Миронов В.В. Философия. (2005) (1184477), страница 97
Текст из файла (страница 97)
исследования в области истории философии приобретали всеболее многоаспектный характер, что требовало разработки более гибкой ихметодологии. Было признано, что противоположность материализма и идеализма вкакой-то мере определилась только на заключительных стадиях развитиядревнегреческой философии, а окончательно оформилась лишь в Новое время. Нарядус антитезой «материализм — идеализм» стали применяться и иные принципы деленияфилософских учений: рационализм и иррационализм, рационализм и эмпиризм,сциентизм и антисциентизм и др. В отличие от прежних установок отмечалось, чтоматериалистические взгляды подчас носили консервативный характер, а религиозноидеалистические порой становились знаменем прогрессивных сил.
Было преодоленосложившееся с конца 40-х гг. нигилистическое отношение к классической немецкойфилософии, особенно к философии Гегеля. Подверглись критике вульгарныйсоциологизм и модернизация, проявлявшаяся в попытках сблизить мировоззрениеотдельных философов прошлого с марксизмом.426Важный вклад в познание истории философии и методологию ее исследования внеслитруды Т. И. Ойзермана, А. С.
Богомолова, И. С. Нарского и др. Историкофилософская наука обогатилась работами по древней, античной, средневековойфилософии, эпохе Возрождения (В. Ф. Асмус, А. Ф. Лосев, В. В. Соколов, А. Н.Чанышев и др.), философии Нового времени (М. Ф. Овсянников, А. В. Гульгга, Н. В.Мотрошилова, В. Н. Кузнецов и др.). Исследовались направления современнойфилософии на Западе — экзистенциализм, неопозитивизм, феноменология, философскаяантропология, неотомизм, прагматизм, критический рационализм, герменевтика,структурализм и др.
(П. П. Гайденко, Б. Т. Григорян, Ю. К. Мельвиль, А. Ф.Зотов, Э. Ю. Соловьев и др.).Заметными событиями в философской жизни явились выход в свет серии трудов поистории диалектики, пятитомной «Философской энциклопедии» (1960—1970) и изданиемноготомных философских первоисточников в серии «Философское наследие».В относительно самостоятельное направление сложились исследования историифилософии и религии в странах Востока — Китае, Индии, Японии, Иране, арабскихстранах (С. Н. Григорян, М.
Т. Степанянц и др.). Широкое развитие получилиисследования истории марксистской философии (Т. И. Ойзерман, М. Н. Грецкий, Н.И. Лапин и др.).Постепенно обретала новые параметры и акценты историография русской философии.Появились специальные труды по эпохе Киевской и Московской Руси (М. Н. Громов,В. В. Миль-ков и др.). 1000-летие принятия христианства Киевской Русьюстимулировало исследования по древнерусской культуре, в том числе философии.Проявился интерес к консервативному направлению в русской философии XIX в.,особенно к взглядам П. Я. Чаадаева и славянофилов. Прошли острые дискуссии ороли и месте славянофилов в истории русской мысли.
Существенный сдвиг произошелв изучении идеалистической философии: былое игнорирование сменилось растущиминтересом (П. П. Гайденко, В. А. Кувакин и др.).Таким образом, несмотря на жесткие идеологические рамки, преследования всяческихотступлений («уклонов») от институционального марксизма (часто выступавшегоквазимарксизмом) и притеснения инакомыслящих, во многих трудах имелись иопределенные достижения, связанные с приращением знаний в различных областяхфилософской науки, прежде всего в логике и методологии научного познания,истории философии, философской антропологии.427Растущая специализация философских кадров, сама логика научной работыспособствовали все большей сосредоточенности ученых на вопросах избранной темы,соотнесению своих разработок с аналогичными исследованиями в немарксистскойфилософии и в конечном итоге в ряде работ — постепенному отходу отдогматизированных канонов и выработке вариативного, достаточно гибкого способамышления.
В результате под общей «крышей» философии диалектического материализмафактически сложились не только разные позиции, но и различные философские школы:онтологистско-метафизическая, гносеологическая, логическая, философия науки,философская антропология и др. Если «онтологисты» в своих разработках теорийбытия, универсалий, законов, категорий ориентировались на «классические»,особенно гегелевские, традиции панлогизма и систематичности, то «гносеологисты»,«логисты», «сциентисты» и «антропологисгы» — в той или иной мере на современныетечения (неопозитивизм, критический рационализм, герменевтику, структурализм,экзистенциализм, философскую антропологию и др.).Официальная принадлежность к «классическому» марксизму (а тем более к егопревращенной форме «советского марксизма») для многих ученых нового поколениястановилась все более формальной.
