Миронов В.В. Философия. (2005) (1184477), страница 98
Текст из файла (страница 98)
Приэтом увеличение энергетического и силового воздействия человека на систему можетвызвать не только желательные, но и нежелательные, а то и катастрофическиепоследствия.430Изучением общих закономерностей самоорганизации и реорганизации, становленияустойчивых структур в сложных системах занимается синергетика (от греч.«synergos» — совместно действующий). Эта наука существенно изменила прежниепредставления о соотношении гармонии и хаоса. Выяснилось, что хаос является неабсолютной антитезой гармонии, а переходным состоянием от одного уровняупорядоченности к другому, более высокому типу гармонии.
Поэтому решающим длясудеб бытия является не распад и хаос, а процесс усложнения порядка иорганизованности.Было привлечено внимание к идеям синергетики как теории нестандартныхбыстроразвивающихся структур в открытых нелинейных системах. Подверглисьфилософско-методологическому осмыслению результаты аналитико-математическихрасчетов и математического моделирования процессов в открытых нелинейных средах,проведен сравнительный анализ синергетического миропонимания и восточного образамышления и деятельности (буддизм, даосизм, йога).
Возникнув в лоне термодинамикинеравновесных открытых систем, синергетика претендует ныне на статусобщенаучной, междисциплинарной парадигмы, обладающей большими эвристическимивозможностями в области общефилософского знания.В этой связи особое значение приобретает осмысление тех идей в истории русскойфилософии, которые созвучны современным исследованиям как в России, так и зарубежом, в том числе в традиционных восточных культурах. Речь идет, в частности,об идеях русского космизма Н. Ф. Федорова, К.
Э. Циолковского, В. И.Вернадского, А. Л. Чижевского, перекликающихся с современными представлениями овзаимосвязанном развитии человека и природы, о феномене жизни на Земле какрезультате космической эволюции. Русские философы предостерегали от чистотехнологического, хищнического отношения к природе. Обсуждая проблемуобъединения различных подходов к идеям космизма, концепцию выживания иустойчивости развития в современную эпоху, некоторые ученые истолковываютрусский космизм как фундаментальное мировоззрение, истоки которогопрослеживаются в традициях не только русской, но и мировой культуры.Следующий круг проблем, выявляющий созвучие русской философской традиции ссовременными попытками обновления мировоззрения, связан с переосмыслением роликлассического новоевропейского рационализма XIX в. и с поисками новых типоврациональности и вненаучного знания — в искусстве, морали, религии, массовомсознании.
Еще в середине431XIX в. Герцен и славянофилы, а затем Достоевский, Данилевский, Леонтьев, Бердяеви другие философы подвергли критике принципы новоевропейского рационализма исвязанные с ним пороки капиталистической цивилизации — индивидуализм,потребительские ориентации и т. д. Тем самым русские мыслители, по сути дела,развивали философию альтернативного типа, предвосхитив мировоззренческие основысовременных альтернативных движений («новых социальных движений») на Западе и вРоссии, выступающих против негативных последствий технократическогорационализма. Равным образом неприятие русскими философами теорий, жесткоразделяющих субъект и объект познания, разработка ими идей цельного, «живогознания», основанного на единстве теории и жизненно-практического действия,предвосхитили соответствующие установки различных течений «философии жизни»,возникших позже в Западной Европе.В постсоветский период продолжалось плодотворное сотрудничество логиковфилософов и логиков-математиков.
Закрепилось устойчивое направление логическихисследований, называемых философской логикой (одним из лидеров которой был В. А.Смирнов). В последнее десятилетие логики работают прежде всего именно в сферепроблем философской логики, независимо от того, занимаются ли они применениемлогики в компьютерных науках или анализируют проблемы творчества иискусственного интеллекта, работают ли в области логического анализа языка наукиили решают проблемы методологии.В связи с возросшей актуальностью диалога культур были продолжены исследования(В. В.
Миронов) роли науки и философии в системе мировоззренческих ориентациисовременной культуры, специфики философского и научного знания, соотношениярационального и иррационального в философии.Впервые конституировалась в качестве отдельной области исследования философиярелигии (Л. Н. Митрохин и др.).
Исследуются проблемы философии права (В. С.Нерсесянц и др.).В условиях политической нестабильности, политического и идеологическогоплюрализма в стране усилился интерес к проблемам политики вообще имировоззренческо-философским ее аспектам в частности. Опубликовано много работпо политической философии, философии политики и политологии (А. С. Панарин, И.К. Пантин, Б. Г. Капустин, В. Н. Шевченко, К. С.
Гаджиев и др.). По-новомуподверглись осмыслению проблемы власти, демократии, авторитаризма, бюрократии,судьбы либеральных, консервативных и социал-демократических концепций всовременном мире.432Остро дискутируется вопрос о месте России в общемировом цивилизационномпроцессе. Если одни ученые утверждают, что Россия — самобытная евразийскаяцивилизация, внесшая важный вклад в культуру человечества, то другие разделяютточку зрения о неполноценности России как цивилизации и необходимости еевключения в общемировую (главным образом европейскую) цивилизацию. Известныйрезонанс вызвали работы по актуальным проблемам социокультурной модернизациипосткоммунистической России, выявления ее специфики на перекрестке культурЗапада и Востока, поиска альтернативных сценариев будущего России (А.
