Миронов В.В. Философия. (2005) (1184477), страница 99
Текст из файла (страница 99)
С. 103.В этот же период появляются более абстрактные понятия о субстанциальной основемира, не связанные с чувственным его восприятием. Так, Анаксимандр вводитпонятие «апейрон» для обозначения беспредельной, неопределенной, бескачественнойматерии, находящейся в вечном движении. Точно определить, что же такое апейрон,невозможно. Одни считали, что это нечто среднее между огнем и воздухом, другие —что это смесь земли, воды, воздуха и огня, третьи склонялись к мысли опринципиальной неопределенности апейрона.
Алейрон безразличен к стихиям, азначит, и несводим к ним. Это придает ему качество именно субстанциального, а несубстратного начала. Апейрон вечен; он лежит в основе происхождения всегосуществующего, в том числе и самой жизни. Здесь мы впервые сталкиваемся стеоретическим обоснованием идеи субстанции — с тем, что всё порождает, все формысущего, но само остается неизменным и несводимым ни к одному из своих конкретныхпроявлений.Материализм и монизм (сведение всего сущего к единому началу) в философииАнаксимандра были настолько сильны, что возникновение и развитие мира онобъяснял без помощи внешней божественной силы.438Анаксимен говорит, что апейрон — это качество самой бескачественной из стихий —воздуха.
Поэтому в основе всего лежит воздух — «ибо из него все рождается и внего вновь разлагается». Гераклит считал огонь первоначалом мира, а все веши унего есть лишь «обменный эквивалент огня — возникают из него путем разрежения исгущения».Некоторые философы основой мироздания считали не какую-нибудь одну, а несколькостихий.Лукреций оставил поэтическое описание одной из таких систем:...Иль за основу всего принимают четыре стихии,Именно: землю, огонь, дыхание воздуха, влагу.Первым из первых средь них стоит Эмпедокл Акрагантский.У Эмпедокла, как отмечал Аристотель в своей «Метафизике», данные элементы«всегда сохраняются и не возникают, а в большом или малом количестве соединяютсяв одно или разъединяются из одного» [1].Анаксагор отрицает сведение первоначал мира к каким-либо определенным стихиям,ибо, по его мнению, их бесконечное множество. Они представляют собой мельчайшиечастицы — гомеомерии — семена вещей всех предметов и явлений окружающего мира.Эти частицы нельзя познать чувственно, но можно мыслить.
Гомеомерии бесконечноемножество, и они бесконечно делимы, возникают и уничтожаются путем соединенияили разъединения, содержат в себе все, но в мельчайших количествах. Гомеомерииматериальны, они как бы беспорядочно рассыпаны в мире. Однако они пассивны, идля их упорядочивания необходим Ум (Нус) в качестве творящей причины. «Все вещибыли вперемешку, а ум пришел и упорядочил» [2].1 Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 1. С. 72.2 Фрагменты ранних греческих философов. С. 515.Своеобразной вершиной в поисках субстанциальной основы мира в рассматриваемойтрадиции выступает атомизм Левкиппа и Демокрита. Считая основой всегоматериальное начало (атомы), они отходят от их описания в рамках чувственноконкретных представлений. Исторически данная атомистическая концепция возниклавслед за разработкой учения о бытии элеатами.В основе онтологии атомистов лежит решение вопроса о соотношении бытия инебытия, который был поставлен элеатами.
Но здесь он трактуется наматериалистической основе. Категории бытия и небытия становятся не простомыслимыми конст439рукциями, а истолковываются как физические реалии. Атомы (бытие)противопоставляются пустоте (небытию). Признается существование небытия какпустоты, пустого пространства.
Атом (буквально — «неделимое») понимается какмельчайшая, непроницаемая, плотная частица, не содержащая в себе пустоты. Бытиетрактуется как совокупность бесконечного числа атомов. Пустота, в свою очередь,— это своеобразное условие всех происходящих процессов в мире, некое вместилище,которое не оказывает никакого влияния на бытие. Атомы перемещаются в пустоте,разлитой в мире повсюду как бы в виде особого воздуха: это некие материальныепервосущности, первоэлементы. Возникновение вещей есть определенная комбинацияатомов, уничтожение вещей — их распад на части, а в предельной форме — на атомы.Атомы имеют внутренние, или бытийные, свойства (неделимость, плотность,вечность, неизменность и т. д.) и внешние свойства, которые выступают формойатомов.
Число этих форм бесконечно, что и определяет бесконечное разнообразиеявлений. Кроме того, атом обладает свойством движения, которое может бытьосуществлено только в пустоте.Перед нами раскрывается грандиозная умозрительная картина мира, в которойвозможны возникновение и уничтожение, движение, множественность вещей. Принципы,сформулированные атомистами, носят всеобщий характер, а потому должны объяснятьвсе явления, в том числе и не имеющие непосредственно физической природы.
Так,душа — это также совокупность определенных атомов. На основе атомистическогоучения Демокрит объясняет природные, социальные и нравственные явления.Подводя краткий итог изложенной линии развития онтологических воззрений вантичной философии, можно заключить, что представители данной традиции в поискахсубстанциального начала бытия выступают как натуралисты, или физики (точнее,физиологи).
