ВКР Чупеева (1232918), страница 6
Текст из файла (страница 6)
- автороведение (установление автора текста);
- исследование бланков документов;
- исследование машинописных текстов;
- исследование оттисков печатей и штампов;
- исследование частично измененных документов;
- исследование скрытой информации в документах.
Согласно вышеприведенной классификации, разновидность документов, подвергающихся подлогу, является очень широкой. В целях правильного исследования подложного документа, привлекаются эксперты-специалисты разных направлений, выявляющие подлог в документе. Правильное исследование документа позволяет не только выявить преступление, правильно квалифицировать деяние, но и выработать определенную тактику и направление по раскрытию преступления и изобличения виновного.
Согласно видовому назначению подлога во вносимые документы, различают два вида подлога: материальный и интеллектуальный. Так, интеллектуальный подлог выражается в составлении и выдаче документа, правильного с формальной стороны (наличие и правильность всех реквизитов), однако, содержащего заведомо ложные сведения (например, подложная накладная, составленная по форме на надлежащем бланке полномочными лицами на перевозку фактически неоприходованного или незаконно изготовленного товара) [20, 275].
По мнению автора работы, наиболее заметный по внешним изменениям материальный подлог охватывает действия, связанные с физическим контактом субъекта на подделываемый документ. Изменения подлинного документа включают в себя внесение ложных сведений, вместо содержащихся правильных данных.
Слово «материальный» происходит от латинского «materialis», что означает [36]:
1. относящийся к материи или к материалу;
2. состоящий из материи, вещественный; плотский, телесный; полезный в житейском смысле;
3. касающийся сущности предмета, в отличие от формального, относящегося к форме, к внешней стороне явления.
В то время как понятие «интеллектуальный» имеет противоположное значение: (от ново-латинского – «intellectualis», от латинского – «intelligere» – «понимать») – умственный, духовный [36].
Исходя из содержания термином, следует отметить принципиальное различие назначений двух подлогов: материальный подлог предполагает непосредственное взаимодействие субъекта преступления с документом, в то время, как при совершении интеллектуального подлога процесс создания подложного документа происходит путем его внутреннего завуалированного содержания.
Правоведы Д.К. Кремс и О.В. Белокуров предлагают обозначить материальный подлог как «контактный» в случаях переделки подлинного документа [22]. Правоведы обуславливают свою позицию тем, что субъект преступления всегда взаимодействует с подделываемым документом, когда вносит в него исправления. В случае изготовления совершенного нового подложного документа, преступник создает фиктивный документ без реального контакта с подлинным документом, который может именоваться документом, содержащим материальный подлог.
По мнению автора данной работы, теоретическая новация О.В. Белокурова, Д.К. Кремс не имеет подтвержденных обоснований. Категории «материальный» и «интеллектуальный» подлог – родовые понятия, включающие в себя процесс формирования поддельного документа. Данные понятия являются общепринятыми как в криминалистике, так и во всей юриспруденции. Несомненно, они отличаются по способу воздействия на подлинный документ, выявлению подложных документов, и последующего применения технико-криминалистических приемов для исследования данных документов.
Исходя из правовой позиции О.В. Белокурова, Д.К. Кремс следует, что к материальному подлогу относятся лишь те документы, которые изначально создаются подложными. Одновременно понятия «материальный» и «контактный» различаются лишь тем, что последний подвергается видоизменениям по содержанию изначального документа. Неизменным остается тот факт, что документ подвергается вносимым внешним и физически видимым изменениям.
Подделка документов представляет собой процесс по созданию фальшивых документов или изменению подлинного. В случае замены частей и фрагментов (замена, вклейка отдельных листов, переклейка фотографий), удаления части документа путем подчистки с использованием химических реактивов, растворителей и внесением в текст отдельных букв, слов, фраз путем дописки, данные действия образуют частичную подделку документов. Подделка всего документа называется полной в случае изготовления документа целиком, внесения в оригинальный бланк заведомо ложных сведений, а также подделки подписей, оттисков печатей и штампов. Так, например, полной подделке чаще всего подвергаются документы, изготавливаемые на чистых листах бумаги (справки, свидетельства, акты).
