционировал в Анкх
, символ бессмертия, соединяющий крест (жизнь) и круг (вечность). Крест, названный Латинским
, обозначал в Греции посох Аполлона, но в первые века нашей эры стал символом христианства. Он олицетворяет искупление грехов человечества распятием Христа и веру в его учение, воскрешение, возрождение, спасение после смерти. Свастика
, "вращающийся" крест - древний символ круговорота жизни и солнца, движения, света, благополучия. Но после второй мировой войны он устойчиво ассоциировался с НСДАП и фашизмом, а потому приобрёл строго негативное значение, без внимания к направлению его вращения. Красный крест, международный символ, логически расшифровывается как кровь, жизнь (красный цвет) и защита, спасение (крест).
Многие современные награды имеют форму креста не случайно. Можно построить ассоциативную цепочку: Крест (спасение через страдания) - Храм, увенчанный крестом (вера, молитва, очищение души) - Рыцарь (долг, верность, честь, защита) - Меч с рукоятью в форме креста (оружие, сражение, подвиг) - Орден в форме креста (награда за доблесть и заслуги).
Особое значение приобрела взаимосвязь символов в гербах, где каждая деталь наполнена аллегорией и несёт определённую смысловую и информационную нагрузку (фигура входящая или выходящая, того или иного цвета и размера, наклон линий вправо или влево, стоящее или сидящее животное и т.д.)
Упрощённый герб - логотип фирмы - изощрённее кодирует информацию, во многом влияя на подсознание, но так же, как и герб, использует несколько логически связанных символов для маркировки производимого товара.
Символы складываются и разрушаются с течением времени, приобретают противоположное значение, эволюционируют с развитием общества, объединяются в группы для создания определённого культа (поклонения чему-либо или почитания чего-либо). Так, например, в советские времена создался культ власти. Он непременно сопровождался комплексом определённых атрибутов, которые стали одновременно его символами. Это служебная машина преимущественно чёрного цвета, с личным шофёром, мигалкой и спецномерами; отдельный кабинет, оборудованный средствами спецсвязи, телохранители, особые пропуска для посещения закрытых для обычных граждан мест и территорий, наличие государственной символики на предметах обихода и т.д.
Религиозный культ предполагает наличие особого, символическим образом оформленного архитектурного сооружения, специфического музыкального или вокального сопровождения, строго определённую одежду проводящих его священнослужителей, комплект ритуальных предметов-символов, осуществление специфических действий, составляющих определённый ритуал и т.д. Всё вышеперечисленное и является символами данного культа. Их взаимосвязь и порождает конкретный религиозный акт, основу вышеуказанного культа.
Подытоживая вышесказанное, можно сказать, что нет символа без культа, и нет культа без символа. Даже отрицательный символ непременно породит культ, ибо он будет положительным для другой культуры или субкультуры (змея - символ хитрости и коварства на Западе, и мудрости и терпеливости - на Востоке). Поэтому логика дешифровки и взаимосвязи символов также предполагает непременный учёт времени и места их появления: например, свастика, изображённая на мавзолее Эль-Регистан в Самарканде, отнюдь не свидетельствует о профашистских настроениях и культе Гитлера в среде его создателей.
Заключение
Человеческая культура является по своей сути посредником между природой, обществом и индивидом, система, регулирующая жизнь, выживание, поведение и совместную деятельность. Это происходит в процессе коммуникации, цели которой обслуживают те или иные потребности человека: выживание, получение и сообщение информации, поддержание соответствующих отношений с остальными членами социума, убеждение других людей действовать или думать каким-либо образом, т.е. осуществление власти над ними (сюда относится и пропаганда), объединение обществ и организаций в одно целое, осознание мира и нашего опыта в нем (во что мы верим, что думаем о себе, об отношениях с другими людьми и т.д.)
Необходимость в согласованном поведении людей, закреплении и сохранении полученных знаний, их передаче от поколения к поколению привела к возникновению различного рода символов: "Мы общаемся друг с другом при помощи кодированных условных форм невербального поведения и невербальных знаков и символов" [3; 17]. Процесс общения в этом отношении можно рассматривать как обмен символами, с помощью которых происходит передача нужной информации.
Символ же всегда выступал и выступает необходимым условием формирования и воспроизводства человеческой культуры. Он является средством развития мировоззренческих форм сознания, открывающих человеку масштаб его соизмеримости с окружающим миром и космосом. И только во взаимосвязи символов, зачастую принадлежащих к разным группам, рождается узнаваемое членами определённых групп и культур понятие, информация, передаваемая и читаемая ими от поколения к поколению. Так символ служит основой культурного наследия прошлого будущему.
Список использованной литературы
1. Грушевицкая Т.Г. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин; под ред. А.П. Садохина. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002. - 352с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.countries.ru/library/intercult/mkom. htm. - Дата доступа: 12.10 2009
2. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учебное пособие/ В.Б. Кашкин. - Воронеж: ВГТУ, 2000. - 175 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.countries.ru/library/intercult/ kashkin. htm. - Дата доступа: 12.10 2009
3. Лич Э. Культура и коммуникация: Логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии [пер. с англ.] / Э. Лич. - М.: "Восточная литература" РАН, 2001. - 142 с.
4. Нимбрук Л. Магические знаки и символы [пер. с англ.] / Л. Нимбрук. - М.: АСТ; СПб.: Астрель-СПб, 2006. - 60 с.
5. Социально-культурная антропология: хрестоматия: в 2ч. / Автор-составитель Ю.Ю. Гафарова. - Мн.: Филиал РГСУ в г. Минске, 2006. - Ч.1. - 52 с.
6. Щепанская Т.Б. Символическая репрезентация власти: атрибутика / Т.Б. Щепанская // Антропология власти. Хрестоматия по политической антропологии. Т.1. Власть в антропологическом дискурсе. - СПб: Изд-во СПбГУ, 2006. - С.313-326. [Электронный ресурс: "Поехали"]. - Режим доступа: http://www.poehaly. narod.ru/ap-symnbol. rtf - Дата доступа: 17.10.2009.