28655 (569399), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Среди свойств решений Конституционного Суда Российской Федерации прежде всего следует назвать их обязательность. В соответствии со статьей 6 Закона решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Весьма характерно, что законодатель поместил эту норму в главу 1 Закона о Конституционном Суде, которая содержит общие положения об организации Конституционного Суда. Это позволяет рассматривать обязательность решений Конституционного Суда в качестве их основного свойства. Именно с обязательностью, а также с иными общими нормами, определяющими статус Конституционного Суда в системе власти, связано наличие у решений этого органа всех прочих свойств.
Петров А.А. высказывает мнение, что в Законе, возможно, следовало бы говорить не просто об обязательности, а об общеобязательности решений Конституционного Суда Российской Федерации0. Заголовок статьи 6 Закона в целом правилен, но он носит слишком общий характер. Он показывает в решениях Конституционного Суда то, что свойственно любому судебному акту, принимаемому в Российской Федерации, и не учитывает существенной специфики деятельности самого Конституционного Суда. Сам Конституционный Суд, видимо, также заметил эту тонкость, потому что иногда он характеризует свои собственные решения именно как общеобязательные, а не просто как обязательные.
Следующее важнейшее свойство решений Конституционного Суда их окончательность. Оно закреплено в части первой статьи 79 Закона и формулируется следующим образом: «Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения».
Эта норма призвана содействовать достижению нескольких целей. Во-первых, наделение решений Конституционного Суда свойством окончательности является важным условием сохранения стабильности и последовательности правового регулирования. Во-вторых, положения части первой статьи 79 направлены на повышение ответственности государственных органов за обеспечение соответствия принимаемых ими правовых актов Конституции страны. Органы власти и их должностные лица, соответственно, должны исходить из того, что если изданный им правовой акт окажется предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации, то Суд вынесет такое решение, которое уже нельзя будет оспорить ни в самом Конституционном Суде, ни в какой-либо другой инстанции. Наконец, в-третьих, запрет обжалования решений Конституционного Суда представляет собой дополнительную гарантию независимости деятельности как Конституционного Суда в целом, так и его судей. Запрет на обжалование решений Суда в значительной степени снижает опасность внешнего давления на судей с целью повлиять на выносимые ими решения.
Из положений об общеобязательности и окончательности решений Конституционного Суда Российской Федерации вытекает, что решения Конституционного Суда действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами (часть вторая статьи 79 Закона).
Вместе с тем очевидно, что значение принципа непосредственного действия решений Конституционного Суда не ограничивается лишь рамками правоприменения. Этот принцип имеет и другие аспекты, относящиеся не только собственно к решениям Конституционного Суда, но и к роли и месту Суда в системе власти в Российской Федерации в целом. Непосредственность действия решений Конституционного Суда, точно так же, как и их общеобязательность, вытекают из принципов разделения властей и независимости суда (статьи 10 и 120 Конституции Российской Федерации). Поэтому исполнение решений Конституционного Суда, в частности, осуществление действий, необходимость которых вытекает из решения, не может ставиться в зависимость от усмотрения каких-либо должностных лиц. Решение Конституционного Суда о признании закона неконституционным действует непосредственно, и потому отмена не соответствующего Конституции Российской Федерации закона органом, его принявшим, не требуется, так как этот закон считается отмененным, т.е. недействительным, с момента оглашения постановления Конституционного Суда Российской Федерации. Отсюда следует, что исполнение решения Конституционного Суда о признании правового акта или его отдельных положений не соответствующими Конституции должно состоять не столько в формальной отмене такого акта или внесении в него необходимых изменений, сколько в неприменении этого акта (или его положений, признанных неконституционными).
Наконец, последним свойством решений Конституционного Суда является их непреодолимость. Согласно части второй статьи 79 Закона, юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.
Список использованных источников
-
Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).// Российская газета. 25.12.1993.
-
Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изменениями от 8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г., 5 апреля 2005 г.).
-
Постановление КС №12-П от 19.12.2005.// Вестник КС. 2006. №1.
-
Витрушкин В.В. Определения как вид решений Конституционного Суда РФ.// Журнал российского права. 2005. №3.
-
Комментарий к Конституции РФ./ Под ред. Окунькова Л.А. – М., 2007.
-
Комментарий к ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»./ Под ред. М.Е. Кондратова. – М., 1996.
-
Петров А.А. Юридические свойства решений Конституционного Суда РФ.// Академический юридический журнал. 2000. №2.
-
www.ksrf.ru
0 Постановление КС №12-П от 19.12.2005.// Вестник КС. 2006. №1.
0 Витрушкин В.В. Определения как вид решений Конституционного Суда РФ.// Журнал российского права. 2005. №3.
0 Петров А.А. Юридические свойства решений Конституционного Суда РФ.// Академический юридический журнал. 2000. №2.