Запад - Россия - Восток. Том 1 (1184491), страница 36
Текст из файла (страница 36)
Наиболее известны его сочинения по музыке, изкоторых до нас дошла «Гармоника».Учеником Теофраста был Деметрий Фалерский, в течение десяти лет (317-307 гг.) бывший правителем Афин. После изгнания изАфин он перебирается в конечном счете (в 297 г.) ко двору ПтолемеяI Сотера в Александрию и переносит туда самый тип перипатетической учености, наиболее адекватно отразивший одну из важнейших тенденций развития интеллектуальной сферы в период эллинизма не столько в замкнутых школах, культивирующих божественную мудрость,сколько в открытых научных центрах, предполагающих специализацию и самостоятельную разработку отдельных научных дисциплин.Нам известны имена схолархов и представителей перипатетической школы более позднего времени: все они занимались сходного родаисторическими и филологическими штудиями, а также этикой.
Но какфилософская школа Аристотеля Перипат перестает существовать. Идело здесь не только в том, что школьные сочинения основателя школы,после смерти Теофраста по наследству перешедшие Нелею из Скепсиса и забытые его наследниками, на два века выпадают из поля зренияперипатетиков; гораздо важнее было то, что заложенные Аристотелемосновы конкретных научных, в частности исторических, занятий оказываются значительно более важными в эпоху эллинизма, нежели репрезентирующие философскую мудрость авторитетные тексты.Древняя АкадемияПриняв Академию от Платона, его племянник Спевсипп был еесхолархом вплоть до самой своей смерти в 339 г.
По списку из тридцати названий, приводимому Диогеном Лаэртием (IV 4-5), можно судить о том, что Спевсипп разрабатывал темы, так или иначе представленные в платоновском корпусе сочинений: «О наслаждении», «О справедливости», «О дружбе», «О душе», «О богах», «О философии»,«О законодательстве» и др., причем среди его сочинений были какдиалоги, так и записки. Помимо этого Спевсипп написал «ЭнкомийПлатону», где, в частности, речь шла о том, что основатель Академиибыл сыном Аполлона.
Таким образом, уже у Спевсиппа начинается тасакрализация образа Платона, которая в позднем платонизме обеспечила ему постоянный эпитет божественный.Спевсипп, сохраняя платоновское деление мира на чувственный иумопостигаемый, признавал знание на основе ощущений. Аристотельсообщает («Метафизика» VII 2, 1028Ы8 слл.), что Спевсипп по сравнению с Платоном увеличивал число сущностей, признавая отдельныеначала для чисел, величин, души. В сфере сверхчувственного бытияон признавал вышебытийное Единое, источник бытия, началом которого он считал неопределенную двоицу. Это мнение Спевсипп стремилсявозвести к древним пифагорейцам, сохраняя и здесь консервативнуюпозицию Платона.
Пифагорейская ориентация Спевсиппа безусловно129лежит в русле основных установок платонизма, однако, если Платон всвоих сочинениях всего один раз упоминает Пифагора, Спевсиппподчеркивает пифагорейскую ориентацию платонизма. В трактате «Опифагорейских числах» Спевсипп отождествляет умопостигаемую парадигму с декадой, которая и была образцом для творящего демиурга.В области этики Спевсипп проповедовал "несмутимость" (aox^riaia),с которой вполне сопоставима развитая концепция "невозмутимости"(arapcc^ia) Эпикура.
В области логики признавал платоновскую диэрезу; в трактате «О подобном» на материале биологии и ботаникипроводил логическое различение родовых и видовых признаков.Говоря о Спевсиппе, мы по преимуществу остаемся в русле традиции Академии при Аристотеле, который постоянно полемизирует соСпевсиппом. Осознание того, что наряду со школой Платона и независимо от нее существует сопоставимая с ней школа другой ориентации, по-видимому, впервые приходит к Ксенократу.Покинув Академию после смерти Платона вместе с Аристотелем,Ксенократ становится ее главой после смерти Спевсиппа. Ксенократпервым дает четкую систематизацию и догматизацию платоновскогоучения, тем самым консервируя его. Тот же Ксенократ впервые проводит намеченное в Академии деление философии на физику, этикуи логику, ставшее классическим в эпоху эллинизма.
