26281 (568939), страница 2
Текст из файла (страница 2)
В современном российском уголовном процессе адвокат осуществляет такие публично-правовые роли, как защитник, представитель или обвинитель. Если адвокат-защитник всегда является субъектом стороны защиты в уголовном судопроизводстве, то адвокат-представитель может входить в состав и стороны защиты, и стороны обвинения. Особенность процессуального статуса представителя потерпевшего состоит в том, что он входит в единую группу субъектов стороны обвинения в уголовном судопроизводстве (ст. 45 УПК). Представитель потерпевшего обладает такими же процессуальными правами, как и представляемое им лицо (ч. 3 ст. 45 УПК).
В числе лиц, имеющих право участвовать в уголовном деле в качестве представителя потерпевшего, закон, прежде всего, назвал адвокатов (ч. 1 ст. 45 УПК). Важно и то, что для защиты прав и интересов потерпевших, являющихся несовершеннолетними или по своему физическому либо психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно защищать перечисленные ценности, обязательно участие в уголовном деле их представителей (ч. 3 ст. 45 УПК). И в первую очередь адвокатов, которые в состоянии оказать им квалифицированную юридическую помощь0.
Личное участие в уголовном деле потерпевшего не лишает его права иметь представителя (ч. 4 ст. 45 УПК), участвующего в уголовном судопроизводстве наряду с доверителем. Потерпевший вправе иметь адвоката-представителя на всех стадиях уголовного процесса (п. 8 ч. 2 ст. 42 УПК). Право иметь адвоката-представителя у потерпевшего возникает в связи с принятием дознавателем, следователем, прокурором, судом процессуального решения о признании его участником уголовного процесса.
Таким образом, потерпевший вправе реализовать свои права через представителя или, активно участвуя в производстве по уголовному делу, осуществлять их вместе с представителем.
Характер взаимоотношений адвоката с потерпевшим, интересы которого он представляет, обусловливаются процессуальным положением адвоката. Процессуальная самостоятельность адвоката - представителя потерпевшего является одной из важнейших особенностей его процессуального положения. Без той самостоятельности адвокат не в состоянии сколько-нибудь успешно решать поставленные перед ним задачи. Но вместе с тем возникает вопрос о пределах его независимости от позиции потерпевшего. Здесь можно предложить следующие подходы.
Представляется, что адвокат - представитель потерпевшего не должен быть никоим образом связан волей потерпевшего в оценке тех вопросов, где необходима лишь компетентность в сфере юриспруденции. За потерпевшим как лицом, в подавляющем большинстве случаев юридически не сведущим, не может и не должно оставаться последнее слово в оценке правовых вопросов, например, в суждениях по поводу правильности или неправильности правовой квалификации действий обвиняемого, решении вопроса о наличии или отсутствии процессуальных оснований для признаний доказательств недопустимыми, вопросах оценки доказательств. Кроме того, адвокат не связан волей и желанием потерпевшего в заявлении отводов лицам, участвующим в деле. Природа отвода состоит в том, что в отправлении правосудия могут участвовать только лица, соответствующие требованиям, установленным законом. Поэтому адвокат, которому стали известны обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела в данном составе суда или с участием того или иного лица, независимо от позиции потерпевшего обязан заявить отвод, осуществив предоставленное ему законом право0.
В решении иных вопросов, выходящих за рамки чисто правовых, необходимо руководствоваться принципом солидарности адвоката - представителя с потерпевшим. В юридической литературе этот принцип рассматривается лишь применительно к защите адвокатом интересов обвиняемого. При этом подчеркивается, что исходным положением защиты является принцип позиционной солидарности защитника - адвоката с обвиняемым (подсудимым), когда их действия по защите гармонируют между собой, совпадают, сливаются, дополняют друг друга. Адвокат должен стремиться к выработке единой защитительной позиции по делу. Сказанное, однако, в полной мере относится и к адвокату - представителю потерпевшего, ведь потерпевший рассчитывает на действенную помощь своего представителя и уж во всяком случае, вправе ожидать, что представитель своими действиями не причинит ему вреда. Очевидно, поэтому, что взаимоотношения адвоката с потерпевшим должны исключать какие-либо существенные противоречия между ними, и в противном случае трудно было бы говорить о доверительности и их отношениях, без чего представительство в принципе невозможно.