Для совершения конкретного преступного деяния, виновные лица выбирают определенный способ изготовления подложного документа. В материальном подлоге можно обобщить родовым понятием «исправление или изменение текста». По мнению автора данной работы, данная дефиниция включает в себя такие способы, как подчистка, дорисовка, дописка, допечатка.
Так, подчистка представляет собой способ изменения первоначального содержания документа путем удаления знаков и слов механическим способом. Инструментами для удаления текста могут служить ластик, лезвие бритвы или ножа. Специфика этого способа состоит в нарушении поверхностного слоя бумаги. При исследовании документа обнаруживаются «взъерошенность» волокон поверхностного слоя бумаги, оставшиеся следы старого текста, изменение глянца бумаги, уменьшение ее толщины, расплывы красящего вещества записей, выполненных на месте подчистки; следы давления и трассы (при приглаживании волокон бумаги предметом с гладкой поверхностью для маскировки подчистки).
Дорисовка производится вручную, путем внесения в первоначальный текст красителей аналогичного цвета, новых слов, отдельных букв, цифр, штрихов, изменяющих букву или цифру.
Отличие дописки от допечатки состоит в способе совершения подлога, т.е. собственноручно или при помощи периферийных устройств компьютера, предназначенных для перевода текста или графики на физический носитель из электронного вида.
При совершении дописки или допечатки, в документе возникают отличия в общих и частных признаках почерка или машинописного текста (увеличенные или сжатые промежутки между словами и знаками, смещение линии строки вверх или вниз, сокращение слов, различный наклон продольных осей букв, различное размещение знаков относительно краев документа и линий графления), различия признаков почерка, отличия условий выполнения текста (сила нажима, вид подложки, замедленность темпа движения, угол наклона пишущего предмета), различия оттенков красителя и оттенка красящего вещества, различия люминесценции красителя, сдвоенные, утолщенные штрихи, их копирующая способность, части штрихов, оставшиеся от прежнего знака [61, с. 199].
В допечатанном тексте возникают такие элементы как несовпадающие линии строк, вертикальных столбцов, знаков, полей; «слепые» оттиски букв, различия в размещении и конфигурации машинописного шрифта (при допечатке на другой пишущей машинке), различия в межстрочных интервалах, различие в расположении текстов в документах, выполненных через копировальную бумагу в нескольких экземплярах.
Для своевременного распознавания подделок криминалистами разработаны специальные правила и технические средства, при помощи которых может быть выявлена подделка. Часть из них может быть использована только в лабораторных условиях, но большинство из них предназначено для обеспечения тщательного контроля на месте. К данным действиям относится ознакомление с документами, сопоставление имеющихся данных между собой и с другими документами, изучение личности предъявителя, а также осмотр материала, из которого изготовлен документ [25, с. 112].
Признаки подчистки могут быть обнаружены при изучении документа в косо-падающем освещении, исследовании на просвет и микроскопическом исследовании.
Дописка, допечатка, исправления текста обнаруживаются с использованием оптических увеличительных приборов, светофильтров, ультрафиолетовых и инфракрасных лучей, путем исследования химического состава красителей методами спектрального анализа, с помощью микроскопического исследования, копирования органическими растворителями, используя метод оптического наложения.
Такие способы как смывание или химическое травление применяются путем вымывания красителя штрихов текста органическими растворителями. При смывании происходит удаление или обесцвечивание штрихов первоначального текста с помощью спиртовых растворов и растворителей или химических реактивов (кислот, щелочей). Признаками травления или смывания выступает изменение цвета бумаги, хрупкость бумаги, изменение цвета штрихов соседнего и нового текста, нарушение линовки и защитной сетки бумаги.
Для выявления признаков травления и выявления содержания записей, удаленных травлением документ рассматривается с обеих сторон при различных условиях освещения (рассеянном, косо-падающем, проходящем свете), при помощи микроскопического исследования, в люминесценции в видимой и инфракрасной зонах спектров, а также диффузно-копировальным методом.
Другой способ совершения подлога – замена листов, бланков происходит путем без физического или химического контакта преступника с документом, посредством механического «разжима» скрепок, изъятия листов и вставки новых. Признаками в поддельном документе могут выступать различия между размерами листов, оттенков цвета, линий обреза (для совмещения размера новые листы могут подрезаться), а также лишними отверстиями для скрепок в месте сгиба, нарушением порядка нумерации страниц, отличиями серий и номеров документа на новых листах.