А. КараМурза, А. С. Панарин, В. Г. Федотова).Вопросы, куда идет человечество, куда идет Россия, занимают умы многих ученых.Широкую известность получили исследования А. А. Зиновьева. В ряде книг, в томчисле написанных в своеобразном жанре «социологического романа», он на основеизучения общественного строя и духовной ситуации в СССР и странах Запада изложилсвое понимание сущности коммунизма, современного западного общества, перспективразвития человечества.В целом философские исследования в современной России связаны с отказом отустаревших подходов в методологии и теории, поисками идей, которые в перспективепривели бы к обновлению мировоззренческих позиций.
Использование гибких подходов— цивилизационного и культурологического способов мышления, развитие диалога ивзаимодействия духовных традиций Востока и Запада способствуют выработкеобновленной системы ценностей, ориентированных на перспективу вступлениячеловечества в постиндустриальную эпоху.Часть втораяТеоретические основания философии435Раздел IVБытие и сознаниеГлава 1. Бытие как центральная категория онтологии1. Эволюция представлений о бытииТермин «онтология», происходящий от сочетания древнегреческих слов «онтос»(сущее) и «логос» (знание), обозначает «знание о сущем». Данное значениесохраняется до сих пор, и онтология понимается как учение о предельных,фундаментальных структурах бытия.
Невозможно понять предмет онтологии, то, с чемона имеет дело, без обстоятельного изучения того, как менялось представление обытии, его свойствах в ходе исторического развития философии. В большинствефилософских течений учение о бытии хотя и включает в себя рефлексию надприродным бытием, тем не менее несводимо только к нему.Философия возникает в Древней Греции прежде всего как метафизическое знание,направленное на познание бытия как такового. Изначально она противопоставляетсяэмпирическим знаниям, которые исследуют самые разнообразные конкретныепроявления бытия. Выступая как беспредпосылочное знание о сущности бытия,философия тем самым претендует на роль теоретического фундамента любого знания.Возникновение такого рода знания было обусловлено, с одной стороны,недостаточным развитием эмпирических знаний, находящихся в стадии становления, —а это приводило к тому, что человек большую часть своих представлений о мирепросто формировал в своей голове, умозрительно, — а с другой — необходимостьюрешать мировоззренческие проблемы, выходящие за пределы предметного знания.
Вэтом смысле философия должна была обосновывать свое право на построение картинымира путем рационально-рефлексивного познания.436Достоверность знания, получаемого умозрительным путем, должна была иметьвнешний, не зависимый ни от чего критерий. А этим критерием могло служить лишьсамо бытие, которое выступало основой всего миропонимания человека. Это, в своюочередь, порождало понимание бытия как такового, которое в античной философиидиктовалось, с одной стороны, необходимостью выявления устойчивых структурбытия, неких его «первокирпичиков», определяющих сущность вещей, а с другой —необходимостью осмысления взаимоотношений между вещью и мыслью об этой вещи, т.е.
вопроса о соотношении бытия и мышления.Поиски субстанциального начала бытияВ ранней древнегреческой философии вопрос о сущности бытия интерпретировался какрешение проблемы «из чего все состоит?». Первооснову природного бытия здесьсоставляют простые начала (или группа начал) материального мира. Правда, такаявнешне бросающаяся в глаза материальность не отождествляется с конкретнымиматериальными предметами или явлениями, а представляет собой своеобразныйотправной пункт философского построения, дающий смысловой импульс дальнейшимметафизическим размышлениям.Так, Фалес «началом всех вещей» считал воду. Источником такого представления,полагал Аристотель, было наблюдение того факта, что все возникает из воды и «всеею живет», «а то, из чего все возникает, — это и есть начало всего» [1]. Однаконазывать данную концепцию материалистической было бы большой натяжкой.Взгляды ранних античных философов не поддаются однозначной интерпретации. Ихфилософия еще слишком слита с воззрениями на природу, а понимание природы — сбожественным устройством мира.
У Фалеса материальная субстанция сама по себепассивна, и предполагается некая сила, приводящая это начало в движение.«Началом всего он полагал воду, а мир считал одушевленным и полным божеств» [2].Такая онтологичеcкая предпосылка (поиск первоначала) вела к соответствующейгносеологической установке, когда все знание необходимо было в конечном счетесводить к единой основе. Поэтически Фа-лес это выразил следующим образом:1 Аристотель. Соч.: В 4 т, М., 1975.
Т. 1. С. 71.2 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.,1979. С. 71.437Много слов отнюдь не выражают мудрую мысль.Ищи одну мудрость,Выбирай одно благо:Так ты заткнешь бесконечноречивые языки болтунов.Хотя субстанциональной основой и выступает материальное начало - вода, но мир вцелом к ней несводим.Старше всех вещей — бог, ибо он не рожден.Прекрасней всего — космос, ибо он творение бога [1].1 См.: Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989.