Вместе с тем, на практике между представляемым и представителем возможны определенные разногласия, и даже коллизии их позиций по тому или иному вопросу, зачастую весьма значимого для интересов потерпевшего. Нельзя требовать, чтобы таких коллизий не возникало в принципе, так как адвокат - представитель, во-первых, самостоятельный участник процесса, а во-вторых, в отличие от потерпевшего - профессиональный юрист, следовательно, по любому вопросу, касающемуся производства по делу, он может и должен иметь собственное мнение, основанное на профессиональном знании и опыте. Если же отказать адвокату-представителю в этом праве, он будет низведен до роли марионетки в руках потерпевшего, простого проводника его желаний, что, разумеется, неприемлемо.
Как же разрешить это, казалось бы, имманентно присущее представительству противоречие? Ответ может быть только один: адвокат - представитель потерпевшего должен в максимальной степени проявлять стремление идти навстречу позиции потерпевшего, но до тех пор, пока его позиция не вступит в противоречие с законом. Поэтому если позиция потерпевшего не соответствует закону или материалам дела, адвокат в силу своего профессионального долга не вправе ее поддерживать и должен прямо объявить об этом потерпевшему. При этом, используя весь свой авторитет, адвокату необходимо довести до сведения потерпевшего свое видение проблемы, по которой возникла коллизия между ним и потерпевшим, четко и ясно обозначить по ней свою позицию, указать иные возможные пути разрешения этой проблемы, а также процессуальные последствия того или иного решения, принятого потерпевшим. Иначе говоря, адвокат по возможности должен добиться, чтобы потерпевший занял такую позицию, которую адвокат может отстаивать, не ставя под угрозу интересы и цели правосудия.
Если, несмотря на предпринятые адвокатом усилия, потерпевший не согласится с ним, соглашение о представительстве может быть расторгнуто. Инициатива в данном вопросе может исходить как с одной, так и с другой стороны. Потерпевший вправе в любой момент процесса отказаться от представителя и пригладить другого представителя или принять защиту своих интересов на себя. В случае же, если представитель считает позицию потерпевшего неправильной, и ему не удалось переубедить последнего отказаться от нее, адвокат может и должен отказаться от защиты интересов потерпевшего0.
Право адвоката - представителя потерпевшего в исключительных ситуациях, описанных выше, отказаться от представления интересов потерпевшего не ставится под сомнение в литературе.
Из сказанного вытекает и решение вопроса о допустимости использования адвокатом - представителем потерпевшего определенных средств защиты интересов потерпевшего и возможности защиты тех или иных его интересов. То обстоятельство, что адвокат представляет и защищает интересы потерпевшего в процессе, отнюдь не делает его защитником любых интересов последнего и не дает ему права на использование для этого любых приемов и средств.
Таким образом, возникающих в связи с представительством адвокатом интересов потерпевшего, определяют суть данного представительства и характеризуют адвоката - представителя потерпевшею как участника процесса, что, в свою очередь, влияет на пределы его прав, обязанностей и совершаемых действий в уголовном процессе.
3 Правовые основания участия адвоката-представителя в уголовном деле и его права. Правовая природа соглашения адвоката с доверителем
Правовые основания участия адвоката-представителя в уголовном процессе подразделяются на два вида: материально-правовые и процессуально-правовые. Первые включают причиненный ущерб, а вторые - доказанность причинения вреда, его вида и размера, субъектов, наличие заявления о признании потерпевшим. В совокупности они образуют фактические и юридические, объективные и субъективные основания для принятия дознавателем, следователем, прокурором, судом решения о признании потерпевшим. После этого потерпевший наделяется процессуальными правами, в том числе правом иметь представителя.
Правовыми основаниями участия адвоката-представителя в уголовном деле являются0:
-соглашение об оказании юридической помощи потерпевшему, заключенное в соответствии со ст. 25 Закона об адвокатуре;
-процессуальное решение дознавателя, следователя, прокурора, суда об обязательном участии представителя несовершеннолетнего или по своему физическому либо психическому состоянию неспособного защищать свои права и законные интересы;
-определение суда или постановление судьи, прокурора, следователя, дознавателя о допуске к участию в деле в качестве представителя лица, которое укажет потерпевший (ч. 1 ст. 45 УПК). Таким лицом может быть и адвокат, который теперь, по новому УПК, допускается к участию в деле в качестве представителя как по соглашению, так и по назначению.
