69767 (573668), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Эскизами, посвященными этой теме, заполнен альбом Г. И. Гуркина (1937). Здесь много работ, рассказывающих о партизанском движении на Алтае. Но решение их значительно отличается от предыдущих. Эскизы лишаются жанрового характера, пейзаж уже не превалирует над изображением людей, все компоненты подчиняются главной идее. События тех лет стали мыслиться автором как эпопея народная, как явление, вовлекшее в свою сферу людей разной национальности, разных судеб и характеров. К решению этой мысли он подходит в эскизах Спускаются с гор, Засада, Партизаны, За власть Советов. Приходится только сожалеть, что замысел художника не был доведен до конца.
В те же годы художник создает ряд пейзажей родного Алтая, которые по-прежнему говорят о раздумьях автора, о величии и вечности природы, о народ - ном понимании ее. Одни из этих работ панорамны, другие камерны.
Камерны пейзажи Горное озеро. Вечер (1926), Маральник цветет, На перевале. Этюд Горное озеро. Вечер в живописном отношении очень красив по созвучиям золотисто-оливковых и золотисто-розовых оттенков, которые местами переходят в нежно-фиолетовые. Тонко передано автором и состояние предзакатной поры, когда тишина точно разлита во всем окружающем. Насыщенностью цвета и тонкостью в подборе красок привлекает холст Маральник цветет с его бледно-зелеными, жемчужно-пепельными и лиловатыми тонами. На перевале - вещь пленерная, вся пронизанная светом и воздухом.
Заметно меняется техника письма Гуркина: мазок становится более дробным, цвет наносится раскладкой. От лессировок он в этих вещах отказывается. В этих работах Гуркин ближе к живописной манере Никулина.
К панорамным пейзажам относятся Поздняя осень (Бом Эзгер-Саяр), Курайские белки, Горное озеро и некоторые другие.
В числе последних работ Г. И. Гуркина были и большие по размерам полотна. Одними из лучших считаются Белуха с северной стороны, ледник Ак-Кем и последний вариант "Хан-Алтая".
Можно представить себе живописные достоинства большой картины Белуха с северной стороны, если посмотреть на великолепный этюд Ак-Кем Алтайского музея. Кроме выразительности его нежно-зеленых, голубых и пепельно-светлых красок, в нем хочется отметить стройность всего композиционного решения.
В 1936 году Гуркин создает второй вариант картины Хан-Алтай (Барнаул). Вариант значительно отличается от живописной композиции 1907 года. Здесь больше классической ясности и строгости. В первом варианте художник еще допускал элементы случайности в построении (цепь треугольных вершин гор беспорядочно разбивалась светлыми пятнами снега), прибегал он и к некоторым развлекательным подробностям и приемам литературного рассказа (орел на одном из валунов, одинокое облачко в ущелье как указание высоты этих гор). Композиция производила впечатление некоторой дробности. В варианте 1936 года автор сумел избавиться от этих недостатков. Вся композиция воспринимается как нечто цельное, величественное и даже торжественное. Этим задачам служат и архитектоника пейзажа и строгий ее колорит. Когда-то эпиграфом к каталогу своей выставки Гуркин поставил строки из народной алтайской поэзии:
Треуголен ты, Хан-Алтай,
Когда взглянешь на тебя с высоты.
Со стороны поглядишь на тебя –
Ты блестишь, как девятигранный алмаз!
Когда же со ската горы окинешь взором тебя,
То, как плеть расплетенная, тянутся хребты твои!
Полностью выразил он это алмазное сверкание величавых вершин именно в полотне 1936 года.Удалось избавиться здесь автору от пестроты цвета, в результате чего горы стали восприниматься более цельно. Умело передана воздушная перспектива за счет общего высветления палитры художника, что создает впечатление, будто весь пейзаж напоен прозрачным и холодным высокогорным воздухом. Художник по-прежнему широкими мазками жидко прописывает поверхность холста, прибегает к лессировкам. Но живопись становится по сравнению с первым вариантом (1907) более светоносной и сгармонированной в цвете.
В картине Хан-Алтай (1936) художник достиг той простоты и ясности, которые составляют качества произведений истинно народных.
Заключение
Ранние годы художника связаны с далекой алтайской деревушкой Улалой (ныне город Горно-Алтайск), где впервые основы изобразительной грамоты он получил в иконописной мастерской. Тайком от отца мальчик наблюдал, как работают старшие. Руководитель мастерской, заметив смышленого мальчика, стал разрешать ему рисовать анатомические элементы: нос, глаза, руки. Дома Григорий, тайком от всех, увлеченно рисует людей, виды родного села. Об этом говорят его первые карандашные пробы, датированные 1880 годом (ранние рисунки хранятся в Алтайском музее - Л. С.).
Несколько позже он попадает в Бийск, где в то время процветало иконописное дело, крепко поставленное руководителями духовной миссии. Гуркин поступает в иконописную мастерскую Содотова и работает самостоятельно. К этому времени относится одна из его первых картин - Камлание (1895).
Возможно, что так и остался бы Гуркин дилетантом, если бы не встреча с А. В. Анохиным, в то время студентом Петербургской певческой капеллы, гостившим в Бийске во время каникул. Будущий композитор, этнограф Алтая, Анохин уговорил Гуркина ехать учиться в далекий Петербург. Около года длились сборы. И вот осенью 1897 года они на перекладных отправляются в Барнаул, затем в Томск - в то время столицу Алтайского округа - и далее в Петербург.
Список литературы
-
Григорий Иванович Гуркин. // Изобразительное искусство Алтая. – М., 2003.
-
Культура и искусство. – 1999. - №2.
-
Раннее творчество Г.И.Гуркина. – М., 1976.
-
Снитко Л.И. Творчество художников Алтая и Сибири. – М., 2000.
Приложение
Озеро горных духов, 1910
Озеро горных духов, 1916