Во главе всегоКсенократ помещает монаду, отождествляя ее с умом и Зевсом, идиаду, принцип множественности и неопределенности. Наши источникиничего не говорят о вышебытийном начале бытия у Ксенократа, ноиерархия бытия у него дана с абсолютной отчетливостью. Выделяяумопостигаемое, представляемое и чувственное бытие, Ксенократ спервым соотносит идеи-числа; со вторым — небесный свод, которыйодновременно и зрим, и подлежит научному изучению посредствомастрономии; к чувственному бытию принадлежит все в пределах небесного свода, который в свою очередь делится на две сферы — надлунную и подлунную.В надлунной сфере — боги, к числу которых относятся планеты, вподлунной помещаются демоны — человеческие души, не прошедшиеочищения и не могущие вернуться к своему солнечному отечеству.Признавая бессмертной человеческую душу (включая и ее неразумнуючасть), Ксенократ предписывает ей в качестве цели ее пребывания вэтом мире очищение от всего того, что причиняет ей тревогу.
Блаженстводостигается человеком на пути следования первоначальным природнымзадаткам (то ярюто ксста qnxriv), первый из которых — инстинкт самосохранения, а по достижении разумного возраста — благодаря культивированию добродетелей. При этом Ксенократ признает наличие благих,дурных и безразличных с этической точки зрения вещей.Иерархия бытия и живых существ соответствует иерархии знания.Сверхчувственной реальности соответствует знание, чувственной —чувственное восприятие, промежуточной сфере — мнение. По-видимому, Ксенократу принадлежит также теория разных типов материи,5 История философии, кн.
1130более или менее тонкой. Вероятно, таким образом он пытался перейтиот невещественной сферы образцов к все более плотным материальнымсферам. Продумывание и упорядочение иерархии бытия — одна изглавных тенденций Ксенократа, что в сочетании с подчеркнутым пифагореизмом открывало его учению широкие перспективы, однако — взначительно более поздний период.Ксенократ написал 75 сочинений, часть которых трактует традиционные академические — отчасти восходящие еще к эпохе софистики — темы: «О государстве», «О силе закона», «О справедливости»,«О добродетели», «О том, как можно научить добродетели» и др.;часть его сочинений — шесть книг — посвящена отдельным наукам:«О науках», «О геометрах», «О геометрии», «О числах», «Наукачисел», «Об астрономии».
Он специально занимался также проблемами логики. Ему принадлежали трактаты «О диалектике», «О противоположностях», «О родах и видах». К сожалению, мы не знаемсодержания этих его сочинений, но можем предположить, что, вопервых, он продолжал развивать некоторые платоновские методы (диэрезу), а кроме того, при нем в Академии не прерывалась традициядиалектических споров, диспутов.В 314 г. Ксенократ умирает, и его сменяет Полемон. Перед нами —новое поколение платоников, не знавших лично уже не только Платона,но и Спевсиппа. Диоген Лаэртий (IV 18) сообщает о нем следующее:"Полемон говорил, что должно упражнять себя на поступках, а не надиалектических упражнениях; выучить гармонику по учебнику, нобез упражнений — это все равно, что изумлять всех вопросами, нопротиворечить самому себе в распорядке жизни".