Права представителя производим от прав представляемого. Поэтому представители могут иметь полномочия в пределах прав представляемого, но в принципе объем правомочий представителя зависит от воли представляемого. Однако есть право, которое потерпевший не может вообще передать представителю - право на дачу показаний.
В комплексе процессуальных прав, предоставленных представителю, можно выделить такие, которыми он пользуется на досудебном и судебном производстве (стадии судебного разбирательства, рассмотрения дела в кассационном и надзорном порядках).
На предварительном производстве адвокат-представитель вправе:
-заявлять ходатайства и отводы,
-представлять доказательства,
-участвовать с разрешения дознавателя или следователя в следственных действиях, производимых по ходатайству доверителя,
-знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с участием представителя,
-постановлением о назначении судебной экспертизы и заключением эксперта,
-приносить жалобы.
По окончании предварительного расследования представитель потерпевшего вправе знакомиться со всеми материалами уголовного дела, выписывать из дела любые сведения и в любом объеме, снимать копии материалов уголовного дела (ст. 45 УПК).
Участвуя в судебном разбирательстве уголовного дела, адвокат-представитель вправе:
-участвовать в исследовании обстоятельств и материалов дела;
-представлять доказательства,
-выступать в судебных прениях,
-знакомиться с протоколом судебного заседания и приносить на него замечания,
-обжаловать приговор, определение и постановление суда,
-знать о принесенных по делу жалобах и представлениях, подавать на них свои замечания.
Представитель потерпевшего, кроме того, полномочен поддерживать обвинение.
Особенность деятельности адвоката-представителя в кассационном и надзорном производстве состоит в том, что он участвует в проверке законности, обоснованности и справедливости как не вступивших, так и вступивших в законную силу судебных решений по уголовным делам0. В целях осуществления этой деятельности и оказания квалифицированной юридической помощи доверителю представитель потерпевшего вправе в течение установленных законом сроков обжаловать в кассационном и надзорном порядках судебное решение в полном объеме (ч. 4, 5 ст. 354 УПК). Он также вправе знакомиться с жалобами и представлениями, поданными другими участниками уголовного процесса.
При рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке представитель потерпевшего имеет право:
-участвовать в заседании суда второй инстанции,
-заявлять отводы и ходатайства,
-представлять дополнительные доказательства в подтверждение поданной жалобы или в опровержение доводов, изложенных в кассационных жалобах или представлении других субъектов судопроизводства,
-изложить суду свое мнение о законности, обоснованности, справедливости обжалованного судебного решения.
В обжаловании приговора, определения, постановления в надзорном порядке потерпевший и его представитель вправе:
-ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу судебных решений,
-участвовать в судебном заседании суда надзорной инстанции,
-давать устные объяснения (ч. 1 ст. 402, ч. 2, 6 ст. 407 УПК).
Адвокат осуществляет свою деятельность на основе соглашения, заключенного со своим доверителем.
По сути, являясь гражданско-правовым договором, соглашение об оказании юридической помощи можно определить как договор возмездного оказания услуг (например, в случае необходимости составления искового заявления, претензии, договора) либо как договор поручения (в случае необходимости представления интересов доверителя в суде).
Подобное соглашение может быть составлено непосредственно между адвокатом и его доверителем, интересы которого необходимо будет в дальнейшем представлять, либо с указанием необходимости представления и защиты интересов какого-либо третьего лица. Данное условие устанавливается сторонами по взаимному соглашению.
Относительно условий такого соглашения можно сказать, что его существенными условиями являются указания0:
на сведения о поверенном (адвокате или адвокатах, принявших исполнение) с указанием его принадлежности к соответствующему адвокатскому образованию;
предмет поручения, т.е. те действия, которые должны быть осуществлены адвокатом для достижения наиболее благоприятного результата по делу;
размер, сроки и порядок оплаты услуг адвоката с учетом возмещения расходов адвоката, связанных с рассмотрением дела;
