Процесс их дистанцирования от марксистскойортодоксии, носивший поначалу подспудный характер, приобретал открытую и вкакой-то мере естественную форму. Марксизм в целом терял свою монополию наистину, претензию на роль аккумулятора духовных достижений человечества.4. Философские исследования в современной РоссииПосле распада СССР в 1991 г. усилился драматический процесс переоценкиценностей, пересмотра отношения к марксизму вообще и марксистской философии вчастности. В философских исследованиях, равно как и в других областях культуры,идут трудные поиски элементов нового мировоззрения, духовно-мировоззренческихоснований происходящих реформ в контексте цивилизационных перемен в современноммире.
В философской жизни страны возобладало мнение о необходимости преодолениятотального господства какой-либо одной доктрины, отказа от оценок марксизма как«единственно верного учения». Культурную ценность представляет все богатствомировой философской мысли, составной частью которой является и русскаяфилософия.428Проблематика философских исследований в современной России в какой-то мереопределяется и теми подходами, которые были достигнуты в предшествующий период ишли вразрез с догматическими тенденциями официального марксизма.
Эвристическийпотенциал этих достижений сочетается с новым, более углубленным осмыслением ипереосмыслением творческого наследия русской философии и зарубежных мыслителей.Важную роль в философской жизни страны играют Институт философии Российскойакадемии наук, философский факультет МГУ, философские центры в ряде городов.Расширению научных связей российских философов с зарубежными коллегамиспособствовало проведение в 1993 г. в Москве XIX всемирного философскогоконгресса.Интенсивное развитие получили изучение и издание работ по истории отечественнойфилософии, особенно философской мысли в России конца XIX — начала XX в.,осмыслению ее места и роли в истории мировой философии, ее влияния на развитиекультуры. Впервые в России были изданы труды многих видных философов,репрессированных, эмигрировавших или высланных из страны. В отличие от прежнихисследований истории русской философии, уделявших преимущественное вниманиевыявлению ее самобытности, разрабатываемые ныне подходы ставят более широкиезадачи, связанные с непосредственным включением ее творческих идей в современнуюмировую философскую культуру.
Иллюстрацией этого процесса могут служить словарь«Русская философия» (под ред. М. А. Маслина, 1995, 1999), «История русскойфилософии» (2001), рекомендованная в качестве учебника для вузов, а также работыВ. Ф. Пустарнакова, В. В. Сербиненко и др.В условиях, когда в современном мире растет потребность во взаимодействииразличных культур, поиске новых путей цивилизационного развития, важное значениев философии приобретают исследования диалога философских культур,взаимодополнительности типов философствования на Западе и Востоке.
В этом планенаписан коллективный труд «История философии. Запад—Россия—Восток» (в 4 кн.,1995—1999). В отечественной литературе делаются попытки анализа совре429менной западной и восточной философии с точки зрения компаративного(сравнительного) подхода. Философская компаративистика, выделяя типы мышления,типы рациональностей и иррациональностей, используя методы проведения аналогий,параллелей и диалога, раскрывает тождество и различие философских культур,механизм их взаимодействия. Метод компаративистики нашел отражение и в «Новойфилософской энциклопедии» (в 4 г., 2000—2001), издание которой явилось важнымсобытием в философской жизни страны постсоветского периода.Проблема диалога в философии обрела особую актуальность в изучении ролинесиловых взаимодействий в сложных самоорганизующихся системах. В отличие отпрежней марксистской традиции делать упор на роль конфликта, борьбы и негативнооценивать идею их примирения, современные поиски общественно-политическойстабильности сопровождаются попытками обоснования примирения противоположностей,согласия и ненасильственного развития.
Глобальные опасности для человечествавторой половины XX в. обострили проблему его выживания. Былой пафосреволюционного преобразования уступает место обоснованию ценностей ненасилия итерпимости к инакомыслию.Отражением этих потребностей стал возросший интерес к этике ненасилия. Еепроблемам посвящены работы А. А. Гусейнова и других ученых.
Заметным событиемстал коллективный труд «Этика ненасилия» (1991).Импульсы к исследованиям этики ненасилия обусловливаются не только социальным иполитическим развитием, но и логикой познания в современных естественных науках— физике элементарных частиц в ее связи с космологией, в термодинамикенеравновесных систем и т. д. В результате формируется новая концепция Вселеннойкак саморазвивающейся системы, в которой человек не просто противостоит объектупознания как чему-то внешнему, а включается своей деятельностью в систему.