Среди многообразия материальных носителей информации, следует отметить, что подлогу подвергаются также фотографии, подписи, бланки, (оттиски печатей). Очевидно, что данные компоненты документов выступают наиболее значимыми реквизитами подложных документов.
Замена фотографии производится целиком, с оставлением уголка с оттиском печати, путем отделения эмульсионного слоя. На новую фотографию дорисовывается оттиск печати. Признаками их переклейки выступают следы клея у краев фотографии, различия в химическом составе клея под фотографией и вокруг нее, отслоение поверхностного слоя бумаги у краев фотографии, различие содержания, размера, шрифта букв в частях оттиска печати, несовпадение частей оттиска, отсутствие разрыва в оттиске печати у ее края на бумаге [48, с. 71]. Такая подделка выявляется под микроскопом, на просвет и в ультрафиолетовых лучах по несовпадениям линий фоновой сетки; неравномерности толщины и разволокненности бумаги; следам клея по краям вклейки; цвету и оттенку бумаги.
Замена фотографий относится к частичной подделке документов. Фотография является одним из обязательных реквизитов документов, удостоверяющих личность (водительское удостоверение, паспорт гражданина, пенсионное удостоверение). Согласно технико-криминалистическому исследованию, происходит замена целой фотографии, замена с сохранением части оттисков печати, со снятием эмульсионного слоя. На документе с подложной фотокарточкой путем дорисовки или давления проставляются недостающие части оттисков мастичной или металлической печати. Завершение составления подложного документа, содержащего фотокарточку, осуществляется путем наложения оттиска печати на фотографию.
Средствам массовой информации, следственной и судебной практике широко известны случаи незаконного завладения и использования чужих документов, удостоверяющих личность.
Автором данной работы проведено научное исследование по вопросу подлога с использованием чужого паспорта. Следует отметить, что данный подлог личности не связан с физическим контактом и изменением документа при его незаконном использовании. Зачастую преступники, используя ксерокопии чужих паспортов, получают кредиты на чужое имя, регистрируют подставные фирмы, заключают фиктивные браки.
В начале 2000-х годов А. Пюрбеев, совершив разбойное нападение, был задержан сотрудниками правоохранительных органов в г. Москве. Преступник понес уголовную ответственность за совершение преступления от имени своего троюродного брата, воспользовавшись паспортом С. Наранова. Последствия использования чужого паспорта стали очень тяжкими для владельца данного документа. В результате на сегодняшний день законопослушный человек не может достойно жить как гражданин РФ, не в состоянии защитить и отстоять свои нарушенные права [57, с. 204]. До сих пор С. Наранов числится судимым в базе данных ГИЦ МВД.
Согласно Постановлению Президиума Московского городского суда по делу № 44у-326/12 от 03.08.2012 г. было достоверно установлено, что приговором Никулинского районного суда г. Москвы от 28 ноября 2003 года осужден не Наранов С.В., а иное лицо [67]. Несмотря на вынесенное Постановление, потерпевшему не удалось снять судимость и восстановить свое честное имя. Российская законодательная практика содержит недостаточно норм для разрешения возникших споров, связанных с использованием чужих паспортов, хотя действия представляют собой состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 325 УК РФ, в отличие от целенаправленного искажения подлинного документа, удостоверяющего личность.
Таким образом, подлог личности существенным образом отличается от подлога документов. Подлог личности не относится к вопросу, рассматриваемому в данной работе, однако при изучении правовой природы подлога, автор счел необходимым прокомментировать положения о подлоге личности. Назначение данных подлогов имеет общую цель: совершение юридически значимых действий путем обмана с прямым умыслом. Использование чужого паспорта и его подделка – два разных состава преступления. На первый взгляд, лица, не обладающие юридическими знаниями, могут полагать, что не существует разницы между использованием поддельного паспорта и предъявлением чужого документа, удостоверяющего личность, за свой собственный.
Исследование подлога документов, удостоверяющих личность, равно как и других юридически значимых документов, относится к трудоемкому процессу, в котором участвуют эксперты-криминалисты.