Этот подчеркнутыйинтерес к практической этике не означает, что Полемон — и Академия при нем — пренебрегал диалектическими упражнениями: "Он,говорят, даже не присаживался, чтобы разобрать утверждения собеседников, а разделывался с ними на ходу" (IV 19). Во всяком случае,при Полемоне в Академию приходит Аркесилай, с которого начинаетсяновый этап ее эволюции: скептический.Однако при Полемоне в Академии развивалась еще одна оченьважная сфера внутришкольной активности: Крантор, слушавший ещеКсенократа, комментирует платоновского «Тимея». Это показывает,что, если у последователей Ксенократа и не шла речь о догматическойразработке платонизма, платоновские сочинения продолжали бытьпредметом изучения и толкования в Академии.Итак, начиная с Полемона мы можем говорить о все большем сужении академического горизонта: этика и логика (диалектика) начинаютбезусловно доминировать.
Ставший во главе Академии после смертиКратета в 265 г. до н.э. Аркесилай, родоначальник скептической(от греческого окетг-ceov — "это еще нужно исследовать!") Академии,провозглашает в качестве цели философии не обладание истиной, аотсутствие заблуждений и выдвигает знаменитый принцип воздержания от суждений (ёлохч)- Основной в Академии становится полемикас догматизмом других философских школ, прежде всего — стоиков.131стоикиДиоген Лаэртий (IV 21) приводит эпиграмму на общей гробницеПолемона и Кратета:Путник, поведай о том, что в этой гробнице сокрытыРядом мудрец Полемон и богоравный Кратет,Великодушием схожие двое мужей, у которыхСонмы божественных слов жили на вещих устах.Чистою жизнь их была, посвященная вечным заветам,К мудрости высшей стремясь, в коей бессмертие их.Не будем придавать слишком буквальное значение сообщениям Диогена об образе жизни философов рассматриваемого периода, но всетаки отметим резкое изменение самого описываемого Диогеном типатех, кто теперь прилежал философии.
Диоген Синопский, сын менялы Гикесия, за свой образ жизни и бесстыдство прозванный собакой(KUCOV) И ставший родоначальником кинизма, Моним Сиракузский,ученик Диогена, раб одного коринфского менялы, Кратет, человекблагородного происхождения, раздавший свое имущество и несмотряна уговоры родственников отдавший предпочтение тому, чтобы "жевать бобы и не знавать забот" (там же, VI 86), и другие прямые представители кинического образа жизни, так же, как до известной степении философы в общественном мнении становятся предметом насмешек.Вероятно, этому в первую очередь способствовало изменение духовного климата эпохи, предпочитавшей активную и разнообразную практическую деятельность на необозримых просторах эллинистическихмонархий.
Однако и сам тип людей, избиравших философию своимглавным занятием, меняется.Основатель стоического учения Зенон из Китиона, "что на Кипре,греческого города с финикийскими поселенцами", в возрасте тридцатилет прибыл с грузом пурпура в Пирей, попал в Афины и, познакомившись со второй книгой «Воспоминаний о Сократе» Ксенофонта, "пришел в такой восторг, что спросил, где можно найти подобных людей";был он с кривой шеей, худой, с толстыми ногами, нескладный и слабосильный, но закаленный и неприхотливый, скупой, мрачный, едкий, с напряженным лицом, но распускавшийся на попойках (VII 1,16, 26-27); Клеанф из Асса, в молодости кулачный боец, бедный,трудолюбивый, но недаровитый, ставший преемником Зенона во главе школы (VII 168, 170, 174); ученик Клеанфа Хрисипп, родом изСол или из Тарса, поначалу — бегун, тщедушный телом, даровитый иостроумный, но неблагородно плодовитый, постоянно погруженный вбесконечные выписки, причем любивший гадости и непристойности(VII 179-182, 187).
Таковы, по Диогену, наиболее выдающиеся представители Древней Стой.Из тех, кто прибывал в Афины со всего света, иные, обнаруживаятам философские школы и философов, становились их учениками,переходили от одного к другому и стремились создать на основе усвоенной науки и свои собственные учения. Зенон учился у киника Кратета,132потом — у академиков Ксенократа и Полемона. Зенон усваивает принятое в Академии начиная с Ксенократа деление философии на физику, этику и логику.















