Антиплагиат (1202765), страница 9
Текст из файла (страница 9)
105 УК РФ)ответственность обстоятельств, либо не причисляются ни к одной изперечисленных категорий (ч. 1 ст. 105 УК РФ).При наличии прямого умысла преступник осознает общественно опасныйхарактер собственного деяния, либо бездействия, может предвидеть егообщественно опасные последствия и хочет, чтобы эти последствия наступили/34/.Интеллектуальную составляющую при наличии прямого умысла образуетосознание преступником общественно опасного характера собственного деянияили бездействия наряду с предвидением их общественно опасных последствий.Что касается убийства, осознание характера собственных поступковпредусматривает полное понимание преступником того, что он посягает нажизнь жертвы. Осознание последствий заключается в ментальном34представлении, что после содеянного может наступить летальный исход дляпотерпевшего.Прямой умысел просматривается и в случае, когда наступлениелетального исхода предполагается в качестве неизбежного последствиядействия преступника, и в случае, если оно предполагается как вероятныйрезультат.Волевой момент прямого умысла заключается в желании смертивиновным потерпевшему и стремлении к этой намеченной цели.При наличии косвенного умысла преступник осознает общественнуюопасность собственного деяния или бездействия, предвидит общественноопасные последствия и осознанно допускает свершение этих последствий /32/.Интеллектуальный момент в косвенном умысле абсолютно идентиченинтеллектуальному моменту в прямом умысле.
Единственное отличиезаключается в том, что при наличии прямого умысла преступник осознает, какнеизбежность, так и вероятность наступления летального исхода у жертвы; приналичии косвенного умысла преступник может предвидеть только вероятностьнаступления летального исхода у потерпевшего. В определенных ситуациях,когда преступник предвидит неизбежность смертельного исхода, этосвидетельствует о наличии у него прямого умысла. Поэтому правильнойявляется точка зрения, согласно которой считается что в ситуациях, когдачеловек предумышленно поставлен в условия неизбежного лишения жизни, то оналичии косвенного умысла у преступника говорить невозможно /28/.Волевой момент состоит в том, что преступник не желает причинениясмерти жертве, однако предполагает ее осознанное наступление в результатесвоих действий.
При наличии косвенного умысла преступник не желаетнаступления летального исхода у жертвы, поскольку преследует иные цели. Темне менее, для того чтобы достигнуть этих целей субъект осознанно допускаетвероятность наступления летального исхода у потерпевшего. Последствияпреступного характера предполагаются при наличии косвенного умысла вкачестве вероятного побочного результата преступных действий, направленных35на иные цели. Как следствие, косвенный умысел при лишении жизнипредусматривает наличие прямого умысла применительно к другим действиям.Важную роль играет отделение прямого и косвенного умыслов прирассмотрении вопроса об установлении ответственности за покушение наубийство. Теория уголовного права содержит различные точки зренияотносительно того, что нередко покушение жизнь жертвы совершается приналичии косвенного умысла.
Тем не менее, многими криминалистами эта точказрения не поддерживается, поскольку она вступает в противоречие со ст. 30 УК.Положения этой статьи в качестве покушения на жизнь потерпевшего признаюттолько предумышленные деяния, результатом которых является совершениепреступления. Если говорить точнее, покушение является целенаправленнымдействием, осуществить которое можно только при наличии прямого умысла,поскольку, при отсутствии желания добиться конкретного результата,преступник может покушаться на достижение такового. При наличиикосвенного умысла волевые усилия преступника не направленынепосредственно на летальный исход жертвы. Основная их направленностьзаключается в достижении другого результата и других действий с цельюпричинения смерти потерпевшему лицо не совершает, однако создает реальнуюугрозу летального исхода для потерпевшего /22/.К перечню обстоятельств, которые представляют важность дляквалификации предумышленного убийства и дают детальную характеристикусубъективной стороны данного преступного деяния, следует включить мотивнаряду с целью лишения жизни.Под мотивом подразумевают побудительную причину совершенияпротивоправного действия.
В ч. 2 ст. 105 УК РФ описываются такие мотивыкак: корыстные побуждения, хулиганство, кровная месть, расовая илинациональная нетерпимость, желание завладеть органами жертвы. Еслиперечисленные выше мотивы отсутствуют, а других отягчающих обстоятельствпо делу выявить не удалось, то руководствоваться необходимо ч. 1 ст. 105 УКРФ.36Мотив убийства следует разграничивать с целью, которая выступает вкачестве признака субъективной стороны правонарушения.