В философской литературе их взгляды иногда упрощенно трактуются какматериалистические. Последнее, конечно, не совсем верно, так как вода, огонь илидругие стихии, которые рассматривались в качестве первоначал, были нефизическими стихиями как таковыми, а особыми метафизическими прообразами. ВодаФалеса — это вовсе не та вода, которую мы можем пить, а огонь Гераклита — вовсене тот огонь, который разгорается в камине. Это — символические образы,объясняющие первопричины вещей в такой исторической си440туации, когда их рационально-метафизический анализ в должной мере ещеневозможен.
Философия еще во многом органически связана с поэзией и мифологией.Но вместе с тем сама попытка объяснения первопричин бытия как неких сущностейпридает космологии ранней античности ярко выраженную онтологическуюнаправленность.Проблема бытия и мышленияДругая линия ранней греческой философии была связана в основном с разработкойучения о соотношении бытия и мышления. Вариантов точек «пересечения» бытия имышления, как и воззрений, отрицающих данную взаимосвязь, было много (Пифагорусматривал такое совпадение в числе, Гераклит — в слове и т. д.).
Наиболееобстоятельным из них было учение о бытии Парменида. Влияние Парменида напоследующую философию оказалось столь значительным, что это дало основаниеГегелю охарактеризовать его творчество как начало философии в собственном смыслеэтого слова.Парменид вводит в философский обиход категорию «бытие», переведя метафизическиерассуждения из плоскости рассмотрения физической сущности вещей в плоскостьисследования их идеальной сущности. Тем самым философии придается характерпредельного знания, которое может быть лишь самопознанием и самообоснованиемчеловеческого разума. Благодаря своим всеобщим понятиям, среди которых, каксчитал Гегель, исторически и логически исходной является категория бытия, разумспособен познавать в вещах и в самом себе то, что недоступно чувственному опыту.Бытие всегда есть, всегда существует, оно неделимо и неподвижно, оно завершено.Это не бог и не материя, и уж тем более не какой-нибудь конкретный физическийсубстрат.
Это — нечто, становящееся доступным нашему мышлению лишь в результатеумственных усилий, в процессе философствования.Таким образом, философ ставит проблему тождества бытия и мышления, бытия имыслей о бытии. Сначала он разбирает логические возможности соотношениякатегорий бытия и небытия, вскрывая ряд парадоксов; он их обозначает как«западни» на пути истины, попав в которые разум начинает идти в неверномнаправлении.441Если признать небытие, то оно необходимо существует.
Если это так, то бытие инебытие оказываются тождественными, но в этом заключается видимое противоречие.Если же бытие и небытие не тождественны, то бытие существует, а небытие несуществует. Но как тогда мыслить несуществующее? И Парменид приходит к выводу,что так мыслить нельзя. Суждение о существовании небытия (несуществующего) длянего принципиально ложно. Но это, в свою очередь, порождает ряд других вопросов:откуда возникает бытие? Куда оно исчезает? Как объяснить то, что бытие можетперейти в небытие? Чтобы ответить на эти вопросы, Парменид вынужден говорить оневозможности мысленного выражения небытия.
Но в этом случае данная проблемапереходит в иную плоскость и решается как проблема соотношения бытия и мышления.Мышление и бытие, по Пармениду, совпадают, поэтому «мышление и бытие — одно и тоже» или «одно и то же мысль о предмете и предмет мысли».С бытием Парменид связывает реальность существования мира, которая естьодновременно и истинно сущее знание. В итоге перед нами предстает первый вариантрешения одного из коренных вопросов онтологии — проблемы бытия и мышления, азначит, и познаваемости мира.
При этом Парменид излагает свои взгляды так, какесли бы предвидел аргументы будущих его критиков, приписывавших ему упрощенноепонимание познания как простого совпадения бытия и мышления. Он различаетпростую тождественность истинного знания и бытия и «тождественность сразличием», когда между ними нет полного совпадения. А это, в свою очередь,означает, что знание несет в себе и свойства познающего субъекта, отражающегоспецифику мышления последнего. Неподвижность бытия — это следствие логическогорассуждения, в котором не должно быть места противоречивым утверждениям.Полемизируя с Гераклитом, который абсолютизировал всеобщность движения в учениио вечной изменчивости Космоса, Парменид разводит реально существующее, данноепрежде всего в потоке чувственных ощущений, и мысль о существовании как таковом,т.
е. о бытии. Он считает, что Космос как нечто реальное был и есть, но можеткак и быть в будущем, так и исчезнуть. Понятие же истинного бытия неотделимо отистинного мышления, поэтому оно несовместимо с представлениями о прошлом илибудущем. Истинное содержание мысли не зависит от субъективных актов мышления,разворачивающихся во времени. Как видим, это уже собственно метафизическийподход к проблеме, а не «физическое» представление, каковым по существувыступает Космос Гераклита и других представителей милетской школы.442Зенон, развивая взгляды Парменида о невозможности движения и делимости бытия,выступает не как противник диалектики, по расхожему представлению некоторыхфилософов, а, напротив, как один из изобретателей диалектики, по выражениюАристотеля.Сократ переводит проблему бытия и мышления в плоскость осмысления сущностиморали, полагая, что философы не должны заниматься исследованием явленийприроды.