Под целью в данномслучае подразумевают интерес либо последствие наступления летальногоисхода. В законодательной базе мотив с целью имеют различные определения иразграничиваются. Выявление цели сокрытия иного вида правонарушения, либооблегчения совершения преступления является поводом для квалификаци иубийства как совершенног 8 о при наличии отягчающих обстоятельств (п. "к 8 " ст.105 УК РФ). Вместе с тем, мотив с целью при убийстве иногда совпадают /40/.В завершении данной главы приведем актуальные статистическиесведения.На конец 2016 года количество убийств на территории РФ уменьшилосьна 9,6 % — с 12 921 до 11 679 случаев. Это рекордно низкие показатель низкимс времен развала Советского Союза.В перечень лидирующих по числу лишений жизни регионов входят:Московский (666 случаев), Свердловский (488), Иркутский (416) и Челябинский(394) региона наряду с Пермским краем (380).
В столице РФ Москве за 2015 годзафиксировано 377 убийств. Самыми спокойными в плане криминогеннойобстановки стали же Чечня (всего 10 убийств) и Северная Осетия (11). ВМагаданской области, Кабардино-Балкарии, а также Ненецком и Чукотскомавтономных округах констатировано по 13 убийств.В среднем за 2016 год на каждые 100 тыс. человек населения Россиизафиксировано по 8 убийств. Если брать в расчет этот показатель, то наиболееспокойными регионами стали Чечня (2,2 человека на 100 тыс. человек), Москва(3,2 человека на 100 тыс.
человек) и Адыгея (3,4 человека на 100 тыс.населения). К списку самой криминальной области России причисленаРеспублика Тува, где совершено 44,8 убийства на 100 тысяч человек. Второеместо удерживает — Забайкалье (26,4), третье — Алтай (22,8). Число случаевлишения жизни выше в сельской местности, чем в крупных населенныхпунктах /41/.Главной причиной высоких показателей убийств в сельской местности37заключается в цене жизни и уровне культуры, которая в деревнях всегда быланиже, чем в городе. Второй причиной является алкоголизм: примерно 70% отвсего количества убийств было совершено в состоянии сильного алкогольногоопьянения, при этом в деревнях традиционно пьют больше.
С историческойточки зрения в деревне многие проблемы решаются с помощью насилия, чтоповышает риск совершения убийства, особенно если фигуранты преступлениянаходятся под воздействием горячительных напитков.Статистические данные Росстата отличаются от тех сведений, чтопредоставляет МВД, однако печальные тенденции в силовом ведомствеостаются те же. Количество лишений жизни и покушений в 2016 годунезначительно снизилось – примерно на 4%, до 11 325 человек (в 2015 году этотпоказатель находится на отметке в 11 813 человек). Нестыковки у МВД иРосстата объясняется различными подходами в подсчетах.
Криминальнаястатистика от МВД фиксируется прежде всего возбужденные уголовные дела, вто время как Росстат фиксирует сведения на основании медицинскихзаключений о причинах наступления смерти, поступающих в органы ЗАГСа. Кпримеру, если труп не обнаружен, то в статистические выкладки Росстатасведения не поступают, поскольку отсутствует медицинское заключение,признающее причиной смерти убийство.
Кроме того, в статистику Росстата непопадают сведения о неопознанных трупах и пропавших без вести, в то времякак МВД имеет основания заявить о совершении убийства на основаниипоказаний родственников (свидетелей). Тем не менее, статистика Росстата, какправило, выше, ведь в отличие от МВД она включает количество убийств,совершенных по неосторожности. С учетом этого убийства уже невозможноотнести к низко латентному виду преступных деяний. Это нагляднодемонстрирует огромное количество людей, пропавших без вести, а такжеобнаруженных неопознанных трупов, имеющих явные признакинасильственной смерти. Эта информация в официальную статистику обубийствах не включается.
Самые скромные экспертные оценки говорят опревышении реального количество убийств в 1,5-2 раза по сравнению с38официальными статистическими сведениями /41/.Большая часть преступников, совершающих убийство, это мужчины(90%), но лишение жизни всегда являлось той областью, где определеннаяактивность принадлежала также и женщинам. Среди преступниц всего 1% этоосужденные за лишение жизни и покушение на нее, при этом удельный веспреступниц среди всех женщин- 121 убийц примерно такой же, как и аналогичнойкатегории 121 преступивших закон среди мужской половины.
Об этомсвидетельствует статистика Всесоюзной переписи осужденных. Оказывается, вперечень лиц, которые отбывают наказание в местах лишения свободы, мужчин,осужденных за предумышленное убийство при наличии отягчающихобстоятельств, — 4,9%, а женщин немногим меньшее — 4,3%, за умышленноеубийство при отсутствии отягчающих обстоятельств соответственно 6,2 и10,9%, за лишение жизни по неосторожности — 0,1 и 0,1%.Из сведений Росстата и МВД следует, что пик количества убийств в РФприходится на 2001–2002 годы (Росстат: в 2002 году — 44,3 тыс.; МВД за 2001год — 33,6 тыс.















